Раннее обучение чтению - польза или вред?
|
|
Лев Штернберг | Дата: Четверг, 12.07.2012, 05:12 | Сообщение # 106 |
Подполковник
Сообщений: 111
|
|
|
| |
Cтепанова Валентина Васильевна | Дата: Четверг, 09.08.2012, 19:51 | Сообщение # 107 |
Подполковник
Сообщений: 148
| Лев, извините за то, что не смотрела сайт. Добрый день!
Первоначальный материал для артикуляционной разминки на уроке чтения подобран абсолютно верно, только начинать необходимо с закрытых слогов:и - иг - ик - их ..., затем ввести упражнения с двумя слогами , к примеру: и - иги - ики - ихи- иви - ифи, и т. д., а затем поставить вашу таблицу, а за ней слоги с стечением двух, а затем трех согласных, по той же схеме от закрытого слога к открытому, и перед сложным текстом давать в виде разминки. Но Вы должны подумать о том, как сделать этот материал для ребенка мотивационно привлекательным, я строю работу на пропевании песенок. Вначале мы знакомимся с песенкой, обсуждаем о чем в ней поется, обыгрываем ее, делаем мини спектакль... Рисуем рисунки под каждую строфу (предложение) песенки. А затем с этим осмысленным и наработанным материалом мы начинаем играть, вкладывая артикуляционные упражнения в ритм известной песенки. Смысл всему голова... А техническая сторона чтения - это слишком просто и не интересно.
|
|
| |
Лев Штернберг | Дата: Пятница, 10.08.2012, 05:54 | Сообщение # 108 |
Подполковник
Сообщений: 111
| И Вам день добрый, Валентина Васильевна! Quote (stepanowavalent) Вначале мы знакомимся с песенкой, обсуждаем о чем в ней поется, обыгрываем ее, делаем мини спектакль... Рисуем рисунки под каждую строфу (предложение) песенки. А затем с этим осмысленным и наработанным материалом мы начинаем играть, вкладывая артикуляционные упражнения в ритм известной песенки. Смысл всему голова... То, что Вы описали - это великолепная работа, очень нужная и очень ценная. Как бывший педагог детского театра я низко кланяюсь Вам в пояс за ту пользу, которую Вы несете детям. Однако - уж Вы простите меня, спорщика - вся эта работа не имеет почти никакого отношения к обучению чтению. Становление интеллекта - да. Фантазии - да. Ритмичности, творческих способностей, увлеченности - да, да, да. Но это всё имеет отношение к чтению точно так же, как к математическим способностям, к личностным качествам и пр. - это ОБЩЕЕ развитие. Если это и относится каким-то боком к обучению чтению, то - очень дальним боком.
Quote (stepanowavalent) А техническая сторона чтения - это слишком просто и не интересно. Я осмелюсь предположить, что технической стороной чтения Вы стараетесь заняться в последнюю очередь, потому что на самом деле это для Ваших учеников слишком трудно, и именно потому неинтересно. Трудно как раз потому, что Вы считаете, что "...только начинать необходимо с закрытых слогов:и - иг - ик - их ..." Если бы Вы начинали с открытых слогов - Вашим ученикам было бы намного проще и намного интересней.
В принципе, я ведь тоже не занимаюсь с детьми исключительно чтением. Автоматизация чтения в моих методиках не есть самоцель. Автоматизация чтения приходит как побочный продукт ритмических и прочих занятий. Попробуйте чуть-чуть усложнить мои песенки из видеоролика, например, добавив туда прихлопывание, притопывание или прищелкивание пальцами: ЗА-СА-ЦА - /топ-топ/ - ЗЯ-СЯ - /хлоп/ ЗО-СО-ЦО - /топ-топ/ -ЗЁ-СЁ - /хлоп/ - и эти попевочки сразу станут и интересны, и увлекательны. Развитые координация и внимание человеку не менее важны, чем какой-то там смысл. (Поверьте, я вовсе не уничижительно отношусь к смыслу. Но уметь облечь глубокое содержание в яркую форму - этому детей тоже учить надо. Если, конечно, ваши педагоги сами способны на яркую форму.)
Или расскажите сказку "Репка" на языке таблицы, типа на иностранном языке. Вместо "Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая!" - произнесите это же самое по-иностранному, соблюдая все интонации из оригинала и подобрав подходящие ударения: "Агакаха вафа бапама. Датана лара засаца-жаша!"
Или дайте детям сочинить историю про ГАКАХую ВАФу, которая БАПАМАла ДАТАНА. Гакахнутая такая вафища, и бедный такой бапамакнутый датанчик, совсем ещё датанёныш - это всё живет в таблице, надо только уметь это увидеть. Живой материал для морфемного словообразования.
Я не хочу безмерно засорять Ваш форум своими видеороликами. Поэтому я приглашаю Вас, Валентина Васильевна, на мой сайт, вот на эту страничку: http://www.rebus-metod.net/obuchenie-chteniyu Буквально вчера я разместил на этой страничке несколько новых роликов, касающихся, как Вы говорите, техники чтения. Думаю, хотя бы для информации Вам просто необходимо эти ролики посмотреть. Тем более, что я получаю всё больше заказов от новосибирских родителей, а это значит, что через год-два к Вам в школу могут прийти дети, обученные по моим материалам. Вам наверное не помешало бы знать, о чем я на моем сайте рассказываю родителям этих детей.
Кстати сказать - заметьте, Валентина Васильевна, на моем сайте я в последнее время стал отдавать предпочтение видеоматериалам, ибо они воспринимаются (даже умеющими читать взрослыми) гораздо легче и охотнее, чем письменные тексты.
Сообщение отредактировал Лев_Штернберг - Пятница, 10.08.2012, 06:53 |
|
| |
Дмитрий Зорин | Дата: Вторник, 21.08.2012, 03:33 | Сообщение # 109 |
Полковник
Сообщений: 229
| Quote (Лев_Штернберг) Я осмелюсь предположить, что технической стороной чтения Вы стараетесь заняться в последнюю очередь, потому что на самом деле это для Ваших учеников слишком трудно, и именно потому неинтересно. Трудно понять только одно, откуда Ваши предположения исходят, Лев, если Вы лично в своей пед.практике не единожды, надеюсь, убеждались, насколько подобная задача проста, как легко реализуется: (при определённых известных Вам условиях).
А то, что Вы называете "общим развитием" единственно и является ценным и по-настоящему интересным и достойным детального рассмотрения и обсуждения. Без этого самого т.н. "общего развития" даже умение переводить знаки в звуки звучащей речи может обратиться для конкретного ребёнка в сущий яд, в "бремена неудобоносимые". И это, к счастью, тоже Вам известно. Хотя, нужно признать, что многие, таскающие "бремена", редко догадываются об этом, слишком привыкли они к своему грузу, и ничего другого у них нет...
|
|
| |
Лев Штернберг | Дата: Вторник, 21.08.2012, 05:52 | Сообщение # 110 |
Подполковник
Сообщений: 111
| Quote (dz0rin) Трудно понять только одно, откуда Ваши предположения исходят, Лев Дмитрий, высказывая предположения, я обычно тут же пишу на чем они основываются. В данном случае я написал "Трудно как раз потому, что Вы считаете, что "...начинать необходимо с закрытых слогов:и - иг - ик - их ...". Если бы Вы начинали с открытых слогов - Вашим ученикам было бы намного проще и намного интересней." Мне жаль, Дмитрий, что Вы спорите лишь бы только поспорить, не вникая при этом в доводы собеседника или вовсе не замечая их.
А еще мне жаль, Дмитрий, что Вы скоропалительны в суждениях, и что Вы читаете лишь кусочки, в поиске, за что бы зацепиться для спора. Вы поленились даже сходить по моему приглашению на http://www.rebus-metod.net/obuchenie-chteniyu.
Насколько я понимаю, эта конкретная тема посвящена конкретно чтению. Я пытаюсь поговорить с Валентиной Васильевной именно об этом, о принципах обучения чтению. При этом я пытаюсь объяснить, что традиционный фонемо-буквенный анализ категорически вреден детям, особенно детям нечитающим - вреден независимо от того, в деятельностном ли подходе он применяется, или в бездеятельностном. А Вы, Дмитрий, старательно влезаете в разговор с предложением поговорить о другом, об общем. Я уже несколько раз говорил Вам, что лично меня занимает именно тема чтения, а тема общего развития интересует меня сегодня не больше чем тема огурца на обед. Я вполне разбираюсь в общем развитии, и даже думаю, что разбираюсь в нем более профессионально, чем Вы. Однако сегодня тема общего развития мне не интересна, профессионально не важна, я отошел от этой темы уже лет 15 назад, хотя ранее я ею занимался. И я прошу Вас, Дмитрий, больше меня разговорами об общем не занимать. С этим, пожалуйста, обращайтесь к кому-нибудь другому, хотя бы к той же Валентине Васильевне.
|
|
| |
Дмитрий Зорин | Дата: Вторник, 21.08.2012, 07:06 | Сообщение # 111 |
Полковник
Сообщений: 229
| Лев_Штернберг, Вроде бы очевидно, что зная, как произносить И, Г..., ребёнок сам довольно легко слитно читает закрытый слог ИГ. Поэтому с них начинать проще. Произношение открытого слога ребёнок, как я понимаю, просто как бы запоминает, играясь с ними. Думаю, тема, столь интересующая Вас, достаточно раскрыта в ходе дискуссии выше, а также в видеоматериалах В.В.С. Мне казалось, одного видео (по калиграфии) уже достаточно. Вы снова возвращаетесь к проговоренным вещам. Но даже в одном этом видео уже имеется практически всё необходимое по данной теме, хотя м.б. и конспективно, сжато. О чём же спорить?Добавлено (21.08.2012, 06:06) --------------------------------------------- Лев_Штернберг, Валентина Васильевна 25 августа приезжает в Новосибирск. Если у Вас есть возможность и желание, приезжайте. Многие вопросы могут быть решены. Я со своей стороны приглашаю Вас как гостя к себе домой на время семинара и мастер-классов. Условия у нас скромные, но одну комнату мы для Вас освободим, без проблем.
|
|
| |
Лев Штернберг | Дата: Вторник, 21.08.2012, 07:09 | Сообщение # 112 |
Подполковник
Сообщений: 111
| Дмитрий Зорин, это для Вас очевидно, как произносить И, Г..., потому что Вы читать уже умеете. А для нечитающего ребенка это совсем не очевидно. Потому что две буквы ИГ читаются совсем не так, как произносится И, Г И, Г - это два звука. И потому закрытый слог ИГ - это тоже два звука. Открытый слог ГИ - это один звук. Если не верите в этом мне, то спросите любого ребенка, которому еще не компостировали мозги алфавитом и фонемо-буквенным анализом. Один звук произносится легче, чем два звука. И ничего ребенку в произношении одного звука запоминать не надо, он его просто произносит, и всё. А Вы, Дмитрий, понимаете только то, к чему Вы привыкли.
В лекции Валентины Васильевны по каллиграфии нет ничего, что бы касалось темы обучения чтению. Там кое что касается темы письма, но в основном речь идет о рисовании. Мне жаль, что Вы не видите разницы между рисованием, письмом и чтением. Но коль не видите, то и спорить тут действительно не о чем.
|
|
| |
Дмитрий Зорин | Дата: Вторник, 21.08.2012, 08:22 | Сообщение # 113 |
Полковник
Сообщений: 229
| Лев_Штернберг, Я Вашу систему понял вполне, примерно год назад. Некоторые расхождения лишь в терминологии. Ну, не стоит искать противоречий в теории, да ещё там, где их нет. Отличия имеются, и в методике тоже, но противоречий (что касается самой техники чтения) не вижу. Повторюсь, на практике этот вопрос решается ещё проще, чем Вы думаете. А видео Вы решительно не до конца просмотрели, вернее, решительно не внимательно, видимо запамятовали. Там всё что нужно, ничего лишнего, по данной весьма узкой теме. Просмотрите наново. И пусть не смущает, что ВВС рассматривает любую тему только вкупе со всеми сопутствующими не менее важными вопросами. Нам, её слушателям, так проще воспринимать. Мы ж как дети, только целостно всё и можем воспринять. А уж потом худо бедно пытаемся сопоставлять, анализировать... Я же говорю, по третьему кругу проговариваем всё то же...
|
|
| |
Лев Штернберг | Дата: Вторник, 21.08.2012, 15:15 | Сообщение # 114 |
Подполковник
Сообщений: 111
| Дмитрий Зорин, может быть мы о каких-то разных лекциях по каллиграфии говорим? Лично я говорю о двух видеороликах из прошлых лет: "Каллиграфия. Становление в пространстве." и "Каллиграфия. Образные росчерки". Вы желаете, Дмитрий, чтобы я еще раз потратил три с лишним часа, просматривая эти ролики и отыскивая в них ту пару слов, которая касается чтения? Давайте сделаем проще: Вы назовете мне те минуты из этих роликов, в которых чтение упоминается.
|
|
| |
Дмитрий Зорин | Дата: Вторник, 21.08.2012, 22:31 | Сообщение # 115 |
Полковник
Сообщений: 229
| Лев_Штернберг, Я Вас не неволю. Если есть желание, смотрите первый "Становление", с часа примерно. Вы очень любите, чтобы ничего лишнего по интересующей теме. Таки - вот. Очень конспективно и всё что нужно, исключая наверное предварительную работу по Большой букварной таблице (это видео пока не разместили; но и там полно работы, которая, по-Вашему, как бы к чтению не относится). Есть ещё малые букварные таблицы, но они больше как бы для письменной речи, а это Вас уже не интересует... Согласные буквы (терминология общепринятая, если что), Валентина Васильевна на лекции вписывает от руки. Хотя, обычно на уроке используются карточки с согласной буквой, а потом со стечением согласных, чтобы успеть в ходе пения подставлять их к гласным буквам. И сначала берётся какая-либо одна гласная. Потом используется одна согласная буква (склады, по-Вашему, отрабатываются), потом упр-я постепенно усложняются до появления закрытых, прикрыто-закрытых слогов со слиянием согласных на конце и в начале слога. Всё предельно просто. Это и есть слоговое чтение, так оно и отрабатывается, как я понимаю.
|
|
| |
Лев Штернберг | Дата: Среда, 22.08.2012, 01:33 | Сообщение # 116 |
Подполковник
Сообщений: 111
| Quote (dz0rin) Всё предельно просто. И это Вы называете "просто", Дмитрий? Просто - это когда я объясняю ребенку одно-единственное правило - заметьте, любому неподготовленному ребенку, даже незнакомому, случайному встречному на улице или в метро - и через две минуты он уже сам, совершенно самостоятельно читает множество разнообразных слов. А я лишь поддакиваю ему и иногда спрашиваю "А что такое КУЧА? А что такое ЗАНОЗА?"
По поводу видеоролика "Становление" - нет, Дмитрий, там нет ПОЧТИ ничего по поводу чтения. В промежутке между 01:08:10 и 01:09:30 есть хорошее упражнение на чтение ритма в нотной записи. Полторы минуты. Затем еще пять минут следует вкрапление в это упражнение отдельных букв. Итого в полуторачасовой лекции максимум семь минут про чтение, да и то если согласиться это считать чтением. Окей, я согласился, это чтение. Но повторить всё это без учителя ребенок сможет лишь после нескольких часов подобной работы. Итого несколько уроков для того, чтобы "просто" пояснить ребенку принцип чтения. Несколько уроков, в течение которых учитель (, блистая остроумием, чтобы дети не заскучали и не отвлекались,) демонстрирует образец, а дети лишь повторяют за ним. У нас с Вами, Дмитрий, явно разное понимание слова "просто".
Двадцать лет назад, давая учителям семинары на тему "Актерское мастерство в профессии учителя", я показывал учителям подобные упражнения, как вот эта ритмика Валентины Васильевны. И я точно знаю, по опыту из тех семинаров, что лишь один-два из десяти учителей способны сами выполнить эти упражнения, не говоря уж о том, чтобы обучать ими детей. Требуется хороший и длительный тренинг, чтобы научить учителей играться подобным образом. У Валентины Васильевны эти упражнения выглядят "предельно просто", как Вы это назвали, Дмитрий, только лишь потому что она этим владеет. Для большинства других учителей подобная ритмика окажется запредельным уровнем, а сами они будут в этих упражнениях как слоны в посудной лавке. Развивать наших учителей - да, конечно, это очень нужная работа, флаг Валентине Васильевне в руки. Но лично мне чистить эти авгиевы конюшни надоело пятнадцать лет назад, и я переключился на другое. Вместо того, чтобы без конца усовершенствовать свечку, я взял и придумал электричество. Теперь оно работает само.
|
|
| |
Дмитрий Зорин | Дата: Среда, 22.08.2012, 02:15 | Сообщение # 117 |
Полковник
Сообщений: 229
| Лев_Штернберг, Учителя с рабочих окраин Новосибирска взяли ритмическую строку с этой лекции, с первого раза, без проблем. Дети осваивают её ещё быстрее. А ежели имеются проблемы в восприятии и удерживании ритма, о каком "чтении" может идти речь? Кроме того, в Вашей-то формальной логике, когда из общего контекста развития вырывается одна-единственная тонюсенькая ниточка и с нею только идёт работа, когда ничего другого в этот момент не учитывается (пресловутые "пуговицы", к которым лично у меня, поверьте, никаких претензий нет - пришиваете Вы их намертво, а мне нужен нормальный костюм) - и такое фундаментальное и базовое для развития умение, конечно, никак не связано с механизмами чтения. Вы и само чтение-то, простите великодушно, Лёвушка, понимаете упрощённо, вплоть до полной карикатуры на этот сложный процесс. У Вас, простите, всё лежит на отдельных полочках, ничто и ни с чем не пересекается, на каждой полочке своя логика расположения вещей, каждую надобно осваивать отдельно, без возможности применить ранее приобретённые способности. Так что не стоит вводить кого-то в заблуждение по поводу своих скромных достижений. А по поводу видео - можете убеждать себя в чём угодно, если не хотите увидеть там искомую методику.
|
|
| |
Лев Штернберг | Дата: Среда, 22.08.2012, 03:31 | Сообщение # 118 |
Подполковник
Сообщений: 111
| dz0rin, Ну еще не хватало, чтобы хором да при дирижировании лектора учителя не смогли взять строчку "кратко-кратко-длинно - кратко-кратко-длинно - ".
Судя по всему, Вы, Димуля, вернулись из отпуска со свежими силами и в боевом задоре. Поздравляю Вас с этим. Вы, можете рассматривать мои упрощения как карикатуру на Ваш сложный процесс, воля Ваша. Хочется Вам иметь процесс сложный - пожалуйста, его вы и имеете. Жаль только, что и дети его имеют вместе с Вами.
У меня возник ехидный вопрос к Вам, Димочка. Прямо по поводу данного топика, который называется "Раннее обучение чтению - польза или вред". Скажите Дима, такую вещь. Вот если упражнения Валентины Васильевны столь просты, что даже (цитирую Вас) "учителя с рабочих окраин Новосибирска берут их с первого раза и без проблем, а дети осваивают еще быстрее" - чем было бы вредно эти же самые упражнения давать детям эдак года на два-три пораньше? Только не утверждайте, прошу Вас, что подобная ритмика была бы пятилеткам не под силу и не на пользу. Пусть Вам не нравятся пуговицы, которые я намертво пришиваю в пустоту, однако почему Вы считаете, что весь костюмчик нужен ребенку лишь в 6-7-летнем возрасте, а до той поры он должен щеголять нагишом и балбесом? Чем, на Ваш взгляд психолога, была бы пятилетке вредна строчка "кратко-кратко-длинно - кратко-кратко-длинно - "? Давайте наконец определимся, вредно или не вредно раннее обучение чтению. И если вредно, то почему.
|
|
| |
Дмитрий Зорин | Дата: Среда, 22.08.2012, 03:55 | Сообщение # 119 |
Полковник
Сообщений: 229
| Лев_Штернберг, Приезжайте в гости, Лев. Я с Крыма привёз хорошее вино, поговорим в перерывах между лекциями и занятиями.
|
|
| |
Лев Штернберг | Дата: Среда, 22.08.2012, 04:11 | Сообщение # 120 |
Подполковник
Сообщений: 111
| dz0rin, А по трезвому ответить на этот вопрос слабо, что ли?
|
|
| |