Анализ ситуации в образовании.

    Современное состояние сферы образования в России характеризуется, с одной стороны, выдвижением качественно новой задачи: обеспечения каждому человеку возможности постоянного творческого обновления, развития и совершенствования на протяжении всей жизни, что предполагает в качестве результата целостное, социально ориентированное мировоззрение, позволяющее адекватно воспринимать явления окружающего мира и эффективно действовать в нём. С другой стороны, требуется строго дифференцировать структуру образования по предметам, следовать почасовому планированию, овладевать единым стандартом образования. Задачи, которые декларируются как обязательные или приоритетные невозможно исполнить, не изменяя технологию обучения. Противоречия, между требованием строго следовать образовательным гостам и требованием удовлетворить индивидуальные запросы и интересы учащихся, ограничивают творческую активность учителя на уроке и не позволяют ему эффективно действовать, для овладения учениками целостным содержанием предмета. Учитель ориентирован нормативными документами не столько на развитие ребёнка, и целостное понимание предмета, сколько на умение ребёнка правильно ответить на тесты, которые не всегда показывают истинную картину владения содержанием предмета. Поиск причин неблагополучия ведётся не внутри педагогического процесса, а вне его.
   С нашей точки зрения, основными причинами неблагополучия современной школы являются следующие:  
        во-первых, ученик не является полноценным субъектом действия во время обучения, он объект воздействия учителя – медиума, передающего ему стандартизированные универсальные знания;
        во-вторых, содержание знаний определено не возрастными, индивидуальными, деятельностными потребностями учащихся, а формально-теоретическими представлениями педагогов;
        в-третьих, знания даются в формализованном виде и не создают условий для становления целостного мировосприятия, они отчуждены от индивидуального представления о мире ученика, что не позволяет ребёнку соотносить полученную информацию с индивидуальной картиной мира и расширять её. Это затрудняет ориентировку внутри полученных знаний;
       в-четвертых, у детей отсутствует доверие к учителю, из-за неверно понятого статуса учителя в ситуации общения «учитель – ученик», что дополнительно закрепляется жесткой системой социально поддерживаемых оценок;
       в-пятых, мотивационная дезинтеграция общества, свойственная переходным этапам социального развития во всех странах мира, которая наиболее остро проявила себя в России.
  Это болезненно сказалось не только на подрастающем поколении, но и на их родителях и самом институте школы. Институт школы, ориентированный в будущее, не успевает за изменениями, происходящими в социальной сфере сегодняшнего дня, что и предопределило проблемы подрастающего поколения: ему оказалось сложнее всего найти социальные ориентиры для успешной самореализации в быстро меняющемся мире.
  В этих условиях образование должно иметь в качестве своей цели развитие творческой индивидуальности человека, дающей ему возможность решать новые задачи в постоянно меняющихся условиях.


Меню сайта
Вход на сайт
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0