Школа развития индивидуальности "Росток"
«Школа развития индивидуальности "Росток" представляет собой систему, включающую определенную концепцию детского развития, соответствующую ей образовательную программу, необходимый набор учебно-методических пособий и материалов.
Технология создавалась на протяжении 20 лет, разрабатываясь во многих школах страны: в Смоленске, во Владивостоке и Приморском Крае, в Москве и Московской области, в Новосибирске, в Когалыме.
Многие идеи концепции и ее отдельные технологические звенья отрабатывались в совместной работе и острых дискуссиях с Е.Е. и Г.Г.Кравцовыми, Б.Д.Элькониным, Е.Е.Шулешко, Л.А.Венгером.
Философско-методологическое, общепсихологическое обоснование и дальнейший мощный импульс к развитию технологии был дан замечательным отечественным психологом А.В.Толстых. Программа В.В.Степановой «Росток» оказалась по существу практическим воплощением тех представлений о развитии личности и индивидуальности человека, которые разрабатывались Александром Валентиновичем в последние годы его жизни (1988, 1994, 2000). В результате этого плодотворного взаимопроникновения идей программа «Росток» выстроилась в целостную образовательную систему со своим мировоззрением, своей методологией, своим взглядом на процесс развития личности и индивидуальности человека, своей образовательной технологией. (В.В.Степанова, А.В.Толстых 1996).
Работа над развитием системы продолжается и вряд ли, в принципе, может быть завершена. В настоящее время технология получила второе название – «Школа развития индивидуальности "Росток", которое высвечивает основную ценностную установку, подход к пониманию целей школьного образования как создания максимальных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого (а не только особо одаренного) ребенка.
Проект "Школа развития индивидуальности "Росток" являет собой развивающийся экземпляр открытой подсистемы образования в рамках системно-деятельностного подхода.
Основные принципы технологии:
- государственно-общественный характер школы;
- естественно-научный характер содержания образования;
- воспитательно-образовательный процесс базируется на субъект-субъектных отношениях учителя и ученика;
- проблемно-поисковые методы обучения;
- право на ошибку;
- комплектование классов по методу случайного отбора;
- в основе организации уроков – групповая деятельность учащихся;
- творчество;
Последовательная реализация вышеперечисленных принципов приводит к тому, что уже в детском возрасте у ребенка развивается воля, в качестве доминирующих развивается истинная познавательная потребность, мотивация взаимопомощи, развивается принципиально новый тип самооценки - происходит становление «бесстрашного интеллекта», не только не боящегося новых задач, но жаждущего их и умеющего их решать.
Программное содержание образовательного процесса реорганизовано таким образом, чтобы оно представляло не более 9 — 10 базовых тем, что позволило при прохождении детьми темы так организовать учебную деятельность, чтобы в ней были реализованы все базовые виды деятельности, от общения, предметной, символической до знаковых форм распредмечивания и опредмечивания культуры.
"Росток" в свою очередь состоит из множества тесно взаимосвязанных неотъемлемых друг от друга подсистем:
Подсистема дополнительного образования - НУДО центр «Росток» директор Тархова Ольга Дмитриевна, представляет собой часть образовательной программы, целью которой является развитие творческой индивидуальности детей и реализации собственных представлений каждого ребёнка. Работа во второй половине дня является продолжением решения задач поставленных на уроках в первую половину дня. Комплексные занятия включают в себя дисциплины способствующие развитию целостного представления о мире, письменной речи, становлению математических представлений, развитию речи.
Составные части дополнительного образования:
- хореография - дает общий ритм, общую координацию и работу в группе, ориентацию в пространстве, смысловые движения;
- изобразительное искусство - изобразительная деятельность является средством становления образного мышления, средством и способом осмысления окружающего мира;
- шахматы - дают ориентацию на плоскости, умение видеть пространство, площадь, видение ситуации целиком, соотносить различные направления, удерживание общих правил игры;
- блокфлейта - помогает поставить дыхание, дает общий ритм, развитие слуха, координации;
- хоровое пение - помогает поставить дыхание, дает общий ритм, способность работать в группе;
- элементарное музицирование - дает общий ритм, способность работать в группе, развитие слуха, координации, знакомство с различными музыкальными инструментами;
- английский язык - в разговорной форме реализует тот же самый механизм становления английской речи, что и речи на родном языке, в старших классах – переход к письменной речи;
- в старшем звене работают доп. направления: «Школа исследователей» физика и введение в химию, математика, литература.
Инновационная площадка - в 2011 учебном году произошел новый важнейший этап развития Ростка - мы переехали в МБОУ г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 17». На базе этой школы открыта инновационная площадка ГБОУ ДПО НСО «Институт развития образования Новосибирской области». Директор школы - Шипко Наталья Степановна, научный руководитель – к.п.н. Степанова Валентина Васильевна, консультант проекта - Хрущёва Валентина Викторовна, начальник отдела поддержки инициатив и инноваций ГБОУ ДПО НСО «Институт развития образования НСО», методист высшей квалификационной категории. Направление площадки «Создание условий для реализации ФГОС НОО» ; Общественная организация родителей - новосибирская региональная общественная организация родителей НРОО «Центр развития индивидуальности ребенка и защиты его прав «Росток». Организация создана с целью содействия ученым, педагогам, методистам, родителям в развитии творческой индивидуальности каждого ребенка, оказания помощи детям, родителям, педагогам в решении правовых, воспитательных, социальных, психологических и иных задач;
Сотрудничество с городскими площадками – с институтами Академ. городка, музыкальной школы, театры, музеи и т.д.
Работа над развитием системы продолжается и вряд ли, в принципе, может быть завершена. Росток прирастает новыми подсистемами. Один из новых элементов – интернет ресурс www.rostok54.ru - служит единой площадкой для консолидации всех материалов технологии Степановой Валентины Васильевны, местом дискуссий участников сообщества - родителей, преподавателей, учеников.
Результаты системы "Росток" на сегодняшний день.
За время существования Ростка, наши педагоги и ученики неоднократно удостаивались наград различной степени на выставках, конкурсах, олимпиадах. В качестве примера приведем список за последний год:
- региональный этап X международной ярмарки социально-педагогических инноваций. Диплом первой степени учителя начальных классов — Рымшиной Веры Павловны.
- в течение года наши ученики были победителями и занимали призовые места на олимпиадах по литературе, шахматам, математике.
Жизнь продолжается! Следите за событиями на сайте.