Введение
При разработке данной концепции мы опирались на следующие
- О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015гг. Постановление правительства от 7.02.2011г.
- Базисный учебный план начального общего образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Иркутск, 2011, А.Кондаков
- УМК «Школа России»
- Условия введения ФГОС нового поколения. АО ИППК РО 2010г.
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
- Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 года отмечено, что в середине прошлого десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Одним из самых болезненных вопросов современности является воссоздание трудовых ресурсов способных жить и действовать в условиях постоянно меняющегося мира. Основополагающим средством для решения данной проблемы является изменение образовательных систем, которое включает в себя не только дошкольное, школьное, профессиональное образование, но и общий подход к жизни. Психологи отмечают, что в настоящее время наблюдается глубокий разрыв между все возрастающей сложностью мира и способностью человека ориентироваться в новых условиях жизни.
Поиск новых путей развития образования стал особенно актуален и в связи с резким, за последнее десятилетие, падением показателя индекса человеческого развития (ИЧР), одним из основных параметров которого является уровень образованности населения. ИЧР становится в настоящее время центральным показателем уровня развития страны в целом, более важным, чем показатель по ВНП (валовому национальному продукту) (Л.Ю.Мажар, 1997).
По определению А.М. Кондакова (г. Иркутск, 2011г.) современное состояние образовательной среды характеризуется:
- морально-нравственной дезинтеграцией общества;
- низким уровнем доверия и социальной солидарности;
- нарушением преемственности поколений и социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта;
- недостатком гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения;
- ростом национализма, ксенофобии, усилением центробежных социальных тенденций;
- снижением ценности производительного труда, науки, творчества и образования;
- усилением миграционных процессов;
- недостаточным уровнем воспроизводства населения;
- снижением физического, социального и психического здоровья.
Данные проблемы стоят не только перед российским обществом, они характеризуют общую мировую тенденцию.