Другое детство, 30 мая 2011, 18:39
цели системы образования
условия развития ребенка
личностное развитие ребенка
развитие индивидуальности
Оригинальная статься с комментариями
Каждый образованный человек понимает, что система образования является жизненно важной функцией культуры и именно поэтому должна быть соразмерна этой культуре. Безусловно, культуру можно рассматривать с разных позиций, если смотреть на нее только с позиции ценности накопленного народом опыта, зафиксированного в артефактах, то она превращается в закрытую, неразвивающуюся систему, которая медленно, но верно затухает.
Такая ценностная установка логично предопределяет выбор поведенческой стратегии – сохранить, пересчитать достояние, запомнить. Высшей ценностью в этом случае являются предметы (артефакты) культуры, им поклоняются, их возводят в ранг абсолюта.
В этом случае понятен ход: от общего к частному, от далекого к близкому. Культура, развернутая в мир прошлых достижений, обесценивает и обесцвечивает жизнь человека в настоящем, с его устремлениями, ценностями, усилиями.
В ситуации, когда овладение культурой является желаемой целью образовательной системы, и человек рассматривается как страдательная позиция по отношению к культуре, а его ценность определяется по количеству освоенных артефактов культуры, целью обучения становится тотальная личность, которую формируют в рамках культуры.
Тотальная личность способна продуктивно действовать только в стабильные периоды общественного бытия, когда общество действует в рамках устоявшихся моделей поведения, стабильной экономики и политики. При смене способов производства человек с данным типом сознания оказывается неэффективен в сфере производства и не способен к самореализации как индивидуальность, что ведет к глубинной депрессии, к утрате смысла жизни.
Понимание данной проблемы приобретает в настоящее время тем большее значение, чем более взаимосвязанными становятся все элементы системы «природа — человек – общество – человечество».
Но если посмотреть на культуру с позиции открытых (диссипативных) систем, то становится понятным, что она может существовать только путем постоянного воспроизведения самое себя. Обновление или самовоспроизведение культуры осуществляется за счет творческого освоения предметов культуры подрастающим поколением и внесения в нее новых точек видения.
Каждое новое поколение, осваивая опыт предшествующих поколений, наполняет традиции и символы культуры собственным мироощущением, как бы одухотворяя их.
В этом случае целью и ценностью культуры становится ныне живущий человек, а прошлое становится питательной средой для его эффективного развития.
Такой подход меняет и цели образования, которые ориентированы на человека и его развитие, и направлены в будущее.
Культурологическая ситуация ближайшего будущего состоит в том, что современный быстро меняющейся мир ставит перед человеком задачи быстрой адаптации к переменам и выработки эффективных способов деятельности в этих условиях, а также положительной направленности мышления.
Благополучие цивилизации с каждым днем все больше зависит от возрастающего числа людей. Это предопределяет нашу взаимозависимость и требует от человека способности к позитивной и эффективной коммуникации, что объясняет стремление всех развитых стран кардинально улучшить образование подрастающего поколения.
Обучение людей по укороченной схеме и ранняя специализация не дают широкой ориентировки в окружающей человека действительности. Отчуждение значительной части общества от смысла проистекающих процессов в мире, привело к утрате человеком осознания своего места и роли в нем, а в связи с этим и ответственности за свои действия перед обществом и перед самим собой. Человек, не понимающий проистекающих событий в мире, становится беспомощным, не способным к самостоятельной постановке и реализации целей. Он не способен противостоять внешнему влиянию разрушающих общество сил.
Осознание этого изменило направленность интересов общества на цели системы образования, так как вольно или невольно человечество ускоряет процесс роста производительных сил. Быстро меняется не только природа, но и социальная и политическая среда. Возникают новые политические течения, охватывающие своим влиянием сознание многих народов.
Активное развитие средств массовой информации приводит к повышению темпов информационного обмена, новому витку технического прогресса и дальнейшей межгосударственной экономической интеграции, которая требует от человека умения действовать в поле межнациональных и межконфессиональных объединений народов мира. Это неминуемо вызовет потребность общества в людях, способных действовать в нескольких культурных полях одновременно и при этом сохраняющих собственные национальные и конфессиональные интересы.
Данные условия требуют от человека умения быстро анализировать ситуацию, самостоятельно принимать решения, неся ответственность за них не только перед собой, но и перед обществом.
В этих условиях индивидуальная самобытность человека будет ассоциироваться в общественном сознании как величайшая ценность. Ценностью должен стать сам человек с его замыслами, путями их реализации.
Только человек, который способен обобщить свой опыт и сделать его единицей анализа проистекающих событий, способен к активным действиям в постоянно меняющейся среде, к удержанию собственного миропонимания, собственной позиции в продуктивных формах общения.
Эффективное поведение в подобных ситуациях не может базироваться на использовании готовых решений присвоенного опыта, а должно опираться на принципиально иные механизмы врастания в культуру, при которых собственный опыт является мерой анализа поступающей информации. Новая информация в этом случае наполняется субъектной позицией человека, который несет ответственность за ее интерпретацию перед собой и перед обществом, так как анализ данных ведет к использованию их в целях порождения нового знания.
В этом случае, овладение культурой есть не цель образования, а средство максимального развития человеческих способностей, то есть средство развития человеческой самобытности, индивидуальности.
Общество через обучение подрастающего поколения передает свои представления об устройстве окружающего мира. Представления о мироустройстве не являются статичным и одномерным образованием – это некое динамичное, развивающееся, удерживающееся не только индивидуальным, но в большей степени общественным сознанием функциональное образование, закрепленное в культуре. Оно должно быть точно передано от поколения к поколению без искажения, иначе будет нарушено миропонимание и мировосприятие целого народа, однако при передаче необходимо избежать завершенности, конечности представлений о мироустройстве, что задаст основу для активизации процессов познания.
Представления о мире заложены в культуре каждого народа. Но культура не только традиция, она еще и творчество! На фундаменте традиций в рамках общественного сознания идет постоянное обогащение системы ценностей, расширение пределов представления о мире. И каждое поколение должно занять свое место в культурной традиции народа, обогащая и развивая ее.
На каждом этапе общественного развития ценностные ориентации общества будут меняться, а вместе с ними будет претерпевать изменение и система передачи этих ценностей.
В ближайшем будущем, где человек с его самобытностью станет главной ценностью культурного сообщества, характерным будет иное отношение к подрастающему поколению как к тем представителям рода человеческого, которым предстоит ответить на сокровенные вопросы, поставленные мирозданием перед человечеством.
Поэтому современные представления о мире – это всего лишь исходная точка движения к решению проблем человечества, а содержанием образования должны стать не только конкретные гипотезы нашего времени, но и открытие способов постижения закономерностей постоянно текущего и изменчивого мира. А для этого необходимо максимально развивать систему как общих, так и творческих способностей каждого ребенка.
Одним из радикальных средств решения данных проблем прогрессивные ученые всего мира видят в изменении образовательных систем.
Образовательные системы должны быть направлены на постижение законов развивающегося мира и задавать позитивную направленность индивидуально-личностному развитию каждого ребенка.
Обучение должно быть основано на проблемно-поисковых способах познания, порождающих способность к выдвижению собственных гипотез, их анализу и сопоставлению с нормативными представлениями культуры, их обоснованию и доказательству. Это позволит выработать способность к самостоятельному принятию решений и ответственности за их реализацию перед собой и обществом. Овладение этим качеством является необходимым условием для успешного функционирования в инновационном пространстве быстро меняющегося мира.
На что необходимо обратить внимание при построении образовательной системы?
Изменение направленности с овладения устоявшимися концепциями мироописания, нормами и правилами поведения в социуме и способами действия в нем — на человека, как цель и ценность культуры — непременно изменит и цели, и содержание, и методы обучения.
Точка рассмотрения проблемы содержания образования будет лежать не внутри культуры, как главной ценностной установки общества, а находиться внутри процесса индивидуально-личностного развития, разворачивания и врастания человека в культуру.
Человек как индивид возрастает в индивидуальность посредством своей активности (субъектности), осваивая базовые виды деятельности для данной культуры, он приобретает при этом систему индивидуальных и универсальных (культурных) способностей.
Личностное развитие связывают с приобретением культурных (общих, универсальных) способностей.
Творческая наработка способов деятельности посредствам собственного опыта порождает культурные способности, которые опираются на систему индивидуальных ценностных установок, и придает способностям уникальную, индивидуальную окраску.
Обучение должно способствовать психическому и индивидуально-личностному развитию каждого ребенка, что, в свою очередь, является условием и средством достижения психосоматического здоровья.
Поэтапное разворачивание перед ребенком аспектов окружающей действительности, соотносимое с уровнем его психосоматического развития, и активное взаимодействие ребенка с данной средой, способствующее развитию подвижной функциональной системы взаимодействия с постоянно меняющимся средовым пространством, мы называем обучением, употребляя это понятие в самом широком смысле слова.
Подход к пониманию обучения как созданию оптимальных условий для развития индивидуальных качеств ученика изменяет и цели обучения: они переориентируются с овладения содержанием образования на нахождение индивидуального смысла в данном содержании и восхождение от порождения собственных способов решения учебной задачи к проникновению в замыслы другого лица: сверстника, близкого взрослого, учителя, ученого и т.д.
Ребенок, овладевая содержанием образования должен не замещать им свое миропонимание, а принимать его как одну из рядоположных гипотез, как рефлексивную точку по отношению к своей модели мира, как средство взаимопонимания в пределах культуры, наполняя его опытом собственных переживаний и размышлений.