Концепция развития школы
«Адаптивно-образовательное пространство как фактор социального становления детской личности».


При разработке данной концепции мы опирались на нормативные документы:

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 года отмечено, что в середине прошлого десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Одним из самых болезненных вопросов современности является воссоздание трудовых ресурсов способных жить и действовать в условиях постоянно меняющегося мира. Основополагающим средством для решения данной проблемы является изменение образовательных систем, которое включает в себя не только дошкольное, школьное, профессиональное образование, но и общий подход к жизни.
По определению А.М. Кондакова (г. Иркутск, 2011г.) современное состояние образовательной среды характеризуется:
- морально-нравственной дезинтеграцией общества
- низким уровнем доверия и социальной солидарности;
- нарушением преемственности поколений и социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта;
- недостатком гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения;
- ростом национализма, ксенофобии, усилением центробежных социальных тенденций;
- снижением ценности производительного труда, науки, творчества и образования;
- усилением миграционных процессов; - недостаточным уровнем воспроизводства населения;
- снижением физического, социального и психического здоровья.

Данные проблемы стоят не только перед российским обществом, они характеризуют общую мировую тенденцию.

Анализ ситуации в образовании.

С нашей точки зрения, основными причинами неблагополучия современной школы являются следующие:
- во-первых, ученик не является полноценным субъектом действия во время обучения, он объект воздействия учителя – медиума, передающего ему стандартизированные универсальные знания;
- во-вторых, содержание знаний определено не возрастными, индивидуальными, деятельностными потребностями учащихся, а формально-теоретическими представлениями педагогов;
- в-третьих, знания даются в формализованном виде и не создают условий для становления целостного мировосприятия, они отчуждены от индивидуального представления о мире ученика, что не позволяет ребёнку соотносить полученную информацию с индивидуальной картиной мира и расширять её. Это затрудняет ориентировку внутри полученных знаний;
- в-четвертых, у детей отсутствует доверие к учителю, из-за неверно понятого статуса учителя в ситуации общения «учитель – ученик», что дополнительно закрепляется жесткой системой социально поддерживаемых оценок;
- в-пятых, мотивационная дезинтеграция общества, свойственная переходным этапам социального развития во всех странах мира, которая наиболее остро проявила себя в России.

Основные идеи концепции и философия развития школы.

Социологи и психологи фиксируют дезориентацию человека, не способного найти свое место в изменяющейся природной и социальной действительности. Все сходятся во мнении, для решения глобальных проблем необходимо коренным образом пересмотреть существующую организацию и содержание обучения.
Целостное видение мира складывается в двух высших образовательных ступенях, здесь задаются условия для креативного развития индивида и личности. Данные системы пролонгируют свое влияние на среднее и даже начальное обучение, что создает условие для воспитания целостной, креативной личности для элитарной части общества.
Отраслевое и профессиональное образование отличается большей формальностью и алгоритмичностью, ориентированностью на формирование устойчивых навыков деятельности. Оно является самым массовым, и порождающим процессы отчуждения и деперсонализации человека, разрушение внутреннего мира индивида, так как не дает полного представления о мире и не включает процессы творческого осознания законов мирового развития. Все участники процесса такого обучения получают качественно одинаковое содержание образования, отличающееся лишь количественным параметром. Формы обучения достаточно формальны и жестки, что необходимо для формирования дисциплинированной эмоционально «фригидной» личности.
Для зарождающейся антропогенной цивилизации, где человек становится ценностью и целью культуры, характерным является отношение к подрастающему поколению как к тем представителям рода человеческого, которым предстоит ответить на сокровенные вопросы, поставленные мирозданием перед человечеством.
Функция школы состоит в передаче культуры подрастающему поколению и формированию способности понимать и принимать задачи наличного бытия, способного жить и общаться внутри него.
Но, исходя из задач современного, быстро меняющегося мира, актуальной становится задача – готовить человека способного менять самого себя и наличное бытие. Третьим условием функционирования школы является достижение учащимися образовательных цензов, определённых государством. Формирование у учащихся способности к творческому освоению артефактов культуры и есть, по большому счету, средство реализации всех трёх задач и основа для рассмотрения проблемы содержание образования.
Однако, прежде всего, необходимо осознание всеми участниками образовательного процесса (родителями, педагогами, учащимися) необходимости воссоздания функционального единства образовательной системы, что не возможно без осознания и определения ее целей, ценностей, мотивационной направленности.
Успешное овладение содержанием учебной деятельности возникает только тогда, когда оно опирается на достаточный для этого уровень детского психического развития, удовлетворяет потребности ребенка и создает условия для его активной деятельности. Обучение должно способствовать психическому и индивидуально-личностному развитию ребенка, что, в свою очередь, является условием и средством достижения психосоматического здоровья.
Здоровье мы понимаем как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта.
Тождественность ребенка бытию, его непосредственное единство с родом являются исходным пунктом личностного» и индивидуального развития. «Ведь конечной целью развития личности является восстановление единства с родом, и определение себя как субъекта родовой жизни».(А.В. Толстых, 1994. С.25).
Необходимо коренным образом пересмотреть существующие методы обучения, они должны основываться на активном участии ученика в процессе познания окружающего мира, и способствовать развитию индивидуальных форм мышления, которые, переходя в коллективные, доходят до универсальных форм сознания, не теряя при этом на всем пути своего развития субъектности.
Мы должны констатировать, что способ, которым задается культурная парадигма, определяет уровень человеческой ценности в данной культуре.
Рассмотрим другой способ овладения культурной парадигмой, смысл которого состоит в развитии индивидуальности через сопоставление «Я» и социума, и поэтапного изменения субъектом собственных представлений, суждений, норм поведения путем выбора наиболее адекватных (на данный момент его развития) для успешного функционирования в сензитивных формах его жизнедеятельности.
Нам представляется возможным выдвинуть новую стратегию развития индивидуальности и личности в процессе обучения.
Поэтапное разворачивание перед ребенком аспектов окружающей действительности, соотносимое с уровнем его психосоматического развития, и активное взаимодействие ребенка с данной средой, способствующее развитию подвижной функциональной системы взаимодействия с постоянно меняющимся средовым пространством, мы будем называть обучением, употребляя это понятие в самом широком смысле слова, так как оно способствует развитию субъектности сознания, т.е. индивидуальности.
Наш подход к обучению связан с открытием закономерностей мирового устройства субъектом учебной деятельности, что осуществляется через эмпирический путь познания, выдвижение индивидуальной гипотезы, соотнесение ее с гипотезами сверстников, и далее через анализ, сравнение, обобщение выход на сопоставление с гипотезами универсума. Это позволяет субъекту поэтапно преобразовывать собственные представления о мире, сохранив представление о себе и своем месте в нем, а также, оставив процесс познания не насыщаемой потребностью.

Краткая характеристика педагогической системы школы.

Эффективное поведение в подобных ситуациях не может базироваться на использовании готовых решений, присвоенного опыта, а должно опираться на принципиально иные механизмы врастания в культуру, при которых собственный опыт является мерой анализа поступающей информации, позволяющий принимать новую информацию, быстро ее анализировать и использовать для порождения нового знания. Реализация собственных замыслов, собственного миропонимания средствами культуры это и есть творчество. Индивидуальность , гармонично развиваясь и врастая в культуру, рождает целостного, творчески направленного человека, способного взаимодействовать в сложной социальной и культурной среде. В этом случае, овладение культурой есть не цель образования, а средство максимального развития человеческих способностей, т.е. средство развития человеческой самобытности, индивидуальности. Именно такой человек способен к порождению новых способов производства, освоению новых информационных технологий.
Правильная оценка уровня детского развития, связанная с овладением детьми базовыми видами деятельности, а, следовательно, и уровнем развития общих способностей, позволяет учителю выбрать соответствующие методы и приёмы обучения, направленные не только на овладение содержанием гипотез описания мира, но и дальнейшим развитием способности каждого ребёнка.
Учебная деятельность наследует все предшествующие виды базовой (ведущей) деятельности и опирается на естественные для этого возраста потребности в общении и принятии, новых знаниях и впечатлениях, а также на мотивационную направленность к совместной деятельности. В структуру учебной деятельности входят следующие компоненты:
- принятие учебной задачи;
- выдвижение рабочей гипотезы;
- предположительный план решения;
- само решение;
- анализ полученного результата;
- доказательство его верности.
Цель развития школы: Создание вариативного образовательного пространства, направленного на полноценное развитие социально-интегрированной, обладающей жизненно важными знаниями и компетенциями личности каждого ученика, способной к самореализации в условиях постоянно изменяющегося мира.
Задачи:
- Создание образовательного учреждения нового типа;
- Модернизация содержания образовательного процесса;
- Модернизация учебно-воспитательной работы;
- Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности;
- Организация медико-психологического сопровождения инновационных процессов.
- Государственно-общественный характер школы;
- Естественно-научный характер содержания образования;
- Воспитательно-образовательный процесс базируется на субъект-субъектных отношениях учителя и ученика;
- Проблемно-поисковые методы обучения;
- Право на ошибку;
- комплектование классов по методу случайного отбора;
- Использование при необходимости инклюзивного обучения;
- безотметочное обучение;
- Творчество;
- Способы организации учебной деятельности;
Последовательная реализация вышеперечисленных принципов приводит к тому, что уже в детском возрасте:
- развивается воля (как воление, способность самому вызывать и удерживать собственное психическое состояние), а не произвольность (как организацию собственного поведения, послушного чужим, внешним целям, правилам и контролю); воля может стать генетически исходной для развития произвольности, но обратное не возможно: из послушного ребёнка не вырастает внутренне свободный и ответственный человек;
- у ребёнка возникает в качестве доминирующих истинная познавательная потребность и мотивация взаимопомощи (а не любой ценой быть первым – самым умным, самым сильным и т.п.);
- развивается принципиально новый тип самооценки и переживания себя, зависимый не от интериоризации оценок учителя или группы, а только от личного, индивидуального переживания как границ своего знания и умения, так и принципиальной возможности их безграничного развития;
- происходит становление «бесстрашного интеллекта», не только не боящегося новых задач, но жаждущего их и умеющего их решать; естественно, что базовый образовательный компонент в виде грамотного письма, чтения, вычислительных навыков, решения математических задач и примеров осваивается каждым ребёнком.

Содержание образования и организация учебно-воспитательного процесса в школе

Содержание образования должно включать:
- овладение базовыми, для культуры, видами деятельности;
- основные гипотезы мироописания;
- творческую реализацию собственных представлений каждого ребёнка;

В понятие « качества образования», по нашему мнению, должно входить не только овладение обозначенными в программных документах ЗУНами и общим объемом информации, но и сохранение физического и психического здоровья, уровень личностного развития, а также развитие способности к культуротворчеству.
Содержание образования должно включать в себя не простое наращивание объёма информации по предметам, а представлять единство логически связанных дисциплинарных циклов, позволяющих учащемуся выстроить целостное представление о мире, а также овладеть значимыми в данной культуре моделями мироописания. (Стандарт)
Учебная деятельность включает в себя все предшествующие виды деятельности: предметную, символическую (игра, рисование, моделирование), только это может обеспечить развитие способности к апперцепции (схватыванию целого), и вычленению из него одной или нескольких контекстных линий.
Исходя из выше сказанного, под управлением качеством образования мы понимаем создание условий для успешного развития мотивационной сферы учащихся, а также условий для овладения содержанием образования на разных уровнях деятельности (эмпирический, образно-представленческий, понятийный, абстрактно-логический. С этим связано особое внимание администрации к контролю за условиями развития мотивационно-потребностной сферы ребенка, его субъектности и личности.
Потребность мы понимаем как необходимое условие для поддержания динамического равновесия и развития живого существа. Жизнь возможна только в процессе постоянного обмена веществ, обновления, развития и движения.

Форма проведения урока

На уроке дети при решении проблемной задачи имеют свободный доступ к необходимым учебным материалам, имеют возможность обсудить варианты решений в группе, высказать свою точку зрения учителю, что предопределяет изменение структуры урока.
Содержание образования должно включать в себя не простое наращивание объёма информации по предметам, а представлять единство логически связанных дисциплинарных циклов, позволяющих учащемуся выстроить целостное представление о мире, а также овладеть значимыми в данной культуре моделями мироописания.
Содержание образования предполагает овладение базовыми, для наследования культурных традиций, видами деятельности. К базовым видам деятельности мы относим общение, предметную, игровую и ее разновидность, как особый способ символически-знаковых видов деятельности (изо, музыка, танец), а также учебную деятельность. Овладение данными видами деятельности проводится в рамках школы полного дня через организацию внеурочной деятельности, направленной на достижение качественного освоения основной образовательной программы.
Для реализации поставленной задачи используются дополнительные образовательные модули:
- дополнительные образовательные программы самого образовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
- организация деятельности школы полного дня;
- образовательной программы негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования «Росток».
В рамках дополнительного образования предполагается реализовать идею погружения в историю развития ремесел. Для рассмотрения могут быть взяты: история развития костюма (прядение, ткачество, вышивка, шитье); парикмахерское искусство, гончарное дело, литейное (изготовление восковых, гипсовых моделей); поварское и хлебопекарное дело; столярное дело, судомоделирование, авиамоделирование, живопись, фитодизайн, фото, театральная студия, хоровая студия, оркестр. Создание в результате исследования работающих мастерских, позволит создать базу для полноценного политехнического образования, которую мы хотели бы назвать «Город мастеров». Этот комплекс может быть в дальнейшем использован как социально-культурный центр, куда могут приходить на экскурсию дети с родителями, дети детских садов, начальной школы и т. д. В нем могут работать мастера-пенсионеры.
Овладение социально значимой «Картиной мира» открывает возможность перейти к поурочному способу организации предметного обучения в старшей школе, где новая информация соотносится учащимися с их прошлыми представлениями, расширяя и уточняя их. Особое значение в данный период обучения приобретают проблемно-поисковые способы учебной деятельности, что позволяет подросткам включиться в посильный исследовательский труд, и овладеть научной парадигмой мышления, как способом исследования окружающего мира. В рамках производственного обучения детям предлагается познакомиться с работой реальных производств.
Самоопределение и специализация, вводимая в 11 классе, реализуется через программы лицейского образования, составленные совместно с профильными вузами. Лицейский класс для специализации делится на подгруппы, позволяющие учесть индивидуальные интересы и наклонности каждого из учеников.
Организация педагогического процесса в начальной школе проводится в рамках «школы целого дня» и отражена в учебном плане.

Школа целого дня

подразумевает создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня:
- создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, включающей рациональную организацию образовательного процесса и оптимизацию двигательной активности;
- организацию рационального питания;
- работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей;
- опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Комплексные занятия в дошкольных группах предусматривают познавательную работу с детьми по разделам ознакомления с окружающим миром, развития речи, формирования математических представлений, с включением в образовательную деятельности детей трудовых, моторно-образных, музыкальных, игровых, конструктивных, изобразительных моментов.
Учебные занятия проводятся в начальной школе в форме комплексных занятий. Комплексные занятия основаны на деятельностном подходе и включают в себя дисциплины способствующие развитию целостного представления о мире, а так же письменной речи и становлению математических представлений и сопутствующих занятий, дающих развивающий эффект.
Меню сайта
Вход на сайт
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0