Содержание образования и организация учебно-воспитательного процесса в школе.

      Содержанием образования должны стать не столько конкретные гипотезы нашего времени, сколько открытие способов постижения закономерностей постоянно текущего мира. Это становится возможным при реализации принципа историзма, который позволяет учащимся увидеть развитие способов преобразования материалов, энергий, способов получения, применения, трансформации научных знаний, технологий. Постиндустриальному обществу требуются специалисты способные к действию в постоянно меняющейся среде. Это предопределяет развития новой системы способностей у будущих специалистов. А именно, принимать разноуровневую, разномодальную информацию, преобразовывать ее в целостную картину происходящего события, принимать решение по ходу движения процесса, переводить принятое решение в систему кодов и команд, контролировать происходящие изменения в управляемом процессе, и проводить коррекцию собственных действий по ходу изменения ситуации. С этим связано особое отношение к всемерному развитию способностей человека, а также к формированию чувства ответственности за реализацию собственных идей перед собой и перед человечеством.
        Содержание образования должно включать:
            
- овладение базовыми, для культуры, видами деятельности, посредством которых ребенок овладевает системой общих способностей,
             - основные гипотезы мироописания, артефакты, ценностные установки и традиции культуры – позволяющие развиваться «картине мира» ребёнка. «Картина мира» – это представление ребёнка о социальном представлении общества о проистекающих явлениях и событиях,
             - творческую реализацию собственных представлений каждого ребёнка. А так же, рассмотрение творчества – как основы познавательной деятельности, задающей становление символически-знаковых видов деятельности.
       С этих позиций совершенно по иному выглядит сам подход к пониманию проблем содержания образования, качества образования и управления качеством образования.
       В понятие « качества образования», по нашему мнению, должно входить не только овладение обозначенными в программных документах ЗУНами и общим объемом информации, но и сохранение физического и психического здоровья, уровень личностного развития, а также развитие способности к культуротворчеству.
      Содержание образования должно включать в себя не простое наращивание объёма информации по предметам, а представлять единство логически связанных дисциплинарных циклов, позволяющих учащемуся выстроить целостное представление о мире, а также овладеть значимыми в данной культуре моделями мироописания. (Стандарт)
      Учебная деятельность включает в себя все предшествующие виды деятельности: предметную, символическую (игра, рисование, моделирование), только это может обеспечить развитие способности к апперцепции (схватыванию целого), и вычленению из него одной или нескольких контекстных линий.
      Овладение представлением о моделях мироописания, которые существуют на данный момент исторического развития, обозначенных в терминологии образовательных систем, как содержательная сторона образования, и овладение способами учебной деятельности (ЗУН), являются лишь частью из множества средств движения человека по пути восхождения его к самоактуализации и созиданию во благо человечества.
      В настоящий период времени в систему ЗУНов не внесены принципы развития способности ученика к восприятию информации, к переводу информации на другой символический язык, к умению переводить информацию из логически выстроенных цепочек в целостное образное мировосприятие и из образных апперцепций переходить на язык логических цепочек описания процессов, позволяющих вычленить линии действующих сил и их корреляции.
     С современных позиций, обозначенных в трудах философов и психологов мира (Эриксон, А. Маслоу, Ф.Т. Михайлов, А.В. Толстых, П. Третьяков и др.), качество образования напрямую связано с внутренними изменениями структуры личности обучающегося, его мотивационно-потребностной сферы, и определяется становлением и развитием новых способностей, которые позволяют успешно действовать в процессе жизнедеятельности.
    Одним из центральных звеньев в овладении системой знаний, по признанию большинства современных психологов и педагогов (Л.С. Славина, Л.И. Божович, Н.Н. Толстых, В.Н. Слободчиков, М.Р. Битянова, И.А. Зимняя и др.), является развитие мотивационной сферы ребенка.
    Потребностно-мотивационная сфера, являясь пусковым механизмом субъектности ребенка, задаёт ему активную позицию, направленную на познание явлений окружающего мира.
    Исходя из выше сказанного, под управлением качеством образования мы понимаем создание условий для успешного развития мотивационной сферы учащихся, а также условий для овладения содержанием образования на разных уровнях деятельности (эмпирический, образно-представленческий, понятийный, абстрактно-логический. С этим связано особое внимание администрации к контролю за условиями развития мотивационно-потребностной сферы ребенка, его субъектности и личности.
    Потребность мы понимаем как необходимое условие для поддержания динамического равновесия и развития живого существа. Жизнь возможна только в процессе постоянного обмена веществ, обновления, развития и движения.
    По современным представлениям гуманистического направления в психологии (Э.Эриксон, А. Маслоу, Роджерс и др.), включение нового уровня потребности обуславливается реализацией предшествующих уровней. Запуск развертывания спирали развития потребностной сферы осуществляется с удовлетворения витальных потребностей сомы (тела). При необеспечении нормального воздушного, водного, белкового обмена, потребности в движении, (как условие мировосприятия, удержания возникших образов внутри собственного сознания, одного из базовых средств образного мышления), потребности в отдыхе, как самопроизвольном переключении внимания на другие виды деятельности – приводит к гипермотивации, которая проявляется в перевозбуждении нервной системы, последующим спадом активности, выражающемся в повышенном уровне тревожности, отказу от посещения образовательного учреждения. Ощущение безопасности и поддержки в момент обучения актуализирует следующий уровень потребностей, связанный с потребностью в новых впечатлениях, в общении.
    Этим обусловлена особая форма проведения урока. На уроке дети при решении проблемной задачи имеют свободный доступ к необходимым учебным материалам, имеют возможность обсудить варианты решений в группе, высказать свою точку зрения учителю, что предопределяет изменение структуры урока. Потребность в новых впечатлениях удовлетворяется через особую организацию содержания учебных курсов, где каждый урок строится как новый событийный ряд, с одной стороны, являясь обобщением предыдущего опыта с другой. Интерес к мнению каждого ученика, групповые формы обучения, позволяют ребенку овладеть способностью выдвижения гипотез, фиксировать и транслировать собственное миропонимание вовне, а также сопоставлять его с мнением сверстников и взрослых, с положениями культуры. Этот подход позволяет ребенку реализовать право на ошибку, так как результативность урока мы будем оценивать, в первую очередь, как становление способности выдвигать собственную гипотезу, фиксировать её, аргументировано защищать собственную позицию, сопоставлять её с позицией сверстника или учителя и восхождению от житейского представления к научному. В этот момент ребёнок овладевает способностью к анализу и содержательному обобщению. Данный подход к процессу обучения позволяет не согласиться с распространяемым мнением о том, что «в рамках антропоцентрической школы не ребёнок должен подстраиваться под содержание образования, а, напротив, содержание образования должно подстраиваться под ребёнка».
    Содержание образования должно включать в себя не простое наращивание объёма информации по предметам, а представлять единство логически связанных дисциплинарных циклов, позволяющих учащемуся выстроить целостное представление о мире, а также овладеть значимыми в данной культуре моделями мироописания.
     Каждому культурному возрасту соответствует определённыё уровень становления высших психических функций, который и определяет специфику общения ребёнка на каждом возрастном этапе, предпочитаемую направленность активности, адекватные его уровню психо-соматического развития формы деятельности, а в связи с этим и формы обучения.
     Таким образом, обучение, если мы его рассматриваем как условие возникновения и становления подвижных новообразований организма, на каждом возрастном этапе будут иметь свою специфику. Так, эмпирическое познание мира – наиболее адекватная форма обучения для раннего и дошкольного возраста, овладение семиотической культурой актуально для периода, связанного с обучением в начальной школе, наполнение знаково-символических форм культуры собственными смыслами – 5-6 класс, овладение хронотопическим характером мышления наиболее характерно для 7-8 классов, овладение научной парадигмой мышления характерно для учащихся 9-10 классов, 11 класс самоопределение и специализация, высшая школа даёт возможность овладеть узко специализированными гипотезами описаниями мира, позволяют войти в сложный мир современных технологий. Это определяет возрастную соотнесённость в формах, методах обучения и его содержании.
     Содержание образования предполагает овладение базовыми, для наследования культурных традиций, видами деятельности. К базовым видам деятельности мы относим общение, предметную, игровую и ее разновидность, как особый способ символически-знаковых видов деятельности (изо, музыка, танец), а также учебную деятельность.
     Овладение данными видами деятельности проводится в рамках школы полного дня через организацию внеурочной деятельности, направленной на достижение качественного освоения основной образовательной программы. Овладение символически-знаковыми видами деятельности позволяет наследовать культуру. Культура, как совокупность национального и мирового опыта фиксирована в символах и знаках. Наполнение символов и знаков культуры эмоциональной, субъективной сопричастностью подрастающего поколения – есть смысл школьного образования. Но это невозможно без погружения детей в деятельностную среду, так как в истории развития ремесел скрыты не только ключи к пониманию основ языка, мифологии, науки, но и сама возможность развития способности учащихся и их субъектности.
     Для реализации поставленной задачи используются дополнительные образовательные модули:
           - дополнительные образовательные программы самого образовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
           - организация деятельности школы полного дня;
           - образовательной программы негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования «Росток».
     Основные гипотезы описания мира, действующие в культуре на данном историческом отрезке, являются необходимым условием эффективного действия индивида в социуме. Это определяет необходимость их включения в содержание образования. Овладения основными гипотезами и моделями описания мира и закономерностей его развития задается через принцип тематизма. На протяжении дошкольного и начального обучения дети последовательно погружаются в такие тематизмы как человек, питание, одежда, жилище, традиции, дорога, транспорт и т.п., которые важны для становления целостной картины мира у детей этого возраста. Принципиально важно, что освоение этих тем происходит преимущественно эмпирическим путем, и в эту деятельность встраиваются действия и операции по овладению письмом, чтением, математическими представлениями. Принцип тематизма отменяет поурочное деление содержания обучения на «письмо», «чтение», «труд», «математику» и т.п. Занятия при этом не являются и уроками-комплексами: они не компилируются из разнопредметных задач, кратковременно и достаточно случайно объединенных между собой. Тематизм задает организационную, смысловую и мотивационную компоненты всей жизнедеятельности ребенка в школе.
     В средней школе тематизм охватывает более широкие блоки, в которые легко вписывается базисный компонент образования (см. приложение№2 б. пирамида). Данные блоки направлены на реализацию единой культурологической задачи и подразумевают взаимодействие всех предметных циклов в целях её решения. Но предметное и поурочное распределение материалов содержания образования должно быть сбалансировано межпредметной логикой освоения гипотез общекультурной картины мира, а также системой дополнительного образования и воспитательной работы.
     В рамках дополнительного образования предполагается реализовать идею погружения в историю развития ремесел. Для рассмотрения могут быть взяты: история развития костюма (прядение, ткачество, вышивка, шитье); парикмахерское искусство, гончарное дело, литейное (изготовление восковых, гипсовых моделей); поварское и хлебопекарное дело; столярное дело, судомоделирование, авиамоделирование, живопись, фитодизайн, фото, театральная студия, хоровая студия, оркестр. Создание в результате исследования работающих мастерских, позволит создать базу для полноценного политехнического образования, которую мы хотели бы назвать «Город мастеров». Этот комплекс может быть в дальнейшем использован как социально-культурный центр, куда могут приходить на экскурсию дети с родителями, дети детских садов, начальной школы и т. д. В нем могут работать мастера-пенсионеры.
      Овладение социально значимой «Картиной мира» открывает возможность перейти к поурочному способу организации предметного обучения в старшей школе, где новая информация соотносится учащимися с их прошлыми представлениями, расширяя и уточняя их. Особое значение в данный период обучения приобретают проблемно-поисковые способы учебной деятельности, что позволяет подросткам включиться в посильный исследовательский труд, и овладеть научной парадигмой мышления, как способом исследования окружающего мира. В рамках производственного обучения детям предлагается познакомиться с работой реальных производств.
      Самоопределение и специализация, вводимая в 11 классе, реализуется через программы лицейского образования, составленные совместно с профильными вузами. Лицейский класс для специализации делится на подгруппы, позволяющие учесть индивидуальные интересы и наклонности каждого из учеников.
      Организация педагогического процесса в начальной школе проводится в рамках «школы целого дня» и отражена в учебном плане.
      Для обеспечения равных стартовых возможностей готовности граждан к получению начального общего образования прорабатываются законодательные изменения, обеспечивающие обязательность образования детей старшего дошкольного возраста (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.г.).
      Комплексные занятия в дошкольных группах предусматривают познавательную работу с детьми по разделам ознакомления с окружающим миром, развития речи, формирования математических представлений, с включением в образовательную деятельности детей трудовых, моторно-образных, музыкальных, игровых, конструктивных, изобразительных моментов. Данные виды включений позволяют сохранить субъектную позицию детей в процессе познания нового, позволяют зафиксировать детям свои представления, и объединить все виды развивающей деятельности (изобразительная, хореографическая, конструктивная, спортивная) в единый смысловой образовательный блок. Это создаёт условия для становления целостного представления о мире. Программное содержание, в этих условиях, выполняется, бесспорно. Большое внимание уделяется развитию символических видов деятельности.
      В начальной школе режим образовательной деятельности проводится в рамках «школы целого дня», что позволяет оптимизировать учебную нагрузку, отказаться от традиционного закрепления пройденного материала с помощью выполнения домашнего задания, переведя его закрепление в творческую, развивающую деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме этого, такая организация педагогического процесса позволяет решить ряд актуальных задач:
           - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школьному обучению;
           - оптимизировать учебную нагрузку, рассредоточив сложную для освоения деятельность на целый день, используя систему мини-уроков, которые позволяют учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, а также состояние их здоровья;
           - создать условия для полноценного детского развития, а при необходимости и коррекции дефектов развития;
           - организовать систему дополнительного образования.
     Работа во второй половине дня является не только интересным продолжением решения задач поставленных на уроках в первую половину дня, но и основанием для обсуждения полученных представлений, впечатлений в течение уроков завтрашнего дня. Ознакомление с окружающим, ОБЖ, развитие речи, изобразительная деятельность проводятся на экскурсии, пленере, в активной деятельностной форме. Дополнительное образование проводится по трем направлениям:
          спортивно-оздоровительное,
          эстетическое (художественная и музыкальная школа),
          общеинтеллектуальное.
     Дополнительное образование проводится через учебный план МБОУ СОШ № 17 (организация внеурочной деятельности учащихся) и через организацию дополнительного образования центром дополнительного образования «Росток».
     Учебный план в школе целого дня «Росток» предусматривает обязательное пребывание всех детей в течение целого дня и освоение всего комплекса дополнительного образования, так как представляет собой содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках единой воспитательно-образовательной системы.
    Школа целого дня подразумевает создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня:
              - создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, включающей рациональную организацию образовательного процесса и оптимизацию двигательной активности;
              - организацию рационального питания;
              - работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
              - создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей;
              - опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
     Учебные занятия проводятся в начальной школе в форме комплексных занятий. Комплексные занятия основаны на деятельностном подходе и включают в себя дисциплины способствующие развитию целостного представления о мире, а так же письменной речи и становлению математических представлений и сопутствующих занятий, дающих развивающий эффект. В комплексное занятие включены задания не только непосредственно связанные со становлением письменной речи и математическими представлениями, но и задания связанные с освоением других видов знаковой и символической деятельности, такие как музыка, изобразительная деятельность, хореография и пантомима. Но эти виды деятельности используются в момент проведения комплексных занятий только как дополнительное средство фиксации собственных представлений о мире. Развитие самих творческих видов деятельности проходит как на учебных занятиях определённых базовым компонентом образования, так и на факультативных занятиях.
    Начиная с младшего школьного возраста, средством развития представления о мире является не только эмпирический способ (непосредственные наблюдения, экскурсии, совместная деятельность по созданию дидактических пособий), но и анализ символически-знаковых источников описания мира. Символически-знаковые формы описания мира являются не только средством развития индивидуальной картины мира, но и средством дальнейшего развития психических качеств ребёнка. Овладение письменной речью является для ребенка средством дальнейшего интеллектуального и личностного развития. Этим обусловлен выбор способов организации учебно-воспитательного процесса.
 
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0