[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: alexkim, dz0rin  
Раннее обучение чтению - польза или вред?
Дмитрий ЗоринДата: Среда, 22.08.2012, 04:30 | Сообщение # 121
Полковник
Сообщений: 229
Без него в т.ч., навряд ли уже получится нормальный разговор.
А я Вам лучше песенку спою на мотив из трёх звуков в ритме вальса, как раз по теме.

Раньше мой дедушка старенький
Тоже был мальчиком маленьким.
В шутку ему захотелось
Стареньким стать, и тогда

Он выбрал волшебное время ,
Пришёл на волшебное место ,
Сказал там волшебное слово -
И стала расти борода .

(проигрыш с цитированием темы Черномора из "Руслана" Глинки)

Хочет мой дедушка старенький
Стать снова мальчиком маленьким.
Бегать в пятнашки со всеми
И на заборы влезать.

Но он позабыл это время ,
Но он позабыл это место ,
Не вспомнит никак это слово ,
Которое нужно сказать !

(проигрыш с муз.цитатой из финальной коды "Болеро")
 
Лев ШтернбергДата: Среда, 22.08.2012, 13:52 | Сообщение # 122
Подполковник
Сообщений: 111
dz0rin, Жаль, Дмитрий, очень жаль. За лето я уж позабыл об этой Вашей манере читать стишки и ерничать в момент, когда Вам задают важные вопросы.

А мне было крайне любопытно, какой из двух тезисов Вы предпочтете оставить, а от какого будете вынуждены отказаться:
1) Либо упражнения Валентины Васильевны являются обучением чтению, а потому ранее 6-7 лет в практике с детьми вредны и недопустимы.
2) Либо упражнения Валентины Васильевны не являются обучением чтению, но являются системой общего развития, полезной и доступной детям с 4-5 лет, а потому с этого возраста применимы и желательны.
Насколько я понимаю, все прочие педагоги, которые практикуют раннее обучение чтению, а также все мамочки, озадаченные общим развитием своего ребенка, исходят именно из второго тезиса. И Ваш дружный педагогический коллективчик возражает против раннего чтения вовсе не потому, что действительно считает это дело вредным, но лишь потому, что те посторонние мамочки и педагоги пользуются упражнениями не ВВС.
 
Дмитрий ЗоринДата: Четверг, 23.08.2012, 02:03 | Сообщение # 123
Полковник
Сообщений: 229
Лев_Штернберг,
Я вовсе не ёрничал. Стишок хоть и простой, но по делу. Не всё ж только с серьёзной миной обсуждать.
Кроме прочего, в названном видео содержится в сжатом виде методика обучения технической стороне чтения. Букаффки, как и нотные знаки, основы знаковой культуры дети осваивают начиная именно с 6-7 летнего возраста. К этому времени психофизиологически они обычно готовы к подобному обучению. Сейчас как раз на эту тему (готовности ребёнка к обучению в школе) на сайте выкладываются новые авторские видеоматериалы Валентины Васильевны.
Раньше начать конечно можно, и Борода порою вырастает такая, что не только у родителей и окружающих (а зачастую и у некоторых специалистов, тестирующих детей), но и у самого ребёнка возникает ощущение, что он научился, скажем, читать...

Оставьте пожалуйста Ваши домыслы. Мне лично всё равно, какую методику или технологию использовать. Лишь бы всё это работало как надо и ребёнку не вредило, только и всего. Технология ВВС отвечает всем, самым взыскательным требованиям, практична и эффективна. Потому я её и осваиваю. А общаюсь с её автором - да потому что крайне интересно, вот и всё. Других таких специалистов я не имел счастья встретить, хотя поверьте, искал весьма активно. Есть ли они вообще, даже не знаю.

Добавлено (23.08.2012, 01:03)
---------------------------------------------
Лев_Штернберг, И ещё, Лев, повторюсь может быть. Технология ВВС связывает в единое целое представления о развитии сознания ребёнка, начиная от рождения до подросткового возраста и дальше. Вырывать из общего контекста одну из линий и пытаться критиковать предложенную методику возможно лишь в том случае, если удерживать подобное, целостное же, представление. Пусть оно не будет совпадать с авторским, но оно должно быть тоже целостным. А Вы, не смотря на заявления о познаниях в психологии, даже не готовы рассматривать отдельно взятый процесс в контексте целостного становления психики ребёнка. По-моему, это действительно уже становится никому не интересным, т.к. перед нашими учителями и родителями такой проблемы, как проблема обучения ребёнка именно технике чтения, не стоит. Тем более, если ребёнок пришёл в класс ещё не читающим.


Сообщение отредактировал dz0rin - Четверг, 23.08.2012, 03:43
 
Лев ШтернбергДата: Четверг, 23.08.2012, 06:47 | Сообщение # 124
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (dz0rin)
А Вы, не смотря на заявления о познаниях в психологии, даже не готовы рассматривать отдельно взятый процесс в контексте целостного становления психики ребёнка.

Дмитрий, я уже много раз повторял Вам, и повторю еще:
Я действительно не рассматриваю процесс обучения чтению ни в контексте с целостным становлением психики ребенка, ни в контексте со становлением космонавтики, ни в контексте общей политической и экономической в стране ситуации. Двадцать лет назад я также как и Вы сейчас, бубнил о взаимосвязи чтения и целостного становления психики. Так же как и Вам, мне казалось обязательным развивать в человеке творца, художника, мастера, с развитой психикой и всесторонне образованного. Но мой жизненный и педагогический опыт показывает мне, что никакой этой связи нет. И еще он мне показывает, что не мое дело навязывать ученику и родителям мое мировоззрение. Мое дело предложить то, что я могу для ребенка сделать. Работа моя платная. Если родитель готов платить за общее развитие - я буду развивать в ребенке весь контекст, я это умею неплохо. Однако родитель как правило платить за контекст не желает или не может, он готов заплатить лишь за обучение чтению. И потому я обучаю только чтению, без контекста - обучаю качественно, быстро, в полное удовольствие родителю и ребенку. И еще я помогаю ЖЕЛАЮЩИМ учителям перенять мой опыт и мои умения. Если Вы не желаете, Дмитрий, то я не навязываюсь. И еще я объясняю учителям и родителям, какой вред наносится ребенку при применении традиционной аналитико-ситнетической методы и при развитии фонематического слуха. Объясняю я это бесплатно, на голом энтузиазме, из любви к детям. Не хотите понять и принять моих объяснений - опять же я не навязываюсь, Дмитрий. Но родителям я укажу пальцем: "А вот психолог Д.Зорин не хочет понять, какой вред наносит детям уважаемая ВВС, обучая их на слух переделывать слово ЙЕ-У-О в слово ПЕ-ТУ-ШОК".
Всё остальное, что делает ВВС с детьми, я нахожу правильным и отличным. Тем более если учесть, что она это делает почти за бесплатно, за государственную ставку. Среди наших российских низкооплачиваемых учителей Валентина Васильевна - это действительно очень ценная, редкостная жемчужина, талантливый исследователь, достойная всяческих похвал. Вот только бы еще этот маленький вредный момент подправить, который ЙЕ-У-О. Ах да, и еще бы исправить момент по поводу представления детьми образов - в этом моменте у ВВС сплошная путаница. Это мое личное мнение, Дмитрий, можете его не разделять.
 
Дмитрий ЗоринДата: Четверг, 23.08.2012, 12:24 | Сообщение # 125
Полковник
Сообщений: 229
Лев_Штернберг, Фонематический анализ Й-Э, Й-А и пр. в момент освоения письменной речи принципиально не даётся. Бред изволите излагать. Путаница происходит у Вас в представлениях, уважаемый Лев Владимирович.
 
Павел АкимовДата: Четверг, 23.08.2012, 14:35 | Сообщение # 126
Полковник
Сообщений: 181
Добрый день, друзья.
Quote (Лев_Штернберг)
Если родитель готов платить за общее развитие - я буду развивать в ребенке весь контекст, я это умею неплохо. Однако родитель как правило платить за контекст не желает или не может, он готов заплатить лишь за обучение чтению. И потому я обучаю только чтению, без контекста - обучаю качественно, быстро, в полное удовольствие родителю и ребенку.

Лев, напомню, что ранее , Вы согласились, что раннее обучение чтению (в 3-5 лет) совсем не полезно для детей. Так же, вы согласились что Ваша методика не является обучению чтению в полной мере, а лишь техника по переводу символов в звуки, поэтому и легко в раннем возрасте ребенка натренировать этому навыку и продемонстрировать родителям видимый результат их ребенка, то есть ввести их в заблуждение. Родителям также гораздо проще поверить в волшебство - для достижения успеха в будущем рубенку достаточно как можно раньше научиться читать (про подмену понятия "чтение" они не догадываются). Родители готовы платить за быстрый результат. Вам в свою очередь гораздо проще заработать на этом небольшом участке (очень высока удельная стоимость приведенная ко времени). Более того практически невозможно далее разобраться в том, что в этот момент ребеноку урезали возможности развиваться полноценно. Хотя современные исследования психологов уже доказывают этот факт.
То известие, что скоро дети, обученные по вашему методу, могут попасть к нам в школу - я лично воспринимаю как печальное известие. В связи с этим фактом, а также в связи с тем что Вы пытаетесь рекламироваться через наш сайт, прошу Вас сделать ответный ход - разместите пожалуйста ссылку на данную дискуссию на Вашем сайте, так будет корректно и по отношению к сайту росток54 и по отношению к родителям, покупающим Ваши услуги.
 
Лев ШтернбергДата: Четверг, 23.08.2012, 15:48 | Сообщение # 127
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (dz0rin)
Фонематический анализ Й-Э, Й-А и пр. в момент освоения письменной речи принципиально не даётся.

Дмитрий, а что обозначает упражнение "Е-У-О -- ПЕ-ТУ-ШОК" ? Фонематический анализ детям действительно не подается, но при этом Валентина Васильевна учит детей (без всякого анализа) подменять в речи одни согласные фонемы другими. Валентина Васильевна думает, что в этом упражнении она просто добавила согласные фонемы перед гласными, типа вставила эти консонанты в пустые места. Но на деле места вовсе не пустые, в слове Е-У-О уже есть консонанты, целых три штуки. И вместо них детям вдруг предлагается произнести четыре других консонанты. Правомерно ли это? Опираясь на ритмическую и голосовую структуру речи, учитель полностью игнорирует консонантную часть. Ну это всё-равно что заменить КЕ-ШУ-ПОТ на ТЕ-ПУ-КОЛШ или на ФЕН-ШУМ-ХВОСТ - наверное в этом случае Валентина Васильевна стала бы первая возражать против такого упражнения, и сказала бы, что это портит детям слух. А если вспомнить, что слово ПЕТУШОК дети на самом деле произносят как ПИТУШОК - ну тут вообще у детей от таких подмен должна крыша поехать. И она таки едет, только вот Валентина Васильевна этого не замечает, для нее это кажется нормальным и даже полезным.

Добавлено (23.08.2012, 14:48)
---------------------------------------------
akimovp,
Павел, приветствую Вас!
Нужно пообщаться как админ с админом по поводу Вашего предложения. Я сам не очень представляю, в какой из разделов моего сайта такая ссылка была бы кстати. Не могли бы Вы дать мне Ваш личный мейл-адрес? Скиньте мне пару слов на lew_sternberg@yahoo.de, пожалуйста.

 
Павел АкимовДата: Четверг, 23.08.2012, 18:14 | Сообщение # 128
Полковник
Сообщений: 181
Quote (Лев_Штернберг)
Нужно пообщаться как админ с админом по поводу Вашего предложения. Я сам не очень представляю, в какой из разделов моего сайта такая ссылка была бы кстати. Не могли бы Вы дать мне Ваш личный мейл-адрес? Скиньте мне пару слов на lew_sternberg@yahoo.de , пожалуйста

Мой e-mail - pakimov@yandex.ru . Предлагаю разместить ссылку прямо на страничке http://www.rebus-metod.net/obuchenie-chteniyu в разделе, где Вы предупреждаете родителей о нецелесообразности обучения чтению со слишком раннего возраста. Предлагаю назвать ссылку -"Дискуссия на тему "раннее чтение - польза или вред?"".
 
Дмитрий ЗоринДата: Четверг, 23.08.2012, 20:05 | Сообщение # 129
Полковник
Сообщений: 229
Лев_Штернберг, На основании того, что карточку с согласной буквой учитель в ходе пения (фактически - чтения слогов) подставляет то к одной, то к другой слого-образующей гласной, а не использует прибитые или приклеенные друг к другу пары согласная-гласная (склады) в виде одной карточки или грани одного кубика Зайцева, Вы решили, что слоговое чтение по механизму своему чем-то принципиально отличается от того, что используете Вы, что это и есть традиционный аналитико-синтетический способ научения технике чтения? Да, этот способ очень близок к тому, чтобы впоследствии легко перейти к более детальному фонематическому анализу, грубо говоря, переучиваться не нужно будет ничему. Но что, по-Вашему, принципиально меняется оттого что одна буква встречается с другой лишь в момент чтения? Тем более, если Вы понимаете, что ВВС не занимается разбором фонетики, тем паче, таким сложным, который даже не во всех ВУЗах изучают, а если изучают, то далеко не на всех факультетах. Есть такая-то буква, потом, скажем, две буквы (в складе) - они произносятся вот так-то. Можно подумать, Вы как-то по-другому это делаете.
Е - У - О - никакое не слово. Это отдельно взятые слоги. Сначала вообще берётся одна из гласных и все слоги в медленном темпе поются на эту согласную. Никого не волнует, из каких там консонант она состоит. Придёт время (скажем, в театральном учебном заведении, в каком учились Вы), тогда и будут анализировать. Потом выращиваются из этих слогообразующих более сложные слоги. Дети, играясь с этим, учатся читать слоги. И только впоследствии, случайно, открывают для себя, что какие-то слоги выросли в слова, или несколько слогов, пропетых последовательно, образовали единое слово. Дети даже не догадываются поначалу, что так получится. А когда начинают догадываться, отгадывать уже понятое, но недопечатанное слово или даже целый знакомый текст песенки, очень важно, чтобы каждый раз, когда они пытаются прочитать не вполне точно то, что написано (когда ещё не все буквы вписаны, а они уже угадали и стремятся произносить угаданное, а не написанное), чтобы они остановились, поняли ошибку, исправились и стали читать дальше, но только правильно - как написано-напечатано. И ПЕ-ТУ-ШОК тоже нужно читать по-началу только так, как написано, а не ПИ-ТУ-ШОК. Когда техника чтения будет отработана досконально, тогда они должны будут научиться читать уже и так, чтобы произносить слова в момент чтения орфоэпически верно, несмотря на то, как они пишутся (но, это ещё вопрос, как именно дети и взрослые на самом деле произносят это слово; уж во всяком случае, "И" там нет, а если рассуждать в Вашей логике, то и "ПИ" там не встречается; но что там звучит на самом деле, если иметь ввиду орфоэпическую норму, и как это обозначить в фонетических знаках - школа этим не занимается; но не суть, дети просто должны уметь говорить верно и грамотно орфоэпически - уже до начала обучения чтению, а потом научиться читать, удерживая эту норму произношения; одновременно с этим они должны уметь писать, удерживая не только норму произношения, но и правописание).

Добавлено (23.08.2012, 19:05)
---------------------------------------------
Quote (akimovp)
Предлагаю разместить ссылку прямо на страничке http://www.rebus-metod.net/obuchenie-chteniyu в разделе, где Вы предупреждаете родителей о нецелесообразности обучения чтению со слишком раннего возраста. Предлагаю назвать ссылку -"Дискуссия на тему "раннее чтение - польза или вред?"".

Поддерживаю.


Сообщение отредактировал dz0rin - Четверг, 23.08.2012, 22:13
 
Лев ШтернбергДата: Четверг, 23.08.2012, 22:07 | Сообщение # 130
Подполковник
Сообщений: 111
dz0rin,
Дмитрий, хоть Вы и говорите, что поняли мои материалы уже давно, но на самом деле Вы в них ничего не поняли, ни единого словечка. Вы не поняли (а может быть не смотрели) даже вот этого видеоролика http://www.youtube.com/watch?v=sQOsxIuSC0g , в котором всё разжёвано до мелочей. Право, учителя начальных школ с рабочих окраин Петербурга понимают мои пояснения куда лучше, чем Вы, Дмитрий.
Я попробую еще раз объяснить Вам, но у меня уже есть сомнения в Ваших понимательных способностях.

Когда Валентина Васильевна показывает детям карточку с согласной буквой - для детей это ноль информации. Они еще не умеют читать, а может быть и не знают букв, и потому они не знают, показала им Валентина Васильевна букву Е, или букву П, или букву Т, или знак доллара, или марсианское посвистывание. Единственное, на что может опереться ребенок при показе буквы - это на то, что Валентина Васильевна в этот момент произносит вслух. А вслух она произносит звук, всегда состоящий сразу из двух фонем, из согласной и гласной. То есть показывает Валентина Васильевна одно, а называет совсем другое. Показывая одну букву Е, она произносит вслух звук ЙЕ. Дети при этом не знают, что буквы Й на карточке нету. Для них важно лишь то, что учитель эту консанонту уже назвал. Точно также, показывая одну букву О, Валентина Васильевна в этот момент произносит вслух сразу две фонемы, согласную и гласную, то есть О-огласованный свободный выдох или О-огласованный горловой щелчок. Показывая детям карточку с одной-единственной буквой Т, в этот самый момент Валентина Васильевна вслух произносит опять же сразу две фонемы: ТЪ, то есть нуль-огласованную консонанту. И ребенку не требуется никаких пояснений про две буквы, или про две фонемы - он просто слышит двоичную структуру каждого звука. Звук для ребенка один, неделимый, но букв на карточке должно бы быть две. Ребенок еще не знает, что взрослые между собой договорились не записывать ни свободный выдох, ни горловой щелчок, ни консонанту Й, ни нулевую огласовку Ъ. Когда Валентина Васильевна показывает детям карточку и вслух произносит ЙЕ - ребенок не знает, записана на той карточке согласная буква Й или гласная буква Е, или эта ломаная расческа с тремя зубъями обозначает сразу обе буквы.

Добавлено (23.08.2012, 21:07)
---------------------------------------------
Но самая большая трудность для понимания ребенка наступает в тот момент, когда Валентина Васильевна, говоря про слово ПЕТУШОК, вдруг почему-то произносит звук Ш (то есть нуль-огласованную консонанту ШЪ). В слове ПЕ-ТУ-ШО-К нету никакого звука ШЪ, слышит ребенок, но есть слитный звук ШО. И нету никакого звука Т, но есть слитный звук ТУ - так слышит ребенок. Вам, взрослому человеку Дмитрию Зорину, застит глаза то, что звук ШО записывается двумя буквами, и потому Вы думаете, что это два раздельных звука. Однако звук ШО можно записать и тремя буквами (SHO - по-английски), и четырьмя буквами (SCHO - по-немецки), и одной-единственной буквой ( ש - на иврите) - всё это будет обозначением одного и того же звука, который у нас, россиян, записывается двумя буквами ШО. Однако маленький новосибирский ребенок пока еще не знает, какими и сколькими буквами договорились записывать звуки его новосибирские учителя. В настоящий момент для него, для ребенка, совершенно не понятно, сколько и какие буквы показала ему на карточке Валентина Васильевна. Для ребенка буква - это пока еще абстракт, неясная единица. А Валентина Васильевна применяет эти буквы так, словно они для ребенка уже ясны, причем ясны уже непременно по русским правилам чтения. И Валентина Васильевна, к сожалению, не понимает, что дети слышат звук ШО (= ש , = SHO , = SCHO) как неразрывную звуковую единицу. Разложить конкретно звучащий слитный звук на условные буквенные составляющие - это неправомерно для ребенка, ведь он еще не условился с нами, взрослыми, о том, какими правилами письма и чтения мы будем с ним пользоваться. Малыш лишь в самом начале этого сговора, а Валентина Васильевна оперирует графическими знаками так, словно для детей они уже совершенно и однозначно понятны.

Дмитрий, если Вы и сейчас не поняли моих объяснений - ну что ж, я развожу в бессилии руками.
Есть у меня еще одно образное объяснение, но боюсь, что Вас немножко покорежит от него.
Представьте себе человека, которого зовут Дмитрий Зорин. Единый такой Дмитрий_Зорин, очень целостная натура и слитный неделимый организм. Но вот Валентина Васильевна разорвала Дмитрия_Зорина на две части - глову и туловище врозь, и стала эти две раздельные части показывать детям. Показывает голову и говорит: "Это Зорин". Показывает туловище и говорит: "Это Дмитрий". "А теперь, - говорит далее Валентина Васильевна детям, - давайте положим рядышком Дмитрия и Зорина, и получим снова целого и живого Дмитрия_Зорина. Вот только он немножко не дышит, но это, дети, не важгл. Важно, что Дмитрий_Зорин состоит из двух частей, которые лежат рядом."
Уж Вы извините за столь жестокий образ. Радуйтесь, что русская Валентина Васильевна разорвала Дмитрия_Зорина лишь на две части, а не на три (по-английски) и не на четыре (по-немецки).

 
Дмитрий ЗоринДата: Четверг, 23.08.2012, 23:03 | Сообщение # 131
Полковник
Сообщений: 229
Лев_Штернберг, Лёва, дайте на Ваших сайтах ссылку на дискуссию, и тогда уж точно - никаких обид, обещаю.

Добавлено (23.08.2012, 22:03)
---------------------------------------------
Лев_Штернберг, Никакие фильмы или пособия не могут сравниться с возможностью живого общения с самим, здравствующим ныне, автором! Потому хотелось бы узнать после этой тирррады, есть ли на Ваш взгляд, скажем, в произносимом слове МАШИНА, хоть один из употребляемых Вами для обучения детей технике чтения складов-звуков /МА/, /ШИ/ и /НА/? И если таки нет, то каким же образом Вы обходите при этом тему "вреда для слуха" обучаемого по Вашим методам ребёнка?
Неужели, каждый раз, когда демонстрируете буквы и читаете их, предварительно предупреждаете: Дети, запомните - я вам сейчас не знаки фонем показываю, а знаки-буквы, только и всего! Сейчас вам об этом знать вовсе не нужно, но чтобы в дальнейшем ваше зрение не обмануло ваш слух, и однажды он вдруг не попортился бы, запомните то о чём я вам здесь и сейчас сказал - на будущее, на всякий пожарный...


Сообщение отредактировал dz0rin - Пятница, 24.08.2012, 01:02
 
Лев ШтернбергДата: Пятница, 24.08.2012, 01:28 | Сообщение # 132
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (akimovp)
Предлагаю разместить ссылку прямо на страничке http://www.rebus-metod.net/obuchenie-chteniyu в разделе, где Вы предупреждаете родителей о нецелесообразности обучения чтению со слишком раннего возраста. Предлагаю назвать ссылку -"Дискуссия на тему "раннее чтение - польза или вред?"".

Quote (dz0rin)
Поддерживаю.

Да, я разместил такую ссылку у себя на сайте. Правда, я не уверен, что сейчас находится в наиболее правильном месте. Возможно, что чуть позже я перемещу ее куда-нибудь пониже, или открою новый раздел с разными ссылками, а то она сейчас уж очень оттеснила вниз мои собственные материалы.

Добавлено (24.08.2012, 00:27)
---------------------------------------------

Quote (dz0rin)
есть ли на Ваш взгляд, скажем, в слове МАШИНА, хоть один из употребляемых Вами для обучения детей технике чтения складов МА, ШИ и НА?

Дмитрий, извините, но вопроса я не понял. Или понял может быть не так, как Вы его задумали. Отвечу как понимаю, уж не обессудьте.
Примерно к четырем годам, иногда чуть позже, ребенок начинает понимать, что устное слово имеет начало, имеет конец, и что слова можно делить на части. При этом ребенок делит слова вовсе не на слоги (ПЕ-ТУ-ШОК) и не на буквы (П-Е-Т-У-Ш-О-К), а на звуки, то есть на сочетания двух слитных фонем, согласной и гласной (ПЕ-ТУ-ШО-КЪ). То, что я сейчас в конце слова применил гласную букву Ъ, которую после революции нашим педагогам запретили применять - для ребенка это не важно, потому что я сейчас говорю вовсе не о фонемо-буквенной структуре слова, а о звуковой структуре. Букв может быть хоть сто, это дело сговора, но звуков в устном слове ПЕТУШОК от количества записанных букв не убавится и не прибавится.Таким образом слово СОК ребенок в 4-5 лет разделит как СО-КЪ, слово СОЛЬ разделит как СО-ЛЬ, а слово МАШИНА разделит как МА-ШИ-НА. Именно эти единицы речи применил в своей методике нелюбимый вами Николай Зайцев. Эти же звуковые единицы применяю для обучения чтению и я. Только я вместо двух букв, согласной и гласной, использовал одну пиктограмму, чтобы у ребенка при графическом обозначении устных звуков не возникало противоречий между количеством произносимого и количеством написанного.

До четырех лет дети, как правило, не понимают саму идею деления устного слова на составляющие части. Слово СОК для трехлетнего ребенка будет только СОК, и никак иначе. ПЕТУШОК - это неделимый ПЕТУШОК, и никак иначе. Соответственно слово МАШИНА трехлетний ребенок не разделит на части, потому что слово МА-ШИ-НА для него совсем не такое слово, как МАШИНА. И это нормально в этом возрасте, потому что ребенок лишь начинает осозновать, как и по каким принципам можно пользоваться устной речью. Растет ребенок в русскоязычной среде - к четырем годам поймет, что слова делить можно без всякого ущерба для смысла этих слов. Растет тот же самый ребенок в англоязычной или в немецкоязычной среде - к четырем годам он поймет, что делить устные слова на части нельзя, потому что от этого меняется смысл слов. Один и тот же ребенок в разных странах к четырем годам придет к совершенно разным выводам о речевых правилах. До четырех лет любое устное слово ребенок в любой стране воспринимает как одно целое. Уж поверьте, я в Германии насмотрелся на детей из совершенно разных стран, мне есть что обобщать и из чего делать выводы. А потому я всячески оговариваю мамочек обучать чтению детей до четырех лет - чтение ломает всё мышление ребенка, противоречит его речевому восприятию.

Добавлено (24.08.2012, 00:28)
---------------------------------------------
Думаю, что Вы, Дмитрий, что этот мой тезис вполне понимаете, и вполне с ним согласны.
Однако Вы никак не желаете понять мой другой тезис - о том,что многие дети ни в пять, ни в шесть, ни в семь, а иногда даже ни в десять лет не понимают идею деления устного слова на буквы, если перед тем им не дали вдоволь наиграться с делением слов на звуки. Не на слоги (ПЕ-ТУ-ШОК, СОК, СОЛЬ), не на отдельные фонемы (П-Е-Т-У-Ш-О-К, С-О-К, С-О-Л-Ь), а именно на звуки, то есть на огласованные консонанты. А Валентина Васильевна в своем упражнении "Е-У-О -- ПЕ-ТУ-ШОК" произносит сложные для детей ритмические величины (слоги), одновременно с этим показывает детям графические единицы (которыми записываются условные величины - фонемы), и тут же демонстрирует полное игнорирование артикуляторных движений. Валентина Васильевна думает, что дети обращают внимание на вокальную. голосовую часть слов. Но детям гораздо значимее консонантная часть - какими органами речи звук образуется. Звук Е (первый звук из произнесенного Е-У-О) образуется легким легким всплеском языка, звучит ЙЕ. И детям не понятно, почему вдруг Валентина Васильевна подменяет ЙЕ на ПЕ, равно как подменяет еще две консонанты, а в конце еще откуда ни возьмись вдруг добавляет звук КЪ. То есть путем многократных повторений хором Валентина Васильевна в конце концов добивается от детей пусть не понимания, но хотя бы угадывания, да. Однако в этом процессе мощно ломается естественное речевое восприятие детей, всех детей до единого, и у некоторых детей это проявляется в форме дидактоневрозов, дислексии, легастении. Объяснения Валентины Васильевны дети в конце концов поймут - когда научатся наконец читать и привыкнут к тому, как применяются буквы. Но сам процесс такого обучения для детей противоестественнен. Поэтому я сначала обучаю детей читать - слоговыми пиктограммами - и лишь потом знакомлю детей с буквами. В этом случае они уже понимают, что обозначают буквы и как они применяются.

 
Дмитрий ЗоринДата: Пятница, 24.08.2012, 02:06 | Сообщение # 133
Полковник
Сообщений: 229
Quote (Лев_Штернберг)
Думаю, что Вы, Дмитрий, что этот мой тезис вполне понимаете, и вполне с ним согласны.

Если говорить ещё точнее, Лев, то, как я представляю, ребёнок 4 лет, который совсем ещё недавно определил для себя границы освоенных слов, анализирует речь смысловыми единицами: сначала это целостные звукокомплесы - звуковые оболочки слов, за которыми у него уже имеются конкретные образы предметов и явлений, которые эти слова обозначают (и это ещё в том случае, если он это для себя действительно определил - многие дети в этом возрасте сейчас в чём-то могут оставаться на предыдущем этапе - анализе потока речи преимущественно с помощью смысловых синтагм-фраз); чуть позже, ближе к 5-и годам, если ребёнка не отвлечь от естественного хода развития с помощью назойливого обучения т.н. "чтению", это будет ещё более детальный анализ на основе смысл-содержащих морфем, частей слов (этап крайне важный, однако и он обрезается в ходе преждевременного обучения, зачастую, уже практически не возвращаясь, т.к. в задачи формального обучения, в частности, раннего преждевременного "развития", не входит какой бы то ни было смысл, там важна кажимость овладения смыслом), и только потом ребёнок может при определённых условиях свободно перейти на то ритмическое деление слова, о котором Вы говорите.

(продолжу завтра, у нас уже час ночи...)


Сообщение отредактировал dz0rin - Пятница, 24.08.2012, 02:20
 
Лев ШтернбергДата: Пятница, 24.08.2012, 02:31 | Сообщение # 134
Подполковник
Сообщений: 111
dz0rin, Да , Дмитрий, продолжайте. Но со всей ответственностью знающего специалиста хочу в Вашей паузе сообщить Вам, что этап деления слов на звуки (на огласованные консонанты) наступает раньше, чем этап осознанного вычленения морфем (приставки, суффиксы, окончания). А ритмическое деление слова (о котором я не говорю, между прочим; Вы опять всё перепутали в моих словах) у разных детей наступает и происходит совершенно по-разному, в зависимости от его собственного чувства мелодики речи. Если ребенок пел много песенок, читал стихи и прочее - он понимает, что такое ритмичность речи. Если ребенок сглатывает половину безударных гласных - ему становится вообще не понять, как взрослые делят слова на слоги. А и вправду, поди пойми, почему вдруг слово ТЫРАКТР взрослые делят так странно: ТРАК-ТОР. А куда же они при этом девают Ы, и откуда вдруг взялась О ?
 
Дмитрий ЗоринДата: Пятница, 24.08.2012, 12:16 | Сообщение # 135
Полковник
Сообщений: 229
Quote (Лев_Штернберг)
Да , Дмитрий, продолжайте. Но со всей ответственностью знающего специалиста хочу в Вашей паузе сообщить Вам, что этап деления слов на звуки (на огласованные консонанты) наступает раньше, чем этап осознанного вычленения морфем (приставки, суффиксы, окончания).

Вечером продолжу. Сейчас хочу спросить, Вы действительно противник аналитико-синтетического метода, который целиком базируется на подобной гипотезе, или это только поза такая?..
 
Поиск:

Меню сайта
Вход на сайт
Статистика