Краткая характеристика педагогической системы школы.

    Эффективное поведение в подобных ситуациях не может базироваться на использовании готовых решений, присвоенного опыта, а должно опираться на принципиально иные механизмы врастания в культуру, при которых собственный опыт является мерой анализа поступающей информации, позволяющий принимать новую информацию, быстро ее анализировать и использовать для порождения нового знания. Реализация собственных замыслов, собственного миропонимания средствами культуры это и есть творчество. Индивидуальность, гармонично развиваясь и врастая в культуру, рождает целостного, творчески направленного человека, способного взаимодействовать в сложной социальной и культурной среде. В этом случае, овладение культурой есть не цель образования, а средство максимального развития человеческих способностей, т.е. средство развития человеческой самобытности, индивидуальности. Именно такой человек способен к порождению новых способов производства, освоению новых информационных технологий.
    Способность мы понимаем как владение эффективным способом достижения результата деятельности. Способность не передаётся по наследству, не транслируется как готовый способ освоения мира, она заново порождается каждым ребёнком, в процессе активного участия в деятельности.
    Индивидуальность, мы понимаем, как уникальную совокупность способностей человека, позволяющих эффективно реализовывать собственные идеи средствами культуры, что ведёт за собой развитие, как индивидуальных способностей, так и обновление культурной традиции. Так понимаемая индивидуальность с необходимостью предполагает развитую способность воли, воления, когда человек сам создает цели своей жизнедеятельности и поэтому не может быть орудием, средством, материалом в реализации чужих целей и чужих планов. Человек, имеющий свободу и волю и обладающий адекватным представлением о мире, самостоятельно выстраивает линию собственного поведения, может ставить перед собой цели, планировать их реализацию и реализовывать.
   Человек, как индивид возрастает в индивидуальность по средствам своей активности (субъектности), осваивая базовые деятельности для данной культуры, он приобретает при этом систему индивидуальных и универсальных (культурных) способностей.
   Личностное развитие связывают с приобретением культурных (универсальных) способностей. Преломление культурных способностей через собственный опыт, систему индивидуальных ценностных установок, способов деятельности, придаёт им уникальную, индивидуальную окраску.
   Понимаемый таким образом процесс индивидуально-личностного развития, где индивидуальность рассматривается как ядро личности, которое развивается и разрастается за счет приобретения способности к социальным взаимодействиям, при которых личность является средством развития индивидуальности в её творческой самореализации, позволяет разрешить противоречия между возрастающим числом работающих в культуре гипотез мироописания и развитием индивидуального сознания. Активная позиция человека, направленная на исследование окружающей среды, создаёт условия для нахождения, как точек совпадения с прежним опытом индивида, так и открытия им зон своего незнания, сомнения. Именно это состояние сознания неточного, неполного знания приводит в действие механизм активного поиска дополнительной информации, которая позволяет найти точки пересечения новой информации с прежним опытом субъекта познания. Соотнесение новой, полученной информации позволяет взглянуть на собственный опыт с другой точки зрения, что приводит к увеличению, как самого опыта индивида, так и к изменению, или уточнению, или упрочению индивидуальных представлений об интересующем явлении. Способность к накоплению собственного опыта взаимодействия в культурной среде обеспечивает рост индивидуальности.
   Вне зависимости от результативности влияния полученной информации на представления субъекта познания о закономерностях существующего мира, он получает знание о существовании данной гипотезы в системе описаний мира, что способствует его личностному развитию, так как владение этой гипотезой позволяет человеку эффективно взаимодействовать с ее другими носителями.
   Таким образом, человек заинтересован в многообразии мира бытия, как материального, так и социального, так как только многообразие дает человеку возможность находиться в постоянном развитии, что позволяет сохранить здоровье. Сохранение здоровья подрастающего поколения непосредственно связано с организацией образовательного процесса, его соответствия уровню детского развития.
   Правильная оценка уровня детского развития, связанная с овладением детьми базовыми видами деятельности, а, следовательно, и уровнем развития общих способностей, позволяет учителю выбрать соответствующие методы и приёмы обучения, направленные не только на овладение содержанием гипотез описания мира, но и дальнейшим развитием способности каждого ребёнка.
   Последовательное разворачивание базовых видов деятельности на уроках, в момент освоения нового материала, позволяет всем детям понимать учебный материал на доступных для него способах мыслительной деятельности и приобретать общекультурные способности. Одновременно это является средством развития каждого ученика на уроке.
   Учебная деятельность наследует все предшествующие виды базовой (ведущей) деятельности и опирается на естественные для этого возраста потребности в общении и принятии, новых знаниях и впечатлениях, а также на мотивационную направленность к совместной деятельности. В структуру учебной деятельности входят следующие компоненты:
          - принятие учебной задачи;
          - выдвижение рабочей гипотезы;
          - предположительный план решения;
          - само решение;
          - анализ полученного результата;
          - доказательство его верности.
   Цель развития школы: создание вариативного образовательного пространства, направленного на полноценное развитие социально-интегрированной, обладающей жизненно важными знаниями и компетенциями личности каждого ученика, способной к самореализации в условиях постоянно изменяющегося мира.
   Задачи:
          -  Создание образовательного учреждения нового типа, выстроенного на основе общественного договора и носящего государственно-общественный характер управления и финансирования;
          -  Модернизация содержания образовательного процесса, которое включает в себя: интеграцию основного и дополнительного образования; повышение качества образования за счет обновления методов обучения и развития материальной базы для введения проблемно-поисковых способов в обучение; разработку авторских программ и учебно-методических комплексов; разработку проектов на междисциплинарной основе.
          - Модернизация учебно-воспитательной работы предполагает: - мониторинг потребностей учащихся в системе основного и дополнительного образования и предоставление новых видов дополнительных услуг; - включение учащихся в творческую и исследовательскую деятельность; - реализацию комплексной программы построения здоровьесберегающей среды.
          - Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности предполагает: Создание системы методической работы: - мониторинг профессиональной компетентности учителя; - подготовка педагогов к инновационной деятельности; - апробирование и внедрение УМК и технологий — контроль, анализ, коррекция результатов; - обобщение и презентация опыта работы.
          - Организация медико-психологического сопровождения инновационных процессов.
   Принципы построения образовательного пространства школы:
          - Государственно-общественный характер школы, который подразумевает активное участие родительского сообщества в жизни школы; оказание помощи в организации образовательной среды;
          - Естественно-научный характер содержания образования; Педагогический процесс выстроен по принципу политехнизма. Принцип политехнизма предполагает активное, творческое участие школьников в непосредственном наблюдении, экспериментировании, моделировании, а затем и непосредственном участии в производственном процессе.
          - Воспитательно-образовательный процесс базируется на субъект-субъектных отношениях учителя и ученика.
          - Проблемно-поисковые методы обучения, которые опираются на положение о том, что способность развивается в русле интересной и желанной для ребёнка деятельности, в процессе которой он открывает для себя способы действия, ведущие к успеху. Обобщение эффективных способов действия в окружающей среде ведет к образованию индивидуального алгоритма успешного действия (интуиции). Неэффективные способы действия являются необходимым звеном в накоплении опыта, так как позволяют открыть ребёнку пути, которые ведут к неуспеху.
          - Право на ошибку в процессе освоения новых видов деятельности является базовым условием для эффективного становления способности. Эффективные и неэффективные способы действия равно необходимы для становления способности.
          - Базовым принципом школы является также комплектование классов по методу случайного отбора с тем, чтобы в каждом классе были и сильные, и средние, и слабые дети. Этот принцип продиктован не только морально-этическими соображениями, не позволяющими авторам исповедовать идеи раздельного и по разным программам обучения детей с разным уровнем развития (вариант – готовности к школьному обучению), но и на данный момент уже доказанной в практике убежденности в том, что именно такой состав класса оптимален для развития как слабых, так и сильных детей. Специально подчеркнем, что для сильного ребенка слабый ребенок даже более важен, чем сильный для слабого, так как позволяет сильному ребёнку в процессе учебной деятельности транслировать собственные гипотезы, обосновывать их, отстаивать свою точку зрения, убеждать слабого в правильности выбранного решения. При проверке правильности выполнения задания сильный ученик должен увидеть не только неточность решения, но и восстановить ход размышления слабого ребёнка, без этого он не сможет объяснить ему, в чем тот ошибается.
         - Использование при необходимости инклюзивного обучения. По нашему мнению, особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Эти дети должны находиться в универсальной безбарьерной среде, позволяющей обеспечить им полноценную интеграцию в социальной среде.
         - Мы полагаем, что высшие формы человеческой активности, направленной на реализацию собственных идей, то есть творчества и самоактуализации, развиваются лишь в ситуации удовлетворения таких базовых потребностей как потребность в любви, безопасности, безусловном принятии. Для создания такой ситуации в условиях школьного обучения, по нашему мнению, обязательно безотметочное обучение, по крайней мере, в начальной школе, запрещение какого-либо ранжирования учащихся на умных и глупых, способных и нет, перспективных и неперспективных и т.п., безусловное принятие каждого ребенка, внимание к его высказываниям. Мы рассматриваем как разрушительные для становления индивидуальности, Я-концепции ребенка, распространенные сегодня формы аудита и самоаудита в отношении младших школьников.
       - Творчество, а детское – в особенности, требует такого мотивационного контекста, который бы давал «гарантию эмоциональной безопасности» ребенку, порождающему новую идею, право на ошибку. Такой контекст должен с внутренним ощущением безопасности вводить ребенка не только в ситуацию знания, но и в ситуацию незнания. Попадание в ситуацию незнания необходимо для задания, с одной стороны, проблемной ситуации, а с другой – внутренних оснований для познавательной активности и познавательной мотивации. Ребенок должен не бояться выдвигать ошибочные гипотезы. Ведь, по сути дела, ни одна детская гипотеза не может быть полноценной с общекультурной точки зрения. Однако от этого детские гипотезы не становятся менее значимыми как для его развития, так и для развития его товарищей.
       - Способы организации учебной деятельности в начальной и средней школе предполагают, что система взаимодействий и взаимоотношений между учениками и учителем строится не на принципе фронтального обучения, и не на принципе отношений «учитель-ученик», при котором другие ученики лишь мешают этому взаимодействию, а на принципе работы учителя с подгруппами учащихся (по 4-6 человек). Состав групп постоянно меняется. Не вдаваясь в детали, отметим, что в нашей технологии групповая форма организации занятий не является ни «бригадным» методом, ни коллективно-распределенным способом деятельности, а строится по законам синергии (взаимоподдержки). Последнее предполагает функциональную самоорганизацию и самостоятельное порождение группой средств регулирования совместной деятельности, внешне детерминируемой лишь конечным продуктом (задаваемым учителем через проблемную ситуацию). Функциональная самоорганизация группы создает возможность для порождения функциональных органов группы – «кратковременных стечений сил» (А.А.Ухтомский) для решения задачи. На ее основе синхронизированно возникают функциональные органы индивида, которые при определенных условиях становятся психологическими новообразованиями, различными способностями к символической интра и интерпсихической деятельности, символическому творчеству. Синергия задает необходимость создания единого ритма деятельности в группе и в классе. Единый ритм важен и ничем не заменим для синхронизации работы коры головного мозга, развития межполушарных отношений, для гармонизации работы всего организма ребёнка. Это, по нашему мнению, является одним из основных факторов, дающих эффект оздоровления в процессе учебной деятельности. Единый ритм способствует созданию единого информационного поля, что на порядок повышает интенсивность информационного обмена.
      Последовательная реализация вышеперечисленных принципов приводит к тому, что уже в детском возрасте:
         - развивается воля (как воление, способность самому вызывать и удерживать собственное психическое состояние), а не произвольность (как организацию собственного поведения, послушного чужим, внешним целям, правилам и контролю); воля может стать генетически исходной для развития произвольности, но обратное не возможно: из послушного ребёнка не вырастает внутренне свободный и ответственный человек;
        - у ребёнка возникает в качестве доминирующих истинная познавательная потребность и мотивация взаимопомощи (а не любой ценой быть первым – самым умным, самым сильным и т.п.);
        - развивается принципиально новый тип самооценки и переживания себя, зависимый не от интериоризации оценок учителя или группы, а только от личного, индивидуального переживания как границ своего знания и умения, так и принципиальной возможности их безграничного развития;
        - происходит становление «бесстрашного интеллекта», не только не боящегося новых задач, но жаждущего их и умеющего их решать; естественно, что базовый образовательный компонент в виде грамотного письма, чтения, вычислительных навыков, решения математических задач и примеров осваивается каждым ребёнком.
Меню сайта
Вход на сайт
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0