Проблемы вхождения в системно деятельностный подход.                Степанова В.В.

Современные достижения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) захватывают воображение. По идее, они должны помочь молодому поколению быстрее вникнуть в общепринятую «картину мира», овладеть различными способами жизнедеятельности в культуре, стать более креативным и творческими людьми.

Но как раз этого, почему-то и не происходит... Почему?

Мир подошел к новому культурологическому кризису. Человеку стали подвластны доселе невиданные силы, с которыми он, подчас, не в состоянии управиться. Возможности удовлетворения своих материальных потребностей – растут, увеличивается масса потребительских товаров, но вместе с тем нарастет и внутренняя опустошенность людей. Человеческая жизнь теряет смысл, и это сегодня становится одной их глобальных проблем человечества. Век бездумного потребления подходит к своему логическому завершению. Перед человечеством во весь рост встали задачи реорганизации общественной жизни, изменения ценностных установок, мотивационной направленности как всего общества в целом, так и конкретно каждого человека.

 Единственной структурой способной попытаться решить эти вопросы является образовательная система, в функцию которой входит воспроизводство человеческого потенциала. Подрастающее поколение должно сохранить культурную самобытность и при этом быть способными к жизнедеятельности в постоянно меняющемся мире, с его нарастающей сложностью технологических, политических, конфессиональных и межличностных отношений.

Но чем сложнее система, тем труднее удержать ее от действия сил энтропии.

Любая система обладает целостностью, что предусматривает взаимоувязанность всех ее элементов и их организацию в определенную структуру.

Система обладает функцией, или иначе, предназначением. Функция это стечение сил в общей точке приложения, позволяющее реализовать предназначение системы.

***

Для нас представляет интерес рассмотрение закрытых и открытых систем.

Любая закрытая система изолирована от окружающей среды и имеет источник функционирования внутри самое себя. Часы, автомобиль, паровая машина — модели закрытой системы. Они прекрасно организованы, все части находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, представляя собой единство, целостность. Образовательная система СССР, да и современной России устроена по «закрытому» принципу:

       - школы, классы формируются на весь этап обучения;
       - жестко регламентировано программами содержание образования и его этапность, количество часов на прохождение каждой темы;
       - урок строится не от уровня развития детского коллектива, не от мотивированной детской деятельности, а на основе формально-логических представлений даже не учителя, а абстрактного методиста;
       - зачастую уроки проводятся по методическим рекомендациям, которые были созданы людьми, даже близко не представляющими реальные условия существования школьного коллектива;
       - урок строится на основе жестко обозначенной структуры, в ее логике происходит проверка деятельности учителя;
       - урок закрыт от посторонних глаз, родители не могут его посетить без предупреждения.

Однако, как только внутренний ресурс закрытой системы иссякнет, она подвергнется естественной энтропии, распаду. При этом, чем сложнее система, тем силы энтропии мощнее.

Если в стабильные периоды общественного развития данная система, настроенная на подготовку узконаправленного специалиста для работы в устоявшемся секторе экономики, является в определенном смысле оправданной мерой, то во времена научно-технической революции данный подход полностью исчерпал свою эффективность.

В быстро меняющемся мире необходим человек осознающий сущность проистекающих событий, умеющий эффективно действовать в предлагаемых условиях, ответственный за принятые решения перед собой и обществом. Для приобретения данной системы способностей ребенок должен воспитываться в рамках открытого образовательного пространства.

Открытая система находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, источник ее функционирования лежит за пределами этой системы. Между системой и окружающей средой постоянно происходит энергетический и вещественный обмен.

Примером ее могут быть реки, которые текут тысячелетиями, беря исток из маленького болотца, пламя, которое горит и дает тепло, пока есть обмен с окружающей средой.

Живые организмы также являются открытой системой, все элементы которой находятся в сложной взаимосвязи и представляют из себя целостность, которая направлена на решение общей задачи для всех подсистем организма.

Организм целостен, и все его клетки направлены на решение насущной потребности организма. Это ритмическое единство, синергия (взаимоподдержка) всех структур организма, направленная на сохранение самое себя через удовлетворение потребности организма во взаимообмене со средой, называется функциональной системой.

Любая живая система (клетка, растение, животное, человек, общество) на этапах рождения и развития действует как устойчиво неравновесная открытая система. В момент рождения открытой, устойчиво неравновесной системы появляется способность совершать внешнюю работу. На этапах рождения и развития любой живой объект, в том числе и социальный, ведет себя как неравновесная система, удаляющаяся от состояния равновесия. В ситуации деградации живая система стремиться к состоянию равновесия.

Открытая живая система не только потребляет ресурсы из внешнего источника, но и выбрасывает, распыляет, разбрызгивает продукты своей жизнедеятельности, преобразуя внешнюю среду. Рассеивание (диссипация) это один из признаков живых систем. Чем мощнее диссипация, тем активнее потребление внешнего ресурса. Всякая живая система преобразует внешний ресурс в энергию собственной жизнедеятельности, вынося во внешнюю среду продукты своей жизнедеятельности.

Функциональная организация системы и есть жизнь.

Примером функциональной системы может быть певчая птичка, ее взяли, препарировали, рассмотрели, вновь сложили, не потеряв ни одной клетки, но птичка не поет. Целое всегда больше суммы частей на функциональную систему - жизнь.

Социальные системы действуют также по принципу открытых диссипативных систем.

Человек, преобразуя природу, использует ее ресурсы для успешного сохранения собственной жизнедеятельности, создав сложную систему жизнеобеспечения, которая называется культурой.

***

Культура — это функциональная система, объединяющая всех членов сообщества в единый организм, который направлен на сохранение самого себя, адаптацию к постоянно изменяющейся среде, то есть направлен на развитие и продолжение себя в пространстве и во времени.

Всякая живая система имеет защитные механизмы от саморазрушения – иммунную систему организма. В культуре такой «иммунной» системой является общая система ценностных установок для всех членов сообщества, которая позволяет видеть аспекты окружающей действительности, дающие возможность развиваться или несущие опасность сообществу, и принимать оптимальное решение.

Все культуры, кроме ранних этапов развития (каннибализм, как вынужденная мера сохранения жизни сообществу), запрещали наносить увечье своим сородичам. Но учили взаимодействию и взаимопомощи, без которых выживание было бы невозможно. Гибель сообщества непременно приводила и к гибели его членов. Именно поэтому человек и его благополучие постепенно начали осознаваться обществом как главная ценность и цель культуры. Любые действия в сторону нанесения членом общества ущерба другому или угрозы его благополучию строго табуируется в традициях, сказаниях, мифах, песнях и т.д..

Человек есть цель и ценность культуры. Он является носителем культурных установок, направленностей и способов совместной жизнедеятельности, которая предполагает соучастие в труде.

Невозможность индивидуального обеспечения собственной жизнедеятельности становится главным аргументом для самоорганизации сообщества. Главным организатором и регулятором любого сообщества становится совместная деятельность. Именно она требует от всех членов общества согласования и соподчинения своей направленности получению общего предмета потребности, общего продукта деятельности.

Преобразование природных ресурсов в продукты с потребительскими свойствами и осуществляет культурное сообщество, обеспечивая тем самым более эффективное удовлетворение потребности каждого члена сообщества. Таким образом, коллективное производство продуктов с потребительскими свойствами является основой для самоорганизации человеческого сообщества в функциональную систему, которая и определяется как культура.

Именно совместная деятельность преобразует не только мир природы, мир человеческих отношений, но и самого человека.

Чем сложнее производство продуктов потребления, тем сложнее уровень человеческих отношений, тем тоньше и неуловимее становится взаимосвязь между членами сообщества, что делает культуры более уязвимыми.


***

Внутри системы существуют множественные подсистемы, которые обладают всеми свойствами системы и синхронизированы друг с другом. Внутри культуры такой подсистемой, воссоздающей культурное сообщество, является образование. Оно должно обладать общими свойствами с культурой: открытостью, диссипативностью и устойчивой неравновесностью.

Открытость системы образования предполагает, что источник ее функционирования лежит за пределами системы, а именно в культурном сообществе. Чем мощнее система, тем больший ареал социальных отношений она охватывает. Это не только педагогическое и родительское сообщество, но и общественные ресурсы сохраняющие и развивающие культуру: музеи, выставочные залы, библиотеки, театры и филармонии, творческие мастерские, обсерватории, предприятия производящие предметы потребления, лаборатории НИИ, общественные организации.

Неравновесность системы связана с некой формой пульсации, при которой происходит создание общего продукта и вынос его во вне.

Диссипация ведет к внутреннему истощению системы и активному поиску внешних ресурсов восполнения энергетического и материального баланса, овладению ресурсной базой, переработке и последующей диссипации.

Продуктом образовательной системы является человек, несущий в себе культурную самобытность своего народа, способный удерживать ценностные установки культуры и эффективную как для себя, так и для общества мотивационную направленность, имеющий достаточный уровень знаний для успешного действия в рамках быстро меняющегося мира и его глобализации.

Ядром открытой диссипативной образовательной системы будет являться совместная субъект-субъектная деятельность педагогического коллектива, родительского сообщества и подрастающего поколения по воссозданию обшественно-значимых гипотез мироописания, реально действующих в культуре, способов жизнедеятельности, ценностных установок культуры, культурно приемлемой мотивационной направленности личности и развития способности каждого из участников образовательного процесса.

Деятельность, понимается как активная позиция людей, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающей действительности с целью удовлетворения потребностей.

В свою очередь потребность – состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности. Неудовлетворение потребности ведет за собой изменение нормальной жизнедеятельности организма, вплоть до его гибели.

Субъект потребности ищет в окружающей его действительности предмет, позволяющий удовлетворить его потребность – предмет потребности. При отсутствии предмета потребности с удовлетворяющими его качествами, субъект включается в активные действия по целесообразному преобразованию окружающей действительности с целью удовлетворения собственной потребности.

Сила, определяющая устремление субъекта потребности к предмету, способному удовлетворить потребность и есть мотив

Интенциональность, устремленность субъекта потребности на предпочтения при выборе предметов, способов, через которые удовлетворяются потребности, есть мотивационная направленность личности.

Мотивационная направленность личности устойчивое психическое образование, которое постепенно складывается в процессе жизнедеятельности. Проходя через этапы психического развития, ребенок приобретает способность к самосознанию, к постижению окружающего мира, к его преобразованию с целью удовлетворения собственной потребности.


***

В период становления представлений о способах преобразования окружающей действительности, ребенок не всегда в состоянии выбирать из них целесообразные. Поэтому создание условий для успешного накопления опыта по преобразованию действительности (как материальной, так и социальной) — есть одна из основных задач образовательной системы.

Накапливая опыт реальных социальных взаимодействий в процессе совместных действий, подрастающее поколение осваивает ценностные установки культуры, как способ долгосрочного эффективного поведения в рамках данной культуры.

Субъект-субъектные отношения в учебной деятельности возможны при условии выстраивания процесса обучения таким образом, чтобы вектора мотивационной направленности педагогов, родителей и учащихся, по крайней мере, не противоречили друг другу и были направлены на создание общего продукта.

Мы должны понимать, что все участники педагогического процесса являются представителями одного культурного пространства объединяющего определенную человеческую общность.

Как мы говорили ранее, культура содержит внутри себя: работающие гипотезы мироописания; эффективные способы жизнедеятельности в рамках данной культуры, ценностные установки культуры, материальные носители культуры, способы фиксации накопленного предшествующими поколениями опыта — это и есть содержание образования.

Овладение культурой подрастающим поколением идет по средствам ее распредмечивания, то есть перехода объективного культурного предмета из его собственной сферы в сферу и форму человеческой деятельности, превращение предметно воплощенных форм культуры в деятельные способности субъекта.

Распредмечивая мир культуры, ребенок овладевает общими способами жизнедеятельности в ней, общими способностями культуры. Вне активного взаимодействия с предметами культуры, вне деятельности субъекта, овладение способами культуры не возможно. Способность развивается в форме активной деятельности субъекта.

Субъект обладает потребностно-мотивационной направленностью к культурному пространству, так как именно в нем растворены возможности удовлетворения потребностей, обеспечивающих его выживание.

Овладевая пространством культуры, ребенок шаг за шагом овладевает способностями, опредмечивая которые, он и сам становится субъектом преобразования окружающего пространства (символические виды деятельности: игра, детский рисунок).

Культурное сообщество, через образовательную систему, должно создать условие, при котором каждый ребенок обладал возможностью деятельного освоения культурной среды.

Общество, через институт семьи и институты государства, в виде образовательных учреждений, создает условия для деятельного освоения детьми мира культуры. Оно истинно заинтересовано в продолжении культурных традиций народа, аккумулировавшем опыт предшествующих поколений, а также в их дальнейшем преобразовании и развитии, позволяющим эффективно действовать в постоянно меняющимся мире.


***

Психика носит опредмеченный характер. Вне деятельности развитие психики не возможно. Ребенок деятель по натуре, по условиям выживания. Освоение окружающего пространства происходит внутри совместной деятельности с культурным взрослым.

Взрослый, через собственную мотивационную направленность и активность, обозначает предпочитаемый предмет потребности и способ его достижения, задает направленность детской деятельности и рамки социально приемлемых форм детской активности.

Осваивая мир культуры, ребенок должен овладеть такими видами деятельности, как общение, предметно-манипулятивная и предметно-орудийная деятельность, символические виды деятельности (речь, игра, рисунок, танец и пр.), знаковыми видами деятельности в процессе учебной деятельности.

В русле освоения данными видами деятельности происходит преобразование психики ребенка и его личности. В них вызревают способности, которые принято называть общекультурными. Каждый раз, встречаясь с новыми обстоятельствами, человек обращается к способам коммуникации, обследования пространства, выстраивает инструментарий для мыслительной деятельности, простраивает схемы и модели, обозначая их для окружающих.

Именно этот факт послужил основанием для особой организации образовательного процесса в системе «Росток».  Программное содержание нами было реорганизовано таким образом, чтобы оно представляло не более 9 - 10 базовых тем, что позволило при прохождении детьми темы так организовать учебную деятельность, чтобы в ней были реализованы все базовые виды деятельности, от общения, предметной, символической до знаковых форм распредмечивания и опредмечивания культуры.

Педагогический процесс должен строиться с учетом уровня развития детского коллектива, его структуры, способов коммуникации в момент совместной деятельности.

Освоение нового содержания учебной деятельности должно осуществляться при восхождении в работе с детьми от неточных и неполных детских гипотез к тем представлениям и понятиям культуры, которые являются работающими в данное время.

В процессе урока педагог включен в процесс сотворчества с учениками по поводу распредмечивания и опредмечивания объектов культуры. Педагог, владея представлением о предмете культуры, создает условия поиска способов распредмечивания культурных представлений детьми. Через систему проблемно-поисковых методов он подводит детей к открытию закономерностей являющихся общепринятыми в культуре. В этом состоит предназначение современного учителя, в рамках такого подхода лежит его субъектность, творческая составляющая его деятельности, преобразующая сознание подрастающего поколения.

Продолжение, системно деятельностный подход. Генезис базовых видов деятельности.

Видео : семинар Валентины Васильевны Степановой для педагогов Заельцовского района г. Новосибирск, тема - Системно деятельностный подход

Меню сайта
Вход на сайт
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0