[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: alexkim, dz0rin  
Форум » Образование » Образование сегодня » Раннее обучение чтению - польза или вред?
Раннее обучение чтению - польза или вред?
Павел АкимовДата: Воскресенье, 22.04.2012, 21:56 | Сообщение # 91
Полковник
Сообщений: 181
Quote (Лев_Штернберг)
Кстати, о полезности.
Павел, с какого-то момента тема чтения, начатая в топике "Раннее обучение чтению - польза или вред", вдруг некстати переметнулась сюда, в топик "Образование без компьютеров". Согласитесь, тема чтения тут не совсем кстати. Давайте перенесем ее в начальный топик, а?

Перенес, Лев, спасибо Вам, за конструктивное замечание.
 
Лев ШтернбергДата: Вторник, 01.05.2012, 01:38 | Сообщение # 92
Подполковник
Сообщений: 111
Сегодня я прочитал удивительное подтверждение своим мыслям о том, что чтение (не только раннее, но и чтение вообще) сильно снижает память человека:

"Усвоение письма ослабляет память на акустически воспринимаемые и акустически передаваемые явления. Память грамотного человека не была бы в состоянии обеспечить с помощью одного лишь слуха сохранение и передачу таких больших произведений народного эпоса, как русские былины (если даже считать их вслед за Рожнецким славянской обработкой скандинавских саг) или сербские героические песни. Память Грамотного человека регрессирует и уже не может обойтись без помощи чтения и письма. "
/ И.А.Бодуэн де Куртенэ, Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т.- М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. "Влияние языка на мировоззрение и настроение" (1929), § 20 /

Это подтверждение удивляет меня тем, что оно высказывается Бодуэном де Куртэне - основоположником русской науки о фонемах. Уже не впервые мои высказывания, противоречащие мнению сегодняшней науки, находят подтверждение в словах этого автора. У меня такое подозрение, что все 150 последних лет педагоги-филологи словно по уговору понимают труды де Куртэне исключительно шиворот на выворот, хотя каждый при этом так и норовит сослаться на него в библиографических сносках.


Сообщение отредактировал Лев_Штернберг - Вторник, 01.05.2012, 01:40
 
Дмитрий ЗоринДата: Вторник, 01.05.2012, 09:44 | Сообщение # 93
Полковник
Сообщений: 229
Quote (Лев_Штернберг)
"Усвоение письма ослабляет память на акустически воспринимаемые и акустически передаваемые явления. Память грамотного человека не была бы в состоянии обеспечить с помощью одного лишь слуха сохранение и передачу таких больших произведений народного эпоса, как русские былины (если даже считать их вслед за Рожнецким славянской обработкой скандинавских саг) или сербские героические песни. Память Грамотного человека регрессирует и уже не может обойтись без помощи чтения и письма. "


Каждый из нас когда-то начинал писать свой дневник, а многие пишут его до сих пор, куда заносил собственные размышления, чтобы иметь возможность спустя какое-то время к ним снова вернуться и продолжить думать. Каждый писатель и композитор, художник имеет при себе записную книжку, альбом, в который вносит свои новые впечатления, поразившие его события и образы, для того чтобы впоследствии иметь возможность ярко представить себе эти ещё не очень хорошо осмысленные и удерживаемые образы из собственного жизненного опыта.
Думаю, мы не имели бы возможность слушать сейчас многие из произведений, скажем, Сергея Прокофьева. Многие самые оригинальные музыкальные впечатления и мысли приходили к нему в самые неожиданные моменты, он тут же хватал записную книжку и записывал услышанную мелодию, какой-то неожиданный и интересный гармонический ход в оркестровке и пр., который сама жизнь ему как бы подбрасывала... В данном случае, как это ни странно - память не только не страдает, но становится ещё более мощной, восприятие более тонким и т.д.

Другое дело, когда мы пытаемся удержать чьи-то чужие мысли, чужие тексты, которые мы не осмыслили, но которые хотели бы впоследствии использовать просто для того чтобы при случае где-нибудь ими блеснуть, когда мы осваиваем чужую риторику и пр и т.п. Подобная психологическая установка способствует тому, чтобы сознание как можно быстрее всё записанное забывало, иначе бы оно просто разрушилось бы от такого рода информации...
 
Лев ШтернбергДата: Среда, 02.05.2012, 15:05 | Сообщение # 94
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (dz0rin)
В данном случае, как это ни странно - память не только не страдает, но становится ещё более мощной, восприятие более тонким и т.д.

Дмитрий, поясните пожалуйста, на каком основании Вы беретесь утверждать подобные вещи? Вы проводили опыты? Наблюдали за людьми читающими или нечитающими? У Вас есть хоть какие-то сравнительные данные для подобных заявлений? Или может быть Вы где-то читали о таких опытах или о таких данных? Можете сослаться на чьи-то исследования, пусть даже не очень авторитетные?

Наверное те 25-30 нечитающих взрослых , с которыми мне лично удалось поработать в Гамбурге - это слишком маленький опыт для обобщений. Но даже на этом маленьком опыте могу сказать: память нечитающего человека лучше, чем память читающего. Во всяком случае устные тексты нечитающие запоминают намного легче.
 
Дмитрий ЗоринДата: Среда, 02.05.2012, 19:59 | Сообщение # 95
Полковник
Сообщений: 229
Quote (Лев_Штернберг)
Вы проводили опыты? Наблюдали за людьми читающими или нечитающими? У Вас есть хоть какие-то сравнительные данные для подобных заявлений? Или может быть Вы где-то читали о таких опытах или о таких данных? Можете сослаться на чьи-то исследования, пусть даже не очень авторитетные?


Нет, Лев, исследований я не проводил. Я не учёный. Я же говорил об осмысленных текстах, глубоко соотнесённых с собственными представлениями о мире. Т.е. о "передаче и сохранении в памяти грамотного человека информации, добытой с помощью далеко не только одного лишь слуха" (а если говорить о том, что берётся "с одного лишь слуха" - здесь я полностью согласен с автором изречения, на все 100). Это жизненные наблюдения, и ничего более. А они (такие тексты, запоминаемые и пересказанные своими словами), как я убеждаюсь всё больше и больше, наблюдая за собой, за детьми, в частности, за детьми, обучающимися по технологии Валентины Васильевны, не забываются никогда, ни при каких обстоятельствах. Более того, не забываются не только таким образом прочитанные книги, но и каждый штрих в рисунке, смысл который им обозначен в этом рисунке, который ребёнок когда-то рисовал сам, передавая в нём свои переживания и связанные с ним жизненные события, не забывается ни один из штрихов в коллективном рисунке, который возникает вслед за индивидуальным, не забывается ни одна рассмотренная и проанализированная в классе иллюстрация, её смыслы. Всё, что прожито глубоко, не забывается, по-моему, это очевидно. Т.е. я не про услышанные и запомненные слова, а совсем про другое.

У меня есть другая любимейшая цитата на близкую тему, смысл которой, правда, чуть шире:

"Жаль ещё тоже, что детям теперь так всё облегчают - не только всякое изучение, всякое приобретение знаний, но даже игру и игрушки. Чуть только ребёнок станет лепетать первые слова, и уже тотчас же начинают его облегчать. Вся педагогика ушла теперь в заботу об облегчении. Иногда облегчение вовсе не есть развитие, а, даже напротив, есть отупление. Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве, собственным усилием (а если хотите, так и страданием), проведут ребёнка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа, из которой сплошь да рядом выходит ни то ни сё, ни доброе ни злое, даже и в разврате не развратное, и в добродетели не добродетельное."

Ф.М. Достоевский. Дневник писателя. Ёлка в клубе художников. Дети мысляшие и дети облегчаемые...
Январь 1986 год.


Сообщение отредактировал dz0rin - Среда, 02.05.2012, 20:10
 
Лев ШтернбергДата: Среда, 02.05.2012, 22:05 | Сообщение # 96
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (dz0rin)
(а если хотите, так и страданием)

Знаете, Дмитрий, есть такие исследования, которые определяют взаимосвязь возникновения и развития новых нейронных пучков и болевых ощущений, особенно в области кисти, пальцев. Наверное можно было бы отработать такую методику, когда через частое покалывание или царапанье пальцев ребенка можно было бы добиться образования мощной нейронной сети уже в маленьком возрасте. Может быть это слегка болезненно и стадательно, но зато как развивает!
Например, заставить ребенка собирать крапиву голыми руками, или плести косички из стальной проволоки, или выковыривать без инструмента неглубого вбитые гвоздики. Тут и деятельностный подход, и масса полезных навыков, и немножко страдания - ну очень перспективная развивающая идея!


Сообщение отредактировал Лев_Штернберг - Среда, 02.05.2012, 22:11
 
Дмитрий ЗоринДата: Среда, 02.05.2012, 22:50 | Сообщение # 97
Полковник
Сообщений: 229
Quote (Лев_Штернберг)
ну очень перспективная развивающая идея!


Вот, был уверен, что подметите фразу. Оттеняет мысль, правда же?
Ежу понятно, что Фёдор Михалыч имел ввиду, что уж лучше счастье сквозь некоторую печаль или даже слёзы, нежели полная душевная пустота. Это ж не означает, что через страдание детей надобно проводить во что бы то ни стало. Но и уберечь решительно от всех неприятностей ребёнка возможно ли, да и нужно ли непременно от всех-то?:)

Добавлено (02.05.2012, 21:50)
---------------------------------------------

Quote (Лев_Штернберг)
Наверное можно было бы отработать такую методику, когда через частое покалывание или царапанье пальцев ребенка можно было бы добиться образования мощной нейронной сети уже в маленьком возрасте. Может быть это слегка болезненно и стадательно, но зато как развивает!

Ой, да Вы кажется опоздали, Лев. Созданы такие методики, уже, да и немало, наверное, ежели поискать хорошенько. Дайте припомнить!.. Так, беби-йога, чем не метОда? Ещё... Ну, хоть массажики на кончики пальчиков. А массажики на язычок, на щёчки, дёсны?.. Мягонький вариант? Зато, говорят, сетей в мозгах нарастает немерено, ребёнок на глазах становится умным, а речь так и норовит скорее созреть smile
 
Лев ШтернбергДата: Четверг, 03.05.2012, 02:48 | Сообщение # 98
Подполковник
Сообщений: 111
Ну что за жизнь! Чего ни придумай - а всё уже было cry
 
Дмитрий ЗоринДата: Четверг, 03.05.2012, 19:55 | Сообщение # 99
Полковник
Сообщений: 229
Лев_Штернберг, если процесс доставляет..., оно ж того стоит wacko
 
Cтепанова Валентина ВасильевнаДата: Воскресенье, 06.05.2012, 09:03 | Сообщение # 100
Подполковник
Сообщений: 148
Доброе утро!

Лев, я хочу вклиниться в ваши обсуждения с Дмитрием.
Во-первых, исследованиями речи и памяти не занимался только ленивый, поэтому научных ссылок невообразимое количество.
Феноменальная память- речевая, зрительная встречаются часто. Хорошо это или плохо судите сами.

Александр Романович Лурия наблюдал за одним из носителей таких способностей - это был известный репортер Шерешевский. Александр Романович проводил с ним психологический сеанс, задавая ему самые разнообразные фактологические вопросы, прося совершить математические операции на умножение многозначных чисел, и получал ответ.
Публика ликовала. А затем был задан вопрос,- назовите инфекционное заболевание из трех букв. Нужно добавить, что в это время свирепствовал тиф. Ответа не последовало ни через две, ни через пять минут! Представьте себе, что даже малейшие умозаключения оказываются невозможны при таком способе психической деятельности.

В настоящее время было вновь предпринято исследование памяти у выдающихся шахматистов, оказалось, что они молниеносно анализируют стандартные партии, однако, если фигуры были расставлены новичком, то воспроизвести расстановку шахматных фигур не могут.

Так и с речевой памятью происходит. Человек не описывающий свои представления, а заучивший речитатив, находится в это время, в этом месте, он ситуативен. Что это означает?
Он не может проанализировать данный текст, сравнить две логики; он не может даже задать вопросы к тексту, так как для этого нужен другой инструментарий - символически-знаковая функция мышления. А она рождается при моделировании понятий в рисунке, игре, письменной речи.

Что важнее для современного человека? Бездумно повторять или совершать мыслительный акт? Выбирать каждому!
 
Павел АкимовДата: Воскресенье, 06.05.2012, 09:29 | Сообщение # 101
Полковник
Сообщений: 181
Quote (stepanowavalent)
Представьте себе, что даже малейшие умозаключения оказываются невозможны при таком способе психической деятельности.

Валентина Васильевна, у меня не укладывается в голове что "известный репортер" может обладать таким строем психики.
 
Cтепанова Валентина ВасильевнаДата: Воскресенье, 06.05.2012, 16:40 | Сообщение # 102
Подполковник
Сообщений: 148
Павел, это хрестоматийный пример, думаю набрав это имя Вы найдете подтверждение.
А репортер - это человек дающий объективную информацию,обобщений не требовалось, Может быть сейчас это нам тоже не помешало бы заполнить СМИ такими людьми.
 
Дмитрий ЗоринДата: Понедельник, 07.05.2012, 01:50 | Сообщение # 103
Полковник
Сообщений: 229
Quote (stepanowavalent)
Может быть сейчас это нам тоже не помешало бы заполнить СМИ такими людьми.

Интересно, не думал раньше в эту сторону, до тех пор, пока не услышал подобную позицию, чётко, развёрнуто объяснённую Лёней Парфёновым (в снятой с эфира, по его желанию, передаче "Школа злословия" с его участием; Дуня и Татьяна выступали как бы из противоположной позиции). http://video.yandex.ru/users/moiseevstas/view/345/#
 
Павел АкимовДата: Среда, 09.05.2012, 02:33 | Сообщение # 104
Полковник
Сообщений: 181
фрагмент семинара о Школе Злословия
 
Дмитрий ЗоринДата: Пятница, 25.05.2012, 17:59 | Сообщение # 105
Полковник
Сообщений: 229
Quote (Лев_Штернберг)
Я вот представил себе:
В классе две или три команды. У доски - по одному человеку от каждой команды. Они рисуют на доске ребусы, каждый свои. Молча.

Лев, я не видел детей, которые рисуют молча, тем более дошкольников...


Сообщение отредактировал dz0rin - Пятница, 25.05.2012, 22:59
 
Форум » Образование » Образование сегодня » Раннее обучение чтению - польза или вред?
Поиск:

<
 
Форма входа
Логин:
Пароль: