Потребности и мотивация,14 июня 2011, 17:52
внутренняя мотивация
мотивация и потребности
потребность в общении
безволие
удовлетворение социальных потребностей
Оригинальная статься с комментариямиКак мне кажется, будет полезным поговорить о потребности и мотивации, так как слова эти в постоянном ходу. Но они наполнены таким мистицизмом, что не всякий профессионал может разобраться в процессах, которые скрываются за ними.
Начнем с потребности. Я думаю, что вряд ли кто-то усомниться в том, что высочайшей ценностью человеческой жизни является сама жизнь. Наше сознательное стремиться любой ценой ее сохранить.
Необходимо понять, что человеческий организм — это открытая диссипативная система, и для того чтобы существовать, мы должны пропускать через себя поток химических веществ. По сути мы являемся живым химкомбинатом, и поэтому сырье должно регулярно поступать, а шлаки отводиться, без оного само существование нас как организма невозможно.
Потребность — это и есть, те самые компоненты, без которых невозможно протекание химических процессов в нашем организме — это температурный режим, водно-солевой, белковый и т.д,. Но мы существа стадные, и живем в особой — искусственной среде, которая называется культурой. Только встраиваясь в нее, мы можем приобрести необходимые способности для эффективного удовлетворения наших потребностей. Культура позволяет нам овладеть прямохождением, освобождая нам руки, которые осваивая предметную среду — становятся умелыми, уши вычленяющие фонемы родного языка, которые становятся вместе с речевой артикуляцией.
По многолетнему опыту лекторской работы знаю, что не многие из слушателей знают о том, что у нас нет органа, который занимался бы фонематическим слухом. Для того, чтобы понять обращенную к нам речь, мы должны ее проговорить либо в громкой речи, как это делают дети до семи лет, ее называют эгоцентрической, либо во внутренней речи, которая возникает путем естественного свертывания эгоцентрической речи. Мы, в быту это называем речевым мышлением. Так как мы стадные существа, то необходимость получать речевую информацию. Это является жизненно важной потребностью, это обеспечивает нам реализацию потребности в безопасности, и в общении.
Большинство ученых выделяют два вида потребностей: витальные (насыщаемые) и социальные (не насыщаемые). Общение, как бы выносится за рамки витальных потребностей и это искусственное разделение потребностной сферы вносит разного рода путаницу.
Полноценное общение — есть необходимое условие не только для развития человека, но и для его физического существования. Ребенок, с которым в первые месяцы жизни культурный взрослый общается менее 60 минут в сутки — просто не доживает до года, либо страдает всю жизнь олигофренией в степени дебильности, а взрослый после двухмесячного пребывания в одиночестве начинает сходить с ума.
Если мы понимаем, что потребности в собственном развитии, в принятии, в самореализации — это разновидности одной и той же потребности, то все становится на свои места. Потребность должна быть удовлетворена через овладение предметом потребности. Благо, что удовлетворить собственную потребность мы можем разными предметами, мы можем удовлетворить жажду водой из ручья, из водопровода, соком, компотом или минералкой со льдом и лимоном в хрустальном бокале — в любом случае жизнь будет сохранена. Поэтому важно, чтобы человек мог ощущать истинную потребность, и не заменять ее способом удовлетворения, что и ведет к неудовлетворенности жизнью, апатии.
А сила, с которой мы стремимся к предмету нашей потребности и есть МОТИВ!
Его никак нельзя активизировать извне, не докормив, не напоив. Если не долюбить, человек не становится вполне человеком, а поэтому способности приобрести не может.
С уважением ко всем читателям,
Валентина Степанова
15 июня 2011, 19:00
ЛЮБОВЬ — ЭТО ЖЕЛАНИЕ БЛАГА ТОМУ, КОГО ЛЮБИШЬ! Любовь — это искреннее и бескорыстное чувство, которое позволяет принять человека целиком, без каких — либо условий. К сожалению, мы за последнее время утратили эту способность. Говорю об этом с огромным сожалением, и не без основания. Родители начинают с рождения развивать своего ребенка, не заботиться о нем, и качать на руках, и петь колыбельные,и стараться понять в чем причина его беспокойства — без всяких условий принимая своего ребенка. Большинство молодых семей, да, что греха таить, и молодых бабушек и дедушек хотят видеть в своих чадах какой-то необычайный талант, и начинают принимать ребенка и гордиться им по мере приобретения оного.
Вы спросите, что в этом плохого? Прежде всего то, что сам ребенок перестает быть ценностью, он ценен только постольку, поскольку нарастил в себе социально ценную способность, насколько был оценен соседями, воспитателями, учителями, разного рода жюри.
Ребенок рассматривается не как самоценность, а как капитал, который в будущем принесет прибавочную стоимость, его меновая стоимость на рынке труда будет выше, это создает условия для немыслимой интеллектуальной эксплуатации детства.
Именно с этим связан отказ детей от учебы, уход от продуктивных и творческих видов деятельности. Именно это является главной проблемой в развитии способностей, как общих, так и специальных.
Как говорят, только дьявол ищет прямые пути.
Способности — это способ достижения успеха в мотивированной для человека (ребенка) деятельности, мотивация процесс внутренний, как я уже писала, ее невозможно задать из вне, ее можно поддержать, создав условия для ее реализации. Дело в том, что если предмет потребности оказывается недостижим в настоящий момент, то потребность, как бы засыпает, и мотив не включается. Мы постоянно пользуемся этим свойством психики для того, чтобы отвлечь ребенка от нежелательного для нас разворота событий. Каждый раз радуясь, что опять смогли его провести! Но беда в том, что ребенок, замещая свои потребности, на ваши желания, оказывается не способным позже ощущать себя, как самость — он не знает, чего он хочет, он не может удерживать сколь-нибудь долго направленность собственной деятельности, и взрослые начинают упрекать его в безволии, хотя сами заложили основу для разрушения волевого поведения.
Воля — это способность удерживать собственное потребностное состояние, до момента его удовлетворения. Если человек (ребенок) включился в деятельность, которая не привела его к удовлетворению собственной потребности, то возникает, как говорят сейчас, мотивационное выгорание. Извините, проснулась внучка, допишу позже.
С уважением В.В.С.