О талантливых и одаренных детях, 6 июня 2011, 12:50

Оригинальная статься с комментариями

В настоящее время распространено мнение о том, что людей способных генерировать инновационные идеи – ограничена, а движение общества вперед без неординарных решений, и творческих личностей не возможно.

И поэтому вопрос поиска и отбора одаренных детей всегда будет актуален. Считается, что есть люди более одаренные природой, есть менее – и никуда не денешься. И найти их выгоднее, проще, быстрее и экономически эффективнее для государства и общества, чем кропотливо выявлять и развивать зачатки способностей в каждом ребенке.

Почему данный подход является не только не эффективным, но и ошибочным?

Какие условия необходимы, чтобы появилась заинтересованность общества в развитии каждого ребенка, а не только особо одаренного?

Талантливость и одаренность — два замечательных слова.

Для того, чтобы стать одаренным — необходимо, чтобы тебя одарили любовью. Любовь – это целостное и безоговорочное принятие человека, как величайшей ценности культуры, с искренним желанием благополучия его самореализации. Не человека, вообще, а каждого, конкретного, живого.

Вне общественной заинтересованности в успехах каждого ребенка, вне признания права каждого ребенка на развитие, не возможно длительное полноценное существование ни культуры, ни общества, ни, в конечном счете, государства.

А таланты раздавали за совместную деятельность по сбору винограда. С древних времен известно, что таланты рождаются только в совместной деятельности.

Способность – это, вовсе не мистическое качество сознания, а способ достижения успеха в любом виде деятельности.

Есть совместная деятельность, есть любовь к ребенку и желание раскрыть для него окружающий мир – способность возникнет непременно!

Ребенок постоянно всматривается в мир человеческих отношений. Он плохо понимает смысл наших высказываний, но за то, хорошо вычленяет нашу мотивационную направленность. Он вычленяет направление наших желаний, и стремиться овладеть предметами, способами, которые, как нам кажется, помогут быстро реализовать наши потребности.

Поэтому способность социальна по происхождению. Если в обществе нет интереса к процессам познания мира, к творчеству, самореализации, а интерес направлен на конкуренцию, капитализацию собственных усилий для достижения материального благополучия и статуса, то и дети будут овладевать направленностью на карьерный рост, агрессивным поведением – и это тоже способность, позволяющая полноценно конкурировать в данном сообществе. Но, если будут меняться ценностные приоритеты в общественном бытии, будет меняться и структура способностей у подрастающего поколения.

Мы сейчас, в России, видим последствия разрушительной направленности 90 –х годов. Изменение ориентиров на созидание, на создание инновационной экономики изменит и структуру общественных предпочтений, а в связи с этим и условия для становления способностей подрастающего поколения.

С этих позиций я и постараюсь осветить поставленную проблему.

Вместо поиска и отбора одаренных детей, и бесполезной траты средств на их дальнейшее развитие, необходимо вкладывать их на повышение интеллектуального потенциала всего народа, всего подрастающего поколения.

Долгое наблюдение за судьбами детей, художественно и музыкально одаренных, отобранных для обучения в физико – математические школы — показывает, что эти дети, вырванные из среды, в которой они выросли, и в которой приобрели способность эффективно действовать в ней, и помещенные в искусственную среду, действующую по законам капитализации их жизненных сил в настоящее время, с целью приобретения успеха в будущем – в лучшем случае, замедляют процессы развития способностей, в худшем, дети теряют всякий интерес к данному виду деятельности, и способность – рассасывается.

Как, только, мы начинаем относиться к человеку, как к вещи, и начинаем узурпировать его самость с целью быстрой, простой, выгодной капитализации его способности, то оказываемся несостоятельными нравственно, политически и экономически.

Не нужно тратить непомерные усилия и на выявления всяческих задатков способностей, необходимо вернуться к правильной организации учебной деятельности, отказавшись от алгоритмизированного характера обучения.

Способность не формируется, она становится в результате субъектного погружения ребенка в соответствующую его потребностям и уровню его развития деятельность.

Естественный ход развития любой способности связан с открытием деятельности, которая бы потрясла воображение ребенка. Любая деятельность соотнесена с личностью культурного взрослого, владеющего ремеслом. И если этому взрослому становится интересен ребенок, он без труда, в совместной деятельности, раскрывает перед ребенком сущность ремесла, создавая условия для того, чтобы ребенок успешно овладел способами этой деятельности, то есть стал способным.

Механизмы становления способности к математике, музыке, рисованию однотипны, изменяется только деятельность.

В советской психологии прекрасно разработан системно деятельностный подход, его родоначальники: А.Н. Леонтьев, Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.И.Зинченко, А.В. Запорожец, Л.И.Божович и их многочисленные ученики и последователи.

Все педагоги прекрасно владеют представлением о базовых видах деятельности и прекрасно осведомлены, что ребенок поэтапно овладевая ими – овладевает набором общечеловеческих способностей.

С Вашего позволения, я дам свою трактовку известным положениям.

Индивидуальность прирастает за счет овладения человеком общекультурными способностями, которые зарождаются и развиваются в процессе овладения базовыми видами деятельности.

Полноценное развитие человеческого вида предполагает две линии развития – генотипическую и культурную. Наследуя генотип, человек наследует предпосылку развития способностей.

Способность – как социально ценностное качество, возникает в виде психологического новообразования, в ответ на активные действия индивида в культурной среде.

Культура в артефактах фиксирует: гипотезы мирового устройства, ценностные установки, традиции, обычаи, деятельности и их способы, овладение которыми позволяет индивиду стать способным к социальным взаимодействиям.

Способность нарабатывается эмпирическим путем в процессе субъективного освоения базовых видов деятельности.

Овладение базовыми видами деятельности является условием наработки (общей) культурной способности.

Под базовой деятельностью мы понимаем такую деятельность, в русле которой формируются способности, позволяющие индивиду наследовать социальную линию развития.

Не овладение любым видом базовой деятельности приводит к утрате или недоразвитию определенных видов способностей.

К базовым видам деятельности относятся: общение; манипулятивная, орудийная, игровая и особым образом развитые символически – знаковые виды деятельности (речь, изо, музыка, танец), учебная деятельность — в каждой из них вызревают общечеловеческие способности, позволяющие ребенку адаптироваться к жизни в определенной культуре.

Механизм становления общекультурной способности напрасно наполняют мистицизмом.

Индивид, совершая те или иные действия, направленные на удовлетворение собственных потребностей, самопроизвольно порождает способ достижения предмета, способного эту потребность удовлетворить.

Интенциональность, или направленность субъекта на предмет потребности и принято называть мотивом. Мотивированная детская деятельность – среда для становления способности. Способ, порожденный ребенком в деятельности, может быть эффективным и неэффективным. Эффективные способы вычленяются индивидом из остальных попыток, так как удовлетворение потребности всегда совпадает не только с уменьшением мотивационно — потребностного напряжения, но и эмоционально положительным подкреплением.

Все неэффективные способы действия ведут только к усилению потребности.

Субъект действия запоминает как эффективные, так и неудачные попытки решения проблемы.
Эффективные попытки, обобщаясь, задают зону поиска решения проблемы, а также систему аналоговых ходов ее решения, то – есть трансформируются в способность.

Неэффективные способы действия ограничивают зону поиска решения проблемы, и помогают задать зоне поиска более точную направленность активным действиям индивида.

Существуют периоды развития человеческого сознания, в которых приоритет в овладении отдается одной из базовых деятельностей, которая на данный момент развития будет являться ведущей. Находясь в позиции ведущей, данная деятельность создает условия для становления способностей, позволяющих реализовать актуальные потребности этого периода развития, и задает условия для становления способностей, которые будут актуальны на последующих этапах психического развития ребенка.

Возникшая способность, являясь предшественником и основанием для становления и развития последующих культурных способностей, в то же время, являясь психологическим образованием, остающимся с человеком до конца его существования.

Мы рассматриваем способность, как новообразование на «теле» индивидуальности. Приобретение культурных способностей, в соответствии с сензитивными этапами освоения деятельности, задают волнообразную форму развития личности, где личность, мы понимаем, как совокупность социальных способностей. То есть индивидуальность, овладевая культурными и социальными способностями, меняет свою форму в личность, оставаясь ее ядром.

Не освоение какого-либо вида ведущей деятельности является фатальным для дальнейшего хода индивидуально-личностного развития человека.

Таким образом, способность мы понимаем как владение эффективным способом достижения результата деятельности. Способность не передается по наследству, не транслируется как готовый способ освоения мира, она заново порождается каждым ребенком в процессе активного участия в деятельности.

Овладение символически-знаковыми видами деятельности позволяет наследовать культуру. Культура как совокупность национального и мирового опыта фиксирована в символах и знаках. Наполнение символов и знаков культуры эмоциональной, субъектной сопричастностью подрастающего поколения и есть смысл школьного образования.

Волюнтаризм в дошкольном образовании лишает ребенка возможности прожить базовые этапы психического развития, замещая эмпирические формы познания окружающего мира на преждевременное освоение знаковой культуры, что в последствии тяжело сказывается на здоровье детей и дальнейшей успешности в школьном обучении.

Необходимо помнить, что способность развивается в доступной, мотивированной для ребенка деятельности.

Правильная оценка уровня детского развития, связанная с овладением детьми базовыми видами деятельности, а следовательно, и уровнем развития общих способностей, позволяет учителю выбрать соответствующие методы и приемы обучения, направленные не только на овладение содержанием гипотез описания мира, и решение программных задач, но и на дальнейшее развитие способности каждого ребенка.

Последовательное разворачивание базовых видов деятельности на уроках, позволяет детям приобретать общекультурные способности. Одно и то же содержание урока может быть задано посредством различных видов базовой деятельности, как предметной, так символической или знаковой.

Овладение эффективными способами действия в базовых видах деятельности и является средством развития каждого ученика на уроке. Учебная деятельность наследует все предшествующие виды базовой деятельности. Они подготавливают комплекс способностей для успешного обучения. Знаковые формы обучения базируются на символической деятельности, которая развивается в игре и других видах творческой деятельности. Символические виды деятельности опираются в своем развитии на предметную деятельность и общение.

Не важно, как называется класс, важно, чтобы учитель был образованным человеком, любящим своих учеников, и знающим как развивается психика ребенка.

А способность так и становится, в начале невербальные формы интеллектуальной деятельности, затем вербальные, которые принято называть лингвистическими, и лишь затем развиваются абстрактные формы мышления. Это не связано с предопределенностью способностей человека – вспомните Уинстона Черчиля или Альберта Энштейна.
 
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
subshacveNok