ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРОЕКТА                           Пивченко Евгения Григорьевна

 Педагогическая хореография – новое направление в организации     учебной деятельности в   начальной школе, способствующее развитию индивидуальности.

Проблема заключается в том, что современная массовая российская школа не соответствует требованиям времени в деле воспитания субъектного, творческого человека, способного действовать в команде не с позиции доминанта или подчинённого, а на равных, и необходимы иные педагогические подходы, которые позволят обеспечить оптимальные возможности развития ребёнка. 

    Педагогический процесс не направлен на самостоятельное размышление ребёнка и мало терпим к его неточным, наивным гипотезам, не готов разрешить ребёнку занять субъектную позицию, то есть не отражать готовую информацию, а как бы заново открывать лично для себя знания современного общества, тем самым глубоко и прочно осваивая их. Лишает ребёнка права на ошибку – неотъемлемую составляющую поиска.
***
  Я работаю хореографом в общеобразовательной школе 26 лет. Эта работа на стыке хореографии и педагогики дала мне возможность в течение последних 15 лет исследовать именно развивающие возможности хореографии для ребёнка от 6 до 11 лет. Эти наблюдения отразились в данном проекте, который реализуется в рамках большого образовательного проекта школы развития индивидуальности (автор - кандидат психологических наук Степанова В.В.) на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Новосибирска.
   Педагогическая хореография – это совокупность специальных способов организации занятий, обусловленных взглядом на танец не как на цель, не как на сценическое действо, но как на средство психо-физического развития ребёнка.  В этом случае ритмическая организация ребёнка и всего класса становится не сопутствующим продуктом, а основополагающей целью, т.к. является фундаментальным условием здоровой жизнедеятельности. Педагогическая хореография исключает ранжирование, конкуренцию, но групповая форма организации занятий, где все на равных, где ценен каждый, обеспечивает общение на позиции взаимоподдержки и товарищества. На педагогической хореографии ребёнку не даётся взрослым пластический образец для копирования, но ребёнок, опираясь на свой опыт, ищет способ развёртывания своего «я» во вне на языке пластики, с его помощью фиксирует свои представления, ищет эффективный способ овладения своим телом как выразительным инструментом. 
                 ***                   
Цель
 занятий педагогической хореографией – развитие детской индивидуальности как способности эффективно реализовывать собственные представления танцевальными средствами.

Задачи:
1.Создание единого ритма посредством особо организованных ритмо-пластических упражнений, игр, танцев на занятиях педагогической хореографией.
2. Приобретение способности эффективного и конструктивного, заинтересованного взаимодействия с людьми.
3.Развитие воли в рамках занятий хореографией как способности самому вызывать и удерживать своё психическое состояние в создании танцевальных образов.
4. Удержание социально принятых норм поведения, морали, общественно принятых ориентиров, способность к совместной деятельности.

   Стратегия достижения поставленной цели.
   6 лет:
- хлопки, топы, набивания мяча  синхронно со взрослым  в медленном темпе;
- Выполнение двигательных упражнений под скороговорки, одновременно начиная и завершая действие.
- построение по кругу по команде взрослого, в колонну по одному, в колонну парами;
- передача рукопожатия по кругу с произнесением своего имени;
- выполнения действий по команде взрослого, корректно организуя их:
 *ходьба в произвольном направлении в тесном пространстве,  не задевая друг друга.                        То же,  держа перед собой мяч, или стульчик;
 * положить мячи, уравновесив их, чтобы не покатились соседние; взять мячи, не толкаясь,  чтобы не раскатились соседние мячи;
- ориентация на себе: положить две руки на голову, за голову, на колени, на плечи, прикоснуться двумя ладонями к щекам, глазам, ушам. Показать одновременно на двух руках большие пальцы, указательные и т.д., встать на носочки, пяточки поставить руки на пояс;
- набивание мяча под проговорки без музыки и под музыку, то же синхронные хлопки и топы вместо набивания мяча;
-наблюдения за животными, зарисовывание их, подражание их движениям;
- танцы по типу хороводных, обязательно сопровождаемые скороговорками: «Я иду и ты идёшь», «Пляшут наши ноги», «Снежинки», «Кузнечик», «Два весёлых гуся»;
- пространственная ориентация: построение круга, сохранение достаточно правильного круга во время движения и танцев.
Примечание:
 - дети этой возрастной группы свои действия выполняют вместе  со взрослым, ориентируясь на него, соотнося свои движения и движениями взрослого;
- специальные упражнения для разрушения стереотипа  субъект-объектных  отношений между взрослым и ребёнком, как носителем знаний и отражателем их, контролёром и испытуемым, желательно не допускающим ошибок. Несложные, но регулярные упражнения, двигающие взаимоотношения взросного и ребёнка в направлении субъект-субъектных. Например: во время хлопков, топов смотреть только на движущиеся руки или ноги взрослого. Всматривание  в лицо взрослого  расценивается как проигрыш, так как ребёнок в это время не погружён в деятельность, но пытается читать по лицу взрослого его оценку деятельности ребёнка;
- все танцы и упражнения сопровождаются проговорками  как мощным фактором синхронизации коры головного мозга ребёнка и организации единого ритма в группе. 
 

1 класс
- ориентировка на себе, от себя, в зале, на партнере, относительно партнера, предмета в зале.
    В комплексе с этим первым знакомством с помещением я предлагаю следующую игру, где уже нужно действовать по словесному заданию учителя и действовать в команде, так как небрежность хотя бы одного человека приводит к проигрышу всей команды.
Класс делится произвольно на две команды. Задания предельно просты: одной команде собраться у  пианино, другой у входной двери; одной встать на цыпочки, другой опуститься на корточки и т.д. и т.п.. Выполнить это за 3, 4, 5 и т.д. счётов. После окончания счёта – никаких движений и разговоров.
   Заметно сложнее следующее задание: построить круг из стоящих плечом к плечу членов команды и сохранить его. Перед этим дети находят в зале предметы в форме круга;
 - право-левосторонняя ориентация от себя. Никогда учитель не действует зеркально для удобства отражения направлений детьми. Равно и дети выбирают направления только относительно себя. За исключением, конечно, тех многочисленных случаев, когда танец требует от  партнёров движения в общем направлении, при этом у одного оно левое, а у другого – правое. Этот нюанс дети открывают в процессе игр на ориентировку на партнере.
   Понимание того, что у каждого человека своё правое и левое направления, верх, низ, требует времени и тщательной проработки;
- построение детей на занятиях педагогической хореографией не фронтальное, а по кругу. Учитель стоит в общем кругу с детьми;
- «Школа мяча»
   Набивание мяча синхронно с учителем без музыки, и под музыку, под проговорки, с шагами на месте. Набивание мяча с шагами вперёд-назад, с поворотом вокруг своей оси, перед собой, справа-слева от себя, подбрасывание вверх,  перекидывание мяча с руки на руку и т.д.. Обязательное условие – синхронность и верный выбор направления от себя
Примечание:
 Мяч диаметром примерно 25 см., легкий, из тонкой резины , чтобы легко отзывался даже на незначительное движение кисти.
Все движения двумя руками сразу для синхронизации полушарий головного мозга, кроме перебрасывания мяча с руки на руку;
- на своих занятиях педагогической хореографией я широко использую марш детей в колонне в начале каждого урока для решения нескольких задач:
         * движения каждого человека в ритме  музыки
         * движения в ритме  музыки  всех членов команды (пары, или трёх человек)
Примечание:
 В парах стоят обязательно мальчик и девочка. Если не получается такого построения, дети стоят тройками, два мальчика с девочкой посередине, или наоборот. Никогда никто не остаётся один.

         * координация длины  шагов таким образом, чтобы никто в паре (тройке) не отставал, а мальчик должен вести рукой девочку чуть впереди себя.
         * во время движения в марше  принимать и сохранять осанку уверенного в себе, целеустремлённого, при этом внимательного к окружающим человека.
При этом дети сами ищут выразительные средства для передачи такой характеристики. Взрослый не даёт образец. Как,  собственно, и во всех случаях, поиск выразительных движения в пантомиме  или в танце ведётся детьми самостоятельно. Смотря по очереди друг на друга, дети сами отмечают убедительные находки товарищей.
         * Дополнительная обязательная задача для команды, идущей впереди колонны, координировать длину своих шагов так, чтобы колонна не отставала;
- наблюдение за животными, которых время от времени приносят в класс (пёсик, кот, кролик, курочка, попугай, рыбки и т.д.) Зарисовывание их, подражание их движениям. Образное действие с предметом в отсутствии предмета. Например: набивание мяча, игра с мячом, прыжки на скакалке, держим на руках поднос и т.д.( пантомима) . Но прежде дети должны в достаточной степени освоить эти предметы в реальности;
- подведение детей к групповой форме организации занятий на уроке педагогической хореографии.
   Вначале  учитель взаимодействует как бы с каждым учеником отдельно. Когда ребёнок будет в состоянии удерживать учителя в поле своего внимания, синхронизировать свои действия со взрослым, выполнять его словесные задания, учитель организует учебную деятельность в паре (синхронизировать хлопки в паре, синхронное набивание мяча в паре, поиграть в ладушки, что в начале для многих оказывается совсем не просто, и т.д.) постепенно увеличивать группу до пяти-шести человек.
Примечание:
 В нашей школе групповая форма организации учебной деятельности является одним из основополагающих организационных принципов на всех занятиях. Численность групп 4-6 человек, состав их постоянно меняется. Дети самостоятельно организуют группы, но действующие правила при этом таковы, что в каждой группе соберутся и слабые, и средние, и сильные дети. Учитель работает не с каждым ребёнком, но целиком с группой. Задание дается на группу. Если кто-то не справился с заданием, не засчитывается вся группа. И группа вынуждена научить своего непонятливого товарища, чтобы быть успешной. При этом группа должна общаться с ним корректно, иначе он может отказаться от взаимодействия, и группа останется в проигрыше.

Примечание:
 В первом классе дети все танцы сопровождают текстом, в качестве которого используется или текст песенки, или подходящее к содержанию танца стихотворение для детей, или же дети проговаривают ту историю, которую танцуют


2 класс

Главной задачей второго года обучения является осмысленная, выразительная передача содержания танцевального движения. Способность целостной передачи танцевального сюжета языком хореографии.
Одним из наиболее эффективных средств развития синхронизации телесных действий является мяч. Он позволяет детям удерживать тело в осмысленной мотивационной направленности не только по отношению к своему мячу, но и позволяет синхронизировать собственные действия с общим ритмом группы.
 «Школа мяча», танцы-этюды с мячом. Движения с мячом более разнообразные. Взрослый меняет их без предупреждения, дети оперативно реагируют на изменения движений и выбирают нужные направления с ориентацией от себя.
   Я заметила, что занятиям с мячом можно придать ещё иное содержание, помимо использования его в установлении единого ритма, в танцах-этюдах, музыкальных играх.
   Во время работы над танцами, где не предполагается использование мяча, а их большинство, полезно на определённом этапе взять в руки мяч и с помощью его проработать структуру танца, крупные детали,  танцевальные акценты. Мяч, с одной стороны, как предмет, с которым действует ребёнок, организует его тело. А с другой стороны, как «увеличительное стекло», даёт возможность более точно увидеть структурные составляющие танца. Удары мяча фиксируют кульминационные акценты.
-много времени уделяется самостоятельной работе в группах. Дети знают, что группа – это нерасторжимая рабочая единица, понимают, что успех каждого – это успех всей группы, и активно и заинтересованно работают с каждым членом группы.
-после того, как рабочие группы детей стали функционировать эффективно, учебная деятельность начинает направляться учителем на то, чтобы группа видела уже и другие группы, взаимодействовала с ними. Для этого упражнения выполняются группами детей поочерёдно и без задержки, при этом члены каждой группы действуют дружно и синхронно.
   Эта задача продолжает решаться и в  танцах, когда каждая из четырёх групп, последовательно чередуясь, начинает свою партию ( «Фигурный марш»).        
Примечание:
 Обращаю внимание, что взрослый или кто-либо ещё не даёт никаких команд  для начала действия. Каждый ответственен за свою работу и внимателен ко всем.

   Если на первых порах находятся дети, которые пытаются действовать таким образом, то танец или упражнение останавливаются, считаясь безвозвратно испорченными, и всё начинается сначала. В этом  случае действует правило – договариваться без слов, только взглядами;
- в первой половине второго класса танцевальную часть составляют танцы по принципу хороводных («Хохотальная путаница»), затем появляются парные круговые танцы («Топ-топ, топотушки»), и небольшое число танцев, которые , незадолго до показа их в концерте, можно сориентировать на зрителей. Но в процессе работы, да и в концертном построении, будет действовать принцип  организации процесса, основанный на групповой деятельности детей.
Примечание:
 Все танцы по-прежнему сопровождаются текстом. В большинстве танцев заключена история, которую дети, танцуя, проговаривают. В повествовательную и хореографическую канву истории вплетены идеи и предложения детей.

***
До сих пор для того, чтобы оживить танцы эмоциями, я просила смотреть детей друг другу в глаза. Это является одним из тренировочных упражнений, когда в течение коротких фрагментов танца основной задачей является неотрывный взгляд партнёров глаза в глаза. Этот прямой, продолжительный взгляд и энергичные, в едином ритме движения танцующих приводят к проявлению ярких положительных эмоций, говорящих о понимании и принятии другого, готовности с ним взаимодействовать.
   Примерно в середине – второй половине третьего класса я впервые прошу детей вспомнить, какие эмоции они испытывали в определённых ситуациях своей жизни.
   Перед началом освоения танца пасодобль я прошу детей вспомнить такие случаи из их жизни, когда они решались на что-то неизведанное, волнующее, но то, что они непременно хотели сделать. Дети вспоминали, как они учились кататься на коньках, велосипеде, прыжок с «тарзанки», участие в концерте, соревновании и т.д. Вспоминали, что испытывали перед решающим моментом, как готовились внутренне. Затем я просила сначала просто идти под музыку пасодобля и стараться выразить в движении, в мимике чувство собранности, решимости, готовности достичь поставленной цели.
   Этот известный во всём мире танец трактовался как подготовка к преодолению страха, нерешительности, как победа над самим собой. Он наполнялся собственными переживаниями детей.

4 класс
Учащиеся 4 класса вступают в пору младшего подросткового возраста. Им по душе быстрая смена кратких порций динамичной, увлекательной информации, за которой следуют возможности непродолжительных и энергичных отработок движений, которые постепенно сложатся в танец. Они с азартом приступают тренировать свою ловкость, и им очень по душе скоро получить от учителя подтверждение своей умелости. Но если они его не получают сразу, они готовы потерпеть некоторое время и заинтересованно возвращаются к новым попыткам, если видят, что взрослый искренне, живо и заинтересованно относится к тому, что и как делает ребёнок, видит в нём успех, который в это мгновение ещё не родился, но вот-вот на подходе.
   Я даю задание с каким-либо одним несложным условием. Далее следует краткая отработка его (несколько десятков секунд), потом испытание (то есть демонстрация детьми движения), быстрый выбор детей справившихся, которые идут отдыхать на сиденья. Это хороший стимул для оставшихся в кругу догнать вырвавшихся вперёд. Через несколько кратких попыток все справились и отдыхают. Затем к предыдущему условию добавляется ещё одно, тоже несложное, но нужно выполнять уже два условия, и так далее.
   Из того хореографического материала, которым я оперирую, весьма подходящим для этого возраста является рок-н-ролл с его демократичностью, весёлостью, высокой скоростью, достаточной техничностью; фристайлы, нередко имитирующие потасовку, соперничество и т.д.
Но весь это весёлый скок заключён в рамки единого рабочего ритма всего класса, над которым мы неустанно трудились все эти годы, в рамки правил взаимодействия, в которых можно эффективно общаться и продуктивно действовать (каждый взаимодействует с каждым;  учитывание  успеха всей рабочей группы в целом, где успех группы складывается из успеха каждого; готовность помочь любому отставшему, чтобы двигаться дальше.
   Организация учебного процесса основывается на проблемно-поисковом принципе, создаются условия для расширения картины мира ребёнка и его собственного опыта; происходит постоянное обращение к опыту ребёнка как единице рефлексии и анализа.  То есть ребёнок – субъект образовательного процесса, а не ретранслятор готовой информации, то есть объект воздействия. Вследствие таким образом организованного процесса ребёнок ощущает свои желания и потребности, он – субъект смыслосодержащей деятельности, т.е. это человек с развитой волей, способный управлять собой и реализовывать свои замыслы. Это – необходимое условие для выразительности движений, когда ребёнок может обратиться к собственным, им самим пережитым впечатлениям, может создать на их основе пластический образ, а после этого выйти из него по собственной воле.

   Необходимо отметить, что в педагогической хореографии не танец является целью, но танец и весь арсенал деятельности, которую я называю педагогической хореографией, есть средство развития ребёнка, в том числе и его воли.
***
ПРИЛОЖЕНИЕ    №  3

   Описание последовательных шагов по созданию вместе с детьми танца-пантомимы «Летка-енка с попугаем»

   Первым этапом создания танца-пантомимы является наблюдение за реальным объектом. В класс принесена просторная клетка с попугаем. Предварительно проводится беседа о правилах наблюдения за птицей, обеспечивающих минимальное её беспокойство и возможность эффективного рассматривания.
   Первое знакомство: внешний облик, оснащение клетки. Расспрашиваем ребёнка – хозяина птицы о  её  питании, привычках, особенностях  поведения, узнаём её имя. Конечно, потребуется ещё одна беседа о необходимости сдерживания своих эмоций для спокойствия обитателя клетки.
   После этого я обращаю внимание детей на движения попугая: как ходит по жёрдочке; поворачивает голову, рассматривая нас; чистит и ерошит пёрышки.  
   Прошу принять позу попугая. Кто-то действует, опираясь на свои впечатления, кто-то – формально, копируя других детей. Несколько раз возвращаемся к рассматриванию тела попугая, а затем снова пытаемся изобразить его позу. Постепенно все обращаются к своим впечатлениям.
   Далее прошу, сохраняя позу попугая, копировать то одно, то другое движение птицы всех детей сразу. Пока я не хвалю кого-либо, не  обращаю  внимание  на удачные находки, у детей почти не происходит обмена идеями. А это мне пока и нужно. Нужно, чтобы каждый поискал свои изобразительные ходы, действуя своим телом как инструментом выразительности. Тех, которые  смогли воспроизвести этот образ, а значит, их движение стало выразительным, хвалю и отправляю отдыхать. Это нужно для того, чтобы другие не копировали чужие находки, а обращались опять и опять к «первоисточнику».
   Затем работа продолжается в группах по 4-7 человек. Можно использовать рабочие группы, функционирующие в классе  (а у нас на всех занятиях групповая работа). Либо вызываю 4-5 человек, которые набирают по очереди самому себе команду. Это дети, которые нуждаются в поддержке взрослого в установлении социальных связей. Это поддержка оказывается в нейтрально-отстранённой форме, в данном случае в виде поручения ребёнку набрать себе команду.
   Командам предлагается изображать любое выбранное ими самими движение, но общее для всей  команды. Небольшая самостоятельная репетиция в командах. Затем просмотр детьми  исполнения каждой командой  по очереди результатов их творчества с отмечанием особо интересных выразительных находок. Это творчество захватывает детей, и они несколько раз возвращаются к репетициям в группе и новым показам.
   Многократно рассматривая попугая, они замечают новые детали движений, которые они включают в своё пластическое изображение, что эмоционально мною отмечается.
   Наблюдение за попугаем происходило на двух уроках  (каждый урок продолжительностью один астрономический час) в течение двух дней. Дальнейшая работа над танцем проходила в отсутствие попугая.
   В качестве музыкального сопровождения для будущего танца была избрана летка-енка  в электронном исполнении. Отрывистость мелодии в сочетании с невесомостью звучания электронных инструментов гармонировала с лёгким движением птицы.
   Кроме имитации движений птицы, я попросила детей  вспомнить и изобразить самих себя во время наблюдения за птицей. Также были выучены основные движения танца «Летка-енка».
   Во время многократных просмотров друг друга детьми были выявлены наиболее артистичные исполнители, то есть дети с уже достаточно развитым образным мышлением и волей, чтобы удерживать себя в рамках роли и структуру танца. В результате роль попугаев исполняли 5 -7  человек .
   Кроме пантомимы, в этом танце использован такой важный приём, как последовательное включение в действие групп детей, что требует постоянного слежения ими за происходящим.
   Одна группа - «попугаи»- двигаются как попугаи, другая группа – «дети» -  следят за первыми, при этом выразительно это обыгрывая. Затем «дети» копируют «попугаев», а «попугаи» по-птичьи наблюдают за «детьми».  «Дети»  танцуют летку-енку – «попугаи», в свою очередь, их копируют. Всё завершается общим танцем.
   Этот танец был создан первоклассниками во втором полугодии их обучения.

   Важное замечание.  Учитель ни в коем случае не даёт детям образцы движений для подражания, свою, так сказать, транскрипцию, кроме движений, уже существующих в танцевальной культуре, то есть движений летки-енки.

   Для доведения танца до состояния концертного номера потребовалось примерно полтора месяца.


 
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0