[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: alexkim, dz0rin  
Форум » Образование » Образование сегодня » Раннее обучение чтению - польза или вред?
Раннее обучение чтению - польза или вред?
Лев ШтернбергДата: Суббота, 21.04.2012, 22:41 | Сообщение # 76
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (akimovp)
Лев, неужто оправдывая себя такими фразами - Вам живется в ладу со своей совестью?
Я думаю <...> - Вы легко сможете найти другую дорогу, которая одновременно позволит зарабатывать себе на хлеб насущный и оставаться честным до конца перед родителями.


То есть Вы, Павел, считаете, что мне для того чтобы "оставаться честным до конца", необходимо найти себе другую дорогу и зарабатывать хлеб насущный чем-нибудь иным, не моими методическими разработками?
"Лев, вымири на этом педагогическом рынке сам, и похорони свой Ребус-метод, так будет честнее всего," - говорите Вы?
 
Cтепанова Валентина ВасильевнаДата: Суббота, 21.04.2012, 22:42 | Сообщение # 77
Подполковник
Сообщений: 148
Что Вы Лев, никто так не думает.
Ваш вклад в понимание проблем становления письменной речи бесспорен.
К сожалению я не имею чести видеть сами разработки, и не могу поэтому их проанализировать.
Но Ваше понимание проблемы может помочь Вам усовершенствовать свой метод и направить силы на детей начальной школы, на детей с трудностями в развитии, на разработку способов обучения в рамках системно-деятельностного подхода.

Я вижу особый интерес в Ваших наработках по обучению иностранному языку - это сейчас полу - пустое пространство в российской школе.
Не менее интересен Ваш опыт театральной педагогики, которая направлена на выявление смысла текста и удержание его в процессе чтения.
Давайте объединять усилия, людям от этого станет только теплее жить на этом свете.
 
Лев ШтернбергДата: Суббота, 21.04.2012, 22:42 | Сообщение # 78
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (stepanowavalent)
моделируем звуки, вначале те, при произнесении которых воздушная струя не сталкивается с преградой в ротовой полости, а дыхание теплое - мы договариваемся называть их гласными.

Quote (stepanowavalent)
Затем мы начинаем моделировать звуки смычно-взрывные. Занимаемся их постановкой, если это необходимо. Не мы, а дети описывают свои ощущения во рту, при произнесении звука. Мы просто перенаправляем внимание ребенка на ощущения в артикуляционном аппарате. Мы вновь договариваемся с детьми, что будем называть эти звуки согласными.
Затем просим сравнить детей ощущения от произнесения гласных звуков и согласных.
Договариваемся, что гласные звуки в игре мы будем обозначать указательным пальцем, а согласные большим.
Учитель называет звуки, а дети их обозначают, поднимая тот или иной палец. Если ребенок ошибается, то учитель останавливает работу с классом, и занимается с данным ребенком, привлекая весь класс к уточнению звукопроизнесения.
Затем игры начинаются со словами. Учитель произносит нараспев слово, а дети должны синхронно обозначать гласные и согласные звуки.


И после всего этого Вы утверждаете, что не занимаетесь с детьми фонемо-буквенным анализом??? Валентина Васильевна, кого Вы обманываете - других или себя?
Как понять Вашу фразу "Мы просто перенаправляем внимание ребенка на ощущения в артикуляционном аппарате."? То есть внимание ребенка направлено не на то, что Вам, учителю, нужно, и Вы это внимание перенаправляете, так?
Расчленение слов на гласные и согласные настолько сложно для ребенка, что Вам приходится задействовать дублирующую сигнальную систему - пальцы? И все равно при этом ребенок ошибается, так? И тогда Вы занимаетесь отдельно с данным ребенком, привлекая весь класс, чтобы убедить его в неправильности его собственного слышания? "Дети, все посмотрите на Васю и скажите ай-яй-яй"

"...воздушная струя не сталкивается с преградой в ротовой полости, а дыхание теплое - мы договариваемся называть их гласными"
- это как это, воздушная струя не сталкивается с преградой в ротовой области? Даже если бы воздушная струя выходила у ребенка через дырочку в груди - уже эта дырочка была бы тем препятствием, с которым сталкивается струя. А уж в ротовой полости струя сталкивается с десятками препятствий. А еще перед тем - с препятствиями в гортани, в голосовых связках, в трахеях. Другое дело, что струя воздуха не задерживается в этих препятствиях, но проходит сквозь щели, которые эти препятствия образуют. Теплое дыхание - это выход воздуха через свободную щель в гортани. Это однозначно щелевая согласная характеристика, но не гласная. Так о чем же Вы "договариваетесь" с детьми? Вы не договариваетесь, Вы просто навязываете им свое представление. И если ребенок излагает Вам иное представление - Вы его поправляете, переубеждаете, привлекаете к этому весь класс. Это называется у Вас договариванием с ребенком?
Валентина Васильевна, а Вы хоть однажды попробовали согласиться с детьми, что КУ является одним звуком? Не может быть, чтобы никто из детей Вам такого не говорил. Вы хоть однажды попробовали понять логику такого ребенка, или для Вас априори нелогично всё, что не совпадает с Вашей учительской логикой?
А ведь "КУ - один звук" - это очень логично для каждого ребенка. Лингвистический энциклопедический словарь Научного издательства «Большая Российская энциклопедия», Москва, 2002 (этот источник для Вас авторитетнее, чем мнение ребенка?) утверждает, что для русского языка минимальной произносительной единицей речи является вовсе не буква и не фонема, а именно слог-слияние. «С точки зрения речедвигательного управления слог есть минимальная цепочка фонем, внутри которой действуют правила коартикуляции (наложение артикуляции последующей фонемы на артикуляцию предыдущеей <...> Предполагается, что слог реализуется не как последовательность составляющих его фонем, а как цельный артикуляционный комплекс, то есть задается единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам.»

Добавлено (19.04.2012, 15:51)
---------------------------------------------
Скажите, Валентина Васильевна, сколько времени, сколько занятий и сколько упражнений приходится Вам потратить на то, чтобы договориться с ребенком, что слово КУРИЦА начинается со звука К? А вот у меня уходит не более двадцати секунд, чтобы договориться, что слово курица начинается на КУ. И далее дети по этой аналогии сами определяют, что МАСКА начинается на МА, БЕЛОЧКА начинается на БЕ, ЯЩИК начинается на Я. Все дети через двадцать секунд отлично понимают такой сговор, все как один. Моих двадцать секунд на договаривание с детьми против Ваших многочасовых упражнений с пальчиками, с перенаправлением внимания, с длоброжелательной инквизицией перед всем классом в случае "ошибки" - не кажется ли Вам, что я подешел к детскому восприятию намного ближе, чем Вы? Или принятые в нашей культуре традиционные заблуждения для Вас важнее, чем детское восприятие? Между прочим, еще 150 лет назад Бодуэн де Куртэне, основоположник российской фонетики, старательно убеждал школьных учителей не путать фонему со звуком. А Вы всё-равно путаете, и детей запутываете.

Я так понимаю, Вы, Валентина Васильевна, так же как и Павел Акимов, рекомендуете мне оставить мои разработки, похоронить 20 лет трудов и заняться чем-нибудь другим, например вернуться к детскому театру. И это при том, что сам я не являюсь сторонником раннего обучения и всячески убеждаю родителей не обучать ребенка чтению ну хотя бы до четырех лет. "Четыре - это тоже рано, - говорю я, - лучше шесть, но ни в коем случае не в три, не в два, не в год."
Считаете, будет правильным, если я уйду из педагогики?
А мне кажется, более правильным было бы, если бы Вы взяли мои ребусы - (я готов бесплатно прислать несколько десятков ребусов любому желающему на е-почту) - и попробовать поиграть с детьми. Для начала с третьеклассниками, если есть опасения о вреде для малышни. Могу уверить Вас, что первоклассники играют в эту устную игру ничуть не хуже третьеклассников. Я послал такие ребусы Дмитрию Зорину - не знаю, проверил ли он эту игру на детях, но уже через день он написал, что игра ему очень нравится, и что он готов рекомендовать ее учителям. А уж как скептически относится Дмитрий ко всем разработкам, которые сделаны не Вами, Валентина Васильевна - это Вы наверное не хуже меня знаете.

Добавлено (19.04.2012, 16:09)
---------------------------------------------
P.S. Валентина Васильевна, пока я тут долго писал свой обличительный текст, появилась Ваша маленькая ремарка. Она делает концовку моего предыдущего текста почти бессмысленной, но править я его уже не буду - уж очень этот текст длинный, и мне его придется заново делить его на части, чтобы вставить обратно в топик. Лень.

Я тоже стою на объединении усилий. Мне так кажется, что, невзирая на противоречия, наши педагогические философии всё-таки очень близки. В театральной педагогике действительно есть очень многое, уже давно разработанное и апробированное, в чем остро нуждается педагогика школьная общеобразовательная.

Добавлено (19.04.2012, 18:15)
---------------------------------------------
Валентина Васильевна, я понимаю Ваше сопротивление той информации про звуки и фонемы, которую я сейчас на Вас скинул. Сразу принять идею, что 150 лет педагогика пользуется ошибочной теорией - да, это очень трудно. Я сам прошел огромные ломки, пока осознавал этот факт. Поверьте, я не псих, я вполне адекватен и логичен. Ломать собственные стереотипы было чрезвычайно трудно. А уж ломать чужие стереотипы и того труднее.

Вы всю жизнь занимались тем, что налаживали важнейший механизм в организме ребенка - его психофизику, мотор всей машины. И Вам конечно же странно услышать, что проблема чтения кроется не столько в моторе, сколько в колесах. Ваша машина поставлена на квадратные колеса, и сколько бы Вы не налаживали мотор - он сгорит, пытаясь сдвинуть с места эти квадратные колеса. Замените колеса на круглые, замените свое представление о речевых звуках - и детям станет намного легче ехать по письменному тексту, даже если у какого-то ребенка по какой-то причине оказался слабый мотор. А уж при сильном моторе Вашего производства - чтение будет отсвистывать как скоростной экспресс по рельсам.

 
Дмитрий ЗоринДата: Суббота, 21.04.2012, 22:42 | Сообщение # 79
Полковник
Сообщений: 229
Quote (Лев_Штернберг)
Я послал такие ребусы Дмитрию Зорину - не знаю, проверил ли он эту игру на детях, но уже через день он написал, что игра ему очень нравится, и что он готов рекомендовать ее учителям.

Это не всё, что я Вам ответил, Лев. http://rostok54.ru/forum/4-25-4

Ваша пламенная речь, на мой взгляд, направлена не по адресу.
Я очень долгое время общаюсь с Валентиной Васильевной, знаком с её подходом и конкретной методикой, и с Вашей аналогичной методикой и теоретическим обоснованием к ней знакомлюсь уже почти год. Больших и принципиальных отличий в решении рассматриваемой, довольно узкой, проблемы (техники чтения) не видел и не вижу.
Скажу так: если бы методика Валентины Васильевны не была накрепко увязана со всеми другими вещами, о которых все мы здесь пытаемся либо рассказать, либо намекнуть, если бы она не учитывала множество других, важнейших для развития психики ребёнка моментов, то представляла бы собой ещё более обоюдоострую, нежели Ваша методика, "палку о двух концах", которую можно было бы использовать как угодно (и во вред ребёнку, и на пользу), поскольку обучить ребёнка переводу букв в звучащую речь по данной схеме ещё проще и быстрее, нежели даже по такой казалось бы предельно сжатой схеме, которую предлагаете Вы.


Сообщение отредактировал dz0rin - Четверг, 19.04.2012, 20:08
 
Лев ШтернбергДата: Суббота, 21.04.2012, 22:42 | Сообщение # 80
Подполковник
Сообщений: 111
Дмитрий, я не предлагаю никакой сжатой схемы. Наоборот, я предлагаю в существующую схему добавить целый этап - чтение слоговых пиктограмм. А далее я настаиваю на продолжении обучения во всем том объеме, который существует в прочих методиках. И именно это дальнейшее обучение будет после ребусов отсвистывать как экспресс, - говорю я. При этом я имею в виду даже не скорость обучения, и не скорость чтения, хотя и это будет. Я говорю прежде всего о качестве чтения и обучения.

Quote (dz0rin)
Это не всё, что я Вам ответил, Лев. http://rostok54.ru/forum/4-25-4

ОК, проще скопировать сюда всё, что Вы мне ответили, чем отправлять читателя по ссылке:

"Лев, спасибо за высланные авторские материалы! Буду рекомендовать их своим коллегам - воспитателям и логопедам.
Мне кажется, что ребусы, которые Вы предлагаете, можно и нужно использовать в работе с детьми 5-6 летнего возраста, скажем, в русле подготовки к письму и чтению, подготовки к освоению грамоты. С одним, на мой взгляд, существенным изменением: игру эту (ребус-метод) нужно давать вообще БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗНАКОВ, как одну из очень интересных для детей этого возраста игр со словами. И проводить как в устной форме, так и в форме загадывания друг другу ребусов, придуманных и нарисованных самими детьми."

Да-да, и я так считаю, Дмитрий - можно и нужно использовать в работе с детьми 5-6 летнего возраста, скажем, в русле подготовки к письму и чтению, подготовки к освоению грамоты. Единственное, что вызвало у меня возражение - это "придуманных и нарисованных самими детьми". Ребенок не может придумать своих ребусов, пока не поймет принцип этой игры на уже готовых примерах. И ребенок также не сможет сам нарисовать ребус, потому что рисует слишком неловко. Как стимул к обучению рисованию - да, я пробовал. То есть дети пробовали рисовать. И все очень скоро бросали это занятие - слишком трудно, слишком далека эта зона развития. А вот читать чужие нарисованные ребусы - это легко, это очень близкая зона.
Хотя знаете, Дмитрий, если у какого-то учителя получится организовать детей на самостоятельное рисование и придумывание ребусов, то я буду это лишь приветствовать. Одного лишь боюсь - как бы после этих моих слов учителя не принялись заставлять детей это делать. Мы же с Вами понимаем, что любую идею можно довести до абсурда, даже самую-самую хорошую.
И игра эта действительно хороша прежде всего как игра устная. Один ребенок называет подряд несколько слов (называет четко и ритмично, чтобы остальные поняли), а другие дети тут же называют новое получившееся слово. Тут вам одновременно присутствует и слоговый анализ слов, и слоговый синтез новых слов. Всё как дедушка Ушинский прописал, только не с фонемами, а со слогами.

Я вот представил себе:
В классе две или три команды. У доски - по одному человеку от каждой команды. Они рисуют на доске ребусы, каждый свои. Молча. А команды в это время угадывают, что же за картинки были нарисованы, и расшифровывают ребус. Побеждает та команда, которая успеет расшифровать большее количество слов.
Думаю, третий класс с таким справится играючи. Первоклассники - с большим трудом. Дошколята наверное не осилят вовсе.


Сообщение отредактировал Лев_Штернберг - Пятница, 20.04.2012, 04:42
 
Дмитрий ЗоринДата: Суббота, 21.04.2012, 22:42 | Сообщение # 81
Полковник
Сообщений: 229
Лев_Штернберг,
Как я понимаю, "слоговые пиктограммы" появляются в методике ВВС как минимум дважды (а вообще-то таких вещей ещё больше, и она об этом говорила в своих ответах Вам, но приведу ещё один конкретный пример):
1. Сначала слоговое чтение идёт на символическом уровне, буквы здесь не используются вообще, это такое "чтение со своего собственного артикуляционного аппарата". И обозначение слогов - или складов, речевых звуков в Вашей терминологии - присутствует, и ещё какое! Такое символическое обозначение, по-моему, намного более психофизиологически оправдано на первом этапе обучения чтению. Оно проходит в русле творческой игры, а затем и в рисунке, сопровождаемой речью-рассказом из опыта самого ребёнка. А именно: в момент моделирования живой речи в игре с образной игрушкой, имеющей открывающийся рот. Ротик её оживляют руки самого ребёнка. Ведущая рука обозначает нижнюю челюсть, а также язычок говорящего героя ("Крокодильчика" или "Лягушонка"...), а другая - верхнюю челюсть и нёбо. Кроме того, обе руки при необходимости показывают ещё либо зубы, либо губы, если они участвуют в артикуляции. Этим дети овладевают крайне увлечённо. Всё это моделируется без использования каких бы то ни было карточек с буквами, под ритмическое проговаривание вслух сначала элементарных синтагм, вроде восклицаний в виде отдельных междометий, выражающих смысл всей игровой ситуации в целом (этот целостный игровой смысловой контекст, отражающий представления конкретного ребёнка, очень важен), затем, более сложных слов и фраз, по мере того, как все дети справляются с предложенным заданием. Крайне важно, что дети при этом не только считывают речевые звуки со своей артикуляции, но при этом ещё и пишут, без всякой натяжки. И тоже символически. Если присмотреться к тому, чем во время такой игры заняты руки, особенно ведущая рука, то более точного определения для этого процесса подобрать просто невозможно. Ещё очень важен тот момент, что подобное символическое письмо и чтение идут в едином ритме, а смысловая сторона придумываемого и озвучиваемого текста успевает не только возникнуть в сознании у ребёнка, но и ярко прорисоваться, в деталях.
По поводу важности собственного рисунка в процессе подготовки к обучению грамоте и овладения письменной речью было уже сказано много. И ещё готовится не мало материала на эту тему, в т.ч. видео. А пока, если конечно Вы ещё не читали, можно наверное заглянуть в мой жж, по этой ссылке http://dz0rin.livejournal.com/4188.html#comments, может быть станет более понятно, насколько легко дети овладевают рисованием, если конечно предоставить им соответствующие условия.
2. А потом пиктограммы, как Вы уже сами заметили в видео лекции по калиграфии и сказали об этом в нашей с Вами личной беседе, появляются как постепенно вырастающие из слогообразующих гласных слоги, которыми дети овладевают по тому же принципу, который отстаиваете и Вы. А предлагаемая ВВС техника чтения напечатанных и разрезанных слогов, которые дети уже хорошо научились читать (или написанных на доске), очень похожа на тот способ, который Вы задаёте при помощи своей компьютерной игры, только всё это делается в русле совместной учебной деятельности и общения по этому поводу, а не в русле "общения" с компом. И торопиться здесь вовсе некуда. Тут разница очень велика, и она не в Вашу пользу. Но и на этом этапе никаких излишеств в виде дополнительных, не связанных со смысловым контекстом читаемого слова картинок, - здесь я согласен с Кариной, Павлом и с Валентиной Васильевной, - не только не нужно использовать, но и нежелательно, т.к. знаки, сами по себе, должны вызывать в сознании ребёнка всё-таки (если выражаться в Вашей терминологии) только адекватные речевые звуки, и ничего более. Чтобы прочитанное слово сразу же вызывало адекватный ему образ. И никакие другие образы, даваемые "в нагрузку", не должны помешать этому произвольному процессу. Я признаю полезность изготовления предлагаемых Вами ребусов самими детьми, но на до-букварном этапе, в момент становления или коррекции устной речи, когда они, играясь со словами, открывают для себя, что из отдельных частей слов можно составлять совершенно новые слова. После того, как они это поняли, в это наигрались, на новом этапе овладения знаковой культурой в этом уже не будет необходимости. Мне кажется, не желательно, чтобы каждый склад (речевой звук) ассоциировался с какой-то стабильной, даже самостоятельно нарисованной картинкой. Пусть дети придумают множество слов, начинающихся на один и тот же склад. Столько, сколько понадобится, чтобы ни один из складов не связывался с конкретным рисунком. ИМХО.


Сообщение отредактировал dz0rin - Пятница, 20.04.2012, 18:24
 
Павел АкимовДата: Суббота, 21.04.2012, 22:42 | Сообщение # 82
Полковник
Сообщений: 181
Quote (Лев_Штернберг)

То есть Вы, Павел, считаете, что мне для того чтобы "оставаться честным до конца", необходимо найти себе другую дорогу и зарабатывать хлеб насущный чем-нибудь иным, не моими методическими разработками?
"Лев, вымири на этом педагогическом рынке сам, и похорони свой Ребус-метод, так будет честнее всего," - говорите Вы?

Лев, я не предлагаю вымирать)))) я предлагаю опираясь на Ваш богатый опыт и знания посмотреть на свой продукт под другим углом :
- например - изменить методику так , что-бы были невозможны злоупотребления ранним применением.
- второй вариант - развивать продукт глубже, то есть развивать не только способность читать.
 
Лев ШтернбергДата: Суббота, 21.04.2012, 22:43 | Сообщение # 83
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (akimovp)
Лев, я не предлагаю вымирать)))) я предлагаю опираясь на Ваш богатый опыт и знания посмотреть на свой продукт под другим углом :
- например - изменить методику так , что-бы были невозможны злоупотребления ранним применением.
- второй вариант - развивать продукт глубже, то есть развивать не только способность читать.

Павел, а почему Вы считаете, что я должен непременно заняться тем же, чем уже занимаются сотни, даже тысячи прочих авторов? Если я сотворил очень оригинальную, цельную, законченную по своей форме игру, которая очень нравится детям, родителям и многим учителям - пусть даже развивающую только способность читать (хотя на деле она развивает еще множество всякого разного) - зачем мне разменивать свое творчество на банальности и изобретать то, что изобретено другими? Это и называется "вымереть на рынке" - произвести то, чем уже забиты все книжные полки в магазине, и затеряться в море похожестей.
По поводу "чтобы были невозможны злоупотребления ранним применением" - я лишь пожимаю плечами. Вы, Павел, с тем же успехом могли предложить мне "изобрести лекарство от глупости".

Добавлено (21.04.2012, 13:56)
---------------------------------------------
Дмитрий_Зорин, мне очень жаль, что в материалах форума пока еще не выложены конкретные упражнения ВВС. Могу лишь надеяться, что лет через ...дцать это наконец произойдет, и мы сможем обсуждать наглядные примеры. А пока из Вашего описания следует, что ВВС использует промежуточную слогово-знаковую систему жестовой записи речи. Что ж, это вполне работающий вариант, я видел нечто подобное у немцев - посмотрите и Вы вот это видео на Youtube

Здесь дети так же привязывают артикуляцию к жестовым знакам. Идея хороша, но лишь с одним недостатком - редкий учитель пожелает овладеть этой системой, и уж наверняка никакой родитель этого не станет делать.

По поводу всего прочего, Вами сказанного, Дмитрий.
Не нравится Вам, Павлу, Карине и Валентине Васильевне мой Ребус-метод? Считаете его излишеством? Ну, что ж, значит вы не мои клиенты.

Наверное я сейчас начинаю понимать, почему вами всеми ведется так много разговоров по поводу осмысления прочитанного и возникновения зрительных образов во время чтения. Если я верно вижу на приведенной мною видеозаписи, дети вынуждены столь сильно концентрироваться на применении жестовой системы, что думать о смысле написанного им почти некогда. Это примерно как ехать на двухколесном велосипеде и жонглировать в это же время мячиками - требует очень высокого навыка. Мне в Ребус-методе никогда не приходилось сталкиваться с проблемой осмысления детьми текстов, осмысление это всегда происходило само собой, и потому меня очень удивляло, чего это вы все так на этом пункте зацикливаетесь. Теперь причина понятна.


Сообщение отредактировал Лев_Штернберг - Суббота, 21.04.2012, 16:36
 
Дмитрий ЗоринДата: Суббота, 21.04.2012, 22:43 | Сообщение # 84
Полковник
Сообщений: 229
Quote (Лев_Штернберг)
Здесь дети так же привязывают артикуляцию к жестовым знакам.

Про дактилирование речь не шла. Имелось ввиду моделирование собственной артикуляции во время порождения речевого высказывания. А это не знаковое, не абстрактное обозначение звуков речи.
 
Лев ШтернбергДата: Суббота, 21.04.2012, 22:43 | Сообщение # 85
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (dz0rin)
моделирование собственной артикуляции во время порождения речевого высказывания

Нда... Дмитрий, Вы хотели пояснить или запутать?
 
Дмитрий ЗоринДата: Суббота, 21.04.2012, 22:43 | Сообщение # 86
Полковник
Сообщений: 229
Лев_Штернберг,
С удовольствием поясню. Уже даже с помощью обычной куклы из кукольного театра, к нижней челюсти которой приделана леска, можно, "обучая её говорить", смоделировать проговариваемую фразу так, что кукла на глазах начинает оживать. Хотя, движения нижней челюсти это конечно не вся артикуляция. При моделировании руками можно свою артикуляцию обозначить гораздо более детально, за счёт чего эффект оживления героя становится ещё более ярким...
 
Павел АкимовДата: Суббота, 21.04.2012, 22:43 | Сообщение # 87
Полковник
Сообщений: 181
Quote (dz0rin)
Наверное я сейчас начинаю понимать, почему вами всеми ведется так много разговоров по поводу осмысления прочитанного и возникновения зрительных образов во время чтения.

Лев, мы ведем эти разговоры потому что в нашем понимании чтение - это гораздо более сложный и важный процесс, чем просто перевод символов в звуки. Я думаю что навыком перевода символов в звуки вполне сможет овладеть вами упомянутый слон, а вот способность читать думаю невозможно освоить ни одному слону.
 
Павел АкимовДата: Суббота, 21.04.2012, 22:43 | Сообщение # 88
Полковник
Сообщений: 181
Quote (akimovp)
По поводу "чтобы были невозможны злоупотребления ранним применением" - я лишь пожимаю плечами. Вы, Павел, с тем же успехом могли предложить мне "изобрести лекарство от глупости".

Это не совсем глупость - в Вашем случае это неграмотность, плохая информированность родителей. Например у нас в Ростке ликвидации этого пробела уделено огромное внимание. Валентина Васильевна 2-3 раза в год проводит семинары для родителей. На семинарах подробно разжевывает всю подноготную развития детей. Так что "изобрести лекарство от глупости" - вполне выполнимая задача в данном случае.

Quote (Лев_Штернберг)
Если я сотворил очень оригинальную, цельную, законченную по своей форме игру, которая очень нравится детям, родителям и многим учителям - пусть даже развивающую только способность читать (хотя на деле она развивает еще множество всякого разного) - зачем мне разменивать свое творчество на банальности и изобретать то, что изобретено другими

Эта игра является небольшой частью, которую можно вписать в какой-либо контекст - технологию, систему обучения. И влияние этой части на развитие детей будет незначительным, по сравнению с влиянием всего контекста. Насколько я понимаю в нашей технологии подобным играм уделяется время в процессе обучения письменной речи (Валентина Васильевна поправьте меня если я неправ).
 
Лев ШтернбергДата: Суббота, 21.04.2012, 22:44 | Сообщение # 89
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (akimovp)
Лев, мы ведем эти разговоры потому что в нашем понимании чтение - это гораздо более сложный и важный процесс, чем просто перевод символов в звуки.

Да, я понимаю. В Вашем понимании чтение - это очень сложный процесс. И Вы нагромождаете эти сложности с большим увлечением, вместо того чтобы сделать чтение для детей по возможности легким. Я пошел иным путем. Я сознательно отшелушивал в своей методике всё то, что не имеет прямой связи с переводом графических символов в звуки. По этой причине дети, пользуясь моими играми, читать начинают легко и сразу.

В принципе я согласен с тем, что система пищеварения у ребенка должна быть здоровой и ухоженной. Однако я не вижу смысла в том, чтобы непременно чистить ребенку кишечник, если предстоит всего лишь легкая операция на гландах.

Касательно большой важности процесса чтения - Павел, Вы-то сами в эту важность верите, или Вам об этом Валентина Васильевна сказала? Судя по Вашим текстам, лично Вы не являетесь большим любителем художественной литературы, однако это не мешает Вам жить, работать и быть людям полезным. Зачем же Вы рассуждаете о важности того, чем сами не владеете и не занимаетесь?


Сообщение отредактировал Лев_Штернберг - Понедельник, 23.04.2012, 00:33
 
Павел АкимовДата: Суббота, 21.04.2012, 22:44 | Сообщение # 90
Полковник
Сообщений: 181
Quote (Лев_Штернберг)
Касательно большой важности процесса чтения - Павел, Вы-то сами в эту важность верите, или Вам об этом Валентина Васильевна сказала?

Quote (Лев_Штернберг)
Судя по Вашим текстам, лично Вы не являетесь большим любителем художественной литературы, однако это не мешает Вам жить и работать. Зачем же Вы рассуждаете о важности того, чем сами не владеете и не занимаетесь

Да, Вы правы, Лев, так сложилось, что я в своей жизни весьма значительное время уделял чтению технической литературы. И мне действительно гораздо проще выражать свою мысль и понимать чужую речь, когда они связанные с техническими областями человеческой жизни. Однако Вы не правы, что плохой навык превращать свою письменную и устную речь в художественные "не мешает мне жить и работать". Очень даже мешает и отнимает много времени. И как человек с логическим складом ума смею рассуждать, что письменная речь - это базовая способность, на основании которой уже вырабатывается способность понятно описывать свои мысли и образы письменно или устно, художественным или техническим стилями, конструктивным или деструктивным образом, кратко или развернуто .. и .т.д в зависимости от необходимости. И поэтому Ваше желание убедить нас что вся шелуха, окружающая чтение - это сущие пустяки для меня выглядит весьма нелогичным. И именно исходя из логики поэтапного развития любой открытой системы, представителем которой является человек разумный, я верю Валентине Васильевне, что речь (в том числе и письменная) является средством мыслительной деятельности и чрезвычайно важна вместе со всей "шелухой".
 
Форум » Образование » Образование сегодня » Раннее обучение чтению - польза или вред?
Поиск:

Меню сайта
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Статистика