[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: alexkim, dz0rin  
Раннее обучение чтению - польза или вред?
Cтепанова Валентина ВасильевнаДата: Суббота, 21.04.2012, 12:39 | Сообщение # 61
Подполковник
Сообщений: 148
Причем для ВДРУГ-рисования ребенка необходим не образец рисунков, а образец рисования взрослого, образец поведения, ибо ребенок подражает именно действиям взрослого, а не продукту его действий.Лев Штейнберг.

Дима, и в идеале не так!

Основой для возникновения детского рисунка является реальная предметная деятельность, именно в ней создаются , как сказал Пиаже "моторные паттерны", то-есть системы нервных связей, которые выстраиваются относительно каждого предмета, с которым взаимодействует ребенок.
Мяч мы берем одним образом, зубную щетку - другим, а ботинок натягиваем на ногу третьим.
Наша память предметна и моторна по сути. Как только комплекс опредмеченных нервно мышечных связей установился, то он начинает жить собственной жизнью, и именно он становится основой пантомимы, образной игры и функции замещения реального предмета на предмет - заместитель в игре, а это и есть начало символической деятельности, которая и перерастет в знаковую. Детский рисунок - эта таже игра, только с линией на листе бумаги.
Движения с карандашом или кисточкой запускают определенный моторный образ прошлого взаимодействия с предметом, ребенок воспроизводя свои моторные паттерны, обозначает их в слове. Это и есть первый рисунок.
Детский рисунок представляет собой следы от пляски образов на листе бумаги.
 
Лев ШтернбергДата: Суббота, 21.04.2012, 19:01 | Сообщение # 62
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (stepanowavalent)
Основой для возникновения детского рисунка является реальная предметная деятельность...
<...> ...Движения с карандашом или кисточкой запускают определенный моторный образ прошлого взаимодействия с предметом, ребенок воспроизводя свои моторные паттерны, обозначает их в слове. Это и есть первый рисунок.
Детский рисунок представляет собой следы от пляски образов на листе бумаги.

А что является основой рисунка слона? То же самое, или что-то иное?
 
Дмитрий ЗоринДата: Суббота, 21.04.2012, 22:39 | Сообщение # 63
Полковник
Сообщений: 229
Quote (stepanowavalent)
Дима, и в идеале не так!
Основой для возникновения детского рисунка является реальная предметная деятельность /.../

Спасибо, Валентина Васильевна, наверное, это была очередная моя оговорка, по Фрейду.)
Действуя с предметами, взрослый волей-неволей "презентует" предметный мир ребёнку. Выходит, что он как бы задаёт некий "образец поведения", направленность ребёнка на действия с ними. И ребёнок, приступая к предметной деятельности, стремится разгадать смысл предмета и смысл того, чем занимался взрослый?

"А что является основой рисунка слона?"
И что же, "рисуют" слоны каждый день? И каждую неделю накапливаются новые впечатления, новые переживания, новые образы; соответственно - порождаются всё новые и новые рисунки?
Интересно, кто же автор методики "рисования", по которой сумели-таки научить даже Слонов?
 
Cтепанова Валентина ВасильевнаДата: Суббота, 21.04.2012, 22:39 | Сообщение # 64
Подполковник
Сообщений: 148
Лев Владимирович, доброе утро!

Жаль, но я не смогла по ссылке открыть дополнительный материал, он весь на языке иных народов, а я не такой знаток, чтобы перевести текст в точности.
Поэтому отвечу исходя из того, что увидела на видео уроке, и прочла в ваших комментариях.
Вы блестяще проанализировали историческую парадигму речевого развития, и правильно определили проблемы становления речи.
Ребенок проходит все эти этапы полностью, поэтому все этапы речевого развития должны присутствовать в периоде становления как устной, так и письменной речи. Только это позволит письменной речи быть субъектной, принадлежащей не только культуре, но и человеку ею владеющему.
На уроке я этого не увидела, может быть у меня не тот объем информации.
При работе с детьми учитель обращает внимание детей на слово, и обращается к фонетическому анализу речи в проблемно-поисковой ситуации - сама проблемно-поисковая ситуация способствует в возрасте кризиса шести лет возникновению "волны ожидания", которая связана с активизацией коры головного мозга и активному освоению любой деятельности. С этим связана особая ответственность педагога за то, что именно предлагает он детям, неверная установка остается с ребенком на всю оставшуюся жизнь. В кризисе шести лет происходит глобальная перестройка архитектоники коры головного мозга, которая является, по моим представлениям, последней в жизни человека.
Фонетический анализ действительно осуществляется на уровне послоговой организации речи, что позволяет ребенку вычленить из речи слог и воспринимать слог, как букву - в этом есть свои преимущества, но и есть непреодолимые препятствия при становлении грамотного письма.
Преимущества связаны с тем, что ребенок не испытывает трудностей при чтении слогов с гласными второго порядка (Я;Е;Е; Ю), им сразу дается слог и его обозначение, йотированность гласных звуков обходит их ранимый мозг без потрясений.
Аналитико- синтетическая деятельность в момент обучения ребус методом сохранена.
И это может быть одним из этапов обучения, каким-то методическим приемом, но для целостного способа освоения письменной речи это явно не достаточно.
Есть сомнения в благополучии детей в последующем обучении.
Вполне возможно, что у меня нет достаточного объема информации.
С уважением В.В.С.
 
Лев ШтернбергДата: Суббота, 21.04.2012, 22:40 | Сообщение # 65
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (stepanowavalent)
Жаль, но я не смогла по ссылке открыть дополнительный материал, он весь на языке иных народов

Валентина Васильевна, здравствуйте! Очень рад Вас видеть. То есть читать.
Простите, о какой "ссылке на языке иных народов" Вы говорите?

Quote (stepanowavalent)
но и есть непреодолимые препятствия при становлении грамотного письма.

Нет, никаких препятствий для становления грамотности в Ребус-методе нету. У Вас напрасно возникают сомнения в благополучии детей в последующем обучении. Вы эти препятствия и эти сомнения придумываете сами себе, и пугаете ими других, потому что без этой придумки Вам придется признать НЕОСПОРИМЫЕ преимущества Ребус-метода над прочими методиками. А признать этого Вам не хочется, потому что тогда Вам придется признать резонность и методики Зайцева, против которой Вы уже издавна возражаете.

Quote (stepanowavalent)
это может быть одним из этапов обучения, каким-то методическим приемом, но для целостного способа освоения письменной речи это явно не достаточно

Сама по себе игра Ребус-метод - да, это лишь один из этапов обучения, причем самый первый этап. Этот этап позволяет ребенку играючись понять механику чтения, то есть практически с первых же минут игры погрузиться непосредственно в осмысленное чтение, а не в непонятное подготовительное теоретизирование. Что однако никак не мешает учителю чуть позднее познакомить ребенка и с буквенным чтением, и с классификацией букв, и с грамматическими правилами. Более того, прочитав ребус МОЛНИЯ-ЛОЖКА-КОШКА, ребенок уже никогда не сделает ошибки в слове МОЛОКО, то есть грамотность Ребус-метод закладывает в голову ребенка изначально. В белорусском языке, где иные грамматические правила, слово МАЛАКО надо было бы записать совсем другими пиктограммами, МАСКА-КАКТУС-КОШКА, и дети изначально заучивали бы именно белорусскую грамматику.

Quote (stepanowavalent)
Преимущества связаны с тем, что ребенок не испытывает трудностей при чтении слогов с гласными второго порядка (Я;Е;Е; Ю), им сразу дается слог и его обозначение, йотированность гласных звуков обходит их ранимый мозг без потрясений.

Во-первых, при чтении всех прочих звуков у ребенка также не возникает никаких трудностей, не только при йотированных гласных.
Во-вторых, читая этот Ваш комментарий, Валентина Васильевна, я заподозрил, что вот с этой статьей Вы так и не познакомились http://www.rebus-metod.net/obuchen....ve-mama .
А меня интересовало Ваше мнение именно по этой статье.
На мой взгляд, потрясений ребенка можно легко избежать и без Ребус-метода - для этого нужно всего лишь, чтобы учитель перестал классифицировать звуки как гласные и согласные, вот и всё. В принципе только подмена звуков фонемами создает ребенку то самое потрясение, я так считаю. Учителю нужно лишь понять, что в слове МЯЧ нет никакой йотированной гласной, но есть неделимый звук МЯ - вот и не будет никаких потрясений для мозга ребенка.

Я видел видеозапись с Вашей лекцией, Валентина Васильевна, где Вы учителям показывали работу со словом ПЕ-ТУ-ШОК. В ходе игры Вы подменили консонанту П на йотацию, а консонанты Т и Ш подменили горловым щелчком, в результате чего произносили Е-У-ОК.
Обращаю Ваше внимание: Вы не убрали консонанты из слова, но подменили одни консонанты другими. Вас ввело в заблуждение то, что Й и ГОРЛОВОЙ ЩЕЛЧОК не помечаются при письме буквами. Но это не означает, что Вы этих консонант в слове ЙЕ-*У-*ОК не произносите.
Очень хорошая, наглядная провокация для уже умеющих читать учителей.
Однако очень сомнительный прием для еще не читающих детей.
Вы с тем же успехом могли бы подменить все консонанты не на йотацию и не на горловой щелчок, а на фонему К, или Т, или М, и получили бы в результате КЕ-КУ-КОК, или ТЕ-ТУ-ТОК, или МЕ-МУ-МОК.
На мой взгляд, это упражнение опасно для речевого слуха ребенка. Именно в подмене консонант проявляется детская дислексия, и это заболевание вовсе не заложено в ребенка изначально, но закладывается в ребенка учителем вот такими упражнениями, как Вы показали. И в любом случае именно это и есть удар по мозгам ребенка.

С уважением -
Л.В.Ш.


Сообщение отредактировал Лев_Штернберг - Вторник, 17.04.2012, 19:36
 
Павел АкимовДата: Суббота, 21.04.2012, 22:40 | Сообщение # 66
Полковник
Сообщений: 181
Quote (Лев_Штернберг)
прочитав ребус МОЛНИЯ-ЛОЖКА-КОШКА, ребенок уже никогда не сделает ошибки в слове МОЛОКО

Лев, Валентина Васильевна, у меня к Вам вопрос:
Как по Вашему мнению - могут ли при обучении этим методом у ребенка образоваться ненужные и лишние для него нервные связи - ведь здесь образ предмета/понятия "МОЛОКО" связан сразу с 3-мя другими понятиями или звуками - "МОЛНИЯ-ЛОЖКА-КОШКА"?
Что произойдет с точки зрения нервных связей и будущих последствий, если это будет совсем новое для него понятие, которое он никогда до этого не слышал - ведь первый образ и нервная связь наиболее крепкие?
 
Дмитрий ЗоринДата: Суббота, 21.04.2012, 22:40 | Сообщение # 67
Полковник
Сообщений: 229
Лев_Штернберг, Внимательно слушаю беседу, если будет что сказать, позже подключусь (оставил это сообщение, чтобы приходили сообщения с этой ветки на почту).

Хотя, уже есть вопрос к Вам, такой: Про то что дети якобы портят свой речевой слух, читая "Е У Ок" и при этом даже не задумываются над тем, из каких фонем всё это состоит? Вы это серьёзно?


Сообщение отредактировал dz0rin - Среда, 18.04.2012, 00:32
 
Cтепанова Валентина ВасильевнаДата: Суббота, 21.04.2012, 22:40 | Сообщение # 68
Подполковник
Сообщений: 148
Лев Владимирович, добрый вечер!
Я прочла Вашу статью, теоретически можно и так описать проблему звукового извлечения и обозначения фонем на письме. Путей к вершине множество, какой из них лучший? Да тот, который к ней приводит.
Я отметила положительные стороны вашего метода: сохранение аналитико-синтетического характера при обучении чтению, далеко не полного и не позволяющего опереться на него при становлении письменной речи, но это лучше, чем обучение чтению полными словами, проблем с этими детьми будет немного меньше.
Послоговое чтение позволяет сразу развести чтение слогов ма - ма -мя или ру-ру- рю.
Однако, есть и проблемы. Восприятие детей целостно, а первое запечатление остается на длительное время, Именно поэтому дети, которых учили читать по азбуке с картинками часто читают елкажук, вместо еж. и т.д..
Я работала с детьми после обучения их методом Зайцева. Я никогда не позволяю себе давать критические оценки чьей-либо работе, пока не встречаюсь с результатом полученным благодаря... Результат удручает. Дети с огромным трудом переходят к письму, при чтении угадывают слова, а не прочитывают их, окончание для них не существует.
Большие проблемы с осмыслением текста и пересказом его, тем более с перекодированием в рисунок.
Но Вы занимаетесь чтением, а дальше проблемы не Ваши, проблемы родителей и детей.

Как мы подходим к становлению письменной речи?!
Во первых, мы европейцы, и можем позволить детям адекватно проживать дошкольный период. Он самоценен. В дошкольном возрасте зарождаются основы творческого мышления, знаковая функция, способность к групповым видам деятельности, звуковысотный и фонематический слух и многое другое.
Поэтому тратить силы на деятельность, которой отведено свое время, по моему представлению, преступно.
Всему свое время!
Ребенок до шести лет должен овладеть способностью обозначать собственное представление в устной речи, а так же с помощью конструктивной игры, рисунка, понимать замысел сверстника, уметь задавать ему вопросы относительно игрового или изобразительного продукта , уметь согласовывать действия по созданию общего продукта деятельности.
Это архи сложные задачи, которые позже не становятся. Не получается вначале снять урожай яблок, а затем увидеть первое цветение деревьев.
На сегодня достаточно. Продолжение следует.
 
Cтепанова Валентина ВасильевнаДата: Суббота, 21.04.2012, 22:40 | Сообщение # 69
Подполковник
Сообщений: 148
Лев Владимирович, доброе утро!
Продолжим нашу дискуссию. Мы ведь понимаем, что дискуссия нужна не столько нам, сколько родителям и педагогам.
Вы говоря, что не занимаетесь теоретизированием, а сами предлагаете еще более глубокий звуковой анализ, похвально, но лингвистика не есть основа для становления письменной речи. Эта научная проблематика прекрасно будет существовать в рамках академических споров, я готова, если хотите.
Однако, здесь мы говорим о детском развитии, о становлении речи.

Речь - это способность к самовыражению, к пониманию другого лица, к способности организовывать совместную деятельность по созданию общего продукта, позже она трансформируется из эгоцентрической речи во внутреннюю, переходя в основу для логического мышления.
Именно поэтому главное достоинство речи - ее смысло наполненность, связанность с реальным жизненным опытом.
Ребенок во время своего действия постоянно проговаривает происходящее в громкой речи, это речь для себя называется эгоцентрической. Она является частью представлений ребенка о мире, реализуя собственные представления в действии, ребенок дополняет их речью. Речь, одно из средств удержания образа, она помогает организовывать последовательность операций.
Вначале речь сопряжена с действиями ребенка в реальности, позже, к концу четвертого, пятому году жизни она становится самостоятельной функцией. Ребенок может вне наличной ситуации подробно рассказывать о собственном опыте, делать элементарные умозаключения.
В этом возрасте у ребенка возникает интерес к слову. Дети начинают активно пользоваться считалками, песенками, попевками. Их захватывает ритм речевого высказывания. Именно поэтому в возрасте четырех лет дети с удовольствием играют в игры с речевым сопровождением, а в пять лет, слово в игровой ситуации становится определяющим для запуска действия или его торможения.
Овладение речевым ритмом через набивание мяча,жонглирования им, игр под речовку со скакалкой и т.д., есть второй этап подготовки к чтению и письму.
Становление речевого и певческого дыхания - третий этап становления письменной речи. Это прежде всего подражание пению птиц, лаю собак, мяуканью котят и так далее, и тому подобное - это дает опору дыханию. Овладению, плавностью дыхания или сильным направленным выдохом, мы учимся запуская мыльные пузыри, надувая воздушные шары, играя на различных монках, дудочках, блок флейте, задувая пламя свечи или укладывая его, чтобы оно не потухло. Это позволяет детям в интересной для них деятельности овладеть дыхательными упражнениями.
Затем мы начинаем с детьми овладевать хороводными играми, которые позволяют осмысленные движения наполнить хоровым пением.
Вы совершенно правы, говоря, что речь славян носит вокальный характер. Именно гласные звуки делают нашу речь четкой и напевной. Но и последующие трудности с правописанием лежат в этой плоскости. Поэтому мы и начинаем работать с вокализацией гласных звуков. Это набор упражнений, которые будут размещены на сайте.
Следующий этап - овладение ритмическим рисунком песенок, попевок, считалок, стихов; запись ритма на бумаге, считывание ритма, пение с ритмической строки.
Работа над направленным сильным выдохом, как основа для четкого произношения согласных звуков.
Моделирование произношения согласных звуков. Вынос на руку артикуляционной модели. Работа с куклами БИ-БА-БО.
Согласование артикуляции и ее модели на руках. Пропевание с ручными знаками. Работа над вычленением гласных и согласных звуков в момент пения. Структурная запись речи. Знакомство с буквами. Подписывание гласных букв под ритмической строкой.
Подписывание слогов под ритмической строкой.
Слоговое пение.
Слоговое деление текста. Слоговое чтение. Плавное смысловое слоговое чтение с последующим рисованием смысла каждого предложения.
Это кратчайший путь к становлению чтения. И нет необходимости в каких-то искусственных нагромождениях.
Дети легко, осмысленно начинают и читать и писать одновременно. Про письмо позже.


Сообщение отредактировал stepanowavalent - Среда, 18.04.2012, 17:08
 
Лев ШтернбергДата: Суббота, 21.04.2012, 22:40 | Сообщение # 70
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (stepanowavalent)
Мы ведь понимаем, что дискуссия нужна не столько нам, сколько родителям и педагогам.


Валентина Васильевна, посоветуйте мне, как быть. Я ненароком оказался между двумя стульями.

Вообще-то я очень хорошо понимаю, о чем Вы говорите. Я и сам считаю, что до шести лет ребенку совершенно незачем обучаться чтению, а по многим параметрам это даже очень вредно. Любое расчленение цельного слова на какие-то части, хоть буквы хоть слоги, непременно приводит к искажению звучания этого слова, хотим мы того или не хотим. Чтобы транспонировать цельное и искаженное слово туда-обратно, ребенку требуется научиться "округлять" звуковую величину до приблизительного значения, а это бьет по ушам ребенка, портит его речевой слух, делает для него нюансы живой речи неважными. Плюс при этом требует тех связей в мозолистом теле, которые еще не развиты, еще не созрели. Мозг маленького ребенка при чтении вынужден посылать команды неправильными путями, возбуждаются центры, вовсе не предназначенные для этих целей - дас ист нихт гуд, как сказали бы немцы, это есть не хорошо. Всё это я прекрасно понимаю.

Однако на сегодняшний день миллионы российских мамочек сходят с ума по раннему обучению чтению. Это сумасшествие раздувается и подогревается авторами и продавцами учебных пособий. Это понятно - коль уже в 2 года мама купила сынуле какой-то учебник, то она уже отдала продавцу и автору свои деньги, а дальше для этого автора и продавца хоть трава не расти, они свое уже получили. В одной с продавцом кампании оказываются и педагоги развивающих центров - они заинтересованы заполучить ребенка к себе как можно раньше. С одной стороны, маленького ребенка можно долго учить непонятно чему без всякого видимого результата, то есть получать зарплату почти ни за что, а с другой стороны повышается шанс, что этот ребенок не окажется перехвачен другим развивающим центром, который находится за углом соседнего дома.

Проблема выжить на рынке (просто выжить, совсем даже не жируя) толкает и авторов, и продавцов, и детские центры на взвинчивание ажиотажа вокруг чтения. Если 20 лет назад Николай Зайцев называл "ранним чтением" возраст 5-6 лет, то есть старшую группу детского сада (ага, это он пытался опередить принятый фонемо-буквенный анализ, который в те годы начинался в подготовительной группе), то сегодня он говорит уже про двухлеток. А рядом с ним туда же тянут и Чаплыгин, и Жукова, и еще сотня других авторов. Под стать Доману с самого младенчества обучать чтению убеждает и Тюленин со своей печатной машинкой. То есть младенца Тюленин предлагает окружить напечатанными повсюду словами, в два года тать ему печатную машинку, а к четырем годам малыш уже будет знать все буквы и помнить многие слова - говорит Тюленин.

Я - тоже автор и тоже продавец. Если я не стану кричать в общем хоре, что чтение с четырех лет возможно (а оно действительно возможно, если закрыть глаза на вред от этой процедуры), то я на рынке просто вымру, невзирая ни на какие наисильнейшие разработки. Я убежден, что я пошел правильным путем - слогово-пиктографическое чтение действительно намного доступнее детям, чем чтение фонемо-буквенное. А вот о том, что чтение в четыре года ребенку в любом случае вредно, буквами ли, пиктограммами ли - об этом я вынужден помалкивать, если не хочу идти грузчиком в продуктовый магазин.

Как быть?

Добавлено (18.04.2012, 18:42)
---------------------------------------------

Quote (stepanowavalent)
В этом возрасте у ребенка возникает интерес к слову. Дети начинают активно пользоваться считалками, песенками, попевками. Их захватывает ритм речевого высказывания. Именно поэтому в возрасте четырех лет дети с удовольствием играют в игры с речевым сопровождением, а в пять лет, слово в игровой ситуации становится определяющим для запуска действия или его торможения.
Овладение речевым ритмом через набивание мяча,жонглирования им, игр под речовку со скакалкой и т.д., есть второй этап подготовки к чтению и письму.
Становление речевого и певческого дыхания - третий этап становления письменной речи. Это прежде всего подражание пению птиц, лаю собак, мяуканью котят и так далее, и тому подобное - это дает опору дыханию. Овладению, плавностью дыхания или сильным направленным выдохом, мы учимся запуская мыльные пузыри, надувая воздушные шары, играя на различных монках, дудочках, блок флейте, задувая пламя свечи или укладывая его, чтобы оно не потухло. Это позволяет детям в интересной для них деятельности овладеть дыхательными упражнениями.
Затем мы начинаем с детьми овладевать хороводными играми, которые позволяют осмысленные движения наполнить хоровым пением.

Да-да, как руководитель детской театральной студии я занимался с детьми именно этим. Двадцать лет назад.
То, что Вы описали - это знает и умеет любой педагог детского театра. Когда-то, еще будучи совсем юным, я вел семинары на эту тему для школьных учителей и для воспитательниц детсадов. Именно на тех семинарах я познакомился с Зайцевым, и сразу увидел, как можно использовать его таблицу для речевого тренинга. Правда, таблицу эту я тут же изменил на собственный лад, сделал более ритмичной и организовал по пртикуляционным признакам. Ребенку интересно следить за работой собственного моторного аппарата, и это я использовал на занятиях.

Добавлено (18.04.2012, 18:58)
---------------------------------------------

Quote (stepanowavalent)
Я работала с детьми после обучения их методом Зайцева. Я никогда не позволяю себе давать критические оценки чьей-либо работе, пока не встречаюсь с результатом полученным благодаря... Результат удручает. Дети с огромным трудом переходят к письму, при чтении угадывают слова, а не прочитывают их, окончание для них не существует.
Большие проблемы с осмыслением текста и пересказом его, тем более с перекодированием в рисунок.

Не зайцевская вина, что, начав обучение чтению по его кубикам и таблицам, мамочки останавливаются на середине пути. У самого Зайцева разработан очень недурной материал по чтению скороговорок, пословиц и т.п. Да. Зайцев вообще не касается вопроса, как и чему подросший ребенок, его бывший ученик, должен обучаться в институте, должен ли он писать докторскую и на какую тему - методика Зайцева посвящена одному малюсенькому вопросу, который до него, до Зайцева, решался в нашей педагогике из рук вон плохо. На прочие глобальные вещи Зайцев не замахивался, для этих других целей есть другие авторы и другие методики.

Добавлено (18.04.2012, 19:35)
---------------------------------------------

Quote (stepanowavalent)
Именно гласные звуки делают нашу речь четкой и напевной.

Quote (stepanowavalent)
Работа над вычленением гласных и согласных звуков в момент пения.

Представьте себе, Валентина Васильевна, что Вы кладете перед ребенком красную розочку на зеленом стебельке и просите его: "А покажи ка мне, мой милый, что тут у нас желтого цвета!"
Ребенок глазками хлоп-хлоп - нету желтого цвета в красной розочке на зеленом стебельке!
"Ну что же ты, не видишь разве, что стебелек у нас желтый и синий одновременно?" - говорите Вы.
"А моя мама говорит, что желтое это солнышко, а синее это небо! А стебелек не бывает желтым или синим"
"Ох уж эти мамы, - возмущаетесь Вы, - ну как же это они не рассказали ребенку про смешение цветов в палитре, про радужный спектр, про длину и частоту световых волн."
И сказав всё это, Вы принимаетесь старательно учит ребенка раскладывать зеленый цвет на составляющие части.

Представили себе такую картинку, Валентина Васильевна?
И каково Ваше мнение по этому поводу?
"Но это абсурд! - воскликнете Вы, - У ребенка нет в глазу такого аппарата, который позволил бы проделать спектральный анализ световых волн, и про частоту и длину световой волны ребенок не поймет без отрыва от многих предварительных знаний из курса оптической физики, механики, геометрии!"

Вот именно.
Но именно подобным абсурдом Вы занимаетесь с детьми, когда предлагаете им находить "гласные звуки" в словах. У ребенка в ушах нет того аппаратика, который позволяет раскладывать звук КУ на две абстрактные половинки. Кстати сказать, и никакой на свете технический аппаратик не способен этого сделать, потому что звуковая синусоида КУ не раскладывается на К и У. Разложить КУ на две части можно только письменно, при помощи букв, с которыми ребенок еще не знаком.
И артикуляционно ребенок тоже не может разбить КУ на К и У, потому что отдельно произнесенный звук У начинается с согласной фонемы - со свободного выдоха или с горлового щелчка, которых в помине нет в звуке КУ.
Не вина ребенка, что Вы. взрослый человек, уже давным давно отучились замечать горловой щелчок в Вашей речи. Маленький ребенок еще вовсе не разучился, он замечает, и потому он не может понять, по какому же принципу Вы делите звуки на гласные и согласные. Уши и гортань ребенка сообщают ему, что звук У ничуть не менее согласный, чем звук ФУ, или СУ, или КУ.
У ребенка в мозгах не может этого поместиться, что Вы, взрослый человек, просто не придумали для свободного выдоха или для гортанного щелчка отдельных букв. А если бы выдумали, то у Вас никогда не повернулся бы язык назвать звук У гласным.
 
Павел АкимовДата: Суббота, 21.04.2012, 22:41 | Сообщение # 71
Полковник
Сообщений: 181
Quote (Лев_Штернберг)
Я - тоже автор и тоже продавец. Если я не стану кричать в общем хоре, что чтение с четырех лет возможно (а оно действительно возможно, если закрыть глаза на вред от этой процедуры), то я на рынке просто вымру, невзирая ни на какие наисильнейшие разработки.

Лев, неужто оправдывая себя такими фразами - Вам живется в ладу со своей совестью?
Я думаю с Вашими незаурядными возможностями - творческим подходом, увлеченностью делом, желанием докопаться до истины - Вы легко сможете найти другую дорогу, которая одновременно позволит зарабатывать себе на хлеб насущный и оставаться честным до конца перед родителями.
 
Cтепанова Валентина ВасильевнаДата: Суббота, 21.04.2012, 22:41 | Сообщение # 72
Подполковник
Сообщений: 148
Лев Владимирович, голубчик, я могу "У" произнести и гортанным щелчком, а могу и коротко, через ротовую артикуляцию. Мы должны с Вами согласиться, что мы живем в определенной культуре, где письменность уже существует и -у -принято рассматривать только как гласный звук, горловое пение не в нашей традиции.
Именно поэтому детям дается вначале звук в сильной позиции, где у ребенка не возникает никаких сомнений.
А далее мы предлагаем детям , не раскладывать слоги на звуки, а собирать из звуков слоги, без показа трудно объяснить, ждите, скоро буду в Новосибирске, прочту лекцию по становлению письменной речи под видео запись, выложим на сайт.

А по поводу того, что нет потребности в вашей прежней работе, Вы глубоко ошибаетесь. Именно эта работа будет сейчас востребована гораздо больше, чем идиотизм с ранним обучением чтению.
Детей необходимо будет восстанавливать после их обучения в центрах развития.

Я хочу всех попросить обсудить на нашем форуме тему заявленную Дмитрием Зориным, связанную с образовательным проектом в Москве. Это будет хорошим продолжением нашей дискуссии.
 
Баскакова КаринаДата: Суббота, 21.04.2012, 22:41 | Сообщение # 73
Рядовой
Сообщений: 8
Добрый вечер Лев.
Мне уже давно хочется задать Вам некоторые вопросы. Попробую сегодня их озвучить.

Когда произносишь слово, у ребенка возникает образ, причем у каждого свой, исходя из собственного опыта. Например, когда говоришь слово "кошка", дети представляют кошку именно ту, с которой они общались и взаимодействовали, она у каждого своя, а значит и образ кошки у детей у каждого свой. Дети мыслят образами.

Что происходит с детьми, когда Вы произносите слово "мама"? У них должен возникнуть образ мамы, именно своей мамы. А в этот момент Вы показываете 2 маски и говорите детям- "мама", показываете 2 пальмы и говорите-"папа". Представляю в каком шоке дети могут находиться в данный момент.
Не кажется ли Вам, что именно в этом и есть подвох, своего рода обман и подмена образов. Вы уводите детей от реального восприятия, от реальной картины мира, называя это обучением чтению в игровой форме. Какие же это игры? Именно после таких "игр" и получается, что арбузы растут на деревьях, если ребенок никогда не видел как они растут на самом деле, а ему дали какие-нибудь 2-3 картинки и сказали, что это арбуз.

Я не берусь обсуждать Ваши методы по обучению чтению, я не специалист в этой области и так как Вы глубоко не изучала данные вопросы. Но, я думаю, Вы затрагиваете только техническую сторону вопроса (научить читать) и с этой точки зрения, на первый взгляд, претензий нет. Вы очень ответственно подошли к изучению многих вопросов и разбираетесь в узко-специализированных моментах- и это здорово! Не каждому дано так мыслить и обобщать материал, выстраивая свою методику.
А как же психическая сторона вопроса? Ребенок же целостен. А как быть со смысловой стороной вопроса? А Вы задумывались, что будет дальше? Отслеживали дальнейшее развитие детей, которые обучались по Вашему методу?

Я думаю, что вынос мозга детям обеспечен при такой подаче материала.

Я соглашусь с Вами, когда Вы применяли эти методы для обучения чтению взрослых не читающих немцев. ( Вам повезло больше других, я никогда не встречала в своей жизни не читающих взрослых и даже в преклонном возрасте). Еще раз подчеркну- взрослых. Им уже без разницы какими методами их будут учить читать, лишь бы научили.
Но когда у детей идет становление психических процессов, вмешиваться в эти процессы, отрабатывая свои предположения, я думаю, непозволительно.

Лично своего ребенка, я бы поберегла от раннего обучения чтению, да и не только чтению. Тем более, что Вы озвучивали некоторые отрицательные моменты ( спасибо Вам за то, что не утаили), которые, как мне показалось, являются очень весомыми в дальнейшем развитии детей. Я рада тому, что когда моему ребенку было 5-6 лет, рядом со мной не оказалось тех людей , которые могли бы убедить меня в пользе раннего развития, хотя и мы ошибались в свое время по неопытности.

Вы как-то писали, что некоторым детям еще рано заниматься ребус-методом, чьи речевые навыки и понятия еще не устоялись. И Вы с такими детьми не занимаетесь. Здесь я с Вами полностью согласна.
А как Вы можете точно определить готов ребенок к обучению или нет? Вы же берете на себя огромную ответственность и подвергаете детей риску. А если он на самом деле еще не готов? Есть же пограничные состояния- готов или еще немножечко не готов? А таких сегодня очень и очень много. А если ,таким образом,будет на самом деле спровоцирована искусственная задержка речевого развития у ребенка?
Как Вы определяете эту границу, эту точку не возврата, перейдя за которую вернуться к прежнему состоянию ребенка будет уже не возможно? (тестирующие упражнения- это не точный метод определения состояния ребенка, даже не всем психологам это под силу).

Я считаю, если человек берется что-либо делать, он автоматически берет на себя и ответственность за результаты своей работы, хочет он этого или не хочет. А если Вы, проведя огромную работу, разобрались во многих сложнейших моментах становления чтения, и точно знаете, что можно делать, а что нельзя и где можно навредить, пытаетесь выжить на рынке вместе с другими авторами различных сомнительных разработок - это Ваше право и никто отбирать у Вас его не собирается. Человек волен делать то, что считает нужным.
А мамочкам, таскающим детей по развивающим центрам и делающим из них вундеркиндов, можно только посочувствовать и предложить хоть немного начать думать о самих детях и о том, что они творят.

Единственное о чем вы должны помнить всегда, Лев, мозг - это автоматия, и обмануть свой мозг Вы не сможете никогда, как бы Вам этого не хотелось. Еще никому не удалось. А на вопрос "Как быть?", кроме Вас никто не ответит.
Это Ваша жизнь и Ваш выбор.

С уважением, BKV.
 
Лев ШтернбергДата: Суббота, 21.04.2012, 22:41 | Сообщение # 74
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (stepanowavalent)
Лев Владимирович, голубчик, я могу "У" произнести и гортанным щелчком, а могу и коротко, через ротовую артикуляцию.

Валентина Васильевна, миленькая, да произносите Вы это "У" хоть на розовом дыхании, хоть на ромашковом - это будет разное дыхание, и потому оно будет разной консонантной характеристикой. Звук не может произнестись без того, чтобы воздух не прошел через какое-либо артикуляционное препятствие. При этом не суть важно, смычный ли это вариант консонанты, или щелевой, фрикативный - в любом случае это будет консонантой.

То, что в нашей культуре уже издавна принято считать звук "У" гласным - ну так в нашей культуре и не такое бывало принято. Земля когда-то считалась плоской, а под ней три слона мучались. В иных культурах детям с рождения и пальцы на ногах режут, и крайнюю плоть стригут, и еще кучу всяких несуразностей творят до сих пор. Именно потому, что в нашей культуре приняты ошибочные теоретические моменты - именно поэтому обучение чтению всегда было сплошным издевательством над детьми. Я в своей практике попытался избежать рассказов детям про гласные и согласные звуки, и не предлагал детям вычленять в слове абстрактные фонемы - обучение от этого стало намного проще и мне, и детям. После того, как ребенок уже научился читать и понял, как слово составляется из букв - только после этого ребенку становятся понятны консонантно-вокальные разделения. До тех пор слог-слияние для ребенка неделимо. Невозможно Валентину Васильевну разделить на две половинки, разделить можно только ее имя-отчество.. От того, что у Тараса Бульбы никто не знает отчества - это не значит, что отца у него не было. Есть у него отчество, только в нашей культуре о нем не упоминается.

Вспомните, Валентина Васильевна, то натужное *А*А*А, которое произносит любой родитель своему младенцу, приглашая его покакать - это и есть тот самый горловой щелчок. Есть он в нашей культуре, есть, ребенок его начинает произносить еще до губных звуков, и даже раньше глотальных. Вспомните также как смеется человек "А"А"А - это ни в коем случае не ХАХАХА, это именно то самое розовое дыхание, фрикативный гортанный выдох. И взрывной щелчок, и свободный выдох не считаются в нашей культуре согласными фонемами только потому, что гортань почему-то не считается артикуляционным препятствием. А ведь именно гортань - это самый подвижный из всех артикуляционных органов, и именно гортанью издает ребенок свои самые первые звуки.
Это абсолютная неправильность, когда Вы утверждаете, что горловое произнесение не в русской традиции. Произнесите с возмущенной экспрессией фразу "Ох уж эта азбука!" - минимум одно из этих четырех слов Вы скажете с четким горловым щелчком в начале. Вы модете поднапрячься и произнести эту же фразу без горловых щелчков, но вам для этого придется серьезно постараться, и фраза получится совсем не возмущенной, но теплой, ласковой. Да, взаимозамена горлового щелчка и свободного выдоха не меняет смысла русских слов, так действительно принято в нашей культуре. Но от того, какую из этих двух согласных фонем мы произносим, зависит экспрессия нашей речи.
В немецкой письменности тоже нет буквы для горлового щелчка, но люой немец знает, в каком слове его необходимо произносить, а в каком нельзя. Именно этот "твердый приступ" придает немецкой речи лающий оттенок, особенно у баварцев. Английское произношение отличается от немецкого прежде всего полным отсутствием гортанного щелчка. Вот уж в чьей культуре действительно не принято горловое произнесение. А русских в Западной Европе прежде всего распознают по беспорядочному произнесению этого горлового щелчка - мы произносим его постоянно, но как попало.
Русские дети, которые еще не знают нашей культуры - они еще не знают, что в русской культуре смех "А"А"А и кряхтение *А*А*А* записываются одной и той же буквой, для детей смех и кряхтение - это разные звуки, разные именно в их консонантной части, то есть в согласной характеристике.

Добавлено (19.04.2012, 03:59)
---------------------------------------------

Quote (BKV)
Еще раз подчеркну- взрослых. Им уже без разницы какими методами их будут учить читать, лишь бы научили.

Карина, здравствуйте!
Знаете, в случае со взрослыми нечитающими людьми - это парадокс для незнающего человека - эти взрослые меньше всего на свете желают, чтобы кто-то научил их читать. Во-первых, в детстве их по-настоящему замучили всякими попытками. Германия очень богатая страна, и на индивидуальные занятия с легастениками (легастения - это общий термин для дислексии и дисграфии) государство выделяет бешеные по нашим понятиям деньги. Два раза в неделю в течение двух лет - это стандартный курс индивидуальных занятий с учебным терапевтом, и каждый такой час стоит государству около ста евро. Если ребенок так и не начал читать - ему дают новый курс, еще более дорогостоящий. Это будет тянуться до конца школы, то есть до конца восьмого красса, а потом еще биржа труда будет заставлять этого легастеника посещать регулярные занятия. Короче, годам к тридцати этих людей уже тошнит от подобной учебы.
Во-вторых, если уж человек до тридцати лет не научился читать - поверьте, уж он нашел себе более удобные способы получения информации. Кино, аудиокниги - этого добра на Западе валом, слушай сколько душе угодно. И не то что монотонно зачитано - это записано так интересно, так эмоционально, так профессионально, что я даже использовал подобные аудиокниги для учебы немецкого языка - удобно донельзя! и никаких других книжек не нужно! Вот у нас тут в России многие ходят с музыкой в ушах. В Германии точно так же слушают художественную литературу, потому что читать обычно некогда.

Добавлено (19.04.2012, 04:00)
---------------------------------------------

Quote (BKV)
Не кажется ли Вам, что именно в этом и есть подвох, своего рода обман и подмена образов. Вы уводите детей от реального восприятия, от реальной картины мира, называя это обучением чтению в игровой форме. Какие же это игры? Именно после таких "игр" и получается, что арбузы растут на деревьях, если ребенок никогда не видел как они растут на самом деле, а ему дали какие-нибудь 2-3 картинки и сказали, что это арбуз.


Вы вероятно не знаете, Карина, но все европейские азбуки изначально складывались как набор слов-картинок. То есть письменность всегда была именно игрой в ребусы, где из каждого слова-буквы называлась лишь первая фонема. Слово МАМА записывалось четырьмя картинками МЫСЛЕТЕ-АЗ-МЫСЛЕТЕ-АЗ. Сегодня для нас эти слова ничего не значат, не несут никаких смысловых образов. Но в Х веке каждое это слово было для людей вполне содержательным.
В Советской Энциклопедии в статье "Кириллица" есть таблица. В этой таблице названы все буквы русской азбуки, возле каждой буквы нарисованы изначальные пиктограммы, и также проставлены порядковые номера. Еще в школьные годы я был сильно любопытным мальчонком (вот не знал, что через двадцать лет изобрету собственную слоговую азбуку) , и расставил все буквы в соответствии с цифрами по возрастанию. Возле некоторых букв (например возле Буки) не было никаких цифр, энциклопедия объясняла это более поздним происхождением данных букв.
Получилась такая вещь:

1 аз 2 веди 3 глаголь 4 добро 5 есть 6 зело 7земля 8 иже 9 фита
10 и 20 како 30 люди 40 мыслете 50 наш 60 кси 70 он 80 покой
90 червь 100 рцы 200 слово 300 твердо 400 ук 500 ферт 600 хер 700 пси 800 омега 900 цы

"И како люди мыслете" показалось мне слишком разумно связанным, чтобы быть случайностью.
Я совсем не спец в старославянском, да и о существовании какого-то "подтекста" кириллицы я в те годы даже не слышал (в школе об этом как-то не рассказывали). Однако мне было 17 лет, страдал любопытством и любил решать головоломки. Полез в словари - в греческий, в латинский - и сам перевел, как сумел.
Получилось так:

Я ведаю, дело доброе есть великая земля если растительность.
И как люди мыслят, наше дерево есть дом.
Змей изрек слово твёрдое, наука гордого херувима одушевила пространство наконец.

Как видите, я вовсе не придумал ничего нового, этот прием с пиктограммами известен в азбуках у многих народов. У китайцев и у японцев слоговые иероглифы применяются и поныне - и ничего, никаких смещений или наслоений образов. Более того, именно японцы и китайцы демонстрируют лучшие в мире результаты по тестам PISA - они накрепко удерживают все первые шесть мест и в решении математических задач, и в понимании письменных и устных тестов, и даже в знании естественных наук. Японские школьники по этим тестам опережают интеллектом российских школьников на 20%. Из 64 четырех стран, принявших участие в этом международном исследовании в 2009 году, Россия заняла убогое 48-49 место. Лично мое наикрепчайшее убеждение - именно в период деления устных слов на условные фонемы все европейские дети категорически теряют свой интеллект, у них начинает неправильно работать ум, они тупеют. ИМХО.
Именно поэтому я столь горячо доказываю Валентине Васильевне вредность и неправильность фонемо-буквенного анализа. Читайте выше.

Добавлено (19.04.2012, 04:00)
---------------------------------------------

Quote (BKV)
А как Вы можете точно определить готов ребенок к обучению или нет?

Очень просто определяю. Если ребенку не нравится решать подобные ребусы, если его не возбуждают словесные игры - значит он еще не готов к подобным развлечениям.
И есть еще один четкий критерий. До четырех лет дети просто не понимают, что слово можно разлеоить на части. В понимании маленького ребенка слово МУХА - это одно слово, а слово МУ-ХА - это совсем другое.
Кстати сказать, в этом возрасте далеко не каждое слово связано у ребенка со смыслом. Ребенок не знает смысла очень многих слов, и за три года своей жизни он уже привык не развертывать в себе образные представления всякий раз, как слышит какое-то звукосочетание. Иногда ребенок не представляет себе вообще ничего, а иногда представляет совсем не то, что ждут от него взрослые. Я, например, в свои три года был уверен, что "В трусишках зайка серенький под елочкой скакал" - и ничего, со временем образ откорректировался без вреда моему воображению.


Сообщение отредактировал Лев_Штернберг - Четверг, 19.04.2012, 03:50
 
Cтепанова Валентина ВасильевнаДата: Суббота, 21.04.2012, 22:41 | Сообщение # 75
Подполковник
Сообщений: 148
Забыла зарегистрироваться на сайте, противно писать ответ вторично.

Лев Владимирович, Вы молодец!
Наш с Вами разговор очень ценен для читателей.
Все о чем Вы пишите, это так. Все причины трудностей в обучении чтению Вами названы абсолютно верно.
Для себя я открыла это в конце 80-х годов, создавая базу для педагогической практики студентов факультета "начального образования"
Но так как я по специализации психолог и немного физиолог (5 курсов мед. института), то и ход моих мыслей был иным.
Да, становление психических функций имеет деятельностный характер, да, мы осваиваем в своей жизни все этапы развития человечества, но это проходит не в первозданной форме.
Время Кирилла и Мефодия давно прошло. Знать истоки необходимо, но апеллировать к ним, как основе успешного становления психики современного человека, я считаю опрометчивым.
Развитие культуры потому и происходит, что открываются новые, более эффективные способы передачи социального опыта.

По поводу фонемно-буквенного анализа, мы его не используем для обучения чтению. Мы ставим различные виды дыхания, поем, используя штробас, моделируем звуки, вначале те, при произнесении которых воздушная струя не сталкивается с преградой в ротовой полости, а дыхание теплое - мы договариваемся называть их гласными.
Играем с этими звуками, поем на ритмизованной строке, и не забиваем головы ни себе, ни детям ничем другим.
Затем мы начинаем моделировать звуки смычно-взрывные. Занимаемся их постановкой, если это необходимо. Не мы, а дети описывают свои ощущения во рту, при произнесении звука. Мы просто перенаправляем внимание ребенка на ощущения в артикуляционном аппарате. Мы вновь договариваемся с детьми, что будем называть эти звуки согласными.
Затем просим сравнить детей ощущения от произнесения гласных звуков и согласных.
Договариваемся, что гласные звуки в игре мы будем обозначать указательным пальцем, а согласные большим.
Учитель называет звуки, а дети их обозначают, поднимая тот или иной палец. Если ребенок ошибается, то учитель останавливает работу с классом, и занимается с данным ребенком, привлекая весь класс к уточнению звукопроизнесения.
Затем игры начинаются со словами. Учитель произносит нараспев слово, а дети должны синхронно обозначать гласные и согласные звуки. Далее упражнения распространяются на песенки, потешки и стихи.

Позже дети начинают моделировать звуковую структуру слова на пальцах, идя от закрытого слога, к короткому слову с двумя гласными: типа Ира; имя, ежи, они.... А далее возникает открытый слог.
После этого дается ритмизованная строка и слоговое пение.

Я специально обхожу проблему фонетики, иначе нам прийдется включить не только гортань в рассмотрение, но и легкие с межреберными мышцами и их регуляцией, диафрагму, брюшной пресс, да и опорно-двигательную систему. Все это важно, но к чтению прямого отношения не имеет. Однако, с учителями этот аспект проблемы рассматривается и в систему упражнений с детьми входит.

О китийских и японских детях. Они живут в осмысленном культурном пространстве, и это есть основа их интеллектуального развития. Чтение - это мизерный аспект человеческого развития. Научить читать не проблема. Проблема сохранить субъектность, положительную мотивационную направленность, развить творческое мышление, сохранив при этом здоровье ребенка.
 
Поиск:

Меню сайта
Вход на сайт
Статистика