Раннее обучение чтению - польза или вред?
|
|
Дмитрий Зорин | Дата: Понедельник, 26.03.2012, 19:34 | Сообщение # 46 |
Полковник
Сообщений: 229
| BKV, Спасибо за поддержку, Карин! Я во многом действительно не разобрался с самого начала. Не сразу понял даже, что автор поста говорила о ребёнке с аутизмом, которому было 9 лет (в тексте поста она об этом не упомянула), в общем, раздухарился как самовар. Там была защитница детей-аутистов России Екатерина Мень. И я глубоко раскаиваюсь в том, что беседа с самого начала не сложилась в конструктивном русле. Это было, конечно, по моей вине. Позже, с появлением Льва, мы оба пытались выстроить продуктивный разговор, с переменным успехом. И не только в обсуждении того поста, а потом и в личной переписке, и у меня в жж. http://ru-autism.livejournal.com/75095.html Встреча с ним, кстати, многое дала лично для меня. И я ему очень благодарен. Надеюсь, что рано или поздно мы найдём взаимопонимание со Львом.
Сообщение отредактировал dz0rin - Четверг, 29.03.2012, 18:42 |
|
| |
Cтепанова Валентина Васильевна | Дата: Понедельник, 26.03.2012, 20:49 | Сообщение # 47 |
Подполковник
Сообщений: 148
| Продолжу!
Как только у ребенка складываются первичные представления, он начинает активно исследовать мир, обращаясь не только к предметному миру, но и ко взрослому одновременно. Ребенок воспринимает взрослого, как орудие для достижения цели, предмета. Незавершенный хватательный жест обращенный к недоступному предмету и близкому взрослому преобразуется в указательный жест, который и становится первой речевой формой.
В дальнейшем происходит параллельное развитие двух речевых линий: смысловой и знаковой. Смысловая сторона речи укореняется в предметно-орудийной деятельности, а одновременно с ней развивается отраженная детская речь. Развиваются они параллельно, именно поэтому очень важно, чтобы среда, в которой развиваются два направления, была целостной. В предметно-орудийной деятельности ребенок научается понимать назначение предметов и употреблять их по смыслу, а в общении со взрослым по поводу совместной предметно-орудийной деятельности ребенок научается употреблять словесные выражения в контексте производимых операций, то есть у него становится развернутая отраженная речь, которая к 3 годам переходит в эгоцентрическую (речь для себя) в момент самостоятельной детской деятельности.
Предметно-орудийная деятельность переходит в игру и рисунок, как основу для фиксации собственных представлений ребенка, а отраженная речь становится истинной речью, то есть средством позволяющим вызывать и удерживать образ собственного представления. Однако, речевой образ в этот период развития очень подвижен, ребенок не может его удержать без опоры на моторную компоненту образа, поэтому моторная составляющая образа тянет за собой речевую, речевая - активизирует моторную. Они действуют в синергии (взаимоподдержке). Если эти линии изначально тотально не объединены, то и возникают синдром дефицита внимания, различные логоневрозы, заикания, косоглазие и пр., и ПР.. Именно об этом и пишет Дмитрий.
Вы Лев, говорите абсолютно правильно, что до четырех лет обучение чтению ребенка абсолютно вредно. Именно эти дети, которых начали обучать в возрасте до четырех лет, становятся носителями тяжелейших синдромов. Но именно в возрасте четырех лет активно начинает развиваться диалогическая речь, а связано это с тем, что игра начинает приобретать характер групповой деятельности, сама игра, сам рисунок удерживают смысловую часть совместного продукта деятельности, а речевое сопровождение (диалогическая речь) обслуживает процессуальную часть создания общего продукта. Как видите одна линия (игра,рисунок, танец) продолжает развитие направленное в будущем на каллиграфию, а другая направлена на понимание речи другого, на умение удерживать общий контекст речевого высказывания, то есть направлена на чтение. Извините, меня зазвонили. Продолжу позже!
|
|
| |
Лев Штернберг | Дата: Вторник, 27.03.2012, 02:42 | Сообщение # 48 |
Подполковник
Сообщений: 111
| Quote (stepanowavalent) Продолжу! Quote (stepanowavalent) Извините, меня зазвонили. Продолжу позже! Валентина Васильевна, здравствуйте! Как я понимаю, Вы вели длительную лекторскую деятельность и долго просиживали за написанием научных статей. Это наложило определенный отпечаток на Ваш стиль общения. Вы проговариваете большие монологи по общим теоретическим вопросам, однако при этом почти не реагируете на конкретный вопрос собеседника. В настоящий момент - я Ваш конкретный собеседник, с очень конкретным вопросом. Прошу Вас: остановите Вашу лекцию и услышьте мой вопрос, пожалуйста. Этот вопрос мне важен, и важен также именно Ваш ответ на него. Повторю мой вопрос.
В самом начале этого топика я назвал несколько этапов письменности, лежащих между общим рисунком и фонемной консонантно-вокальной азбукой. Между этими двумя этапами существует большой разрыв в плане восприятия этих письменностей ребенком. Я разработал для российских детишек промежуточную модель - слогово-пиктографическое письмо, примерно такое же, каким традиционно пользуются в Китае и в Японии. На примере этого слогово-пиктографического письма русские дети очень быстро и легко понимают принципы чтения - слева направо, слог за слогом получается слово, которое необходимо понять. Далее эти дети очень легко и почти самостоятельно переходят к чтению буквенному. Таким образом в моей методике ребенок уже с первого занятия занят очень конкретным делом: он играется в чтение, осваивая и тренируя при этом необходимые навыки. Взрослый же при этом может обнаружить трудности, у ребенка возникающие, которые невозможно было обнаружить при фонемо-буквенном чтении. Мой вопрос: В какой мере, на Ваш взгляд, этот мой прием противоречит или согласуется с Вашей общей концепцией?Добавлено (27.03.2012, 01:35) ---------------------------------------------
Quote (dz0rin) Лев, а можно ли Вашу статью дать как продолжение теоретической части? Но здесь же, в этом же топике, чтобы не скакать из топика в топик? Дима, право, та статья получилась очень трудночитаемой, я ее в последнее время пытаюсь переделать, и временно убрал даже с сайта. Не хотел бы прослыть трудночитаемым автором. Что касается других статей, написанных попроще, более популярным языком - их трудно перенести в этот форум. Во-первых, они совсем не маленькие, и займут много места в топике. Во-вторых, этот сайт позволяет автоматически сохранить форматирование тех статей, и мне придется убить часа три-четыре, чтобы заново внести в текст нужный формат. У меня уже не хватит терпения на такую работу, уж простите меня. Я лучше еще раз назову ссылки на эти статьи (я эти ссылки уже называл выше), и желающие могут их там прочитать, в самом правильном формате. Они потратят лишь десять секунд, чтобы открыть новую вкладку и скопировать в браузер данные ниже ссылки - и вот они уже там. Вот эти две статьи: http://www.rebus-metod.net/obuchenie-chteniyu/teoriya/2-uncategorised/33-chto-meshaet-rebenku-nauchitsya-chitat http://www.rebus-metod.net/obuchenie-chteniyu/teoriya/2-uncategorised/34-pochemu-deti-ne-mogut-v-ustnom-slove-mamaДобавлено (27.03.2012, 01:42) --------------------------------------------- Буквально на днях у меня случился вот такой диалог с одной мамочкой. Может его кто-нибудь профессионально прокомментировать?
• Тамара Храмцова, 12:38 Здравствуйте уважаемый Лев Владимирович! Сын недавно начал учиться читать по ребус-методу. Я сначала обрадовалась, как быстро он усвоил правила игры и начал читать слова по картинкам, но потом поняла, что он не слышит слОва, которое прочитал. Например, "пальма-пальма", читает: "Па-па". На вопрос, что же получилось, начинает фантазировать: "коляска, дядя" и т.д. Может он еще мал, чтобы читать? Сыну 4,5 года. Стоит ли продолжать занятия или лучше отложить? Лев Штернберг 24 марта 2012 13:12
o Тамара, здравствуйте! Четыре с половиной года - это возраст, обычно вполне достаточный для обучения. Конечно все дети разные, у каждого есть какие-то свои сложности. Давайте попробуем разобраться, как именно происходит это "неслышание" у Вашего сына. Перепутать на слух "папа" и "коляска" - это надо очень умудриться. Я так понимаю, Вы пользуетесь тетрадью "Ребус-метод"? Именно там папа изображен как дядя с коляской. То есть однажды Ваш мальчик уже понял слово "папа", обобщил его до понятия "папа - это дядя, у которого есть ребенок. а ребенок лежит в коляске", и теперь вместо одного слова выдает обобщения. Мне кажется, Ваш сын просто дурачится, шутит над Вами. Проблема явно не связана со слухом. Но Вы мне опишите, пожалуйста, поподробнее, как именно происходит этот процесс ошибки. Трудно это - не видя ребенка и ничего не зная о нем давать какие-то рекомендации.
Тамара Храмцова 24 марта 2012 13:31 o Да, вы правы, мы занимаемся по рабочей тетради. Именно на эту картинку (дядя с коляской) ребенок и опирался, просто сын пытался угадать, а без зрительной опоры на вопрос, что за слово он сейчас прочитал, отвечает последним складом. Например: "маска-листик-наволочка", читает "ма-ли-на", спрашиваю, какое слово прочитал, отвечает "на", прошу еще раз повторить, снова читает "ма-ли-на", потом я ему проговариваю это слово. И все равно не слышит! Как будто он воспринимает только 3 склада по отдельности, но само слово слышать не готов. Вы сталкивались с такой проблемой?
Лев Штернберг 25 марта 2012 12:14 o Да, Тамара, с таким я встречался. Так происходит с маленькими детьми, которые еще не понимают, что слово в принципе делится на какие-то там части, и из каких-то там частей соединяется. Для маленьких детей слово МУХА - это одна цельная звуковая единица, а если произнесли МУ-ХА (раздельно), то в понимании маленького ребенка это другое слово. Скажем, в очень многих иностранных языках именно так и происходит - произнести слово чуть короче или чуть длиннее нельзя, по понятиям тех языков получается совсем иное слово. То есть в принципе Ваш ребенок демонстрирует не нарушение слуха, а некоторое непонимание "вольности" русского языка. Попробую угадать. Вероятно Вы редко (или никогда) не балуетесь со словами, не играетесь с ними, не произносите слова так и эдак, короче или длиннее, слитно или раздельно. Ваш ребенок относится к словам "слишком серьезно", без юмора. Либо еще слишком мал, либо еще не получил нужного опыта. Только поймите меня правильно, Тамара - я не ставлю диагноз, я лишь пытаюсь угадать, что происходит. Что я могу посоветовать в этом случае? Да, конечно помогайте мальчику произнести всё слово по слогам. Покажите ему, что слово можно произнести и так, и по-другому (слитно и раздельно). Поиграйте с мальчиком в разные игры со словами. Например, Вы называете начало слова (ТАРЕЛ-) а ребенок должен закончить его (-КА). Как видите, начало слова может быть длинным, чтобы облегчить малышу понимание. Возьмите несколько картинок, хотя бы из той же тетради, называйте начало слова, но не один слог, а два (МАЛИ-, МАШИ-, КУКУРУ-, ГУСЕНИ-) - пусть ребенок угадывает, какую картинку Вы загадали. Поменяйтесь ролями - он загадывает начало, а вы отгадываете конец. Почитайте ему стишки из книжек, нарочно изменив привычную ритмику, не так как ребенок привык. Повторяю, у Вашего мальчика проблема скорее всего не со слухом. Просто у него не щелкнула в мозгу идея, что слова можно произносить по-разному. Может быть еще слишком маленький. Добавлено (27.03.2012, 01:42) --------------------------------------------- Тамара Храмцова 25 марта 2012 20:37 o Спасибо за совет, попробуем поиграть со словами. Я про нарушения слуха и не думала даже, под "не слышит" я имела в виду "не воспринимает как единое слово". Только вот у сына есть проблемы с дикцией, особенно со свистящими и шипящими, ходим заниматься к логопеду, сложные слова часто "перевирает", правда с возрастом это проходит постепенно (например, вместо "капитан" говорит "пикитан"). Отдельное спасибо за тетрадь по математике, не хочу перегружать ребенка и давать более 2х заданий в день, но не получается - сына за уши не оттащить, даже иногда приходится прятать тетрадь!
Лев Штернберг 25 марта 2012 23:33 o Я помню мальчика в одном детском саду, который долго расшифровывал ребус РАК-ДУШ-ГАЛСТУК, а потом отчаянно доказывал мне, что у меня в слове ошибка, что правильно говорить надо РА-ГУ-ДА. Он был так убежден в своей правоте, что оббегал всех воспитательниц в садике, ища поддержки. Ему было лет шесть и с дикцией у него при этом было всё нормально. Могу себе представить, сколько открытий при чтении предстоит ребенку с дефектами речи ))). Про математику - дайте сыну решать хотя бы по четыре задания, то есть один полный разворот в тетради, 2 странички. Наверное для него эти задания очень просты, и он хочет похвастать, как у него ловко получается. Не лишайте его этого удовольствия. И не забудьте похвалить. Удачи вам обоим!!
Тамара Храмцова 17:09 o Спасибо за консультацию и поддержку!!!
|
|
| |
Павел Акимов | Дата: Вторник, 27.03.2012, 03:46 | Сообщение # 49 |
Полковник
Сообщений: 181
| Quote (dz0rin) Я во многом действительно не разобрался с самого начала. Не сразу понял даже, что автор поста говорила о ребёнке с аутизмом, которому было 9 лет (в тексте поста она об этом не упомянула), в общем, раздухарился как самовар. Там была и защитница детей-аутистов России Екатерина Мень, удостоившая презрительным взглядом. Позже, с появлением Льва, мы оба пытались выстроить продуктивный разговор, с переменным успехом. И не только в обсуждении того поста, а потом и в личной переписке, и у меня в жж. Встреча с ним, кстати, многое дала лично для меня. И я ему благодарен. http://ru-autism.livejournal.com/75095.html (про унтер-офицерскую вдову прошу - ни слова!)) Надеюсь, что рано или поздно мы найдём взаимопонимание со Львом. Дима, прочитал твою первую дискуссию со Львом от корки до корки. Хочу сказать тебе - браво. Ты так хладнокровно и достойно оппонировал, при этом не сбился на оскорбления, сохранил в полной мере свою честность в отношении методик раннего обучения чтению. Думаю, что для тех, кто действительно желает услышать альтернативное, аргументированное мнение по поводу раннего чтения - эта дискуссия просто бесценна. Считаю, что нужно добавить эту ссылку в раздел "Ссылки" на нашем сайте. Ты не против? Лев, Вы не против?
|
|
| |
Cтепанова Валентина Васильевна | Дата: Вторник, 27.03.2012, 13:11 | Сообщение # 50 |
Подполковник
Сообщений: 148
| Продолжение...
Развитие диалогическое речи и групповых форм игры ведет за собой усложнение образа мира, а вслед за этим возникает послойный, рентгеновский рисунок, как ответ на чей-то вопрос. Ребенок вначале как бы напластовывает свои представления о разных сторонах явления, процесса на первое изображение. Например, ребенок рисует по теме:"Вечер наступил". Нарисовав дом, дерево , дорожку, солнце, ребенок берет черную краску и закрашивает свой рисунок, или нарисовав маму, рисует ей карман на платье, в кармане помаду, конфету и пр.. Рисунок постоянно сопровождается детской речью, уточняющей изображаемое. При рисовании на общем листе, рисование превращается в действо, где рисунок и слово слиты в общее действие, по своим механизмам это близко к пиктографическому письму. Но пока, на этом этапе развития детского рисунка пространство и время слиты в целое, в семя, которое должно развернуться, расправить свои листочки. Освоение временной парадигмы возникает на шестом году жизни. Рисунок тоже преображается. Процессуальность дети изображают серией картинок, эти рисунки можно назвать слайдовыми. Событие начинает делится на последовательные действия, по каждой картинке идет сопровождение равное предложению, чаще всего указательно-пояснительному. Дети начинают в игре использовать считалки, под ритм речевок прыгают на скакалках, играют в мяч, тем самым деля фразу на слова. Слово становится для детей организующим началом деятельности. В этом возрасте детям становится доступным смысл прочитанного произведения, они любят слушать аудио записи театральных постановок. Это крайне полезно для детей шестого года жизни. Это время, когда дети любят стрелять из бузины, гудеть на различных дудочках, пускать мыльные пузыри, намылив ладони - все это позволяет поставить речевое и певческое дыхание. На шестом году жизни активно начинает развиваться слуховой анализатор, к шести годам устанавливается звуковысотный слух и фонематический. Огромное количество речевых игр: Летает - не летает; Живое - не живое; Звучит - не звучит; Действует - не действует, - позволяют ребенку вычленить слова из потока речи. Становление танцевального, певческого, игрового ритма позволяет прийти к послоговому восприятию устной речи. Обучение чтению у нас начинается с обучения музыкальной грамоте, первая тема длительности и ритмическая организация музыки. Ритмическая запись песенки и простукивание ее ритма, пропевание под ритмическую запись, дает нужный эффект - членение устной речи на слоги. Танец носит характер хоровода, то есть танцуют дети тоже под ритмическое пение. Элементарное музицирование, игра на флейте - все способствует освоению послоговому делению речевого потока. Поставленное дыхание позволяет нам в игровой форме разделить по артикуляции звуки на гласные и согласные. Для этого мы используем упражнения со свечой, просим детей задуть реальную свечу с первого раза, упражнение повторяется в разные моменты несколько раз, затем переводится в пантомиму. Параллельно с этим дается второе упражнение, которое требует уложить пламя свечи, но не затушить его. Упражнение так же переводится в план образных действий. Затем детям предлагается поставить руку перед ртом и как бы задуть свечу, или положить пламя свечи, при этом рассказать, чем отличается дыхание. Даются и другие упражнения, они в течении недели должны будут появится на сайте в разделе: "Видео прошлых лет"
После этого дается игра на дыхание, в которой фиксируется звуковедение гласных на артикуляции и ручными знаками: Гласные обозначаются указательным пальцем, согласные звуки - большим. После этого проговаривание и пропевание песенок, стихов происходит с воспроизведением звукового ряда на пальцах. Затем на пальцах фиксируются слоги. Они переносятся на письмо. Буквы служат тоже для пения, составления детьми различных историй и приключений происходящих с ними. Позже они просто подписываются под рукописными структурами. Вначале подписываются гласные буквы, а затем согласные. Позже учитель подписывает все фонемы стоящие в слабой позиции, а дети все остальные. Таким образом задается правильная установка на грамотное письмо. А у детей сохраняется и фразовая речь, и умение вычленять из потока речи слово, слог, букву. Вы понимаете, что это набросок к дискуссии, но никак не описание технологии. Это первый подход к содержательному разговору. Следующий этап
|
|
| |
Cтепанова Валентина Васильевна | Дата: Вторник, 27.03.2012, 13:29 | Сообщение # 51 |
Подполковник
Сообщений: 148
| Лев, доброе утро!
Вы наверное поняли, что я не люблю давать оценок чужой работе. Человек существо развивающееся, и как только он находит дополнительную информацию, уточняет свои представления, становится более эффективен. Работы хватит на всех!
Ваши открытия этапности в становлении письменной речи абсолютно точны. В обучении детей письменной речи пропущены и пиктографическое письмо, и консонантное, да и фонемно-консонантное с его вокализациями тоже не понимается ни педагогами, ни родителями. Я прочту Ваши работы, затем отвечу подробнее.
Я не работала в эмиграции, опыта обучения иностранной речи у меня нет. Вот было бы интересно позаниматься таким образом с Вами обучением немецкому языку. Ведь важная часть европейской культуры. Мне бы было интересно. И с коммерческой стороны может быть проект успешным, подумайте...
|
|
| |
Павел Акимов | Дата: Среда, 28.03.2012, 01:25 | Сообщение # 52 |
Полковник
Сообщений: 181
| Quote (stepanowavalent) Даются и другие упражнения, они в течении недели должны будут появится на сайте в разделе: "Видео прошлых лет" Выложили видео по каллиграфии - Каллиграфия. Становление ориентировки в пространстве. Методическое пособие по обучение каллиграфии.
|
|
| |
Павел Акимов | Дата: Пятница, 30.03.2012, 00:02 | Сообщение # 53 |
Полковник
Сообщений: 181
| Видеоматериал по каллиграфии - Каллиграфия:Образные росчерки
|
|
| |
Дмитрий Зорин | Дата: Пятница, 13.04.2012, 01:34 | Сообщение # 54 |
Полковник
Сообщений: 229
| Лев_Штернберг, Лев, спасибо за высланные авторские материалы! Буду рекомендовать их своим коллегам - воспитателям и логопедам. Мне кажется, что ребусы, которые Вы предлагаете, можно и нужно использовать в работе с детьми 5-6 летнего возраста, скажем, в русле подготовки к письму и чтению, подготовки к освоению грамоты. С одним, на мой взгляд, существенным изменением: игру эту (ребус-метод) нужно давать вообще БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗНАКОВ, как одну из очень интересных для детей этого возраста игр со словами. И проводить как в устной форме, так и в форме загадывания друг другу ребусов, придуманных и нарисованных самими детьми.
|
|
| |
Лев Штернберг | Дата: Пятница, 13.04.2012, 03:29 | Сообщение # 55 |
Подполковник
Сообщений: 111
| Quote (dz0rin) С одним, на мой взгляд, существенным изменением: игру эту (ребус-метод) нужно давать вообще БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗНАКОВ, как одну из очень интересных для детей этого возраста игр со словами. И проводить как в устной форме, так и в форме загадывания друг другу ребусов, придуманных и нарисованных самими детьми. Не получается вообще без знаков. То есть у меня лично получается, потому что я за многие годы запомнил наизусть сотни подобных ребусов. А у детей не получится сходу придумывать собственные ребусы и загадывать их на слух - слишком много нюансов, которые ребенок не умеет учесть. И у учителя тоже не получится, если нет достаточного навыка. То есть ребусы должны быть где-то как-то записаны - для учителя не обязательно картинками, можно просто словами. А для ребенка - обязательно картинками, ведь буквами читать он еще не умеет. И вот тогда, глядя на картинки, ребенок сможет загадывать эти ребусы другим детям. Я наблюдал иногда, как дети пытаются сами нарисовать подобные ребусы. Не получается у них рисовать, быстро надоедает. Ведь рисовать пиктограммы намного сложнее, чем вслух называть уже нарисованные, чужие. Именно поэтому я и утверждаю: Обучение ЧТЕНИЮ письменного текста должно ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРЕДШЕСТВОВАТЬ обучению НАПИСАНИЮ письменного текста. Написание - это более сложный уровень, и неправ тот методист, который пытается смешать в одновременную кучу два столь разных процесса, причем более сложный процесс поставить во главе. Обучать чтению через письмо - это несуразное заблуждение, это телега впереди лошади.
Сообщение отредактировал Лев_Штернберг - Пятница, 13.04.2012, 03:32 |
|
| |
Дмитрий Зорин | Дата: Пятница, 13.04.2012, 18:39 | Сообщение # 56 |
Полковник
Сообщений: 229
| Quote (Лев_Штернберг) Не получается вообще без знаков. Не получается? - А есть такое слово - НЯАДЯ!!!..)) Мне кажется, если методику и нужно совершенствовать, о чём Вы размышляли год назад, то только в этом направлении: разработать такой вариант игры для 5-6-леток, в котором, особенно на первом этапе, вообще не нужны букаффки. Совсем никакие букаффки, понимаете? Ну, и субъектность детскую, безусловно, стоит сохранить полностью: за детей нничего не рисовать, за них нничего не придумывать, и точка. На том простом основании, что дети эти родились уже вполне здоровыми. Даже если и с некоторыми проблемами родились, то должны становиться здоровыми, потому что природа щедра и каждому из нас отпускает сил и возможностей с избытком. Как полагаете, возможно сделать такие варианты методики Льва Штернберга? А если возможно, то и выходит, что составной органической частью Вашей методики должно стать создание условий для восстановления и дальнейшего развития смыслового детского рисунка (это будет одновременно и подготовкой к письму), который вполне может использоваться чуть позже детьми для изготовления ребусов. Да и не только это должно стать частью методики обучения письменной речи как будущей способности детей, многое придётся учесть, хотите того или нет. Хорошо, если найдутся люди, которые сумеют дополнить методику. А если таких людей уже практически не остаётся, что тогда? По-моему, любой порядочный и понимающий сложившуюся в современном образовании ситуацию человек, просто берётся за дело СЯМ (т.е. просто обязан-таки жениться, - ну, как человек порядочный, - я так щщитаю.))... А тех деток, которые ещё не научились с помощью собственного рисунка передавать смысл, своё собственное представление о предмете, явлении..., но протаскивают контрабандой в свои ребусы взрослые знаки-буквы - ставить в угол и лишать сладкого..)) Потому как шибко "умные" уже (а может просто ленятся?), а всё ещё напуганы этими же взрослыми и думают, что рисовать - это ужасно как трююдно. Да ничуть не трудно! Валентина Васильевна не зря так много внимания в своих ответах - именно для Вас, Лев (да и для многих, в т.ч. для меня) - пытается рассказать о том, как это просто, и в то же время, как выражался классик ленинизма, архиважно. Что скажете, это осуществимо, в принципе? И тогда получится, что и письмо, и чтение (письменная речь в целом) будут синхронно развиваться, - как и было прежде, - и никакая из сторон единого процесса не оторвётся и не побежит впереди поезда, оставив весь состав где-то на перроне... ... ...
Сообщение отредактировал dz0rin - Пятница, 13.04.2012, 22:22 |
|
| |
Лев Штернберг | Дата: Суббота, 14.04.2012, 02:47 | Сообщение # 57 |
Подполковник
Сообщений: 111
| Quote (dz0rin) за детей нничего не рисовать, за них нничего не придумывать, и точка. На том простом основании, что дети эти родились уже вполне здоровыми. Quote (dz0rin) то и выходит, что составной органической частью Вашей методики должно стать создание условий для восстановления и дальнейшего развития смыслового детского рисунка Quote (dz0rin) И тогда получится, что и письмо, и чтение (письменная речь в целом) будут синхронно развиваться, - как и было прежде, - и никакая из сторон единого процесса не оторвётся и не побежит впереди поезда
Дмитрий, я сомневаюсь в правоте Вашей идеи. Я так думаю, что в природе человека вовсе не заложено, что он на каком-то этапе развития ВДРУГ начнет сам рисовать, а уж тем более писать. Я так думаю, что для становления этих функций непременно необходим прежде всего образец подобного поведения, то есть ребенок обязан видеть, как рисуют (или пишут) другие люди. Это то, что называется "усвоение культуры".
К сожалению, мне не хватает знаний по этому вопросу. Я не знаю, например, начинает ли младенец улыбаться знакомым людям, потому что он ПЕРЕНИМАЕТ от них этот способ выражения радости, или же это просто ВРОЖДЕННОЕ свойство мимики. Я не знаю также, способен ли ребенок сам придумать хоть какие-то знаковые формы, если эти формы не подсказаны ему взрослым. Думаю, что если среди обезьян какой-то индивид вдруг придумает рисовать контуры животных - вряд ли вот так вот сразу все остальные обезьяны бросятся этому гению подражать. Скорее всего бОльшая часть семьи даже не поймет, зачем их сородич пачкает грязью разные предметы, и лишь редкие немногие узнают в этой пачкотне настоящего оленя, или слона, или пальму, или автопортрет самого "художника". В какой мере сознание человеческого детеныша превышает сознание обезьяны - я этого не знаю, могу лишь фантазировать. А строить методику на фантазиях - хм... что я, Глен Доман какой-нибудь, что ли?
Вы конечно же помните этот сюжет у Экзюпери - ребенок нарисовал что-то вроде шляпы, но по задумке самого ребенка это был удав, проглотивший слона. Ха, иди догадайся! Заметьте, что тот ребенок уже оказался способен написать возле рисунка пояснительную надпись, то есть это был совсем не шестилетний ребенок, а куда старше, и писал он куда внятнее, чем рисовал! Думаю, что и Ваша идея наткнется прежде всего на этот барьер - неумение ребенка адекватно изобразить то, что он задумал. Собственно, взрослые тоже иногда вместо барашка рисуют ящик с дырочками. Мол, барашек внутри ящика, а дырочки для воздуха, чтоб барашек дышал.
Сообщение отредактировал Лев_Штернберг - Суббота, 14.04.2012, 03:13 |
|
| |
Дмитрий Зорин | Дата: Суббота, 14.04.2012, 14:50 | Сообщение # 58 |
Полковник
Сообщений: 229
| Лев_Штернберг, Лев, Вы наверное даже не представляете, насколько многие из нас, включая Валентину Васильевну, вот сейчас, в данную минуту завидуют Вам! Как человек творческий, увлечённый до страсти своими идеями, вникающий в мельчайшие нюансы каждого рассматриваемого вопроса, проблемы до такой степени, которая далеко не каждому доступна, Вы просто обречены додуматься и открыть для себя очень и очень многое. ВВС: "Человек существо развивающееся, и как только он находит дополнительную информацию, уточняет свои представления, становится более эффективен." Дополнительная информация будет, Лев. И пожалуйста, простите, что авторские материалы Валентины Васильевны готовятся и публикуются так медленно, но другого выхода нет.
Quote (Лев_Штернберг) в природе человека вовсе не заложено, что он на каком-то этапе развития ВДРУГ начнет сам рисовать, а уж тем более писать. Заложено, Лев, в природе человека, в общественной природе его бытия. Иначе не только наши предки никогда не зарисовали и не записали, но и каждый из нас, в течение всей своей жизни, ни при каких условиях этим бы никогда не овладевал. Технология ВВС как раз описывает и показывает на практике наиболее благоприятные условия, в которых каждый ребёнок, достигнув определённого уровня развития, ВДРУГ начинает рисовать, ВДРУГ начинает писать (и не только это, конечно) - в один день, подобно тому, как в один прекрасный день каждый из нас научается однажды и на всю оставшуюся жизнь, скажем, кататься на двухколёсном велосипеде или вязать, кувыркаться и пр., и уже никогда не может разучиться это делать, даже если очень захочет.
|
|
| |
Лев Штернберг | Дата: Суббота, 14.04.2012, 22:01 | Сообщение # 59 |
Подполковник
Сообщений: 111
| Quote (dz0rin) каждый ребёнок, достигнув определённого уровня развития, ВДРУГ начинает рисовать, ВДРУГ начинает писать (и не только это, конечно) - в один день, подобно тому, как в один прекрасный день каждый из нас научается однажды и на всю оставшуюся жизнь, скажем, кататься на двухколёсном велосипеде или вязать Нет-нет, Дмитрий, Вы меня наверное не совсем поняли. Мое сомнение было в том, сможет ли ребенок ВДРУГ начать рисовать, если он никогда раньше не видел ни рисующих людей, ни их рисунков. И уж точно - ребенок ни за что не станет даже пробовать кататься на двухколесном велосипеде, если до того не увидит, что другие люди так делают. Подражание образцу - это один из первейших этапов в становлении любой деятельности. А это значит, что образец необходим быть, без него никакой процесс не начнется. Причем для ВДРУГ-рисования ребенка необходим не образец рисунков, а образец рисования взрослого, образец поведения, ибо ребенок подражает именно действиям взрослого, а не продукту его действий. То есть чтобы ребенок вдруг начал рисовать ребусы - он обязан сначала увидеть, как подобные ребусы рисует учитель, или другие дети. А где нынче возьмешь учителя, способного быстренько порисовать на виду у ребенка? Я, например, не помню, чтобы моя учительница рисования в школе хоть однажды что-то нарисовала сама. А потому из всего нашего класса стало прилично рисовать (то есть иногда приличнодля себя порисовывать) лишь двое детей, у которых были рисующие родители.
За похвалу спасибо. Да, я знаю, есть во мне некоторая аналитическая въедливость и изобретательская жилка. Жаль только, что я уже давно занимаюсь вовсе "не своим" делом - заела издательская и торговая рутина, живым творчеством заниматься стало некогда.
Сообщение отредактировал Лев_Штернберг - Суббота, 14.04.2012, 22:12 |
|
| |
Дмитрий Зорин | Дата: Пятница, 20.04.2012, 17:16 | Сообщение # 60 |
Полковник
Сообщений: 229
| Да нет, похвала здесь ни при чём, я просто сказал о том, что вижу и чувствую, общаясь с Вами. Но очень хотелось бы, конечно, чтобы рутина не подточила ни эту въедливость, ни изобретательскую жилку!..
Quote (Лев_Штернберг) образец необходим быть, без него никакой процесс не начнется Верно. Для того, чтобы ребёнок стал рисовать спонтанно (а также: моделировать, рассказывая о том, что его заинтересовало и потрясло; лепить, конструировать, играть, даже танцевать...), как я понимаю, ему необходим "образец" - реальный мир, с которым он имеет возможность взаимодействовать, экспериментировать... Первые художники, изображавшие на скалах события собственной жизни, имели перед глазами только такие образцы.
Quote (Лев_Штернберг) Причем для ВДРУГ-рисования ребенка необходим не образец рисунков, а образец рисования взрослого, образец поведения, ибо ребенок подражает именно действиям взрослого, а не продукту его действий. Очень важное уточнение! И в идеале это так, но зачастую взрослые ориентируют детей именно на продукт деятельности, предлагая ему чужой образец рисования в качестве такового, и тем самым обрезая возможность рождения собственного рисунка, рождения способности... Как возникает детский рисунок, что происходит дальше, на мой взгляд, лучше Валентины Васильевны, никто рассказать не сумеет. Другого такого специалиста по детскому рисунку, по игре, по творческой деятельности... ... ... у нас в стране, пожалуй, нет. Во всяком случае, я о таком не слышал. Не знаю, читали ли Вы рассказ о том, как я сам впервые увидел и осознал, что такое детский рисунок, хотя до этого случая уже вроде бы понимал, что это такое, благодаря ценнейшей информации, полученной на семинарах ВВС, и представлял весь процесс, все сопутствующие и предшествующие моменты становления - больше теоретически, чем на практике?.. http://dz0rin.livejournal.com/4188.html#commentsДобавлено (20.04.2012, 16:16) --------------------------------------------- Лев_Штернберг, Да, забыл сказать, тоже по-моему очень важно. В добавление к моему предложению. Желательно, чтобы ребусы, которые дети будут придумывать и рисовать сами, вообще не повторяли друг друга. Для чего это необходимо, думаю, понятно...
Сообщение отредактировал dz0rin - Воскресенье, 15.04.2012, 01:17 |
|
| |