Показано материалов: 1-7
Консультативная психология и психотератия, 2015, № 4 Е.О. СМИРНОВА В статье представлена попытка выявить основные характеристики детской информационной среды и показать их влияние на особенности психологии современных детей. На материале анализа рынка современных игрушек, книжек и фильмов, автор констатирует некоторые парадоксы современной социокультурной ситуации. Один из них заключается в том, что большая часть информационной продукции для детей не рассчитана на возрастные особенности своего адресата. Другой парадокс заключается в том, что повышенные требования к умственному развитию детей сочетаются с чрезмерно бережным отношением к их физической безопасности и самостоятельности. Стремление облегчить жизнь ребёнка, обезопасить его от всяких рисков, усилий и трудностей является доминирующей тенденцией воспитания. В результате у детей складывается установка на потребление, которая усиливается экспансией современных СМИ и видеопродукции для детей. Во второй части статьи обсуждаются проблемы современных детей в связи с характеристиками детской субкультуры. Среди них недоразвитие моторной сферы, нарушения речевого развития, дефицит воображения, коммуникативные трудности, отсутствие самостоятельности и самоорганизации. Автор делает вывод о том, что установка взрослых на раннее развитие, которое понимается как «обученность», тормозит развитие целостной личности ребёнка и ведёт к дефициту мотивационной сферы. Культурные средства, транслируемые взрослыми, не опираются на возрастные особенности мотивационной сферы детей, а их собственные смыслы отсутствуют или лежат вне традиционного культурного контекста. Ключевые слова: детская субкультура, информационная продукция для детей, игрушки, мультфильмы, компьютерные игры и программы, самостоятельность, самоорганизация, личность. |
ПУТЬ К СЛОВУ
Представлена разработанная В.В.Степановой образовательная технология развития устной и письменной речи в период обучения в начальной школе, апробированная авторами на ряде экспериментальных площадках Москвы, Новосибирска, Смоленска и других городов РФ. Технология базируется на ключевых положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и идеях, возникших в ходе ее дальнейшего развития как в аспекте формирования когнитивных процессов, так и в аспекте становления личности и индивидуальности человека. По мнению авторов, представленная технология отвечает на вызовы современной цивилизации и позволяет решить проблемы и преодолеть трудности, связанные не только с освоением детьми речи, чтения и письма, но и с развитием их индивидуальности, субъектности, креативности, а также сохранением психического и психологического здоровья подрастающего поколения.
Статьи Степановой Валентины Васильевны |
Просмотров: 5458 |
Добавил: stepanowavalent |
Дата: 10.07.2014
| Комментарии (0)
|
На фоне масштабных преобразований в РАН и разбирательств с «неэффективными» вузами проблемы начального общего образования, кажется, интересны только особо увлечённым педагогам-новаторам и родителям детей индиго. В то же время в стране действуют тысячи центров раннего развития ребёнка, а нижний возрастной порог обучения языкам, музыке и спортивному мастерству активно стремится к нулю. Переводчик и преподаватель Елена Штерн побывала на открытом уроке школы развития индивидуальности «Росток» и обсудила с её основателем Валентиной Степановой принципиальные ошибки учителей и родителей, мифы о советском образовании и важность личного опыта ученика. Школа № 17 в Новосибирске внешне ничем не отличается от своих близнецов-братьев, раскиданных в 70-80-х годах по бывшему Советскому Союзу, — невзрачное блочное сооружение, возведённое среди безликих «панелок». Время здесь, кажется, застыло. Из примет нового времени — охранник на входе, терминалы для школьных карт и дети с мобильными. Зато запах школьных котлет и стенгазеты с бодрыми лозунгами на входе передаются из поколения в поколения — неважно, советского или российского. |
Евгения Григорьевна Пивченко На этом занятии мы опять увидели филигранную работу Валентины Васильевны с детьми. Началом разговора с детьми, взаимодействия с ними может стать любой подходящий повод, а основополагающий подход принципиален – дать возможность ребенку проявиться таким, каков он есть сегодня, не подтягивая его ни в малой степени к ожиданиям и иллюзиям взрослых. И от этой реальной точки начать работу с ребенком, исходя из его представлений и сегодняшних возможностей психики, создавая условия движения в направлении развития. При этом в каждое мгновение работы с ребенком бережно сохраняется, я бы даже сказала - охраняется возможность проявления его субъектности..... |
Мысли к проекту «Танец как процесс, протекающий во времени» Пивченко Евгения Григорьевна Одним из существенных оснований возникновения жизни на Земле была повторяемость похожих процессов в неживой природе. Органическая жизнь возникла как субстанция, способная приспосабливаться к периодическим изменениям окружающей среды и отражать их. Все процессы в живой природе ритмически организованны. Психика человека, как способ отражения ритмических процессов окружающего мира, также ритмична. |
Игра и ее роль в развитии ребенка. Степанова В.В. 17/02/2014г.
Статьи Степановой Валентины Васильевны |
Просмотров: 4625 |
Добавил: stepanowavalent |
Дата: 18.02.2014
| Комментарии (2)
|
Степанова В.В. (г. Смоленск, Россия, НПО «Гармония» stepanowa.valent@yandex.ru) Толстых Н.Н. (г. Москва, МГППУ, nnvt@list.ru)
Статьи Степановой Валентины Васильевны |
Просмотров: 4544 |
Добавил: stepanowavalent |
Дата: 26.01.2013
| Комментарии (0)
|