Главная » Статьи » Общая

Мысли к проекту «Танец как процесс, протекающий во времени»
Мысли к проекту «Танец как процесс, протекающий во времени»  Пивченко Евгения Григорьевна

Одним из существенных оснований возникновения жизни на Земле была повторяемость похожих процессов в неживой природе.

Органическая жизнь возникла как субстанция, способная приспосабливаться к периодическим изменениям окружающей среды и отражать их. Все процессы в живой природе ритмически организованны.

Психика человека, как способ отражения ритмических процессов окружающего мира, также ритмична.

То, что мы сейчас называем первобытным искусством, возникло как потребность психики человека в ритмической и рациональной организации тяжелого труда; в разрядке сильных чувств; в уравновешивание человека со средой; лечебном воздействии; в попытках освоить время с помощью магических ритуалов, которые должны были «направить» течение будущего в благоприятное для человека русло и привлечь прошлое на свою сторону в виде взаимодействия с тотемами.

Давно оторвавшись от труда, искусство продолжает работать на сущностные потребности психики человека, отражая её ритмическую организацию. Особенно наглядно её ритмичность видна во временнЫх видах искусства.

Цивилизация пыталась отвести искусству второстепенное место в последовательности «более существенных» задач. Но, решая лишь задачу заполнения досуга «правильным» способом, искусство не просуществовало бы так долго, не сопровождало бы человечество так неотъемлемо на протяжение всей его истории.

Когда Л.С. Выготский говорит о биологическом аспекте искусства, и благотворном его влиянии на психику человека, он приводит в пример временнЫе виды искусства: музыку, танец, поэзию. Он говорит, что ритм, принимаемый за художественный прием, является психофизической основой, указывающей на биологической значение искусства.

Об этом же говорит А. Маслоу: «Музыка, ритм, танец – прекрасные способы достижения самоидентичности. Так уж устроена человеческая природа, что подобного рода стимуляция обращена прямо к нашей вегетативной нервной системе, к нашим эндокринным железам, к нашим чувствам и эмоциям. Воздействие её непосредственно. Мы еще очень мало знаем о физиологии человека, чтобы понять, чем вызвано столь непосредственное воздействие, но оно бесспорно существует. Я бы даже сказал, что это воздействие столь же очевидно как боль, которая всегда безошибочно ощущается человеком» (А.Г. Маслоу Дальние пределы человеческой психики, С.-П. 2002, стр. 189).

Неритмичность ребенка свидетельствует о не ритмичности его психических процессов. Это результат слабого социального взаимодействия ребенка.

В центре «Росток» танец является средством психофизического развития ребенка и педагогического влияния на выявление детьми способов поведения в группе, позволяющих эффективно взаимодействовать по поводу совместной содержательной деятельности, где каждый участник является её субъектом.

В проекте «Танец как процесс, протекающий во времени» ставилась цель – создание совместного продукта в режиме процесса протекающего во времени.

Продуктом, то есть результатом, полученным в работе класса над проектом, явилась танцевальная среда, где каждый находит свое место, вписываясь в социальное взаимодействие; где каждый должен совпасть в пространстве и во времени со всеми участниками процесса.

Здесь процессом является последовательное развитие психики детей, приведшее к результату в виде танца как самоорганизующейся динамической системы.

Мы рассматриваем категорию времени как субстанцию, вмещающую все ритмические процессы в живой и не живой природе.

Время в этом проекте рассматривается как форма развития психических процессов.

«Только звук и мышечное ощущение дают человеку представление о времени» (И.М. Сеченов, Психология поведения, Москва – Воронеж ,1995, стр. 87). Психофизиолог отмечает, что только такая характеристика звука и мышечного ощущения как текучесть дает представление о времени. Для перехода ощущений в представления необходимо текучее ощущение подвергнуть дроблению. Это позволит органам чувств многократно воспринять сходные объекты, что даст возможность осуществиться познанию предмета исследования. И. М. Сеченов единицей дробления мышечного ощущения считал шаг человека.

В проекте «Танец как процесс, протекающий во времени» время структурировано музыкальными средствами (музыкальными акцентами, музыкальными длительностями и т.д.). В музыкальную структуру встроена двигательная структура танца, как, впрочем, почти всегда практически и бывает в хореографии.

В хореографии мы видим очень удачное сочетание условий для ощущения процессуальности времени:
- протяженный звук;
- протяженное движение;
- звук с математической точностью градуирован музыкой; 
- танцевальное движение, ритмически повторяясь, следует за музыкальным дроблением времени. 

Вся эта структура наполнена содержанием и эмоциями; процесс происходит в условиях коллективной деятельности. Хореография предоставляет все возможности многократно испытать моторные, звуковые, визуальные ощущения. Во множество последовательных микроинтервалов времени, «разлинованного» музыкой (музыкальные такты), укладывается хореографическое повествование. Оно не такое конкретное, как речь, но оно должно быть, и оно обязательно должно быть близко детям.

Танец должен быть хореографическим рассказом о событиях, переживаниях, подобных пережитым детьми прежде; передавать эмоции, связанные с детским опытом. То есть танец должен быть содержательным.

Ребенок, научившись организовывать свое тело для танца, использует эту способность в других видах учебной деятельности. Ребенок, организуя себя ритмически, закладывает базу для чтения, письма.

В танце в спрессованной форме отражается событие, изменение, происходящее во времени. Проиграв это многократно на занятиях хореографии, многократно ощутив телом пульс времени, вмещающего процесс, ребенок сможет с большей степенью уверенности и свободы перекинуть ассоциативные мостики в другие области изучения окружающего мира. Научась согласовывать свои индивидуальные ритмы с партнером, со всем классом, ребенок приобретает возможность понять по существу согласованность и взаимообусловленность процессов, изучаемых на естествознании, соразмерность математического описания мира, гармонию речевых фраз. «Единый ритм важен и ничем не заменим для синхронизации коры головного мозга, развития межполушарных отношений, для гармонизации работы организма ребенка. Это, по нашему мнению, является одним из основных факторов, дающих эффект оздоровления в процессе учебной деятельности. Единый ритм способствует созданию единого информационного поля, что на порядок повышает интенсивность информационного обмена» (В.В. Степанова, Школа развития индивидуальности, Смоленск 2003, стр. 159).

«Представление, что при любом двигательном тренинге, будь то гимнастическое упражнение, или разучивание фортепьянного этюда, упражняются не руки, а мозг, в начале казалось парадоксальном и лишь с трудом проникало в сознание педагогов»- написал Н.А. Бернштейн в конце 40х годов ХХ века. Сюда можно смело добавить и танец с его «тренировкой ног». Интересно, далеко ли мы продвинулись с тех пор?

Необходимо сказать, что:
- групповая форма учебных занятий на принципах взаимоподдержки;
- ритмическая организация ребенком себя;
- соразмерение своих действий с движениями партнера, группы, музыкой;
- принятие и удержание общей на всех учебной задачи;
- нахождение своего места в реализации задачи
возможно только при субъектности ребенка в учебном процессе. Иначе всё это не заработает. 

Приведу пример из собственного опыта. Лет 10-15 назад мне довелось поработать с одним классом. Когда я с ним встретилась, дети уже учились в третьей ступени. Внешний облик детей и их поведение говорили о внимательном и заинтересованном отношении к ним взрослых. Класс вполне успешно осваивал танцевальные движения. Но вот беда, класс не мог самостоятельно начать танец, то есть не вычленял ритмическую структуру музыки. А начав по моему знаку, через несколько секунд выбивался из ритма и самостоятельно встроиться не мог. Сами движения были правильными, но формальными и скучными. Такой катастрофы в смысле не ощущения детьми всего класса себя, времени, пространства мне не приходилось встречать. Как-то я видела, как эти же дети пели песню. Это тоже было возможно только при организующем покачивании руки классного руководителя. Это была пожилая учительница с негромким голосом, неторопливыми движениями, очень сдержанной мимикой. По определенным признакам нетрудно было понять, что она – приверженец директивного стиля. Но степень диктата в полной мере невольно выявили дети в ритмически организованной деятельности. Такой порядок и такая дисциплина в то время вполне принимались обществом. По меньшей мере, родители этих детей были «за», и дети учились у этого учителя.

Таким образом организованная учебная деятельность не позволяет увидеть мир объемным, процессуальным, выявить обусловленность этих процессов, иметь собственное представлении. Ребёнок не ощущает сам себя, где уж тут видеть и понимать другого, договариваться с ним. Да и договариваться нет ни основания, ни повода.

«Танец – это процесс сжатый во временнОм масштабе, танец – та же временная карта процесса» (из беседы с В.В. Степановой). А танец, как мы говорили (и творчество в целом) – это средство проявления психических потребностей и возможностей человека. Те процессы трансформации психики детей этого класса, происходившие не в один год, проявились в течение танцевального занятия.

Подобное я наблюдала и во взрослом коллективе. Когда руководитель – приверженец жесткого авторитарного стиля, по каким-либо объективным причинам отсутствовал на рабочем месте, рабочий ритм коллектива затухал за пару дней.

Время – это не отрезок, а длительность процесса. Наша задача – дать возможность детям ощутить процессуальность времени, научиться соразмерять себя с текущем сейчас временем.

Категория: Общая | Добавил: evgenia14 (02.03.2014)
Просмотров: 1448 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 stepanowavalent  
Женя, спасибо за статью, мне понравилось. Надеюсь, что постепенно родители проникнутся нашей озабоченностью и поймут, что в танце и элементарном музицировании тренируется мозг, а не только ноги.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0