Игра и ее роль в развитии ребенка
Игра и ее роль в развитии ребенка Степанова В.В. 17/02/2014г. Современная психология вобрала в себя огромное количество идей, определяющих роль и место игры в общем психическом и личностном развитии человека. Так как эта статья в большей мере публицистична, то она не предполагает научного обзора. Однако, мне кажется, что без ссылок на некоторые научные взгляды в исследуемой теме, которые появлялись в моей жизни в определенной последовательности, понимание того, что привело меня к собственным выводам – будет неполным. *** Меня, как практика, игра стала интересовать в середине 70-х годов. Как это не покажется странным, ни одно из существовавших на тот момент методических пособий не отвечало на вопросы, которые возникали у меня во время наблюдений за детской игрой. Первый ответ я получила, читая А.Н. Леонтьева «Проблемы развития психики» – для меня открылась связь жеста и знака, что предопределило весь ход моих дальнейших исследований. В работах А.В. Запорожца я вновь встретилась с условиями формирования произвольных движений, затем исследования Н.А. Бернштейна дали представление о построении движений. Работы Л.С. Рубинштейна по теории игры позволили мне войти в проблему игры, и вслед за умозаключениями автора пройти его путем. Путь был тернистым, так как тематическая профильная литература на тот момент была просто не доступна. Месяцы работы в диссертационном зале библиотеки им. Ленина привели меня не только к историческому осмыслению вопроса игры, но и помогли найти работы Л.С. Выготского, которые, к сожалению, не издавались, а вслед за этим познакомиться и тесно подружиться с его семьей. В 1984 году мне посчастливилось прочесть его труд «Проблемы развития психики», который не только ставил вопросы, похожие на те, что волновали меня, но и давал направления изучения и исследования игры. Чуть позже я открыла для себя, также, взгляды Ж.Пиаже на детское развитие в контексте игры. Вот те вехи, которые позволили мне вникнуть в суть проблемы и выстроить свой взгляд на роль игры в становлении психических функций и речи. Параллельно с этим мне приходилось активно участвовать в работе на экспериментальных площадках в Смоленске, Москве, Приморском крае, Новосибирске, Ханты - Мансийском округе и др. городах СССР. Таким образом, вместе с теорией проходило накопление практических данных. *** Роль игры в становлении высших психических функций многомерна — это развитие мышления, воображения, памяти, воли, произвольности, а также становление средств этого развития — знаковой функции. Но в игре развивается и личность ребенка, в ней проявляется его субъектность (потребности, мотивы, направленность, прошлый опыт), способности к коммуникации, такие как способность к самовыражению, пониманию другого, умению порождать совместный продукт деятельности. И это не полный перечень взглядов на влияние игры в развитии человека. Перед нами не стоит задачи охватить все стороны этого явления, мы лишь попытаемся обозначить самые важные, с нашей точки зрения, направления ее развития, которые до настоящего момента не стали общепринятыми. Попытаемся рассмотреть роль игры в становлении знаковой функции, как средства развития высших психических функций. Игра — это, прежде всего, деятельность, и как всякая деятельность, направлена на преобразование внешнего мира. Её мотив направлен на удовлетворение потребности ребенка в самовыражении, в понимании и в содействии со взрослым и сверстником. Игра, если хотите, представляет из себя особую, символическую форму общения. По выражению Л.С. Выготского «Символическая игра может быть понята как очень сложная система речи при помощи жестов» (182), где жест указывает на значение предмета. Одна и та же палочка может служить и градусником, и расческой, и ложкой. «Только на основе указывающих жестов игрушка сама приобретает свое значение, поддержанное сначала жестом, позже становится самостоятельным знаком». Откуда берется этот жест способный придавать значение предметам в игре? Обращаемся вновь к словам Л.С. Выготского «в игре для ребенка все может быть всем», ребенок преобразует мир вокруг себя, подчиняя его собственному замыслу. Но откуда появляется у ребенка замысел? Ведь одна из базовых характеристик игры — спонтанность. Ребенок собирается нести стул, но двигая его, преобразует стул в машину; брошенную шапку - в мяч; пушистую варежку - в котенка или собачку. Где же источники этих способностей к символическим видам деятельности? В игре ребенок реализует собственные представления об окружающем его мире. И тут же возникают новые вопросы: где он берет эти представления и какова особенность их формирования? Вся наша психика является результатом взаимодействия с окружающим миром. А всякое взаимодействие подразумевает сенсомоторную активность. Ощупывая, рассматривая окружающий его мир, ребенок подстраивает органы своего тела под задачи, которые ему приходится решать. Каждое новое ощущение, новое движение представляет собой нервно-мышечный комплекс, который соединен со способом удовлетворения потребности: в еде, тепле, общении, освоении окружающего мира, т.е. в безопасности. Ребенок приспосабливает свое тело к жизни в определенной среде, и все предметы с которыми он взаимодействует, отражаются в его мозгу, мышцах и ощущениях. Любой предмет, с которым он производит какие-либо действия, оставляет печать, создает образ содержащий и зрительные впечатления, и тактильно-мышечные, и обонятельные, и вкусовые, включая слуховые и вестибулярные впечатления. Если рядом есть культурный взрослый, проговаривающий действия ребенка, то в общий образ встраивается и речевой компонент. *** Образ запечатлевается целостно, синкретично, и до определенной поры ребенок активно накапливает эти впечатления от окружающего мира. При этом моторный компонент образа является отправной точкой для всякого приспособления ребенка до 4-5 лет. Это связано с организацией коры головного мозга. Ребенок рождается с небольшим количеством специализированных клеток головного мозга — это 6-7 % первичной пылевидной (сенсорной) коры и небольшое количество двигательных нейронов, все остальные клетки - нейробласты являются неспециализированными. Дальнейшее развитие первичных сенсорных отделов коры головного мозга и первичных ассоциативных отделов коры головного мозга будет связано с активизацией двигательной сферы младенца. Через пирамидальную кору происходит сращивание отдельных сенсорных ощущений в целостное восприятие предмета. Пирамидальная кора соединяет, сращивает между собой движение и ощущение. В этот период жизни (до 2-х лет) ребенок находится весь во власти окружающего его предметного мира, в то же время, внешние вещи не отличаются для него от процессов, происходящих в его теле. Он как бы растворен в окружающем его пространстве, которое предопределяет активность малыша, а через это его структуру восприятия, мышления, памяти. Ребенок, сталкиваясь с предметом, производит случайное действие, и если оно приводит к какому-либо интересному результату, то оно запечатлеется в памяти. Младенец будет повторять движение без конца, тем самым способствуя укреплению временной нервной связи. Таким образом, создаются условия для становления восприятия окружающего мира. И чем большее количество сенсоров участвуют в восприятии предметов, тем мощнее сенсомоторная основа предметного образа , тем дольше сохраняются его следы в памяти ребенка, тем мощнее доминанта. Активное освоение предметного мира ребенком позволяет сформировать не только процесс перцепции (восприятия), но и апперцепции (предвосприятия, схватывание смысла целостного явления, события). Под апперцепцией мы понимаем готовность к активному действию, мы только подумали о том, что хотим пить, а рука уже подготовилась взять стакан. Мы уже предощущаем то, каким он будет. Не мыслимо, чтобы мы потянулись за стаканом, а он оказался теплым, мягким и пушистым. Включенность ребенка в действия с реальными предметами в момент познавательной деятельности изменяет качество его моторных действий, делая их опредмеченными, то есть включающими в себя представление о качествах предметного мира и специализированных способах действия с каждым из предметов среды. Иначе говоря, сохраняющими образ предметного действия в момент отсутствия реального предмета. Движения ребенка уподобляются действию с предметом, и возникающий образ предметного действия организует последовательность мышечных включений, делая движения функциональными. Под функцией мы понимаем, вслед за Н.А. Бернштейном, краткосрочное стечение сил в единой точке приложения для реализации поставленной задачи. Функциональная моторика, вынесенная за пределы реального предметного действия, но сохраняющая образ предметного действия, носит название образной и придает смысл игровым или рисуночным действиям. Именно в ней заложены механизмы, обеспечивающие становление и образного мышления, и воображения, и знаковой функции. Ребенок, сталкиваясь с предметом, к которому может быть применен моторный образ, начинает действовать с ним в логике предмета, которому этот моторный образ принадлежал. Например, ребенок берет палочку и действует ею как ножом. Он видит и понимает, что это просто палочка, но наделяет ее через смысловой жест значением ножа и действует ею в этом контексте, удерживая внутри себя образ действия. В этот момент вне реальной предметной ситуации возникает активизация нервно-мышечного комплекса, образовавшегося в момент реальной предметной деятельности. Это позволяет укрепляться временным нервным связям, то есть способствует развитию памяти ребенка.</font> *** Современное отношение к компьютерным программам для детей до 4 лет достаточно лояльное только по той простой причине, что молодые родители до конца не понимают всей глубины проблемы. Мне хотелось бы обратить внимание родителей и на раннее чтение — оно не способствует полноценному интеллектуальному развитию, так как субъектность ребенка еще слишком мала, а эффективность порождения образа на основе речи взрослого – весьма ограничена. До четырех лет ребенок должен овладеть смыслами употребления предметов окружающей его среды, самообслуживанием — умением одеваться, шнуровать ботинки, завязывать шарф и шапку, аккуратно кушать, что является совсем не простой задачей. Вместе со взрослым стирать свои вещи, мыть овощи, готовить салат, ухаживать за растениями и животными — это и есть самая трудная, самая интересная, и самая развивающая ребенка деятельность. Родители при этом должны научиться видеть ребенка и проговаривать происходящее, соотносясь с ощущением ребенка, а не себя любимого. Если Вы сделали все правильно, то игра в возрасте 3 лет возникает спонтанно, неожиданно и заполняет мир ребенка. В его руках в момент игры, по выражению Л.С. Выготского, все может быть всем. Ребенок в это время овладевает смыслами предметного мира, и игрушками для него являются реальные предметы — мамины кастрюли, папины плоскогубцы. В игре он отражает действия. Любимое место игры - с мамой на кухне. Если досталась ложка, то для нее необходима емкость, которая будет кастрюлей, для этого может подойти кошкина миска или цветочный горшок, коробка от обуви станет «плитой». В чем сложность этого периода для родителей? Допустим, ребенок, который до трех лет не давал надеть бабушке папины тапки и все укладывал на нужные места и испытывал удовольствие от того, что все упорядочено, вдруг взбунтовался. Он начал использовать предметы не по своему назначению. Ребенок испортился? Что значит этот бунт? Все дело втом, что это накопленный моторный опыт, возбуждаясь, порождает игру и знаковую функцию. При этом запуск моторного образа может быть осуществлен как совпадением моторного действия, так и любым другим сенсорным механизмом — ощущением цвета или наличием одного из предметов смысловой ситуации, словом и т.д.. Какие же игрушки в этот момент подойдут? Нужно покупать уменьшенные копии реальных предметов, но их не должно быть много. Они станут лишь пусковым механизмом игры. Все остальное ребенок должен делать из подручного материала. Ребенок будет знакомиться с качествами предметного мира, поэтому ему нужно давать для игры немного муки, крупы, сахар, соль. Но делать это только по его просьбе. Нужно включать его в приготовление обеда, особенно если готовите тесто, перебираете крупу, моете овощи — все это способствует развитию образной моторики, мышления и речи. Нужны игрушки для игры с водой, песком, снегом. Большое значение в этом возрасте имеют двигательные игрушки — это мячи, машины большого размера, чтобы дети могли их возить перед собой, опираясь на них. Существует большое количество подвижных игрушек-развлекалок — это бабочки, хлопающие крыльями в момент движения колес, медведи, играющие на барабане и т.п.. *** Ребенок целостно воспринимает мир. Для него все естественно объединено - небо, птицы, деревья, земля, мама. Речь у него тоже сразу фразовая и контекстная, правда проговаривает он не все звуки, поэтому она нам и не всегда понятна. Он видит кошку, лежащую на диване, игрушки с которыми она играет, миску для нее на кухне. Подвижная, живая кошка захватывает все его внимание, он не хочет с ней расставаться, но она живет у бабушки в доме. Лучшего случая, чтобы подарить ему образную игрушку-котенка трудно найти. К четырем годам малыш нуждается именно в такой игрушке. Когда он вернется домой, возьмет котенка-игрушку, то сможет восстановить в памяти ту ситуацию, которую видел у бабушки в доме. Родители должны видеть то, что ребенок реализует в своей игре, не вмешиваться в нее, но задавать вопросы, которые помогут ребенку удержать и развернуть этот незамысловатый сюжет. Игра – это рассказ об увиденном, о понятом и не очень. Вначале это рассказ для себя, но это уже мышление вовне. Оно открыто для посторонних глаз и не устойчиво. Именно поэтому ребенок начинает сосредоточенно играть, не отрываясь. А родители начинают беспокоиться, потому что их дите не слышит, не слушается и спорит. Дорогие взрослые – не пугайтесь! Ваш ребенок учится удерживать образ реализуемой ситуации. Кроме того, он развивает волю, как способность удерживать свое состояние, а так же внимание. В этот момент происходит становление образного мышления и знаковой функции. Наделяя через образный жест предмет-заместитель свойствами реального предмета, ребенок действует предметом-заместителем внутри собственных представлений, управляя течением образов внутри самого себя. То есть предмет-заместитель или игрушка есть орудие мыслительной деятельности для ребенка этого возраста. Постепенно у ребенка развивается способность подбирать предметы-заместители для реализации собственных представлений и моделировать собственные представления вовне, то есть играть. Игра — это внешняя форма мышления во плоти. Дети до 4 лет в игре фиксировали процессы, последовательности действий, а в 4 года начинается новый этап – они готовы выстраивать смысловую предметную среду. Дети прячутся под стол и там строят свой дом, влезают в ванну для купания и достраивают ее до машины или самолета. В этот момент для ребенка становится актуальным игра рядом со сверстником. Не просто с ребенком одного и того же возраста, а с ребенком, находящемся на таком же уровне развития. Мало того, необходимо, чтобы у них синхронно развивались представления о мире. Дети играют в то, что им знакомо, в то, чем живут окружающие их люди. В возрасте четырех лет возникают игры рядом. Но для того, чтобы конструктивные игры рядом способствовали детскому развитию, необходимо, чтобы дети реализовывали один и тот же контекст. Вы вправе усомниться: «Игры - свободная, спонтанная детская деятельность, как же это возможно?» Но дети реализуют те представления, которые они получили в ближайшее время. Если ездили на экскурсию на автобусе, то каждый ребенок хочет строить свой автобус. Они не видят пока сверстника как носителя собственного замысла. Он является донором материала для реализации идей ребенка. Это время великих разборок, слез и обид, которые связаны с удержанием и реализацией собственных представлений каждым ребенком. Знак еще не стал доминирующим, он наполнен моторными переживаниями, и если не зафиксировать возникшую идею, она скоро забывается. В быту говорят, что ребенок быстро переключается с одной деятельности на другую, он отвлекается от своей работы. Взрослым обязательно нужно понимать, что ребенок удерживает представления на уровне образного жеста, жест связан только с одним образом, и добавить к игре в мяч, воспоминание о том, как они с папой ловили рыбу — никак не получится. Если разговор про рыбу, то про мяч забыли. Вот и необходимо, чтобы не забыть про мяч, его как - то очень быстро надо обозначить. В момент игр рядом дети стараются реализовать свое представление, и если они вспомнили про четыре колеса у автобуса, а у них их шесть на двоих, то обязательно возникнет драка, так как каждый ребенок может реализовывать только свой проект. В это время никто из детей не может играть дружно, вместе. В момент конфликта важна правильная позиция взрослого. Он обнимает обоих детей, и по очереди просит рассказать каждого из них о том, что те строили. Задавая вопрос, взрослый задает его как бы от двоих (себя и другого ребенка), при этом внимательно рассматривая постройку, показывая заинтересованную позицию к модели, в то же время обнимая и удерживая рядом конфликтующую сторону. После положительной оценки детской работы, взрослый меняет позицию. Теперь он просит рассказать другого участника конфликта о том, что тот строил, для чего ему нужен был цилиндр, эмоционально поддерживает ребенка. В момент описания позиций дети начинают понимать замысел другого. Этот момент понимания замысла другого крайне важен! Ребенок собственное представление накладывает на постройку сверстника, и для того, чтобы понять сверстника, он вынужден приложить, пристроить образ собственного представления к обсуждаемой модели, изменяя, делая более пластичным, подвижным, собственный образ представления. Взрослый, эмоционально поддерживающий обоих, создает необходимый фон для взаимопонимания. И вопрос к ребенку, - а где фары у твоего автобуса? А двери с какой стороны у автобуса, сколько сидений для пассажиров, где располагается водитель - адресованы уже двоим детям. И так далее... Настал другой этап игровой деятельности внутри которого возникает понимание символов сверстника. Дети начинают задавать друг другу вопросы, отвечать на них, иногда договариваться. Однако играют они с образными игрушками, так как образные игрушки безропотно выполняют волю своих хозяев: посадили — сидят; положили — лежат. На себя ребенок берет всегда активную, созидательную роль — это мама, повар, продавец, врач. Образная игрушка является реальным центром игрового действия, вокруг нее разворачивается смысл игры. Поэтому кукла всегда должна иметь свою историю, свое имя — она означает либо подружку, либо сестренку, а действия с ней опираются на реальный опыт ребенка по совместному бытию. *** Обустраивая мир вокруг образной игрушки, ребенок себя помещает в этот мир, проживая заново то, что было интересно, или не до конца понято в реальной жизни. В 4,5 — 5 лет дети уже могут для одной (общей) куклы строить дом, готовить обед, но каждый при этом делает свое блюдо, игра продолжается, пока есть объект вокруг которого воссоздается аналог реальной ситуации. Убирается кукла, распадается игра. Мальчишки с удовольствием строят один гараж для двух, трех машин, общую дорогу, заправку, но к постройке общей машины или общего корабля они смогут подойти только к шестому году. В это время они научаются понимать друг друга, договариваться об общем продукте, подыскивать необходимый материал для реализации идеи. Так постройка реализуется гораздо быстрее, нежели одной головой и двумя руками. Три головы намного быстрее думают и здесь нельзя медлить... Ты можешь предложить решение вставшей перед группой задачи, а пока поворачивался, идея уже реализована партнерами по игре, а ты должен найти применение добытым с таким трудом деталям. Если ты против, группа просто выбрасывает тебя из игры. Все время необходимо договариваться. Именно в это время у ребенка развивается произвольность поведения на основе свободной воли. Умение договариваться для реализации общего дела, умение удерживать договор, правило. В результате этих игр правило отрывается от ролевого поведения, оно выделяется как самостоятельная категория. С этого момента для ребенка становятся доступными и развивающими игры с правилами. Шестой год жизни связан с овладением действий по правилам, по договору. Дети сами договариваются о правилах взаимодействия. Они любят соревноваться друг с другом, выверяя до сантиметра место старта и финиша, постоянно обсуждая, честно или не честно кто-то выполнял правила. Игры в прятки, догонялки, скакалки — это захватывает их. К ним можно отнести все настольно-печатные игры, шашки, шахматы, домино. Огромный интерес в этом возрасте представляют настольные театры, которые могут быть составлены из образных игрушек, или из кукол, сшитых вместе с мамой, а могут быть сделаны из глины или пластилина. Настольные театры помогут ребенку разыгрывать литературные истории, придумывать и режиссировать собственные истории. Игры-драматизации позволят овладеть способностью удерживать внутри себя весь контекст произведения, вместе с тем и характеры героев, их реплики, и последовательно включаться и говорить то за одного, то за другого героя. Мы сегодня коснулись психологических механизмов, которые развиваются в игре. Надеюсь, что родительский интерес и активность помогут нам шире раскрыть тему игры. | |
| |
Просмотров: 4626 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||