19:58 Бунтин Дмитрий Анатольевич |
ведущий курса «Школа исследователей»
фото-репортаж одного из занятий курса закончил НГУ по специальности «общая физика», кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ИТПМ СО РАН Над проблемами образования я начал задумываться, когда мои дети пошли в школу, точнее, в гимназию. Чем дольше они учились, тем больше у меня возникало недоумения по поводу того, что и как дается в рамках школьного образования, большие вопросы вызывала школьная программа и учебники. Начался поиск каких-то альтернативных школ и педагогов. О Степановой В.В. мы узнали случайно от друзей. Побывав на открытых уроках и лекциях Степановой, я с удивлением обнаружил, что мои собственные представления, человека, далекого от педагогики, о целях образования и наполнении педагогического процесса, совпали с представлениями профессионального психолога и педагога. Более того, эти представления были научно обоснованы. Таким образом, мои дети стали ходить в школу, в основе которой лежала авторская методика В.В. Степановой. Однако, Валентина Васильевна умеет не только работать с детьми, но и заражает своим энтузиазмом родителей и педагогов. Мне захотелось поработать в школе с детьми, поспособствовать их развитию и формированию как индивидуальностей. Так родился этот курс. Целью занятий является привитие школьникам проблемно-поискового/научно-исследовательского подхода; развитие критического, аналитического мышления; способности выдвигать собственные гипотезы и умение их доказывать и обосновывать. Ознакомление с окружающим миром (воздух-атмосфера, вода-океан и пр.) и базовыми физическими характеристиками природных объектов (плотность, давление, химический состав, масса и пр.). В старших классах даются основы экспериментальной деятельности: измерение и экспериментальные данные, разброс измерений, погрешность и точность эксперимента, анализ экспериментальных данных и т.д. Ознакомление с историей и новейшими достижениями науки. Уроки проходят не в виде лекций и семинаров, а скорее как лабораторные занятия: дети разбиваются на группы («лаборатории»), им дается задание (проводим эксперимент) и после этого преподаватель задает вопросы. Таким образом, обеспечивается полная вовлеченность школьников в учебный процесс. Занятия в группах преследуют несколько целей. Во-первых, у детей формируется коммуникативная функция, которая становится все менее и менее развитой в современном компьютеризированном обществе. Во-вторых, работа в группе более эффективна с точки зрения усвоения и запоминания материала. Дети, обмениваясь своими гипотезами, мыслями, предположениями, пусть даже абсурдными, вовлечены в процесс обучения, мышления, рассуждения, в отличие от индивидуального обдумывания ответов, когда незаинтересованный и не мотивированный ребенок просто не участвует в работе. Интенсивный обмен идеями (мозговой штурм) приводит к более быстрому нахождению правильного ответа. Одной из ключевых особенностей проекта является именно развитие способностей ребенка: способности самостоятельно думать, не боятся выдвигать свои гипотезы и предположения, критически рассматривать эти предположения, интуитивно угадать правильный ответ. Умение и не боязнь выдвигать собственные предположения, пусть даже смешные и абсурдные, с точки зрения взрослого, закладывает основы творческого мышления: т.е. умение мыслить не по шаблону, не теми категориями и формулировками, которые даются в учебниках или преподавателем на уроке, а находить собственные слова, представления, какие-то точки опоры внутри себя для понимания и объяснения поставленных педагогом вопросов. Собственноручно делая открытия, участвуя в экспериментах, дети, кроме изучения самого предмета, его истории и новейших достижений в науке, знакомятся с тем, что наука – это не формулы в учебниках, а постоянный творческий увлекательный исследовательский процесс. |
|
Всего комментариев: 3 | |||
| |||