Группа – в текстах подразумевается социальная группа, то есть между членами группы подразумевается некоторая степень взаимосвязанности и взаимозависимости.
Групповая деятельность - подразумевает направленность всех участников группы на создание единого продукта, что является основой для возникновения функционального единства группы, пусковым механизмом процессов синергии. Групповая деятельность, направленная на опредмечивание собственных представлений через преобразование окружающей действительности, или на распредмечивание чужих представлений — есть основа становления всех форм деятельности.
Деятельность – специфическая форма человеческой активности, направленная на удовлетворение потребности, обеспечивающей сохранение самой жизни. Преобразующая сила деятельности направлена не только на предметы материального мира, создающего культурную среду удовлетворяющую потребностям человека, но и изменяет самого человека. Человек преобразуя природу, включает ее саму в состав своей материальной и духовной культуры. Изменение мира есть только предпосылка и условие для самоизменения человека. Создание предметов с потребительскими свойствами аккумулирует активность многих людей, порождая язык общения, новые способы общения, мыслительной деятельности. Деятельность, как целостный процесс включает в себя общение. По своей сути деятельность и есть социально приемлемое бытие человека, презентующего собственные представления другим людям в пространстве и во времени, через их опредмечивание — это и есть основа культуры. Деятельность есть единство процессов опредмечивания и распредмечивания: она постоянно переходит из формы действующей способности в форму предметного воплощения и обратно. Деятельность человека воспроизводит освоенные ей стороны предмета как реально, воссоздавая этот предмет, так и в его знаковой функции (моторный образ, модель, рисунок, слово), продуцируя идеальное.
Деятельность теоретическая - так же как и процесс материального преобразования предмета — это лишь наделенные относительной самостоятельностью моменты целостной деятельности. Секрет творчества заключен в динамике форм деятельности: общение, манипулятивная, предметно-орудийная, символические виды деятельности (индивидуальные и групповые), знаковые виды деятельности, творчество. ( см. Генезис базовых видов деятельности)Культура - функциональная организация человеческого сообщества, направленная на создание благоприятных условий для жизнеобеспечения и жизнедеятельности данного сообщества. Культура включает в себя представления об окружающем мире, способы преобразования объектов окружающей среды с целью удовлетворения потребностей общества, ценностные установки культуры, способы фиксации и передачи накопленного опыта (знаковые системы, язык), материальные объекты культуры, созданные предшествующими поколениями, способы жизнедеятельности в данных природных условиях, запечатленные в традициях народа, способы воспроизводства членов сообщества через воспитание подрастающего поколения.
Синергия – со дружественное, совместное действие двух или нескольких органов или субъектов в одном и том же направлении.
Система - совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство. Понятие системы имеет длительную историю. Уже в античности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы частей. Этот тезис указывал на функциональностную зависимость между всеми элементами системы.
Системно-деятельностный подход в образовании - см. статью
Силы энтропии - все не живые объекты и живые после своей смерти стремятся исчезнуть. Упроститься, сломаться, смешаться между собой и раствориться в окружении. Сложные элементы становятся простыми, горячее остывает, жидкости смешиваются и усредняются по составу и концентрации, плавающее стремится утонуть, умершее превратится в прах и слиться с ветрами. Эта уравнивающая сила давно известна физикам и была названа энтропией. Все вокруг нас стремится занять единое состояние, без границ и отличий, без горячего-холодного, тьмы-света, живого-мертвого. Энтропия — это нарастающий хаос и тотальный «бардак» неопределенности. Наша вселенная изначально была хаосом, и она всегда стремиться к своему изначальному состоянию, если бы не один нюанс, ей мешающий, — жизнь.(...)
Структура - (от лат. structūra — «строение») внутреннее устройство чего-либо.#
Образ - в психологии: формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Образ в философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Образ - чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Будучи всегда чувственным по своей форме, Образ по своему содержанию м. б. как чувственным (Образ восприятия, Образ представления, последовательный Образ), так и рациональным (Образ атома, Образ мира, Образ войны и т. п.). Образ является важнейшей компонентой действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени. Полнота и качество Образ определяют степень совершенства действия. В процессе реализации действия исходный Образ видоизменяется (преобразуется), накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. Объем содержания Образ безграничен (от Образ микрочастицы до Образ Вселенной), причем все содержание дано в нем одновременно (симультанно). В чувственном Образ м. б. воплощено любое абстрактное содержание; в этом случае материалом для Образа служат не только пространственно-временные представления (зрительные, слуховые, тактильные, мышечные, вестибулярные, вкусовые и обонятельные), но и внутренняя речь (в виде названия абстрактного понятия или описания его с помощью ключевых слов). субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие Образ используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным толкованием, синонимичным понятиям «отражение» и «психика», существует традиция, связывающая с образом преимущественно перцептивные (см. Восприятие) формы знания. Так, при описании развития мышления ребенка выделяют стадию наглядно-образного мышления (см. Мышление наглядно-образное), отличие которой от более ранних и последующих стадий состоит в опоре на зрительные представления и их трансформации как средства решения мыслительных задач. Выделяется также категория умственного образа, каковым, в частности, является значение. С точки зрения исследования онтогенетического развития (см. Онтогенез) Образ предполагает интериоризацию схем действия с предметами (Дж. Бруннер, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже). В работах А. Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об Образе как многомерном психологическом образовании. К числу пяти его «квазиизмерений» относятся координаты пространства-времени и «квазиизмерение» значения. Последняя из этих образующих, в свою очередь, может быть представлена с помощью соответствующих средств математической обработки (многомерное шкалирование, кластерный анализ и т. д.) в виде разнообразных геометрических моделей — субъективных семантических пространств.
Функция
- (отправление, деятельность, назначение), специфическая деятельность
организма, социальной группы, обеспечивающей реализацию предназначения.
Функция организма - жизнь.