Родион | Дата: Вторник, 19.08.2014, 02:11 | Сообщение # 1 |
Сержант
Сообщений: 39
| Семинар из далекого прошлого, особо инетересен для тех, что любит копаться в деталях и тонкостях вопроса. Мне приятно вспоминать тот особый дискуссионный дух, витавший в те годы в некоторых местах. Приятного просмотра. часть 1 часть 2 часть 3
|
|
| |
Александра Ким | Дата: Понедельник, 08.09.2014, 03:49 | Сообщение # 2 |
Лейтенант
Сообщений: 56
| Суперинформативная лекция! Цитата Связь личности и действия: "Там, где мы чувствуем себя источником движения, мы приписываем личный характер своим поступкам" (Выготский) Субъект самоопределяется в своих действиях и движениях. Мне очень нравится определение формирования личности по Выготскому, оно хорошо согласуется с понятием свободы, озвученным также в данном видео: Цитата "Свободным является действие, совершаемое в согласии с собственной сущностью" (определение Спинозы) "Свобода - это не выбор из альтернатив, а всегда одно единственное, но правильное действие в согласии собственной сущностью. Онтогенез ребёнка рассматривается как процесс обретения внутренней свободы -Эта точка зрения на свободу меня просто поразила. То есть, свобода - это во-первых, действие, во-вторых, мы сами являемся источником этого действия, в третьих, в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным человеком существует единственный вариант оптимального решения. И по-другому человек поступить не может, мы всегда локально предопределены, что бы ни делали, как бы ни поступали, всё есть лишь следствие предыдущего опыта и данной окружающей среды. Цитата Нравственность - это не из предписаний общества. Изнутри идёт смысл, а значение - извне. Мораль идёт извне, а нравственность - изнутри, голос совести. Истинная ответственность - идёт изнутри, от нравственности. Вот ещё мудрая мысль: Цитата Где истинная индивидуальность, а где капризы и самодурство? Отделить пшеницу от плевел невозможно, пока она не созреет. Выдёргивая плевла, можно выдернуть пшеницу. Пусть вместе с истинной индивидуальностью будет и внешняя. Вопрос: чем отличается индивидуальность от индивида? Если личность - средство развития индивидуальности через деятельность (и наоборот, индивидуальность - средство развития личности), то где же тогда стоит индивид? Когда я читала Леонтьева "Деятельность. Сознание. Личность" (кстати, потрясающая книга!), то там используется понятие индивида, которое я воспринимала как индивидуальность. А термина "индивидуальность" там я почему-то не встретила.Добавлено (08.09.2014, 02:48) --------------------------------------------- Ещё цитаты из видео. Цитата В личность включается всё, с чем человек себя отождествляет: мой дом, моя жена, моё тело Когда мы пишем, чувствительность вынесена на кончик мела - мы чувствуем все неровности доски. У водителя - на колёса, чувствует дорогу. Всё это продолжение нашей организации. Психика - есть часть личности. Восприятие есть у младенца. Память - тоже. Отличие психического процесса от функции. Воображение - не процесс, это функция, она включает и эмоции, и мышление, и волю. Вопрос: Функция - это стечение нескольких психических процессов, объединённых некоторой целью? Цитата Базальные психические процессы у новорождённого есть, но не проявлены. А с чего начинается проявление? (причём как туго закрученная пружина: сначала раскручивается с большей силой) 1. Сенсомоторика. Восприятие и сенсорика всегда теснейшим образом связаны с моторикой
Для человека важно, чтобы рефлексы отключались вовремя. В отличие от животных, у детёнышей которых сразу включается моторика, у ребёнка человека рефлексы довольно быстро угасают, чтобы он имел возможность осознать, понять, как собой управлять, как поворачивать голову в нужную ему сторону, смореть туда, куда нужно.
2. Воображение (функция) устанавливается к концу дошкольного возраста.
3. Память устанавливается в младшем подростковом возрасте. Непосредственное запоминание и опосредованное запоминание.
Леонтьев под руководством Выготского проводил исследование: Непосредственная и опосредованная память представляют параллелограмм по оси абсцисс - возраст от трёх лет до взрослого возраста. Нижняя часть - непосредственная память, верхняя часть - опосредованная, то есть, непроизвольная и произвольная. Максимум расхождения приходится на возраст 7-10 лет, младший подростковый возраст. С этого времени память находится в центре развития. В это время и подтягивается непроизвольная память к произвольной.
У младшего школьника "подумать" - это вспомнить. Помыслить - это организовать свою память. Знать для них - это помнить. Вопрос: почему непосредственная - непроизвольная, а опосредованная - произвольная? Я так понимаю, произвольная память опосредована предметами. Но в каком смысле она произвольная? А непосредственная - не опосредована ничем, то есть, всё чисто на словах?
Про параллелограмм: я искала, как он выглядит и нашла такую картинку http://www.gumer.info/bibliot....001.jpg Удивительно... Ещё б понять. Я так думаю, в стандартной системе образования идёт упор на непосредственную память (верхняя кривая). А в Ростке используют опосредованную память (нижняя кривая). И она с возрастом догоняет непосредственную. Вопрос: опосредованная память - более эффективна в плане использования её в жизни?Добавлено (08.09.2014, 02:49) ---------------------------------------------
Цитата 4. Мышление
Младший дошкольный возраст, развито воображение - ребёнок не осознаёт, что он переживает и испытывает эмоции. Он эмоционирует сильно, но считает, что эмоция принадлежит данной ситуации. Он живёт эмоциями, он внутри них, с ними отождествлён, не знает, что он внутри них, они для него идут пунктиром. Ушла ситуация - эмоция прекратилась. У дошкольника не может быть ни чувств, ни аффектов. А вот чувства - отделены, они надситаутивны, предметно отнесены. Чувства и эмоции могут быть даже противоположны. Например, эмоция гнева есть, а чувство любви осталось.
Аффект - это гнев взрослого человека. У ребёнка он не может быть. Гнев может быть красным, может быть белым. У начальника на подчинённого гнев красный, у подчинённого в это врмея - белый, он разрушителен, вынужден себя сдерживать, идёт другого типа физиологическая реакция. Вопрос: Почему "белый" гнев разрушителен? когда приходится себя сдерживать Цитата Ребёнок пока не может испытывать чувство аффекта, пока личность не совсем зрелая. Этот кокон, который идёт пока пунктиром, он и есть естественная защита ребёнка.
Взрослый потом сам выстраивает себе защиту. Если человек владеет собой, он знает: "Если мне предстоит аффектогенная ситуация, я уж к ней подготовлюсь." Он суммет обесценить: "А, меня вызывают на ковёр, мне будет нагоняй. Ну так сам примерно такой же". Ребёнок всё время в ситуации, но всегда есть защита. ..Хотя её можно легко сломать. Вопрос: что если чувства, вернее, осознание чувств, долго не появляется? Я могу отчётливо чувствовать нечто, но при этом не осознавать. Это защитный кокон? хм.. весьма удобен... Вопрос: Почему по логическому построению доклада между воображением и мышлением идут эмоции? ...Может, потому что это средство обращения внутрь себя?
Цитата Мышление и подростковый возраст. После 10 лет, уже за пределами начальной школы, впервые становится возможным мышление. Вслед за Выготским и Пиже. Введение детей в научную форму сознания и построение научных понятий. До этого это не научные понятия, а элементарная грамотность, предтавления об окружающей среде, эстетическое развитие.
5. Воля. К концу детското онтогенеза впервые становится возможным проявление в явном виде воли и волевых действий
Ребёнок - это не уменьшенная копия взрослого, у него по- другому организована личность. 1. Сенсомоторика - вещи определяют сознание. Ему надо и в рот тащить и т.д. Его я и определяет смысл окружающей действительности. 2. Эмоции в активной форме. Смысл определяется эмоциональной окраской. Эмоции им движут, они его мотивы и его потребности. 3,4. Потом память и мышление определяют ребёнка. Амбивалентные эмоции: хочу так, или хочу так. И удерживать определённую позицию. Например знаменитый кризис 7 лет - ребёнок начинает кривляться, ломаться, говорить неестественым голосом. Потеря непосредственности - он внутри себя занял какую-то позицию и пытается себя вести в соответствии с ней. Но она пока не адекватна ситуации. У него должны быть гибкими внутренние позиции. А он пока этим не овладел. Поэтому у него такие перемены настроения, то он плачет, то смеётся. Подлинной внутренней произвольности пока нет, но вот это удержание позиции, как вот то овладение собой, чтобы потом не настал аффект - это впервые в это время появляется.
Пример, почему разный смысл показывают дети разных возрастов. Эксперимент Еже с длинами пальцев. Ребёнок вкладывает другой смысл, не тот же, что взрослый.
Личностное развитие - это индивидуализация, всё большее и большее приближение к центру, всё большее овладение тем, что раньше вроде было и при нём, но не его. Добавлено (08.09.2014, 02:49) --------------------------------------------- Вот что я обожаю! Когда противоположности объединяются, разные пути срастаются. Понять себя, находясь внутри себя, мы не можем в принципе. Только действие, отталкивающееся от внутреннего, и направленное вовне, даёт возможность получить свой собственный опыт и испытать ответное воздействие. При некотором накоплении появляется возможность сделать обобщение и найти корень внутри, осознать нечто, освоить текущий уровень психических процессов. И так далее. Мы живём, при этом неизбежно расширяется личность => мы больше индивидуализируемся, осваиваем себя, понимаем своё устройство.
Сообщение отредактировал alexkim - Понедельник, 08.09.2014, 03:48 |
|
| |
Cтепанова Валентина Васильевна | Дата: Вторник, 09.09.2014, 00:37 | Сообщение # 3 |
Подполковник
Сообщений: 148
| Саша, очень интересная рефлексия. Дело в том, что понятие "Личности" полисемантично, именно поэтому ты не нашла у Леонтьева термина - индивидуальность. Он очень интересно думал по этому поводу, считая, что человек в начале своей жизни становится абсолютной личностью, приобретая все культурные предопределения, а затем рефлексируя на них, понимает, что все в жизни не так и пересматривает свой прошлый опыт, находит новые смыслы и перерождается в индивидуальность. Но ведь теорий личности множество, и в зависимости от того, что мы возьмем за основу туда и пойдем. Как корабль назовешь, так он и поплывет. Личность имеет историческую, социальную, культурную предопределенность. Мне хочется познакомить Вас с различными представлениями о личности и показать как по разному развертывается развитие человека. Г.Г. считает сознание частью личности, с чем я согласиться не могу, мне больше нравится подход Ананьева и Толстых А.В., где личность рассматривается как средство развития индивидуальности и сознания.. К вопросу об индивиде и индивидуальности... Индивид - это Homo sapiens пр генотипу и задаткам, только включаясь в освоение культуры (то-есть приобретая общекультурные способности или по иному говоря, личностные определения, он становится одновременно и какой - никакой личностью, имея внутри центр, который и есть индивидуальность. Пример: Веретено с наматывающейся нитью. Допустим сама нить - это способность, способность формируется в культурном взаимодействии и является приобретением личности, как социальной компетентности,. Однако весь моток ниток - это чистая индивидуальность. Как тебе этот вариант???
|
|
| |
Александра Ким | Дата: Пятница, 12.09.2014, 11:53 | Сообщение # 4 |
Лейтенант
Сообщений: 56
| Спасибо, Валентина Васильевна, за разъяснения! Цитата stepanowavalent ( ) Мне хочется познакомить Вас с различными представлениями о личности и показать как по разному развертывается развитие человека. Я была бы очень рада послушать. Сталкиваясь иногда с другими людьми в обсуждениях тем, связанных с личностью и индивидуальностью, я хотела бы, конечно, ориентироваться, к какому направлению относится их суждение, в каком базисе они работают... Из всего, что я встречала, конечно же, Ваш, Валентина Васильевна, базис мне кажется наиболее самосогласованным и непротиворечивым. =) Правильно ли я понимаю, что в целом это культурно-историческая концепция Выготского, развитая его последователями Леонтьевым, Рубинштейном и др., в том числе, Толстых А.В.. И это относится к дуализму Маркса. А есть разные левые точки зрения, есть правые, и они грешат либо слишком крупным масштабом рассмотрения личности, либо слишком мелким. В них всегда отсутствует связь мелкого с крупным, индивида с обществом. Где там находится гуманизм, экзистенциализм, бихевиоризм? - вообще не представляю...
Про индивид теперь понятно. Это исходные физиологические данные человека.
Личность - индивидуальность... Цитата stepanowavalent ( ) включаясь в освоение культуры (то-есть приобретая общекультурные способности или по иному говоря, личностные определения), он становится одновременно и какой - никакой личностью, имея внутри центр, который и есть индивидуальность. Это мне понятно - спасибо Вашим лекциям! То есть, когда все культурные способности личности оказываются вместе, то они формируют нечто большее, целое и неделимое - индивидуальность, обладающую своими качествами и стремлениями? И теперь такой глупый вопрос: сознание - это качество индивидуальности?
Сообщение отредактировал alexkim - Пятница, 12.09.2014, 11:54 |
|
| |
Cтепанова Валентина Васильевна | Дата: Понедельник, 15.09.2014, 12:00 | Сообщение # 5 |
Подполковник
Сообщений: 148
| Ох, Сашенька, а сознание включает в себя и индивидуальность, и личность, и мотивацию, и направленность и волю. Сознание - это высшая иерархическая точка функционального единства человеческого существа, а если хочешь посредник между вселенной и конкретным человеком
|
|
| |
Cтепанова Валентина Васильевна | Дата: Понедельник, 15.09.2014, 12:26 | Сообщение # 6 |
Подполковник
Сообщений: 148
| Все-таки закончу мысль.. А интеграция индивидуальных со-знаний и предопределяет мыслительную основу культуры: представления о мироустройстве, средства комуникации, ориентиовки в мире, отношения к нему, умения решать задачи , направленные на сохранение и процветание культуры.
|
|
| |