[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: elliz, alexkim, dz0rin  
Кен Робинсон - Новый взгляд на систему образования
Павел АкимовДата: Воскресенье, 05.02.2012, 22:23 | Сообщение # 1
Полковник
Сообщений: 181


Ролик близок к принципам нашей методики. Но есть капля дегтя surprised
 
Cтепанова Валентина ВасильевнаДата: Понедельник, 06.02.2012, 12:17 | Сообщение # 2
Подполковник
Сообщений: 148
Превосходная историческая справка, замечательная констатация проблем современного образования, хорошая форма изложения материала, но выход из сложившейся ситуации в образовании не обозначен.

Почему классы должны формироваться по возрастному принципу?
Потому что каждый возраст определяется психо-физиологической готовностью к определенному способу освоения материала!
Почему гораздо более эффективно работать в группах по 20 -26 человек, а не малыми группами, и тем более индивидуально с учеником?
Индивидуальные формы обучения, вообще, не предоставляют возможности сохранить ребенку хоть какую-то толику субъектности, а вне ее творческие способности блокируются, малые группы ограничивают развитие творческих способностей и способности к быстрой адаптации к новым условиям, что крайне необходимо в быстро меняющемся мире.
А вот с делением содержания образования по предметам в дошкольном и младшем школьном возрасте нужно быть предельно осторожным, так как в этом возрасте складывается "картина мира" ребенка и она должна быть целостной. Но это не значит, что содержание образования не должно быть структурно организовано.
Все учебные задачи должны быть четко обозначены, наполнены содержанием, закреплены за формой работы: так например тема: "Ориентировка в пространстве" необходима и при формировании каллиграфии, и на уроках математики, природоведения, изобразительной деятельности, хореографии и физкультуры. Данная тема разворачивается от ориентировке на собственном теле, к ориентировке относительно самого себя в пространстве, ориентировка на противостоящем партнере, ориентировка относительно его в пространстве, а затем ориентировка на листе бумаги, ориентировка в строке и тексте.
Так вот, эта тема рассматривается на всех предметах, но ориентировка на себе, относительно себя, на партнере, относительно партнера решается на занятиях физкультурой, хореографией, а затем сформированные представления используются на занятиях ипо обучению письменной речи и формированию математических представлений.
Примеров можно приводить бесчисленное множество, однако, механизм всегда одинаков.
С уважением ВВС
 
ПавелДата: Понедельник, 06.02.2012, 12:56 | Сообщение # 3
Рядовой
Сообщений: 1
Возможно Автор не смог в столь кратком ролике изложить многие причины, по которым он пришел к тем или иным выводам.
Хотя судя по некоторым ключевым моментам до самых глубинных вопросов психологии и развития человека Робинсон еще не дошел.
 
Школдин АлексейДата: Вторник, 06.03.2012, 01:12 | Сообщение # 4
Рядовой
Сообщений: 15
Pablo, Кен Робинсон занимался исследованиями о роли драмы и театра в образовании,
а также участвовал в ряде образовательных проектов. Судя по его книге, он не занимается настолько глубокими вопросами.
Интересно, насколько по разному его представляют британские и российские источники:
Из британского раздела Википедии: Ken Robinson; родился 4 марта 1950 года. Является автором книг, лектором и международным советником по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях. Он был директором проекта The Arts in Schools (Искусство в школах) (1985-89), профессором кафедры художественного образования в Уорикском университете (1989-2001) и был посвящен в рыцари в 2003 году за заслуги в образовании.
Из аннотации к российскому изданию книги "Призвание": Сэр Кен Робинсон – один из ведущих специалистов в области развития человеческого капитала, сфера его изысканий - творческое мышление, образование и инновации. Он консультировал правительства США, стран Европы и Азии, работал с международными агентствами, компаниями из списка Fortune 500, международными культурными организациями. В 1998 году он возглавлял Национальную комиссию по творческому потенциалу, образованию и экономике при правительстве Великобритании, и его отчет «Все наше будущее: креативность, культура и образование» были издан для широкой публики. Он играл ведущую роль в разработке стратегии творческого и экономического развития как части мирного процесса в Северной Ирландии, работая в тесном сотрудничестве с министрами образования и культуры. Сэр Робинсон был одним из четырех международных советников, привлеченных правительством Сингапура для реализации намерения стать креативным центром Юго-Восточной Азии.

В продолжение разговора хочу предложить еще ссылку:


Сообщение отредактировал ashes - Вторник, 06.03.2012, 01:13
 
Диана ГоломолзинаДата: Среда, 07.03.2012, 14:45 | Сообщение # 5
Рядовой
Сообщений: 18
По поводу Кен Робинсон video1: "В эпоху просвещения: разум - дедуктивное мышление и знание классики в оригинале". Разум - это еще не все, что нужно для человека. Сознание отличает человека от прочей твари.
Разум - инструмент мышления. Мышление - процесс достижения целей Сознания при применении инструмента Разума (достижение, не доходящее до материального овеществления). Только сознание определяет индивидуальность, идентичность.
Валентина Васильевна, я права, как по-Вашему?
Если цель обучения - питать разум, информировать, то разумеется надо разделить на мелкие партии и впихивать информацию под наркозом.
А про группу - уже сказали, я присоединяюсь.
Моя гипотеза, почему человек с такими правильными мыслями допускает обучение по одному: если уже все детство ребенок провел вне группы, то ему вливаться в группу - стресс по-круче многих. В группу такой отщепенец вольется уже ради симпатии противоположного пола. А это вне целей обучения. Значит допускают обучение по одному.

Добавлено (07.03.2012, 13:21)
---------------------------------------------
biggrin wacko biggrin ой не могу, покатываюсь
"по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций"
и
" один из ведущих специалистов в области развития человеческого капитала".
Какая направленность, так и поняли!

Добавлено (07.03.2012, 13:45)
---------------------------------------------
Вот оно и решение о восстановлении системы образования (from video2): разрешить каждому развиваться в той области, в которой он хочет. Поддерживать творческие начинания какие они есть, а не выдавливать способности в нужных науке и индустрии областях. Академические науки (математика и языки) - это не единственная вершина человеческих знаний.

 
Лев ШтернбергДата: Воскресенье, 08.04.2012, 20:11 | Сообщение # 6
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (stepanowavalent)
Почему классы должны формироваться по возрастному принципу?
Потому что каждый возраст определяется психо-физиологической готовностью к определенному способу освоения материала!

Валентина Васильевна, а почему же материал должен усваиваться лишь строго определенным способом? Если ученик не готов усваивать материал данным способом - что плохого, если он усвоит его способом иным? Я вижу для этого лишь одно противопоказание - учитель не владеет разными способами подачи материала.

Так случилось, что сам я вырос в театральной студии. Большой самодеятельный коллектив с одним-единственным руководителем. Он же по совместительству и режиссер, и педагог, и художник, и машинист сцены. И еще по совместительству мой отец. То есть детство я провел в театральной студии моего отца.
Через эту студию на моих глазах прошли сотни людей, в основном школьники, пэтэушники и студенты пединститута (в Мурманске не было другого ВУЗа, только пед.). Ежегодно занималось человек 40-60. Ежегодно выпускалось два спектакля. Ежегодно из студии уходило около 10-15 студийцев - большинство из ушедших поступало в театральные училища, на актерские/режиссерские/театроведческие факультеты - на их место приходили новые, и отцу приходилось заново их учить. При этом мы все учились не только актерству, риторике, танцам, гимнастике, фехтованию, но и осветительной технике, и производству бутафории, и шитью костюмов. Нет, мы не были привязаны к нашему единственному помещению. Если было надо - мы собирались группами и шли заниматься к посторонним хореографам, к вокалистам, к музыкантам, к прикладникам, какие находились в городе. И всё-таки мы оставались в театре, и приобретенные на стороне умения мы применяли там, "у нас". Некоторые из студийцев вели занятия с другими по истории театра, по гриму, учили других играть на гитарах. Возраст у всех был очень разный, однако это не мешало нам вместе жить и учиться. При этом у многих из нас были "посторонние" хобби. Кто-то занимался лыжами (Мурманск всё-таки), кто-то боксом, кто-то увлеченно рисовал и писал стихи (ах, ну да, все старшеклассники пишут стихи). Я, например, занимался плаванием и играл в шахматы, был даже кандидатом в мастера, чемпионом области. И всё это - после школьных занятий, то есть только в вечернее и ночное время. Могу сказать, что многим из нас эта студия дала умений и знаний куда больше, чем школа, и для многих определила профессиональное будущее.
Так почему же такое возможно в какой-то самодеятельной студии, но совершенно не возможно в системе общего образования, а? Валентина Васильевна, почему в школьном классе обязательно собирают детей по году рождения, игнорируя их увлечения, дарования, и даже игнорируя те самые способы восприятия, о которых Вы говорите столь абстрактно - кого из школьников хоть однажды протестировали на способ восприятия, и как этот тест сказался на работе учителя?
 
Павел АкимовДата: Воскресенье, 08.04.2012, 21:05 | Сообщение # 7
Полковник
Сообщений: 181
Quote (Лев_Штернберг)
Так почему же такое возможно в какой-то самодеятельной студии, но совершенно не возможно в системе общего образования, а? Валентина Васильевна, почему в школьном классе обязательно собирают детей по году рождения, игнорируя их увлечения, дарования, и даже игнорируя те самые способы восприятия, о которых Вы говорите столь абстрактно - кого из школьников хоть однажды протестировали на способ восприятия, и как этот тест сказался на работе учителя?

Лев, позволю себе высказать свое мнение по этому поводу:
- никто не имеет право в раннем возрасте ограничивать сферу развития дарований ребенка. Возможно в какой-то сфере у него дарования еще более значимые, чем те которые видно субъективным взглядом в тот момент. Они просто раскроются при всестороннем планомерном его развитии. Только сам ребенок в более позднем , сознательном, возрасте может решить реализовывать ему свои дарования и какие или нет.
- школа - это не театральная студия, это все таки основное образование. Школа должна развить у ребенка способности в наибольшем количестве направлений, что-бы у него была возможность выбирать.

Quote (Лев_Штернберг)
что плохого, если он усвоит его способом иным

Я думаю что ничего плохого в этом нет. Только для того, чтобы сделать вывод насколько этот способ подходит, нужно провести глубокие многолетние исследования по влиянию этого способа на все стороны развития человека, а не только на ту способность, которую развивает этот метод.
 
Лев ШтернбергДата: Воскресенье, 08.04.2012, 22:34 | Сообщение # 8
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (akimovp)
Они просто раскроются при всестороннем планомерном его развитии.

Вот в этой фразе лежит принципиальное различие наших взглядов на педагогику, Павел. "Планомерное" - это значит "кем-то намеченное, неким планом ограниченное, и исключающее отклонение от плана". На мой взгляд ребенок должен с самого малого возраста решать, какие из дарований ему реализовывать. В противном случае он рискует никогда не достичь сознательного возраста. То есть взрослеть он будет, конечно, да вот собственного сознания не приобретет - оно уже будет замещено сознанием тех учителей, которые его "планомерно развивали" в раннем детстве.
 
Павел АкимовДата: Воскресенье, 08.04.2012, 22:54 | Сообщение # 9
Полковник
Сообщений: 181
Quote (Лев_Штернберг)
На мой взгляд ребенок должен с самого малого возраста решать, какие из дарований ему реализовывать.

Насколько вы считаете ребенок объективно в раннем возрасте способен решить этот вопрос? Какими мотивами он будет движим решая этот вопрос?
Quote (Лев_Штернберг)
То есть взрослеть он будет, конечно, да вот собственного сознания не приобретет - оно уже будет замещено сознанием тех учителей, которые его "планомерно развивали" в раннем детстве.

Я думаю что это зависит от методики преподавания и учителя, если они не ущемляют субъектность ребенка - то никакого замещения сознания не будет. При правильном подходе ребенок будет на основе своего опыта в деятельности приобретать знания и способности.
 
Лев ШтернбергДата: Воскресенье, 08.04.2012, 23:59 | Сообщение # 10
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (akimovp)
Насколько вы считаете ребенок объективно в раннем возрасте способен решить этот вопрос?

Насколько объективно? Ни насколько. Он решает этот вопрос всегда предельно субъективно - хочу/нехочу, нравится/ненравится, интересно/неинтересно. Задача учителя - заинтересовать ребенка и увлечь. Если ребенок не заинтересовался и не увлекся - значит и не надо.
Дети замечательны тем, что им интересно и хочется намного больше, чем они способны осилить. Поэтому нет причины волноваться, что ребенок чего-то не попробует. Он попробует по возможности всё, что попробовать дадут. Но если ребенку после пробы не стало интересно далее - то нет смысла этим далее заниматься, всё равно хороших результатов не будет. Необходимо либо предлагать ребенку новую деятельность, либо иначе его заинтересовывать, может быть с другим учителем.

Добавлено (08.04.2012, 22:59)
---------------------------------------------

Quote (akimovp)
Я думаю что это зависит от методики преподавания и учителя, если они не ущемляют субъектность ребенка - то никакого замещения сознания не будет.

Уже сам факт составления плана каким-то дядей - уже это есть шаг к замещению. Ладно еще, если учитель способен вовремя сориентироваться на конкретного ребенка и умеет отказаться от ранее выбранного плана. Но наш учитель скорее удавится, чем изменит план. А не удавится сам - так удавит инспектор.
 
Павел АкимовДата: Понедельник, 09.04.2012, 00:14 | Сообщение # 11
Полковник
Сообщений: 181
Quote (Лев_Штернберг)
Уже сам факт составления плана каким-то дядей - уже это есть шаг к замещению. Ладно еще, если учитель способен вовремя сориентироваться на конкретного ребенка и умеет отказаться от ранее выбранного плана. Но наш учитель скорее удавится, чем изменит план. А не удавится сам - так удавит инспектор.

Лев, мне более менее понятна Ваша позиция.
Вы можете предложить, описать в общем виде, тезисно - как по Вашему должна выглядеть система образования, как должен быть построен учебный процесс в школе и как на практике в современных реалиях прийти к Вашей модели.
 
Лев ШтернбергДата: Понедельник, 09.04.2012, 00:17 | Сообщение # 12
Подполковник
Сообщений: 111
Quote
Вы можете предложить, описать в общем виде, тезисно - как по Вашему должна выглядеть система образования, как должен быть построен учебный процесс в школе

В Германии я наблюдал несколько раз сам, как учитель вместе с детьми обсуждали, чем они будут заниматься ближайшие три дня. То есть планы в немецкой начальной школе составляют себе сами дети, а учитель их этому учит. Планы всего на несколько дней, а не за год заранее. Иногда класс на такое планирование тратит несколько уроков - пока предлагают, пока обсуждают, пока распределяют и планируют. Вовсе не факт, что все желают заниматься одним и тем же - в классе запросто возникает несколько групп, занятых разными делами. И когда в конце года учитель пишет характеристику ребенку - там нет никаких сведений о том, сколько букв ребенок выучил и умеет ли он соединять кривые линии. Но в этой характеристике говорится, умеет ли ребенок выдвигать идеи, умеет ли он находить компромиссы с другими детьми, и умеет ли он работать в коллективе.
Чем старше школьник становится, тем более учитель обращает внимание на его умение работать в паре или совсем в одиночку. Умение поставить себе учебную задачу и распланировать свои действия - это входит в понятие самостоятельной работы.
Так происходит в Германии. А в России самостоятельной работой ребенка считается достижение цели, поставленной ребенку учителем, по планам, которые наметил ребенку учитель, и средствами, которые продиктовал ребенку учитель. Разве тут не происходит замещения сознания, Павел?


Сообщение отредактировал Лев_Штернберг - Понедельник, 09.04.2012, 00:22
 
Павел АкимовДата: Понедельник, 09.04.2012, 00:54 | Сообщение # 13
Полковник
Сообщений: 181
Quote (Лев_Штернберг)
Так происходит в Германии.

Лев, Вы не готовы сформулировать свое видение системы образования?
Вас устраивают только отдельные моменты системы образования в Германии или целиком вся система?
Вы можете как-то более полно описать германскую модель?

Quote (Лев_Штернберг)
Разве тут не происходит замещения сознания, Павел?

Лев, я уже отвечал на этот вопрос 3 сообщениями выше.
 
Лев ШтернбергДата: Понедельник, 09.04.2012, 01:44 | Сообщение # 14
Подполковник
Сообщений: 111
Quote (akimovp)
Лев, Вы не готовы сформулировать свое видение системы образования?

Нет, не готов
Quote (akimovp)
Вас устраивают только отдельные моменты системы образования в Германии или целиком вся система?

Немецкая идея мне в принципе симпатична. Но на мой взгляд, немцы (равно как и англичане, и американцы, и французы) на практике довели эту идею до абсурда. Например, когда я полтора года учился в Гамбурге в педучилище на воспитателя детсада, и в рамках учебы проходил практику в трех разных садах - меня трижды одернули при моей попытке занять детей моими играми. Первый раз я принес в садик свои игрушки по чтению, в другом садике я подбросил детям свои математические пирамидки, а в третьем садике я попробовал театрализовать с детьми некоторые сказки. Меня жестко пресекли администраторы и заявили, что от воспитателей ни в коем случае не должно исходить никакой инициативы, что дети должны сами придумывать игры и занятия, а я вправе вмешиваться только в случае конфликтов между детьми. Когда я видел ничего не делающих воспитательниц - я поначалу думал, что это просто ленивые бесталанные работницы, все как на подбор. Но после разборок с администрацией понял, что это системный бред. И эта система мне ужасно не понравилась, из училища я ушел. Ведь я всегда был в убеждении, что учитель должен сам быть увлеченным человеком, и должен уметь увлекать за собой детей.
То есть в сравнении российской и немецкой системы получаются две полярные крайности, на мой взгляд:
- в России система игнорирует волю ребенка
- в Германии система запрещает волю воспитателя.

Признаюсь, я до сих пор еще не переварил до конца это свое впечатление о немецкой педагогике. Поэтому более полно описывать ее я не стану. Боюсь, не буду объективным и наговорю неправды. Ну, знаете как это бывает после ссоры - чем сильнее был влюблен, тем больнее потом оказывается разочарование.
 
Лариса КолмагороваДата: Понедельник, 09.04.2012, 11:36 | Сообщение # 15
Подполковник
Сообщений: 143
Quote (Лев_Штернберг)
Нет, не готов

Тогда наша дискуссия получается оторванной от жизни. Вы описываете какой-то идеальный кусочек учебного процесса с Вашей точки зрения. Но как это вписывается в общую систему и как это применить на практике в современных условиях - совершенно непонятно, мировой опыт также отсутствует.

Quote (Лев_Штернберг)
Первый раз я принес в садик свои игрушки по чтению, в другом садике я подбросил детям свои математические пирамидки, а в третьем садике я попробовал театрализовать с детьми некоторые сказки. Меня жестко пресекли администраторы и заявили, что от воспитателей ни в коем случае не должно исходить никакой инициативы

Я считаю что правильно поступают немцы. Они наверняка четко понимают что эксперименты с воспитанием нужно делать очень аккуратно - слишком уж тяжелы могут быть последствия в случае чего и очень трудно будет диагностировать причины каких-либо расстройств развития человека.
 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Меню сайта
Вход на сайт
Статистика