Системный деятельностный подход
|
|
Александра Ким | Дата: Суббота, 29.09.2012, 11:24 | Сообщение # 1 |
Лейтенант
Сообщений: 56
| Есть вопросы по теме психологии образования и нейропсихологии? Тогда Вам сюда!
Добавлено (28.09.2012, 00:43) --------------------------------------------- Мне понравилась следующая формулировка деятельностного подхода (из википедии, http://en.wikipedia.org/wiki/Activity_theory ): "Сила теории деятельности в том, что она прокладывает мост между субъектом и социальной реальностью - изучает их оба через связывающую их деятельность. Деятельность это целенаправленное взаимодействие между субъектом и объектом посредством использования инструментов(внешних форм мыслительных процессов)."
А вот это высказывание не могу до конца понять (в чём смысл отдельных действий, какова эмоциональная реакция на такую незавершённую деятельность, что ожидаем мы от социума?) Quote Леонтьев заметил, что люди вовлекаются в "действия", которые не удовлетворяют непосредственно потребности, но дают вклад в последующее возможное удовлетворение потребности. Зачастую эти действия имеют смысл только в социальном контексте совместной деятельности. Это привело его к разделению "деятельности" которая удовлетворяет потребности, и "действий", которые делают вклад в деятельность
Добавлено (29.09.2012, 10:24) --------------------------------------------- Предыдущее сообщение случайно присоединилось к первому. (
Ещё вопрос. В процессе становления мышления необходимы движения и моторика. Значит, если парализованные люди способны к мыслительной деятельности, значит у они точно не с рождения парализованы, а имеют опыт осмысленной предметной деятельности? Или существуют и другие механизмы?
Сообщение отредактировал alexkim - Суббота, 29.09.2012, 11:28 |
|
| |
Александра Ким | Дата: Пятница, 26.10.2012, 11:34 | Сообщение # 2 |
Лейтенант
Сообщений: 56
| Статья на Ленте "Загляни в мои сны" (попытки нейрофизиологов распознать изображение по сигналам мозга) (Популяризаторские статьи частенько грешат приукрашательством, но для начальной ориентировки в вопросе они бывают весьма хороши: в них можно взять ссылки на первоисточники, научные статьи) Оказывается, нейрофизиологи умеют воспроизводить изображения, которые видели испытуемые, основываясь только на данных реакции зрительных зон (2008 г., Юкиясу Камитани ). Они показывали контрастное изображение, как целиком, так и по частям, под разными углами и сравнивали активность разных точек мозга, полученную ФМРТ(функциональная магнитно-резонансная томография).
В прошлом году группе американцев (Джек Гэллант) удалось воссоздать видеофрагмент по данным визуализации мозговой активности (тоже ФМРТ). Здесь компьютер также сперва обучали: закладывались образцы влияния известных видеороликов на активность мозга данного человека, а затем демонстрировалось новое видео, и компьютер как-то худо-бедно, но распознавал это новое видео (что на самом деле поразительно, что как-то даже не верится). Видео: "Реконструкция фильма по активности мозга"
В 2012 г. японцы (Камитани) уже попытались распознавать сны (использовали электроэнцефалографию). Тут им приходилось уже основываться на словесных описаниях того, что приснилось.
Если честно, я не могу себе представить, как всё-таки это возможно. Понятно, что они не работают со всем конгломератом нервных связей, которые сложились у каждого с младенчества благодаря мышечному и сенсорному опыту. Они используют базис из всего нескольких просмотренных перед этим фильмов, поэтому и картинка получается очень нечёткая. Но всё равно... вытащить изображение, которое мы видим в данный момент... это какая-то фантастика.
Вообще, кончено, мышление работает гораздо быстрее, чем капиляры головного мозга - пока они отдадут использованный гемоглобин и наполнятся новым, соединённым с кислородом(при этом гемоглобин меняет свойства с парамагнитных на диамагнитрые, что позволяет использовать томографию). И хотя распознание картинки происходит в первое мгновение (и этот процесс НЕ фиксируется приборами фМРТ), затем мы просто продолжаем визуально видеть то же самое изображение - реакция мозга на этот визуальный раздражитель уже собирается компьютером и анализируется.
Использование японцами ЭЭГ для распознавания картинок - это мне вообще непонятно, и вот почему: когда я смотрела, как делают ЭЭГ Алёшке, было забавно наблюдать: стоит ему чуть повести носками ног, как начинался настоящий шторм из линий электросигналов на экране у Александра Николаевича. Как вообще работают с такими шумами?
Польза от такого моделирования мне тоже не ясна. Вот если бы они из этой обученной компьютерной системы извлекли какие-то корреляции, позволяющие выяснить механизм нашего восприятия и мышления - тогда ценность есть. Скорее всего, они просто не знают в каком направлении искать эти механизмы.
|
|
| |
Александра Ким | Дата: Пятница, 26.10.2012, 12:01 | Сообщение # 3 |
Лейтенант
Сообщений: 56
| Ещё одна интересная новость. Распознавание лиц. Кто водил детей на обследование к Савостьянову А.Н., тот помнит тест на собирание лица. Так вот, Нейробиологи нашли и пощупали зону распознавания лиц Потрясающе, "исследователи случайно натолкнулись на зону, отвечающую за распознавание лиц: во время эксперимента пациент сообщил, что при стимуляции лицо доктора "трансформировалось" в другое лицо." Видеозапись эксперимента Я и не знала, что это так вот напрямую работает, человек описывает, что он только что видел при электронной стимуляции: "нижняя часть лица этой девушки поднялась наверх." "Ваш нос сдвинулся влево". Статья Neuroscience, October 24, 2012 Примечательно, что предметы не трансформировались, так же как и лица на компьютере.
|
|
| |
Александра Ким | Дата: Пятница, 02.11.2012, 11:04 | Сообщение # 4 |
Лейтенант
Сообщений: 56
| Quote (alexkim) "Реконструкция фильма по активности мозга" Такая программа, вместе с фМРТ-томографом, распознающая визуальные образы по сигналам зрительной зоны мозга, была бы мега-востребована рекламщиками и телевизионщиками. Их же хлебом не корми, дай только вложить в умы обывателей свою корыстную идею. Но помимо этого, новые возможности могли бы позволить удовлетворить более общий, академический интерес:
На видео многие образы затёрты, вероятно, по двум причинам. Первое - набор обучающих роликов слишком скудный, чтобы из этих элементов собирать новую картинку. Второе - работает принцип, что человек замечает только то, что для него значимо. Мы зачастую что-то видим, но не осознаём, то есть не замечаем. Что необходимо, чтобы заметить? Чтобы кто-то задал вопрос на эту тему, тем самым сделав предмет значимым.
А теперь представим, как это эффектно будет выглядеть на вышеописанном девайсе: человек смотрит на картинку и видит одно, а потом ему задают вопрос, и в его восприятии вырисовываются новые детали или вообще другой предмет, хотя оригинальное изображение осталось прежним!
|
|
| |
Лариса Колмагорова | Дата: Понедельник, 12.11.2012, 00:40 | Сообщение # 5 |
Подполковник
Сообщений: 143
| видео с edu54.ru Валентина Васильевна читает педагогам о системно-деятельностном подходе в обучении
часть 1
часть 2
|
|
| |
Лариса Колмагорова | Дата: Понедельник, 12.11.2012, 00:49 | Сообщение # 6 |
Подполковник
Сообщений: 143
| Валентина Васильевна о деятельностном подходе в интервью edu54.ru
видеоматериал с уроков, используемый в репортаже смотрите в теме форума "Рымшина Вера Павловна" и "Хорос Ирина Витольдовна"
|
|
| |
Дмитрий Зорин | Дата: Пятница, 23.11.2012, 22:34 | Сообщение # 7 |
Полковник
Сообщений: 229
| Добрый вечер всем читателям форума, добрый вечер, Александра!
Quote (alexkim) Мне понравилась следующая формулировка деятельностного подхода (из википедии, http://en.wikipedia.org/wiki/Activity_theory ): "Сила теории деятельности в том, что она прокладывает мост между субъектом и социальной реальностью - изучает их оба через связывающую их деятельность. Деятельность это целенаправленное взаимодействие между субъектом и объектом посредством использования инструментов(внешних форм мыслительных процессов)."
Недавно прочёл такую заметку в одном сообществе по истории психологии: http://psyhistorik.livejournal.com/88636.html#comments
С 1 сентября 2012 года ГБОУ СОШ №481 вступила в
историю педологии, а точнее свершила переход на рельсы выготского-леонтьева-щедровицкого, как и вся российская федерация. история свершается на наших глазах, впервые в мире деятельностные штандарты подняты во всех первых классах страны. вчитайтесь в эти чеканные бюрократические строки фгоса, услышьте звон цитат классиков! спасибо василь василечу за счастливое детство дмитрия викторовича! ура коллеги, пьем за УУД -
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
бонус: интервью с академиком А.Г. Асмоловым http://prosvpress.ru/2012/11/12112012/ (как я понял, автор этой заметки и есть интервьюер)
И уже в самом конце заметки её автор приписал:
"Системно - деятельностный подход не стоит путать с системно - деятельностным подходом.. "
Вступив в диалог с автором, я понял, насколько он был прав, приписав такие вот очень правильные слова. А ещё совсем недавно в личной переписке с одним из участников нашего форума я узнал, что, например, небезызвестный автор Петерсон, по программе которой обучаются у нас в стране многие дети начальной школы, тоже оказывается работает в русле системно-деятельностного подхода... Вот.
|
|
| |