Раннее (преждевременное) обучение детей - нужно ли спешить?
|
|
Дмитрий Зорин | Дата: Воскресенье, 11.03.2012, 01:18 | Сообщение # 1 |
Полковник
Сообщений: 229
| В блоге Д.А.Медведева недавно была дискуссия на эту тему. Но его блог, как мне кажется, не предназначен, да и не очень удобен для этого. Может быть, продолжить разговор здесь, как думаете, друзья? Дмитрий Быков высказывает своё мнение о так называемой "врождённой грамотности" (или "интуитивной грамотности"): Поскольку подобные взгляды сейчас широко распространены, то и предлагаю начать этот непростой разговор с этого обсуждения. Было бы очень интересно услышать мнение Валентины Васильевны, если конечно у неё найдётся время. Буду очень благодарен всем принявшим участие в обсуждении! Дмитрий.
Сообщение отредактировал dz0rin - Воскресенье, 11.03.2012, 01:20 |
|
| |
Павел Акимов | Дата: Воскресенье, 11.03.2012, 13:42 | Сообщение # 2 |
Полковник
Сообщений: 181
| После просмотра сложилось ощущение, что из огромной и комплексной сферы - развитие способностей ребенка - взяли отдельный маленький кусочек - способность грамотно писать и отдельно от всего контекста выявили закономерность как на него влияет раннее чтение у ребенка. При этом про другие способности забыли.
|
|
| |
Дмитрий Зорин | Дата: Воскресенье, 11.03.2012, 22:34 | Сообщение # 3 |
Полковник
Сообщений: 229
| Quote (akimovp) После просмотра сложилось ощущение, что из огромной и комплексной сферы - развитие способностей ребенка - взяли отдельный маленький кусочек - способность грамотно писать и отдельно от всего контекста выявили закономерность как на него влияет раннее чтение у ребенка. При этом про другие способности забыли. Ничего сказать про это конкретное исследование, вероятно, не получится, если с ним не ознакомиться. Можно лишь предполагать, например, что это исследование проводилось методом социологического опроса. Скажем, опрашивали грамотных людей. И они вспоминали, кто и в какое время научился читать (по субъективным ощущениям). Сколько книжек перелопатил и т.п. Да и была ли выявлена на самом деле "корреляция", если никакие другие способности не учитывались? И как быть с теми, кто читать-то научился рано, а вопреки ожиданием стал и безграмотным, и к тому же приобрёл массу других проблем? Какая тут корреляция? Да, некорректный у меня получился "зачин" для разговора. Прошу прощения. Видимо, нужны более серьёзные источники (а есть ли они?)
|
|
| |
| Дата: Понедельник, 12.03.2012, 09:50 | Сообщение # 4 |
| Дима, огромное спасибо за прекрасную ссылку. Я так же считаю, что провести такое исследование корректно не возможно, просто в силу того, что для реализации данного исследования необходимо собрать в группу детей до трех лет в количестве минимальном 20 человек, и учить их читать, а параллельно собрать контрольную группу не читающих детей, и создать равные условия для дальнейшего развития, Результаты можно будет сравнивать минимум через 15 лет. Но таких исследований не проводилось и технологий обучения раннему чтению, слава богу, еще нет.
Однако! Именно возраст до шести лет, на самом деле, является возрастом, когда даются первичные установки и происходят первичные запечатления. Текст ни чуть не хуже любого другого объекта, он запечатляется полностью (целыми словами, вместе с картинками). Но это не чтение - это угадывание, которое ведет к последующей дисграфии. Вполне возможно, что в грамотной семье продолжается правильная работа по становлению письменной речи и в последующий период ( в начальной школе), что нивелирует последствия раннего чтения. Сказать трудно...
Но вернемся к проблемам становления грамотного письма. До 1918 года мы, в России, имели фонетическое правописание, (подробно смотрите Реформа русского языка 1918 года). После того, как были убраны омофоны письмо из фонетического превратилось в нормативное. Что это означает? Если до реформы необходимо было заниматься орфоэпией (правильным произношением), и диктант был основным видом наработки грамотности, так как устанавливалась координация между устной речью и письмом. Письмо шло вслед за устной речью. То после реформы письмо стало нормативным, то есть писать стали по правилам, а это изменило и механизм становления письменной речи. С ЭТОГО МОМЕНТА пишущий должен был ориентироваться не на слух, а на образ написанного слова, и запоминать его зрительно. То есть чтение становилось условием грамотного письма. Орфоэпия и диктанты должны были уйти на второй план и даваться после становления чтения. При этом чтение должно было даваться грамматическим и расходиться с произношением. К чтению орфоэпическому можно было бы подходить только после становления грамотного письма и перехода его на механизмы кинестетического ( нервно-мышечного) регулирования, Механизм зрительно-кинестетического регулирования требует совершенно иного методического обеспечения при становлении грамотного письма. Ребенку необходимо умение вспоминать написанный текст, слово (воспроизводить его зрительный образ ), а для этого необходимо этот образ видеть перед глазами, и не в искаженном виде, с пропущенными буквами, а целостный. Вполне возможно, что будет более эффективно выделять жирным шрифтом слабые позиции в тексте. Нужно пробовать. Именно поэтому списывание является на сегодняшний момент единственным эффективным способом становления грамотного письма.
Введение звукового анализа в курс начальной школы было абсолютно не продуманным шагом, который привел к чрезмерному вниманию к звучащему слову и дополнительной путанице при становлении грамотного письма у детей. Жду вопросов! -
|
|
| |
Павел Акимов | Дата: Понедельник, 12.03.2012, 13:12 | Сообщение # 5 |
Полковник
Сообщений: 181
| Quote (Гость Stepanowavalent) До 1918 года мы, в России, имели фонетическое правописание, (подробно смотрите Реформа русского языка 1918 года). После того, как были убраны омофоны письмо из фонетического превратилось в нормативное. Что это означает? Если до реформы необходимо было заниматься орфоэпией (правильным произношением), и диктант был основным видом наработки грамотности, так как устанавливалась координация между устной речью и письмом. Письмо шло вслед за устной речью. То после реформы письмо стало нормативным, то есть писать стали по правилам, а это изменило и механизм становления письменной речи. Валентина Васильевна, я правильно понимаю, что самым критичным был именно отказ от занятий орфоэпией (здесь формировался звуковой образ у ребенка) в школе а не само изъятие части орфомонов. Ведь некоторые омофоны существуют до сих пор, например : (надо) решиться — (он) решится.
|
|
| |
Cтепанова Валентина Васильевна | Дата: Понедельник, 12.03.2012, 16:26 | Сообщение # 6 |
Подполковник
Сообщений: 148
| Павел, при фонетическом характере письма, ребенок записывает свою речь с помощью знаков. До реформы языка в 1918 году письменная речь была соотносима с устной. Если ты правильно говорил, то ты автоматически мог и правильно писать. Именно поэтому занимались развитием орфоэпической стороны устной речи. Но после того, как из алфавита были убраны орфомоны - буквы которыми обозначали твердость и мягкость произнесения согласных, убран был апостроф, то письмо из фонетического превратилось в нормативное. Ребенок должен был ориентироваться не на произнесенный текст, а на тот, который видит перед глазами, грамотно написанный, и запоминать его правописание. Однако, методика преподавания русского языка на целое столетие осталась неизменной. Дети продолжили писать диктанты, вместо списывания грамотно написанного текста, да к тому же им стали давать бесконечное количество упражнений с пропущенными гласными, которые находились в слабой позиции, что не давало запечатлеть правописание слов.
Возвращение к орфоэпии и введение звукового анализа в начальной школе усугубило и без того сложную ситуацию, так как дети начали ориентироваться на произношение при письме, а не на печатный текст. Что привело к повальной дисграфии.
|
|
| |
| Дата: Вторник, 13.03.2012, 12:01 | Сообщение # 7 |
| Валентина Васильевна, педагоги Ростка компенсируют вышеуказанные Вами недостатки в правописании?Существуют ли какие-либо приемы или методы специально разработанные для вырабатывания грамотности у детей?
|
|
| |
Cтепанова Валентина Васильевна | Дата: Вторник, 13.03.2012, 13:20 | Сообщение # 8 |
Подполковник
Сообщений: 148
| Павел, технология направлена на становление грамотного письма, и педагоги Ростка хорошо ориентируются в его становлении. Постепенно мы с Вами разберемся во всех тонкостях этой работы.
|
|
| |
Cтепанова Валентина Васильевна | Дата: Вторник, 13.03.2012, 13:58 | Сообщение # 9 |
Подполковник
Сообщений: 148
| Павел, технология направлена на становление грамотного письма, и педагоги Ростка хорошо ориентируются в его становлении. Постепенно мы с Вами разберемся во всех тонкостях этой работы.
|
|
| |
Дмитрий Зорин | Дата: Среда, 14.03.2012, 17:57 | Сообщение # 10 |
Полковник
Сообщений: 229
| Quote (Гость Stepanowavalent) Но таких исследований не проводилось и технологий обучения раннему чтению, слава богу, еще нет. Валентина Васильевна, спасибо за ответ. Технологий таких нет, но есть огромное количество методик раннего обучения. Причём, все они направлены на формирование какой-либо одной, далеко не самой даже важной линии в развитии психики, скажем, только на формирование технической стороны чтения . Ведь то, на что направлены методики раннего обучения чтению, чтением называть вообще нельзя (и ту сторону, которую формируют, её формируют обходными путями, и она возникает в сильно упрощённом виде, не соответствует даже технической стороне чтения нормативного)? Авторы этих методик порою даже не скрывают своих истинных целей. Чем чревато подобное отношение к ребёнку, когда родитель или педагог из целостного контекста развития вырывает отдельную психическую функцию и начинает форсировать её становление?
|
|
| |
Cтепанова Валентина Васильевна | Дата: Среда, 14.03.2012, 23:54 | Сообщение # 11 |
Подполковник
Сообщений: 148
| Дима, говоря о том , что технологий раннего обучения нет, я, конечно, знаю о громадном количестве методик ранних форм обучения. Да, можно использовать обходные пути развития, но всему есть своя цена, а это становление детских способностей и детское здоровье.
Остановить это можно только образовывая родителей. Этим и нужно заниматься!
|
|
| |
Дмитрий Зорин | Дата: Четверг, 22.03.2012, 00:22 | Сообщение # 12 |
Полковник
Сообщений: 229
| akimovp, Павел, а можно ли как-то вышеуказанную тему форума переформулировать? Ну, чтобы она звучала как приглашение к дискуссии, а не выглядела бы как категоричный ответ на ещё не заданный вопрос? (Типа той, которую Вы предложили недавно в другой ветке: "Раннее обучение чтению - чего больше пользы или вреда")
|
|
| |
Павел Акимов | Дата: Четверг, 22.03.2012, 01:35 | Сообщение # 13 |
Полковник
Сообщений: 181
| Quote (dz0rin) akimovp, Павел, а можно ли как-то вышеуказанную тему форума переформулировать? Ну, чтобы она звучала как приглашение к дискуссии, а не выглядела бы как категоричный ответ на ещё не заданный вопрос? (Типа той, которую Вы предложили недавно в другой ветке: "Раннее обучение чтению - чего больше пользы или вреда") предлагайте название - я изменю. Кроме того я Вас добавил в группу "Модераторы" - теперь вы можете это делать сами с любой темой, что-бы совместная деятельность по созданию информационного ресурса об образовании не зависела от моей занятости.
|
|
| |
Дмитрий Зорин | Дата: Пятница, 30.03.2012, 22:21 | Сообщение # 14 |
Полковник
Сообщений: 229
| Документальные фильмы на тему последствий преждевременного развития явление крайне редкое. Я видел пока лишь только два подобных фильма. Хочу поделиться ссылками для тех, кто их ещё не увидел.
Первый фильм вышел лет 5 назад: "Родить вундеркинда."
http://www.rutv.ru/video.html?d=0&vid=36860
Второй фильм: "Фактор риска. Ребёнок-гений.":
"«Читать раньше, чем ходить»; «иностранный язык – с первых дней жизни» - современное толкование декларации прав ребенка. Уже в 3-4 года нынешние дети читают, говорят по-английски, рисуют и плавают. Однако – у раннего развития есть и другие стороны, о которых пропагандисты предпочитают молчать: психические расстройства, травмы, проблемы в общении, заикание..."
http://video.yandex.ru/users/erihgeesuo/view/657/
Сообщение отредактировал dz0rin - Пятница, 30.03.2012, 23:35 |
|
| |
Школдин Алексей | Дата: Суббота, 31.03.2012, 12:22 | Сообщение # 15 |
Рядовой
Сообщений: 15
| Дима, спасибо за ссылки. Эти фильмы надо в видеоматериалы выкладывать, что бы не затерялись...
|
|
| |