[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Модератор форума: akimovp, alexkim, dz0rin  
Обсуждение концепции Ростка.
Cтепанова Валентина ВасильевнаДата: Воскресенье, 26.08.2012, 12:41 | Сообщение # 31
Подполковник
Сообщений: 148
Quote
Способность к целостному (мозаичному) восприятию мира понимается нами как способность, крайне необходимая для реализации в полной мере стандартов двух высших образовательных ступеней (бакалавр и магистр). Данная способность должна целенаправленно формироваться в сознании ребёнка с раннего детства, поскольку является основой мировоззрения творческого, гармонично развитого человека, способного самостоятельно принимать взвешенные решения.

Нет не верно!!!
Во-первых, целостное восприятие мира - это одно, а мозаичное - это противоположное целостному....;

вр-вторых, две высшие образовательные ступени (читайте в тексте) - это творческие и технологические ВУЗы, которые готовят исследователей, конструкторов,которые создают целостный продукт, и технологов способных этот целостный продукт разложить на менне сложные конструкты, которые будут доступны для массового производства. Только этим двум ступеням высшего образования оно дается полноценно.
Не зря в МФТИ при поступлении требуется собеседование не по физике и математике - это само собой разумеющееся, а по литературе, музыке, живописи. От абитуриента требуется понимание устройства мироздания и владение способами фиксации собственных представлений знаками культуры, а также умения декодировать знаки культуры в собственные переживания, осталось только одно - мотивационная направленность на решение вызовов современного мира человеку и человечеству... Простите за пафос... В сегодняшнем мире это не принято.... Но по другому не получается....
 
Владимир ЖуровичДата: Вторник, 28.08.2012, 00:07 | Сообщение # 32
Сержант
Сообщений: 20
Валентина Васильевна, позвольте внести пояснение об используемых мною терминах (про способы восприятия мира).

Человек воспринимает окружающий мир в том объёме, что ему позволяют а) разного рода обстоятельства и б) его мера понимания происходящих вокруг него событий. Человек не способен (во всяком случае, на данном этапе развития) воспринять мир целиком, это она из способностей Бога, или Творца (во всяком случае, Ему виднее, это точно)). То есть человек способен воспринимать только некоторую часть окружающей его информации.

И те системы, в которые человек укладывает своё представление об окружающей действительности, по мере понимания можно разделить на:

1) мозаичный тип восприятия мира (или мировоззрения) - это такой тип восприятия, при котором все фрагменты объективной действительсти связаны воедино и формируют одну картину, или мозайку. При этом, когда человек получает новые знания, если они объективны, то гармонично вписываются в его видение мира, дополняя уже имеющуюся картину (или мозайку).
Яркий пример: Вселенский закон - один, всё в мире есть колебание, есть возна (свет, звук, колебание частиц вещества, колебание составляющих этих частиц, колебание Солнечной системы и галактики Млечный путь и т.д.). Можно выделить периоды колебаний самых различных процессов, в том числе социологических, метеорологических и т.д.

2) калейдоскопический тип мировосприятия: когда знания человека об окружающем мире не связаны в одну систему и представляют собой разрозненные куски информации (при этом знания могут быть и объективными). При добавлении новых знаний, общая совокупность информации об окружающем мире меняется, и формируется новый рисунок (то есть калейдоскоп тряхнули, и сложился новый рисунок из разрозненных стекляшек).
Яркий пример подобной системы: отечественная стандартная система образования. Разные предметы изучают один и тот же Мир, но под разными углами и с разных точек зрения. В итоге, получив аттестат об образовании, человек получает и набор разнонаправленных векторов в голове, где каждый вектор - результат освоения одной из общих дисциплин (математика, литература, физика, химия, география, астрономия, экономика, социология и т.д.). И соотнести эти векторы друг с другом человек не в состоянии (например, религию с физикой и социологией, экономику с философией и обществознанием и т.д.).

Поэтому в моей терминологии мозаичное восприятие - это восприятие целостного Мира таким, каков он есть.

А восприятие Мира через отражения разных стекляшек (то есть когда разные части Мира в голове человека не связаны между собой) - это не целостное, т.е. калейдоскопическое, мировосприятие - в моём понимании.
 
Дмитрий ЗоринДата: Суббота, 01.09.2012, 20:27 | Сообщение # 33
Полковник
Сообщений: 229
zhurovich, Владимир, позвольте мне присоединиться к разговору. Я припоминаю, что Валентина Васильевна на семинарах говорила о мозаичном восприятии, мозаичном сознании. И насколько я понял, эти термины (мозаичная культура, мозаичная картина мира...) введены в науку сравнительно недавно. Погуглил, нашёл кем именно. Если верить Википедии, это французский социопсихолог Абраам Моль. Смысл терминов соответствует тому, что Вы говорите о "калейдоскопическом восприятии":
"Мозаичное сознание характеризуется случайным, хаотическим восприятием разнородной информации, в результате чего эта информация не организуется сознанием субъекта в иерархически упорядоченные структуры, а состоит «из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает „экрану знаний“ определенную плотность, компактность, не меньшую, чем у „тканеобразного“ экрана гуманитарного образования»".
С уважением! Дмитрий.
 
Владимир ЖуровичДата: Вторник, 04.09.2012, 23:09 | Сообщение # 34
Сержант
Сообщений: 20
Дмитрий, благодарю, интересная информация)

На мой взгляд, налицо подмена понятий, организованная определёнными силами с целью сбить Человеков с пути к Правде-Истине.

С одной стороны, мозайка - это целостная картина, где каждый кусочек связан с другими и формирует единую картину. Здесь нет хаотичности, как пишет Моль (обратите внимание на фамилию - подлое мелкое насекомое...). Получается: слово "мозаичная мировосприятие" несёт в себе образ целостного видения мира, и здесь же ему противопоставляется навязываемый молем смысл "социокультурная ситуация, характеризующаяся случайным, хаотическим восприятием разнородной информации большинством субъектов, в результате чего эта информация не организуется сознанием субъекта в иерархически упорядоченные структуры"*.

Всё тот же принцип "разделяй, стравливай и властвуй" - противопоставлено одно другому, в итоге в голове человека, читающего этого моля, формируется каша, поскольку образ не соответствует содержанию понятия, нарушена логическая связь.

С другой стороны, в умолчаниях** статьи википедии (как, предполагаю, и работ моля) противопоставляется мировосприятие и культура***, формируемая на основе этого мировосприятия. Культура вторична по отношению к восприятию мира народными массами: какое мировосприятие, такая и культура. Хотя, безусловно, существует и обратная связь, и целенаправленно можно изменить мировосприятие людей через изменение культуры. Но в таком случае идёт сознательное управление, т.е. это субъективный фактор.

В итоге - двойной мозговой разжиж (уверен, он значительно многомернее, этот разжиж, но изучение "трудов" моля в ближайшие 5 лет не планирую).

_____________
* - разбирать это определение моля не буду, но одно очевидно: восприятие не может быть случайным, потому что многомерным сознанием Человека воспринимается именно то, что ему подаётся конкретно в данный момент времени. Поэтому можно говорить о хаотичной подаче информации, но никак не о хаотичном восприятии её. А подача - процесс управляемый, делайте выводы)
(собственно, управление есть ни что иное как подача информации)

Чувствуете разницу?

** - информацию по доступности для народа можно разделить на "по оглашению", "по умолчанию" и "по посвящению" - это деление несёт в себе глубокий смысл.

*** - это хорошо видно в цитате:
Quote
социокультурная ситуация, характеризующаяся случайным, хаотическим восприятием разнородной информации большинством субъектов, в результате чего эта информация не организуется сознанием субъекта в иерархически упорядоченные структуры, а состоит «из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает „экрану знаний“ определенную плотность, компактность, не меньшую, чем у „тканеобразного“ экрана гуманитарного образования»

Здесь, среди прочего, культура "характеризуется" восприятием - как будто культура сама по себе обладает свойством восприниать окружающую действительность.


Сообщение отредактировал zhurovich - Вторник, 04.09.2012, 23:37
 
Дмитрий ЗоринДата: Среда, 05.09.2012, 00:16 | Сообщение # 35
Полковник
Сообщений: 229
Quote (zhurovich)
* - разбирать это определение моля не буду, но одно очевидно: восприятие не может быть случайным, потому что многомерным сознанием Человека воспринимается именно то, что ему подаётся конкретно в данный момент времени. Поэтому можно говорить о хаотичной подаче информации, но никак не о хаотичном восприятии её. А подача - процесс управляемый, делайте выводы)
(собственно, управление есть ни что иное как подача информации)


Владимир, попробую объяснить свою позицию по вопросу.
Если человеком некто манипулирует наподобие действий с куклой, ограничивая его как деятеля, как субъекта, он неизбежно изменяет и характер его восприятия окружающего мира. И Моль здесь абсолютно ни при чём.
Куклу можно тянуть за руку, не спрашивая, куда она намерена пойти. Можно положить спать в одном месте, а "разбудить" уже совсем в другом. Можно действовать её руками, ногами... как своими", и если это живая "кукла", восприятие у неё конечно останется, только будет оно и ущербным, и состоять будет из разрозненных, хоть и накрепко связанных между собою фрагментов. Дело в том, что сознание наше не может выжить без того, чтобы не сохранить для себя хотя бы иллюзию целостности. Потому и приобретает характер мозаики. ИМХО.
 
Владимир ЖуровичДата: Среда, 05.09.2012, 08:31 | Сообщение # 36
Сержант
Сообщений: 20
Дмитрий, в данном случае вопрос лишь в определении понятий, а также в том, что определение моля не соответствует объективной действительности. Образ мозайки прямо противоположен тому, что под ним пытается "втюхать" моль. То есть вместо "белого" он пишет "чёрное", а это в корне не верно - всё нужно называть своими именами, или - всё имеет свою меру.

Насчёт управления сознанием людских масс - да, это явление крайне широко сегодня используется. И ещё со времён Древнего Египта (то, что документально подтверждено). А управление по своей форме может быть либо структурным (командир сказал "Шагом марш!"), либо безструктурным (когда создаётся такая ситуация в обществе, что люди сами делают так, как надо той или иной силе).

Но этот вопрос выходит за рамки темы о Концепции Ростка.

О том, без чего может или не может выжить человеческое сознание, судить не берусь, это индивидуально. Сегодня уже массово пропогандируют людоедство и зоофилию, не ограничиваясь повсеместной пропагандой и внедрением педерастии. И это надо чётко себе представлять.

Но вот вопрос: будет ли картина мира человека являться целостной, если он всего лишь так считает, а соответствия между его "считанием" и объективной действительностью нет?

И чем Человек отличается от бездушной куклы, если куда его погнали, туда он и побежал, даже не пытаясь составить собственное мнение, - а надо ли туда бежать?
 
Cтепанова Валентина ВасильевнаДата: Пятница, 21.09.2012, 10:36 | Сообщение # 37
Подполковник
Сообщений: 148
Владимир, добрый день!
Терминов огромное количество, даже в области одного раздела науки, и автор, пытается описать с их помощью свое представление о явлении на столько точно, насколько это возможно.
Говоря о "Картине мира" я говорю о структуре представлений человека, можно сказать вслед за Флоренским о "микрокосме". О той внутренней опоре мышления, через которую человек видит мир. "Картина мира" имеет качественное отличие по способу создания ее владельцем. Либо она выстраивается субъектом через проживание, переживание собственного опыта и тогда она включает в себя не только представления, но и способы оперирования в подобных ситуациях, увязанную с этими представлениями систему мотивов и общую направленность личности, то есть целостность сознания.
Целостностью сознания могут владеть не только боги....
Другое дело, если человеку даются урезанные, обессмысленные куски информации, и он воспринимает их на принципах веры, а пользуется ими как надежным орудием, до конца не понимая область применения этого орудия.
Извините, отвечаю второпях...
 
Александра КимДата: Пятница, 05.10.2012, 01:03 | Сообщение # 38
Лейтенант
Сообщений: 56
Всем здравствуйте.
Я прочитала заново "Основные идеи концепции и философию развития школы" http://rostok54.ru/index/osnovnie_idei_koncepcii_i_filisifiy_razvitiy_shkoli/0-20
1. Первое - я обнаружила, что теперь мне не встречаются незнакомые термины и бессмысленные :) сочетания слов. ))))) Спасибо семинарам, где Валентина Васильевна так терпеливо и легко, на примерах, вводит нас в смысл всех этих психологических терминов. А вернее, даёт нам возможность самим понять, обобщить, сделать выводы.

2. Теперь вопрос о небольших опечатках, мне кое-какие попались на глаза. Эти замечания кому-нибудь отправить для исправления? Чтобы следующие читающие не спотыкались.

Это тоже очепятка, но тут, видимо, выпало слово:
3. У меня ощущение, что в этом предложении пропущено сказуемое:
Quote
Но лишь те функциональные системы, которые возникают при успешном обслуживании значимых для индивида деятельностей, для реализации индивидуальных форм поведения.


На мой взгляд, по смыслу сюда идёт слово "остаются" (сохраняются, устанавливаются) :
"Но остаются лишь те функциональные системы...".

Добавлено (05.10.2012, 00:03)
---------------------------------------------

Ну просто мои комментарии, хочу поделиться и спросить мнения по поводу следующего фрагмента:
4.

Quote
Для решения этих проблем необходимо коренным образом пересмотреть существующие методы обучения, ввести «инновационное обучение», основанное на проблемно-исследовательском способе познания, порождающем способность к выдвижению гипотез, их исследованию, сопоставлению с культурными представлениями, а затем с принятием решения и индивидуальной ответственностью за его реализацию. Это является крайне важным для успешного функционирования в пространстве быстро меняющегося мира.
Функция школы состоит в передаче культуры подрастающему поколению и формированию способности понимать и принимать задачи наличного бытия, способного жить и общаться внутри него.
Но, исходя из задач современного, быстро меняющегося мира, актуальной становится задача – готовить человека способного менять самого себя и наличное бытие. Третьим условием функционирования школы является достижение учащимися образовательных цензов, определённых государством. Формирование у учащихся способности к творческому освоению артефактов культуры и есть, по большому счету, средство реализации всех трёх задач и основа для рассмотрения проблемы содержание образования.

Правильно ли я понимаю, что три условия функционирования школы это:
1) передаче культуры подрастающему поколению и формированию способности понимать и принимать задачи наличного бытия, способного жить и общаться внутри него,
2) готовить человека способного менять самого себя и наличное бытие,
3) достижение учащимися образовательных цензов, определённых государством.
Далее Валентина Васильевна пишет, что является средством реализации этих трёх задач и одновременно содержанием образования - творческое освоение артефактов культуры.

Кстати, я сразу вспоминаю уроки в школе, на которых я была - Бородино Лермонтова. Казалось бы, что из этой темы можно взять для математики, к примеру? Оказывается, бездонная тема - и когда, зачем произведение было написано, сколько лет прошло, какого возраста был Лермонтов(счёт), и как выглядели солдаты, что носили(конструировали из бумаги киверы - цилиндры, разбирались какого цвета султаны, зачем нужны, и т.д.), и как солнце освещало пушки, с какой стороны света шёл Наполеон, какую роль сыграл Шевардинский редут. Как могли сообщаться разные части армии, были ли тогда телефоны, и когда их вообще изобрели, а почему не использовали самолёты. И дети нарисовали карту поля боя размером в 4 ватмана, слепили редуты и флеши, солдатов и коней, воспроизвели всё сражение... Это уже детям невозможно забыть, как и приобретённые (подкреплённые) этим способом знания по математике, физике, географии, чтению, письму.
И так проходятся все темы, так в них встраивается весь программный учебный материал! ...Для стандартной системы образования это настоящий шок. Сколько сейчас найдётся учителей, обладающих такой квалификацией и опытом, чтобы быть способным направлять эту стихию?! Низкой поклон преподавателям "Ростка"!!!
И да будет в мире больше таких учителей...

Как я стала понимать с недавних пор, именно благодаря содержанию уроков у детей появляется естественный интерес к обучению, внутренняя мотивация. И то, что разные предметы слиты воедино на теме общего содержания - это тоже чрезвычайно важно. Функциональное единство образовательной системы - как это красиво звучит! Потому что не обучение само по-себе является целью, оно лишь повод для того, что является главным: чтобы дети приобрели способности к взаимодействию, к самореализации в социуме, к групповой деятельности, чтобы иметь адекватное представление об устройстве мира и своём месте в нём.

5. Далее идёт масса потрясающе красивых мыслей, а затем идея об объединении двух линий развития личности.

...извините, допишу позже (оставляю самое интересное на потом :)


Сообщение отредактировал alexkim - Пятница, 05.10.2012, 01:02
 
Cтепанова Валентина ВасильевнаДата: Понедельник, 08.10.2012, 10:04 | Сообщение # 39
Подполковник
Сообщений: 148
Саша, огромное спасибо за внимательное прочтение концепции. Пропущенное сказуемое - сохраняются.
Только тогда возможно понимание, когда есть действительный интерес к проблеме.
Очень хочется, чтобы этот интерес проснулся еще в ком-то...Чем больше понимания, тем легче продвижение ...
 
Александра КимДата: Вторник, 09.10.2012, 01:34 | Сообщение # 40
Лейтенант
Сообщений: 56
Разгадывать смысловую линию, по которой разворачивается философия развития и концепция школы... это же жутко интересно!

...Далее. Продолжая осваивать статью и пытаясь уложить следующую мысль в своей голове, у меня возникла такая интерпретация:
Целью школы, как и полагается, является "успешное овладение содержанием учебной деятельности", что достижимо только когда
1) ребёнок в достаточной мере психологически развит и является субъектом воли, способным удовлетворять свои потребности,
2) учебная деятельность построена так, что в её процессе удовлетворяются потребности ребёнка (тогда у него будет внутренняя мотивация)
3) учебный процесс создаёт условия для активной деятельности ребёнка (что обеспечивает его дальнейший индивидуально-личностный рост)
(А, собственно, всё так и написано в другой версии этой статьи, более краткой: http://rostok54.ru/index/koncepcia/0-2 )

Итак, с одной стороны, эффективное обучение нуждается в психологическом здоровье ребёнка. А с другой наоборот, для дальнейшего индивидуально-личностного развития необходимо быть встроенным в социум и его исторически наработанные правила, то есть обучаться. Это же система с положительной обратной связью(!), вечный двигатель, залог развития человека. ;)

Таким образом, обучение необходимо для выстраивания адекватной картины мира, опираясь на которую, ребёнок может ориентироваться в меняющейся ситуации, выявлять смысл и находить эффективный способ достижения предмета потребности.
А здесь уже и здоровье, в общем и конкретном смысле, обеспечено.
___________________________________________________
На сегодня всё. Опять не дошла до двух линий развития индивидуальности, этого фазового перехода "изменения механизма формирования личности" (по Леонтьеву), перехода от объекта к субъекту, связанного с переоценкой прежнего опыта и возвращению к "обособившемуся сознанию индивидуальности". Кстати, приходит на ум физическая аналогия: можно выбрать другой, второй путь в фазовом пространстве, позволяющий избежать критической точки фазового перехода, делая процесс равновесным и более устойчивым. Этот путь и предлагает Валентина Васильевна в новой концепции.
Всё же, как это сложно... Надеюсь, к следующему разу у меня что-то причешется в мозгу получше. :)
 
Павел АкимовДата: Вторник, 09.10.2012, 12:19 | Сообщение # 41
Полковник
Сообщений: 181
Quote (alexkim)
Итак, с одной стороны, эффективное обучение нуждается в психологическом здоровье ребёнка. А с другой наоборот, для дальнейшего индивидуально-личностного развития необходимо быть встроенным в социум и его исторически наработанные правила, то есть обучаться. Это же система с положительной обратной связью(!), вечный двигатель, залог развития человека. wink

Саша, очень красивая аналогия. Я также сильно взбудоражился когда осознал эти возможности.
Но разреши добавить ложку дегтя. К сожалению, в текущем состоянии социума эта связь наносит больше вреда чем пользы. Хоть разрывай эту связь временно - применяй ЮЮ в положительном направлении.
Пока качество социума не поменяется, не появится критическая масса людей, осознающая что нужно для развития ребенка - обратная связь не будет приносить положительный эффект.
Как же тяжело меняется общество. Даже на примере сообщества Росток, где Валентина Васильевна всем родителям наглядно демонстрирует законы развития сознания - эта связь еще не дает эффекта в полной мере. Необходим какой-то мощный рычаг что-бы необратимые положительные изменения социума произошли в осязаемый период.
В данный момент мы можем только гадать - каких высот развития индивидум и социум могут достич.
 
Александра КимДата: Вторник, 09.10.2012, 17:28 | Сообщение # 42
Лейтенант
Сообщений: 56
Павел!
Ложка дёгтя тоже приятна, даже вдвойне, так как вносит резонное возмущение.

Quote (akimovp)
К сожалению, в текущем состоянии социума эта связь наносит больше вреда, чем пользы. Хоть разрывай эту связь временно - применяй ЮЮ в положительном направлении.
Пока качество социума не поменяется, не появится критическая масса людей, осознающая что нужно для развития ребенка - обратная связь не будет приносить положительный эффект.

Но то, что уже делается в Ростке - это уже колоссально много. Влияние огромно, причём как на детей, так и на взрослых.
Под установками социума я имела в виду что-то более простое, обычные, житейские правила жизни и общения, допустимые способы удовлетворения своих потребностей. Социум, окружающий наших детей - это их класс с преподавателями, плюс родители. Индивидуальность (субъектность) ребёнка в процессе обучения по Технологии не подавляется, для ребёнка созданы условия для активной деятельности, он находит эффективные и приемлемые способы реализации замыслов, развивается, расширяя свою целостную картину мира. Это развитие даёт основу для освоения дальнейших этапов обучения (например, социально принятым способам выражения своих математических представлений). Это снова углубляет картину мира, направляя ребёнка дальше. И так далее. Вот в этом смысле положительная обратная связь.

Взрослым требуется нечто большее, чтобы проявился этот механизм. Мы развивались по прежнему стандартному пути. Сначала нас учили осваивать установки рода, для этого требовалось подавить субъектность. Теперь эту субъектность нам необходимо восстановить. Движущей силой для перехода от объекта общественного развития к субъекту является появление новых условий жизни, которые не были заложены в прежней статичной форме социальной модели. Для нас это, как правило, проблемы, связанные с ребёнком и его обучением в стандартной системе образования с вытекающими разнообразными последствиями. Существующие противоречия требуют разрешения, это мотивирует нас на поиски новых способов, приводит к Валентине Васильевне. :) После переосмысления прежнего опыта и фиксации новых представлений нам необходимо заново обратиться к социуму, "обучиться", включить новые представления в свою картину мира. и механизм вечного двигателя запущен. Другое дело, что это за социум, с которым мы взаимодействуем? Очевидно, мы делимся своими разросшимися мыслями с родными, друзьями, но можем и делиться друг с другом. Родители и могут быть той частью социума, с которой мы могли бы эффективно общаться, обмениваться мнениями, воспринимать другую точку зрения. Содержанием общения может быть наш совместный опыт присутствия на семинарах. Или обсуждение концепции "Ростка". Для меня, наверное, форум - своего рода внешнее орудие мышления.

Quote (akimovp)
Как же тяжело меняется общество. Даже на примере сообщества Росток, где Валентина Васильевна всем родителям наглядно демонстрирует законы развития сознания - эта связь еще не дает эффекта в полной мере. Необходим какой-то мощный рычаг чтобы необратимые положительные изменения социума произошли в осязаемый период.

Разве обязательно ждать эффекта в полной мере и менять социум? Можно же просто жить, общаться, взаимодействовать. Может, мы не видим сути процесса, поэтому и кажется, что продвижения нет. "Интегративное единство" проявится - любому ростку нужно время, чтобы взойти, и он растёт непрерывно, даже под землёй. ^_^
 
IlonfDafildДата: Четверг, 03.08.2023, 13:58 | Сообщение # 43
Рядовой
Сообщений: 1
писательский труд
 
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск:

Меню сайта
Вход на сайт
Статистика