Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся по системе «Росток» на ступени   начального общего образования.           
Степанова В.В.


Цель программы:Обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности , применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных условиях.

Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования.
     (Пояснительная записка)

Разработчики программы исходят из положения о том, что личность формируется только в деятельности. На ступени начального общего образования ребенок включается в социально ценную, культурно соотнесенную форму коллективной деятельности, которая направлена на освоение социальных представлений об окружающем мире (социальная картина мира), способах описания картины мира, ценностных установках культуры, символически-знаковых средств фиксации индивидуальных, групповых и универсальных представлений.

Успех коллективной формы деятельности всегда зависит от взаимного благорасположения и благонамеренности всех участников данного процесса.

Только тот ученический коллектив может добиться успеха в реализации поставленной задачи, быть эффективным, который представляет из себя функциональную систему, постоянно изменяющуюся, но направленную на решение общей задачи. Под функцией мы понимаем краткосрочное стечение сил в общей точке приложения, направленной на решение поставленной задачи. Внутри позитивно направленной деятельности по получению общего продукта, через поиск эффективных способов взаимодействия всех членов группы, возникают условия, способствующие становлению ценностных ориентаций личности. Orientis (восток), точка восхода солнца, света, что в культуре является символом направленности на позитивные стороны бытия.

Совместная деятельность по созданию общего продукта регулирует поведение каждого участника данной деятельности и создает условия для становления позитивного отношения к совместной деятельности, к участникам этой деятельности, к членам своей семьи, к одноклассникам, к старшим, ко всем людям. Совместная деятельность является условием становления ценностных ориентаций личности, которые приобретают функцию важнейших регуляторов социального поведения школьников.

Умение эффективно действовать в коллективной деятельности предопределяет становление позитивных социальных установок, которые обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют стратегии эффективного поведения в совместной деятельности, контролирует и организует мотивационную сферу индивида и управляет процессами общения.

Непротиворечивость ценностной ориентации личности является показателем устойчивости личности. Противоречивость — говорит о незрелости личности, которая еще не определилась, и несет в себе ценностные установки различных социальных групп, противоречащих друг другу. Становление непротиворечивости в системе ценностных установок знаменует становление личности - как активного субъекта социальной деятельности.

Процесс становления ценностных ориентаций личности постепенно и последовательно разворачивается в онтогенезе. Этот процесс восхождения субъекта от индивидуальных форм самовыражения в деятельности (индивидуальная игра, индивидуальный рисунок и т.д.) требует от ребенка

-   самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

-    умения открыто выражать и отстаивать свою позицию;

-    готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты;

-    целеустремленности и настойчивости в достижении целей;

-   критичности к своим поступкам и умению адекватно их оценивать —

все это становится условием развития самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее актуализации.

Следующим этапом развития является освоение групповых форм организации символически-знаковых видов деятельности ( групповые формы организации совместной деятельности, направленные на создание общего продукта: групповая игра, групповой рисунок, создание групповой модели). Данные виды деятельности способствуют субъектному соподчинению поведения всех членов группы задаче реализации общего замысла, что позволяет приобрести чувство сопричастности у всех субъектов совместной деятельности. Это порождает доброжелательность, доверие и внимание в отношениях к одноклассникам, членам своей семьи, окружающим людям; готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников — что позволяет создать психологические условия для дальнейшего развития общения, кооперации, сотрудничества. Постепенное развертывание доброго отношения к окружающей ребенка действительности перерастают в чувство сопричастности и гордости за свою школу, свой город, свой народ, историю своей страны, формирует осознанное отношение к своему участию в жизни народа, посильному участию в благоустройстве спортивного уголка, школы, двора. Это способствует становлению умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей. Знакомство с культурой других народов, их традициями, способами жизнедеятельности становятся основой для осознания единства и целостности мира, готовности к сотрудничеству, доброжелательности, внимания и доверия к людям, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной и мировой художественной культурой. Знакомство с постоянно расширяющимся миром создает условия для становления интереса к процессу познания; развитию широких познавательных интересов, инициативы, любознательности, творчества; развитию  умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. Выпускник начальной школы направлен на активное познание мира, проявляет любознательность к окружающему миру, обладает способностью к  учебной деятельности. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий общепринятые в культуре ценностные установки. Любящий свой край и свою страну. Готовый высказывать свое мнение, отстаивать его и отвечать за последствия своих поступков перед собой, семьей, школой. Выполняющий правила здорового образа жизни.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся: знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения, умение соотносить поступки и события с принятыми в культуре этическими принципами, умение направлять собственную активность в русло коллективной, смысловой деятельности, направленной на получение общего результата.

Применительно к учебной деятельности следует выделить следующие:

-  удержание субъектной позиции в освоении содержания учебной деятельности;
-  овладение эффективными способами учебных действий;
-  следование морально-нравственным ориентирам, принятым в культуре в процессе учебной деятельности ( в отношении сверстников, учителей, а также содержания учебного материала).

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к удержанию мотивационной направленности на достижение результата при решении учебной задачи, способность кооперировать свои усилия с усилиями всех в групповой деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: обще-учебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Обще учебные универсальные действия:

• принятие учебной задачи;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• самостоятельное определение способов действия при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу обще-учебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование — умение преобразовать собственное представление из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); умение распредмечивать модель сверстника, через постановку вопросов к ней, и преобразовать ее в чувственную форму представления или понятия;
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:
• выстраивание учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — принятие учебной задачи, умение вступать в обсуждение проблемы, учет позиции других  участников обсуждения, интеграция  в группу сверстников для продуктивного взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• направленность на создание общего продукта взаимодействия, избегание конфликтов;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении  ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Каждый из предметов, помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:

- коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
- умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
- умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

На разных этапах обучения по УМК  «Росток» в начальной школе.

Смысловые акценты УУД.




 
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0