Размышления человека, выбирающегося из-под обломков Советского Союза, или Как мне стал интересен процесс.

Мое знакомство с Валентиной Васильевной Степановной состоялось в 1997 году. То, что она говорила, было ново, интересно, непривычно, ярко, засасывало как воронка и увлекало в глубину. Есть материальное воплощение того впечатления от этих первых встреч.  Примерно в это время я купила для себя, наверное, у автора небольшую картину с нарисованным маслом букетом, изображённым как взрыв цвета. Это было созвучно тем моим ощущениям. Я подарила её Валентине Васильевне.

Мы, постоянные слушатели курсов В.В. Степановой «Школа развития индивидуальности», где обсуждаем проблемы образования ,знаем, нередко наблюдаем, как впервые приходящие не принимают информацию и покидают курсы,  не возвращаясь.

Но всегда  кто-то остаётся.

Вот и в последнее время один за одним вливаются в наше сообщество люди, привлечённые не только возможностью содержательного общения на курсах, но находящие те ниши в общем деле, которые никто не занимал, и работу, которая до сих пор никем не делалась и которую могут сделать только они. И участникам процесса со стажем остается только воскликнуть: «Да как же мы могли прежде обходиться без них?!».   Каждый делает свою часть работы, ту часть, которую он хочет, а значит,  может делать.

Эти вновь вливающиеся участники действуют сообразно с именно тем принципом, который является основополагающим при создании  нами условий для общения, деятельности детей, когда ребёнок должен сам найти для себя место в группе и в деле, которое делает группа, сообразуясь со всеми членами группы и тем делом, общим для всех в своей цели. Здесь нельзя быть командиром, кукловодом, вялым балластом, солистом, демонстрирующим себя. Учитель должен вести дело так, чтобы группа нащупала путь взаимодействия на позициях равноправия, товарищества, заинтересованного погружения в деятельность, что неминуемо приведёт к успеху.

Интересно наблюдать,  как дети пробуют, ищут свои собственные краски,  способы для выражения своих представлений в пластике, мимике, танце. Всегда испытываешь радостное удивление, когда видишь,  как впервые движение  наполняется жизненными соками осмысленной деятельности при освоении ребёнком символического языка танца.  В этом нет скуки опрятной схемы, ведущей в лучшем случае только к нарядной банальности. Но есть робость, неловкость, неумелость проклюнувшейся жизни. Этот процесс и интересен, именно он и ценен. Но работе над тем, чтобы дети смогли начать доставать свои подлинные впечатления из своего собственного опыта и искать убедительные в своей выразительности формы вынесения себя во вне, предшествует иная работа. Это стимулирование процесса общения каждого с каждым на основе товарищества и взаимоподдержки. Эти два дела не следуют одно за другим последовательно,  но работа по становлению общения несколько предшествует тем делам, которые будут подготовлять субъектную позицию ребёнка и его творческие проявления. Они, эти два аспекта педагогической хореографии,  будут идти потом вместе, но необходимо подчеркнуть со всей определённостью, что вынесение себя во вне именно каждым ребёнком  возможно только при условии товарищеского, на равных, каждого с каждым, основанного на взаимоподдержке общения. (Я, по-моему, проговаривала это уже неоднократно, намереваюсь это делать и впредь).

Выращивание такого общения будет опираться на структуру правил, направляющих общение в обозначенном русле. И здесь мы видим, что как бы формальные, сухие , отстранённые правила, не принимая во внимание распоясанность одного, безликую послушность другого,  желание командовать третьего, соперничество четвёртого с пятым  вынуждают находиться всем вместе, действовать в команде, находить такие способы взаимодействия, чтобы работа команды стала эффективной, т.к. оценивается работа команды в целом.

Сейчас мне хочется вспомнить те события своего детства, подросткового периода  и юности, которые стали, как я сейчас думаю, знаковыми для меня. Подумать, что же состоялось в начале моей жизни, что позволило в 1997 году не отвергнуть, не разозлиться, а сместить содержательный центр тяжести моей работы в школе в другое, непривычное место, посмотреть на то, чем я занимаюсь, то есть на хореографию в школе и вообще на организацию жизни,  с другой точки зрения. Значит,  для меня была ценностью возможность реализации человеком самого себя, хотя это не было мною осознано и продумано.

Продолжение .......                       


Меню сайта
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0