Проблемы становления письменной речи ч.2


Постановка речевого дыхания

Первый этап работы по постановке речевого дыхания связан с накоплением эмпирического опыта телесного ощущения от производимого акта дыхания. Детям предлагаются деятельности, успешная реализация которых возможна при условии правильной постановки дыхания. Это такие формы игровой деятельности, которые позволяют ребенку при освоении её, овладеть правильно поставленным речевым дыханием.
Рассмотрим с вами основные типы дыхательных упражнений, используемых нами в технологии.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ. Эти упражнения помогают ребёнку почувствовать комплекс телесных ощущений в момент звукопроизнесения. При совпадении звуковых вибраций, производимых ребёнком в момент подражания, с голосами птиц или животных у ребёнка самоорганизуется функциональное певческое и речевое дыхание. При получении сходства в звукоподражании, ребёнок овладевает комплексом вокально – телесных ощущений, воспроизводя который, ребёнок научается управлять диафрагмальным дыханием. То — есть, ребёнок может вернуть при необходимости комплекс вокально – телесных ощущений, полученный эмпирическим путём, а вместе с ним и правильно поставленное дыхание. Ребёнок, через акт волевого действия, овладевает способностью вызывать и удерживать опору дыхания. Для проведения упражнений на звукоподражание необходимо создание определённого слухового эталона, для этого проводятся с детьми наблюдения за животными. Детям предлагается послушать, как мяукает котёнок или кошка, квакает лягушка, или рычит пес, и повторить, как можно более, похоже. Дети сопоставляют своё звукоподражание со звуковым эталоном, сравнивают степень схожести звукоподражания сверстниками. Дети находят наиболее похожее звукоподражание на эталон, и сравнивают его с голосом животного, и со звуковым подражанием сверстников. Это позволяет детям наблюдать за своим дыханием, и управлять им. Что крайне необходимо для постановки звукового анализа в момент как устной, так и письменной речи. Физиологической основой звукового анализа речи является наблюдения за собственными телесными ощущениями в процессе речи. В процессе связной речи, диафрагма совершает колебательные движения, сопровождающие слогоделение общего речевого потока с частотой 7 + 2.слога в секунду. Артикуляционные движения разделяют в свою очередь слоги на звуки. В момент звукоподражания ребёнок научается ощущать работу диафрагмы, которая управляется мышцами брюшного пресса и межреберными мышцами, а также наблюдать за собственной артикуляцией.


16 января 2012, 12:16

ПУСКАНИЕ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ. Эти упражнения крайне привлекательны для детей, они обеспечивают устойчивую мотивацию к деятельности. И самое главное, они имеют конкретный продукт, который позволяет контролировать силу и плавность дыхания.
Мыльные пузыри необходимо пускать, как с ладоней в момент умывания, так и из соломинок, бумажных рожков. Для постановки дыхания мы используем приём выдувания крупных пузырей. Для этого необходимо сделать бумажный рожок, можно использовать детскую пластмассовую игрушку. Раструб помещаем в мыльный раствор или шампунь, смотрим, чтобы он заполнился мыльной мембраной, и плавно начинаем выдувать мыльный пузырь. Как только пузырь оторвется от рожка, мы вместе с детьми начинаем собственным дыханием удерживать его в воздухе. Дети присоединяются к данному действию. Для удержания пузыря в воздухе необходимо длительное, мягкое направленное дыхание. Кроме упражнения на дыхание в момент игры с пузырем устанавливаются и групповые взаимодействия.

16 января 2012, 12:24

Следующим типом упражнений, направленных на развитие длительного, мягкого выдоха — являются упражнения, в которых дети учатся надувать воздушные шары.
Детям предлагается это упражнение, как развлечение. А затем, надутые шары используются детьми как пищалки, выдувающие в определенном ритме знакомые попевки. После проведения упражнений с реальными шарами, мы переходим к выполнению упражнений с воображаемыми шарами.
Педагог предлагает детям взять воображаемый шар и надуть его. После этого детям предлагается выпустить из шарика воображаемый воздух, озвучив его. При выполнении этого упражнения дети соревнуются на длительность мягкого выдоха. Инструкция звучит так: «У кого шар дольше пищит». Данное упражнение дает возможность отработать мягкий длительный выдох необходимый для формирования техники чтения.
Эти упражнения готовят ребёнка к постановке артикуляции гласных звуков. Умение наблюдать за собственными ощущениями, позволяет одновременно с постановкой дыхания заняться вокализацией гласных звуков. Первый этап овладения вокализацией гласных звуков связан с постановкой правильного извлечения звука.

16 января 2012, 17:51
Эти упражнения готовят ребёнка к постановке артикуляции гласных звуков. Умение наблюдать за собственными ощущениями, позволяет одновременно с постановкой дыхания заняться вокализацией гласных звуков. Первый этап овладения вокализацией гласных звуков связан с постановкой правильного извлечения звука.
Голосовой аппарат может действовать в четырёх режимах, именуемых регистрами. Самый низкий регистр используется только в речи и в несценическом пении. Этот регистр является нетональным, шумовым (шуршащим, трещащим). По – немецки он именуется «штро-бас», что значит «соломенный», «шуршащий» бас. Наиболее подходящие слова в русском языке «скрип», «шорох».
Следующий по звуковысотности регистр именуется нефальцетным (он же «грудной»). При его работе, у говорящего или поющего человека, преобладают вибрационные ощущения в области трахеи. Этим регистром в речи, как правило, пользуются все. Однако, для детей, ре – ми второй актавы, являются физиологическим пределом в нефальцетном регистре.
Выше нефальцентного идёт фальцетный регистр ( головной), который охватывает у детских и женских голосов всю первую и вторую актавы, достигая ре – ми третьей актавы.
Выше фальцетного располагается свистковый или флейтовый регистр. Мужчины реализуют его крайне редко, а у женщин и у детей он всегда присутствует, причем дети обладают им, чуть ли не, с первых дней жизни.
По своему диапазону регистры не стыкуются, а накладываются друг на друга (кроме штро-баса, не имеющего тональной звуковысотности). Таким образом, первая октава и у женщин, и у детей, и у мужчин может быть озвучена двумя регистрами: нефальцетным и фальцетным. Если у мужчин выбор регистра очевиден в пользу нефальцетного, то у детей анатомия и физиология гортани таковы, что особенно при неразвитом от природы голосовом аппарате, тихий нефальцет мало отличается от фальцета. Это является причиной путаницы, которая ведёт к представлению о существовании между нефальцетным и фальцетным регистром ещё, какого-то одного, смешанного регистра – микста.
Кроме самих регистров нужно обратить внимание на наличие механизма автоматического перевода гортани из одного регистра в другой – перевода, который осуществляется по принципу порогового явления, сущность которого состоит в функциях охраны и регуляции голосоведения. Если человек будет повышать тон в нефальцетном регистре, то выше определённой частоты ( около 330 Гц) сработает охранительная функция гортани, и голосовые складки резко переключатся на фальцетный регистр. В пении такое явление называют срывом голоса. Это амортизирует голосовой аппарат и резко ограничивает звуковысотные возможности, приводя к образованию узелковых ларингитов.

16 января 2012, 17:53
Итак, для охраны голосового аппарата детей, необходимо развивать их голосовые данные за счет развития отдельно грудного и головного регистра, и овладения способами перехода от одного регистра к другому. Тесситура фа – си первой октавы является самой неудобной для детей, ибо высока для нефальцетного регистра, и низка для фальцетного. Для постановки письменной речи, нам крайне необходимо развивать, как, диафрагмальное дыхание, функционально связанное с нефальцетным регистром, так как оно предопределяет физиологический механизм выделения из потока речи, её слоговой структуры; так и фальцетный регистр речи, связанный с вычленением гласных и согласных звуков.
В.В. Емельянов выделил взаимосвязи регистров со способами доречевой коммуникации.
Штро – бас коррелирует со скрипом;
Нефальцетный регистр – рык, крик;
Фальцетный – вой, визг;
Свистковый – свист.
Поэтому для овладения произвольным включением того или иного регистра вначале целесообразно использовать разнообразные игровые звукоподражания, опирающиеся поочерёдно то на грудной, то на головной резонаторы.
На начальном этапе обучения целесообразно полностью исключить из употребления тесситуру фа – си первой октавы и исполнять небольшие попевки попеременно разными регистрами в их оптимальных тесситурах. Постепенное расширение диапазона произведений в разных регистрах, закрепление навыка вызова определённой звуковысотности, позволяет включать произведения более широкого диапазона, без риска перенапряжения голосового аппарата.
Для работы над звуковедением в нефальцетном режиме мы используем упражнения, так называемого пульсирующего пения. Их суть состоит в пении гаммообразных попевок, за счет активной работы диафрагмы. Исполнение попевки выполняется на одном артикуляционном звуке (У, О, А, Э, или Ы). После овладения пением на одном звуке, мы последовательно включаем все остальные звуки.


16 января 2012, 17:56
 
Следующим видом упражнений на активизацию голосового аппарата в грудном регистре являются «Ульки». Суть их состоит в поиске вибрационных ощущений в области трахеи, и координации вибрационных ощущений с ручными движениями. Мы предлагаем детям скрестить руки на груди так, чтобы середина ладони лежала на ключице. При этом, левая ладонь должна касаться правого плеча и наоборот. Взяв дыхание, на выдохе произнести звук «У» так, чтобы услышать вибрацию в точке перекрестия предплечий. При опускании рук вниз, сосредоточиться на точке вибрации и опускать её, как бы, скользя вниз, вслед за руками, рефлекторно переходя к произнесению звука «О». Постепенно в телесные ощущения звуковедения включаем и позвоночник, звук, вибрируя, как бы, спускается или поднимается по позвоночнику, как по винтовой лестнице, вслед за руками. Ритмическое изменение положения рук, позволяет детям научиться управлять собственным голосом в нефальцетном режиме. Расширение голосовых возможностей в нефальцетном регистре связано с дополнительным включением в данные упражнения доречевых коммуникаций: штро-баса, «кваканья лягушки», «рычания собаки», «крика чаек» и т.д. Для детей важно, чтобы упражнения носили смысловой, игровой характер. Дети могут придумывать и инсценировать рассказы – пантомимы, озвучивая их доречевыми коммуникациями. При показе пантомимы важно, чтобы озвучивание происходило синхронно с ручным показом, при этом важно, чтобы были параллельно задействованы обе руки. Таким образом выполненные упражнения способствуют координации ритмов обеих полушарий головного мозга, а также, выравниванию дыхания в обеих легких, что приводит к оздоровительному эффекту при заболеваниях бронхов, легких и др… В том числе, при ритмическом совпадении артикуляционных движений с движениями пальцев рук, происходит активизация в образовании третичных зон коры головного мозга, функция которых связана с развитием высших форм мышления и речи.
К упражнениям такого типа относятся упражнения на активизацию голосового аппарата в речевом режиме (грудной регистр), осознания грудных вибрационных ощущений и выработка навыка синхронизации ручных и артикуляционных движений. Дети, при прорисовывании жестом в воздухе контура тела воображаемого животного: петушка, слонёнка, динозаврика, синхронно с движениями рук произносят гласные звуки (У, О, А, Э, Ы, переводя их в штро-бас).


16 января 2012, 17:59
Эти упражнения ставят функциональную основу для письменной речи. Пульсирующие движения диафрагмы, с которыми связан порциональный выдох на каждую последующую гласную, и обеспечивает участие диафрагмы в послоговом членении речевого потока, который уточняется и обрабатывается артикуляционным аппаратом, работа этих органов представляет собой функциональное единство. При включении в эту функциональную систему движений рук, где руки ритмически и смыслово отражают артикуляционные движения, наращивается функциональная система, в которой речевое дыхание, исходя из диафрагмальных движений, переходит в цикл артикуляционных действий, которые перетекают в ручные и пальцевые движения, отражаясь в них. Таким образом возникает функциональное речевое единство, в котором рука становится органом речи. Ведущая рука (левши – правши) отражает положение нижней челюсти, которая является активной при артикуляции. Отражённая рукой артикуляция и есть, по сути, письменная речь. При постановке механизма письменной речи звуковые обозначения могут быть выполнены в различных символиках. Поэтапно символы заменяются знаками, где знак представляет собой общекультурную норму и равен букве в нашей культуре. Для перехода от становления дыхательных упражнений к письменной речи, мы используем цикл обучающий упражнений.
На первом этапе, мы рассказываем историю о том, как лягушонок впервые увидел солнце. В рассказе описывается аналог артикуляционного действия, которое дети должны совершить, драматизируя рассказ.
Детям рассказываем историю о том, как маленький лягушонок, который звался почему – то головастик, плавал в пруду. В пруду он ловил личинок. Любил наблюдать за блестящими пузырями, которые поднимались с листьев водорослей вверх, доплывали до блестящего купола, и исчезали. Лягушонок — головастик гонялся за ними и ловил их ртом. Однажды, у головастика прорезались лапки. Он оттолкнулся ими в воде изо всех сил, чтобы догнать блестящий пузырь, и неожиданно для себя он почувствовал, что пробил головой хрустальный купол. Лягушонок замер от удивления. Перед ним плескалась вода. А над ним сияло голубое небо. Было раннее утро. Там, где небо встречалось с землей, появилось яркое, оранжево – жёлтое пятно. Он увидел, как от этого пятна на небе покраснела вода, и над водой стал появляться красный полукруг. Лягушонок удивился, вытянул губы трубочкой, пытаясь поймать пятно губами, но губами он до него не дотянулся. Лягушонок, вдруг, вспомнил, что у него выросли лапки. Он ещё не знал, для чего они ему нужны. Лягушонок подумал, что если рот ему нужен для того, чтобы все им ловить, то и лапки может быть тоже ему нужны для этого. Он сложил их ладонями вместе, и они стали похожи на его рот. Он вытянул ладони трубочкой вперёд, чтобы дотянуться до этого чуда, и сказал: «У». Детям предлагается повторить действия лягушонка.
С тех пор, если мы видим что-либо необычное, то, удивляясь, говорим: «У». Пока лягушонок тянулся к сияющему пятну, оно поднялось над водой и стало похоже на блестящий пузырь, плывущий вверх. Только цвет у него был ярко оранжёвый. У лягушонка глаза стали расти, как этот огненный пузырь, рот тоже стал круглым, как — будто лягушонок приготовился проглотить этот шар, и он с восхищением, глядя во все свои круглые глаза, выдохнул: «О». С тех пор, когда мы восхищены чем-либо, мы смотрим во все глаза, и говорим: «О!»
Детям предлагается повторить действия с лягушонком. Особое внимание уделяется на образ действия. Лягушонок выпучил от восторга глаза, и губами попытался охватить пылающий шар. Вытянул вперёд лапки, как – будто это его второй рот, и ещё раз попытался дотронуться до этого чуда. Затем, детям задают вопрос: «Как вы думаете, что увидел лягушонок?». После ответа, детям предлагают нарисовать эту историю. Продолжают детям рассказывать историю на следующий день.


16 января 2012, 18:02

Итак, лягушонок удивился, увидев солнце, вытянул вперёд руки, и сказал: «У», а солнце взошло над горизонтом, и лягушонок восхищенно произнёс: «О». Ему так захотелось прикоснуться к солнцу, и он что было сил поплыл к нему. Но вода скоро закончилась, и перед лягушонком появился берег покрытый мягкой травой. Лягушонок прыгнул в траву, и почувствовал, как греет солнце.
Лягушки днём любят греться на солнышке, усевшись на берегу, или на широком листе водного растения, на каком – нибудь плавающем или выдающемся из воды предмете. Согреваемые яркими солнечными лучами, лягушки погружаются в сладкую дрёму и могут оставаться в таком положении в течении нескольких часов, если их никто не потревожит. Такое состояние не мешает им, однако, моментально выбросить липкий язык на приблизившееся неосторожно насекомое, и столь же быстро проглотить его. ( Детям предлагается показать, как это делают лягушки. Вместе со взрослым исполняется пантомимическая инсценировка).
При малейшем шуме или при виде какой-нибудь опасности, лягушка бросается в воду, плывёт очень быстро, работая своими перепончатыми лапами, и зарывается в мягкий ил. Нередко случается, что лягушка, при большой поспешности, попадает лапой в раскрытую раковину молюска. Молюск, тотчас же, захлопывает свои створки, и бедная лягушка мучается до тех пор, пока молюску придёт в голову снова открыть раковину и освободить ущемлённую в ней лапу лягушки. Посидев некоторое время на дне, лягушка осторожно всплывает, высматривая, нельзя ли снова усесться на прежнее место.
Наш лягушонок, выбравшись на берег, лег на травку и задремал на солнышке. Солнце пригрело ему голову, лягушонок проснулся, зевнул, положил руки на голову, и тут понял! — «А», — сказал лягушонок, поднимая руки вверх над головой, — Я понял, для чего нужно солнце! Люди, тоже, когда что-либо понимают, кладут руки себе на голову, и говорят: «А».
Но пока лягушонок размышлял, солнышко стало опускаться к горизонту. Сталь прохладнее. И лягушонок понял, что день скоро закончится. Он положил руку на затылок, почесал его, широко открыл рот, как — будто хотел поймать солнышко, приклеив его к своему языку. Но язык у лягушонка прирос к нижней челюсти. И у лягушонка получился звук «Э». С тех пор, как только нам становится жаль того, что ушло или уходит, мы говорим: «Э».(Предлагаем детям широко открыть рот, как лягушонок, приклеив кончик языка к нижней челюсти за зубами, и произнести «Э». Затем вновь произнести с широко открытым ртом «А», и следом «Э». Спросить у детей, чем отличаются эти звуки по произношению. Произношение гласных А –Э – Ы осуществляется при неподвижной, максимально опущенной нижней челюсти, движением всего языка вперёд на – «Э», и поднятием кверху спинки языка, при нахождении его кончика у нижних зубов на – «Ы». «И» — имеет подобную артикуляцию, как при произношении «Ы», только воздушная струя идёт вверх. Губы также находятся в активном состоянии, обнажая зубы и дёсны. Детьми ведётся визуальный контроль за выполнением упражнений, в зеркале).
А солнце тем временем стало уходить за горизонт. И Лягушонок заплакал «Ы, Ы, Ы» — звучало на берегу. Со всех сторон к нему бросились лягушки, чтобы помочь и успокоить маленького лягушонка.


Проблемы становления письменной речи ч 3.

Меню сайта
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0