Проблемы становления письменной речи ч2. 


16 января 2012, 18:05
 
С приближением вечера лягушки собираются в стаи. И в сумерках, разместившись поудобнее, где-нибудь на берегу между стеблями растений, начинают свой концерт. Зрение, слух и обоняние у лягушек хорошо развиты. Они понятливы, поэтому хорошо узнают своих врагов, а если их мало преследуют, то они становятся доверчивыми. Наш лягушонок, усевшись на берегу со своими собратьями, тоже запел. (Воспитатель показывает детям пение «штро-бас»)
Так хорошо было лягушонку сидеть и петь с друзьями ночную песню. И вдруг, появилась на небе «И, И, И, Й». И лягушонок увидел на небе, блестящий шар, но он не грел, и светил он не так ярко.
Ты, понял, что произошло?
Да, взошла луна. Луна светила меньше. И от её света на небе стали появляться звёзды. «Ю», «Ё», «Я», «Е».
(Детям прелагаем спрятать кончик языка за нижние зубы, произнести звук «И», и держа язык в таком же состоянии произнести звуки «Ю», «Ё», «Я», «Е». Мы против обозначения двузвучия при знакомстве с этими звуками. Так как это в дальнейшем приводит к проблемам в правописании йотированных гласных. Поэтому, мы даём представление об йотированном гласном звуке, как об одном, который произносится с середины поднятого языка, так как луна светит хуже, чем солнце.)
Детям предлагаются игры с гласными звуками.
Гласные звуки даются в разных последовательностях: располагаются от губных к.заднеязычным в следующим порядке У,_О,_А,_Э,_Ы,.-И. Звук « И», — на границе мягкого и твердого неба и переходит в звук « Й» — среднеязычный, полугласный — полусогласный. От звука Й происходит повторение артикуляции, но при измененном положении языка – Ю,_Ё, _Я,_Е. Для произношения предлагаются звуки в следующих последовательностях: Ы, Э, А, О, У; У -Ы, Ы – У; Э – О, О – Э; А, О, У; А, Э, Ы; и т.д. Взрослый просит детей рассказать, как произносится тот или иной звук.
(Продолжение следует)


17 января 2012, 09:58
Следующий этап работы связан с открытием артикуляции согласных звуков. Мы вспоминаем с детьми, как задували пламя свечи. Взрослый предлагает детям, взять дыхание, сомкнуть губы и резко выдохнуть через рот. В результате получится смычно-взрывной звук «П». Мы просим детей повторить упражнение с добавлением голоса, что даёт звук «Б». У детей спрашиваем о том, как получились эти звуки. Эффективность освоения материала возрастает, если он связывается с сюжетом. Одним из вариантов сюжета может быть такой. Лягушонок нырнул в воду. Вода лезла ему в глаза, в нос и рот. Лягушонок начал отгонять её от себя. Но вода никуда не уходила, только возле губ лягушонка взрывались пузыри, и слышалось: «П», «П». Лягушонок вынырнул из воды, и все ещё продолжал дуть в сжатые губы, вокруг было слышно – «Б, Б, Б.». ( Подробно в книге «Обучаем чтению»).
Детям даём задание: Спрятать нижнюю губу за верхние зубы, и сделать резкий выдох через рот. Мы получим звук «Ф». С добавлением голоса получится звук «В».
Смыкание корня языка с нёбом на выдохе даст звук «К», с голосом звук «Г».
При положении кончика языка на дёснах верхних зубов получится звук «Т», при включении голоса – «Д».
Прижав кончик языка к нижним резцам, вы сразу почувствуете, как лягушонку трудно научиться говорить, потому что у него так прикреплён язык всегда. Он пытается его поднять к нёбу, что есть силы, но как только начинает на него дуть, у него получается только один звук «С», как будто льётся вода, а когда он добавляет голос, получается песня комара «З» — звучит звук. Только во рту нет вкусного и любимого комара. «Пфу» — сказал лягушонок и выплюнул комара. Вместе с постановкой звуков мы предлагаем детям игровые упражнения.
УПРАЖНЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ТИПА, позволяющие очистить органы дыхания перед работой. Первое шутливое упражнение «Кто выплюнет звук дальше лягушонка» — без слюны. В начале учитель показывает детям, что он умеет плеваться так, как лягушонок, без слюны. У лягушонка слюны нет. А нам надо научиться плеваться так, чтобы на доске не было ни капельки слюны. Педагог предлагает детям подойти к доске, и попробовать так сделать. — Кто из вас так может сделать? Дети пробуют сделать так же как лягушонок. После того, как дети научатся выполнять данное действие, между ними устраивается шуточное соревнование, «Кто дальше плюнет». При активных «плевках» происходит очистка бронхов от всех шлаков, это упражнение является профилактическим. Оно предупреждает острые распираторные заболевания.
Упражнение на очистку носоглотки и бронхов перед работой артикуляционного аппарата и подготовительные упражнения для постановки сонорных звуков.
Лягушонок нырнул в воду, она попала ему в нос. Лягушонок подставил нос солнышку. Он стоял на берегу, запрокинув голову вверх, и сильно выдыхал воздух через нос. Капли воды так и брызнули у него из носа. Он взял лист лилии и вытер себе нос. Взрослый предлагает повторить действия за лягушонком. – «Выдохнете воздух через нос так, как вы ртом задували свечу». Лягушонок опустил подбородок на грудь, посмотрел себе под ноги, на берег, где росла трава, и еще раз выдохнул воздух через нос. Он положил голову себе на правое плечо, и резко выдохнул через нос. Упражнение делается в обе стороны. Детям необходимо иметь носовые платки, так как эти упражнения способствуют активной очистке носоглотки.
Вот теперь у него не першило в носу, и он, подняв кончик языка к середине нёба, а боковые края языка, прижав к коренным зубам, и выдвинув немного вперед губы, дунул на качавшейся на воде, перед его носом листок. У лягушонка изо рта раздался звук ветра «Ш». Лягушонок, попробовал ещё раз сдуть листок, прибавив голос. Он с удивлением услышал, как у него во рту загудел жук, во рту звучал звук «Ж». Он попробовал проглотить жука. Но жука во рту не оказалось. Он опять поднял кончик языка кверху, и опять подул на него, и вновь услышал – «Ж».

Я жук, я жук!
Я тут живу,
Жужжу, жужжу,
Сижу, всё вижу,
Не тужу,
А всё жужжу, жужжу, жужжу.


17 января 2012, 10:04
Следующий этап работы связан с открытием артикуляции согласных звуков. Мы вспоминаем с детьми, как задували пламя свечи. Взрослый предлагает детям, взять дыхание, сомкнуть губы и резко выдохнуть через рот. В результате получится смычно-взрывной звук «П». Мы просим детей повторить упражнение с добавлением голоса, что даёт звук «Б». У детей спрашиваем о том, как получились эти звуки. Эффективность освоения материала возрастает, если он связывается с сюжетом. Одним из вариантов сюжета может быть такой. Лягушонок нырнул в воду. Вода лезла ему в глаза, в нос и рот. Лягушонок начал отгонять её от себя. Но вода никуда не уходила, только возле губ лягушонка взрывались пузыри, и слышалось: «П», «П». Лягушонок вынырнул из воды, и все ещё продолжал дуть в сжатые губы, вокруг было слышно – «Б, Б, Б.». ( Подробно в книге «Обучаем чтению»).
Детям даём задание: Спрятать нижнюю губу за верхние зубы, и сделать резкий выдох через рот. Мы получим звук «Ф». С добавлением голоса получится звук «В».
Смыкание корня языка с нёбом на выдохе даст звук «К», с голосом звук «Г».
При положении кончика языка на дёснах верхних зубов получится звук «Т», при включении голоса – «Д».
Прижав кончик языка к нижним резцам, вы сразу почувствуете, как лягушонку трудно научиться говорить, потому что у него так прикреплён язык всегда. Он пытается его поднять к нёбу, что есть силы, но как только начинает на него дуть, у него получается только один звук «С», как будто льётся вода, а когда он добавляет голос, получается песня комара «З» — звучит звук. Только во рту нет вкусного и любимого комара. «Пфу» — сказал лягушонок и выплюнул комара. Вместе с постановкой звуков мы предлагаем детям игровые упражнения.
УПРАЖНЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ТИПА, позволяющие очистить органы дыхания перед работой. Первое шутливое упражнение «Кто выплюнет звук дальше лягушонка» — без слюны. В начале учитель показывает детям, что он умеет плеваться так, как лягушонок, без слюны. У лягушонка слюны нет. А нам надо научиться плеваться так, чтобы на доске не было ни капельки слюны. Педагог предлагает детям подойти к доске, и попробовать так сделать. — Кто из вас так может сделать? Дети пробуют сделать так же как лягушонок. После того, как дети научатся выполнять данное действие, между ними устраивается шуточное соревнование, «Кто дальше плюнет». При активных «плевках» происходит очистка бронхов от всех шлаков, это упражнение является профилактическим. Оно предупреждает острые распираторные заболевания.
Упражнение на очистку носоглотки и бронхов перед работой артикуляционного аппарата и подготовительные упражнения для постановки сонорных звуков.
Лягушонок нырнул в воду, она попала ему в нос. Лягушонок подставил нос солнышку. Он стоял на берегу, запрокинув голову вверх, и сильно выдыхал воздух через нос. Капли воды так и брызнули у него из носа. Он взял лист лилии и вытер себе нос. Взрослый предлагает повторить действия за лягушонком. – «Выдохнете воздух через нос так, как вы ртом задували свечу». Лягушонок опустил подбородок на грудь, посмотрел себе под ноги, на берег, где росла трава, и еще раз выдохнул воздух через нос. Он положил голову себе на правое плечо, и резко выдохнул через нос. Упражнение делается в обе стороны. Детям необходимо иметь носовые платки, так как эти упражнения способствуют активной очистке носоглотки.
Вот теперь у него не першило в носу, и он, подняв кончик языка к середине нёба, а боковые края языка, прижав к коренным зубам, и выдвинув немного вперед губы, дунул на качавшейся на воде, перед его носом листок. У лягушонка изо рта раздался звук ветра «Ш». Лягушонок, попробовал ещё раз сдуть листок, прибавив голос. Он с удивлением услышал, как у него во рту загудел жук, во рту звучал звук «Ж». Он попробовал проглотить жука. Но жука во рту не оказалось. Он опять поднял кончик языка кверху, и опять подул на него, и вновь услышал – «Ж».

Я жук, я жук!
Я тут живу,
Жужжу, жужжу,
Сижу, всё вижу,
Не тужу,
А всё жужжу, жужжу, жужжу.
Каждый звук моделируется синхронно с артикуляцией на руках. Важно, чтобы педагоги стимулировали детей к анализу собственных ощущений, а не занимались тренировкой показа звуков ручными знаками. В момент моделирования звука дети должны быть обращены внутрь собственных ощущений. А для их объяснения, мы как бы предлагаем более легкую задачу, показать на руках, как артикулируется звук. Работа должна проходить весело и беззаботно. Детям предлагается научить говорить лягушонка или черепашку. В день отрабатывается один звук. После постановки звука, детям предлагается спеть с ним знакомую попевку, включив в неё одну из последовательностей гласных звуков.
Например: БУ, БО, БА, БЭ, БЫ,
БУ, БЫ, БО, БЭ, БА,
БЫ, БЭ, БА, БО, БУ.
КБУ, КБО, КБА, КБЭ, КБЫ.
После этого детям предлагают проговорить с синхронным показом ручными знаками («лягушонок») пословицы, поговорки, короткие стишки, пропеть песенки.
Бык тупогуб, тупогубенький бык, у быка губа тупа.
Дед Додон в дуду дудит. Ду, ду, ду дудой гудит.
Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.
Жу – жу — жу – жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук «Ж» жужжу.

На окошке пруд, тут рыбки живут.

Пятаком копаюсь, в жиже купаюсь.
Синхронное проговаривание проводится в такт с моделированием артикуляции на руках. Для этого, сложенные ладони представляют собой как бы артикуляционный аппарат, где пишущая рука образует низ головы, а верхнюю часть головы образует менее активная левая (правая) рука. Важно, чтобы дети определили на руках, где у них будет находиться нёбо, где верхние и нижние зубы, как мы будем показывать действия языком – это, как бы, голова лягушонка. Только после этого мы просим показать произношение звука на руках.

17 января 2012, 16:43
После прохождения этого материала, мы предлагаем детям произнести звуки ( А, О, У, Ы, Э, И) и (Б, П, В, Ф, Ж, С, З, Д) и объяснить, чем отличаются по произнесению одна группа звуков от другой. Важно, чтобы все дети описывали свое телесное переживание, а не передавали вербальную оболочку, перенятую у взрослых. Обычно, дети легко справляются с заданием, и разделяют эти группы звуков на те, которые образуются из-за преодоления помехи или преграды, и те которые произносятся легко, без преграды. Нам остаётся только культурно обозначить детское переживание, назвав группы букв гласными и согласными.
Следующий этап работы будет состоять в определении принадлежности звука к гласным или согласным. Мы договариваемся с детьми о том, что они будут показывать пальцами гласные и согласные звуки. Если произносится гласный звук, без преграды, то мы показываем указательный палец, если согласный звук, то мы показываем большой палец.
Вначале детям даются для обозначения отдельные звуки, а затем им предлагается обозначать их в потоке речи. Для обозначения звуков в потоке речи, наиболее комфортным для анализа их качества, является мелодичная песенка. Постепенно дети переходят на синхронный показ ручными знаками гласности, согласности звуков в потоке речи. Ладони рук обращены друг к другу. Средний, безымянный палец и мизинец. прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы, поочерёдно, вращением кисти руки, оказываются вверху или внизу. В момент произнесения звука в потоке речи, если произносится гласный звук, то вверху находится указательный палец, если согласный, — то большой палец. Если стечение двух согласных звуков, то показывается два раза большой палец, и наоборот.
После того, как дети усвоили данный материал, мы переходим к дальнейшему становлению артикуляции.


17 января 2012, 16:46
Следующей группой звуков, артикуляцией которых мы занимаемся, являются сонорные. Для детей важно уловить особенность произношения сонорных, поэтому мы называем их носорные, потому что произносятся через нос. Губы и язык препятствуют прохождению воздуха через рот, и воздух вынужден проходить через нос, как это делал лягушонок, когда вода попала ему в нос. С детьми проводятся разминочные упражнения на носовое дыхание. После этого детям продолжаем рассказывать историю о маленьком лягушонке. Очень хорошо, если взрослый провоцирует детей на совместное придумывание историй о лягушонке. Затем мы относим сонорные звуки к согласным. И вводим их в речевые упражнения по звуковому анализу.
Следующей группой звуков является группа шипящих.
Она вводится аналогичным образом.
После того, как дети могут вычленять в потоке речи гласные и согласные звуки, мы предлагаем им показать на руках открытый и закрытый слог. До этого мы с детьми говорим о том, что если часть слова, или маленькое слово заканчивается на гласный звук, то рот остаётся открытым, а если на согласный, то закрытым. Люди так и назвали части слова, которые заканчиваются гласным звуком открытыми слогами, а заканчивающиеся согласными звуками, закрытыми. Мы с детьми договариваемся о том, что на левой руке у нас будут жить открытые слоги, а на правой закрытые. Можно придумать историю об открытых людях и защитниках, которые защищают крепость, ворота, и всегда их закрывают перед противником. Открытые люди – сердечные, поэтому мы будем на левой руке удерживать открытые слоги. А на правой руке закрытые, потому что защитники поднимают правую руку, показывая, что в ней нет оружия. Можно придумать любую другую историю.
После этого педагог называет слог, а дети поднимают нужную руку и показывают названный слог. Как только дети овладели этим умением. Мы просим, к примеру, показать слог «БУ», слог «РА», слог «ТИ», слог «НО». Мы приглашаем детей показавших эти слоги к доске, и перерисовываем с их пальцев эти слоги. Таким образом произошел перенос звукового обозначения на графическое поле. Механизм письменной речи поставлен. С этого момента дети пишут под диктовку слова, фразы, обозначая их символически.
18 января 2012, 10:26
После этого детей знакомят с образом печатных и рукописных букв. Ознакомление с образами печатных и рукописных букв осуществляется на пособиях, которые условно называются «Большими букварными таблицами», и «Малыми букварными таблицами.
После того, как у детей сложилось представление о звуке и запись звуков символами, то буква даётся детям в своём культурном значении, как знак звука. Дальнейшее овладение письменной речью связано с четким представлением образа буквы, как печатной, так и письменной. Для того, чтобы овладеть образом букв, детям необходимо вложить в её графическое изображение собственное содержание. Знакомя детей с буквами, мы каждый раз предлагаем детям особый событийный приём. Знакомство с каждой буквой должно отдельно запомниться ребёнку. Однако, вначале мы знакомим детей с образом группы букв, а затем вычленяем в них отдельную букву.
И если образ печатных букв был усвоен детьми при работе с большими букварными таблицами, то образ рукописных букв мы предлагаем давать при работе с малыми букварными таблицами. Образ „Малых букварных таблиц" был впервые предложен В.П.Протопоповым, и используется многими авторами в рамках развивающего обучения. (Д.Б.Эльконин, Л.К.Филякина, Е.Е. Шулешко и другие.) Однако, содержание работы с данными таблицами различаются у большинства авторов. Желание сохранить преемственность и традиции русской национальной школы, восходящей к великим педагогам К.Д. Ушинскому и Л.Н. Толстому, мы не сочли необходимым заменить внешний вид таблиц. Хотя принципиального значения для овладения образом рукописных букв они не имеют. Смысл задаётся детьми в момент составления историй о характерах букв, об особенностях их написания. Графическая готовность к написанию букв задаётся при рисовании образных элементов букв. Знакомясь с образами рукописных букв, дети соотносят их с образными элементами букв. Они как бы вкладывают смысл прежнего переживания в образы новых знакомых. Малые букварные таблицы представляют собой изображение групп букв: смычно – взрывных, сонорных и шипящих. На малых букварных таблицах изображены образы рукописных и печатных букв. Печатные буквы изображены в зеркальном положении относительно нормативного написания. Детям предлагается сравнить образы печатных букв на „Большой букварной таблице" и на „малой", и установить сходство и различие. Вместе с детьми взрослые придумывают историю о том, почему буквы так разместились. Это может быть рисунок дома, на который мы смотрим сверху, а поэтому в центре зала разместились рукописные буквы, а по краю стоят наши старые знакомые – печатные буквы, и рассматривают своих сестёр в бальных нарядах. Взрослый может обратить внимание детей на различие в звучании слов „печатная буква" и „напечатанная буква". Напечатанная буква будет еще напечатана. Мы знакомим детей с печатями, с положением букв на каретке печатной машинки, используем различные техники печати в изобразительной деятельности (см. выше). Рукописные буквы располагаются на поле таблицы в шахматном порядке, и противостоят печатным буквам своей группы. Это даёт возможность воспринимать каждую букву отдельно и не склеивать их между собой. Для запоминания образов букв необходимо, чтобы каждая буква имела свою историю, которую придумают дети. Каждой букве должно быть обозначено место среди других букв. Поэтому каждая группа букв имеет свою сюжетную картинку, и с образом картинки связан образ рукописной буквы. Таким образом, с одной стороны, образ написания буквы связан с написанием образных элементов букв, с другой стороны, образ буквы вписывается в сюжетный контекст таблицы, с третьей стороны, он обозначает звук. Звуковое обозначение имени буквы ставится детьми в свободных клетках символической записью (уголковая запись), которые находятся рядом с каждой буквой, мы, как бы, подписываем букву. В этот момент происходит соотнесение образа буквы с её звуковым обозначением. Мы связываем имя буквы с собственным именем человека. И говорим с детьми о том, что когда люди вместе что-то делают, то они называют друг друга короткими именами. Если буквы стоят в строке и ими записана фраза, то они читаются как звуки, и звучат их короткие имена, а если они стоят отдельно друг от друга, то у каждой из них есть полное имя. В зависимости от того, как подобран класс по уровню школьной зрелости, данный вид работ проводится либо в первом классе, либо, во втором, если уровень развития детей слаб. Так как раннее буквенное обозначение приводит детей к путанице при чтении текста, так как он читает не звук, обозначающий букву, а название буквы. Следующим видом работы является игра „Ребус". Дети загадывают друг другу загадки о той или иной букве, используя для обозначения её описание образных элементов букв.
После данного вида работ, мы предлагаем детям составить буквы из образных элементов букв.
Меню сайта
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0