[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: alexkim, dz0rin  
Форум » Росток » Видеоматериалы » Семинар "Детский рисунок как средство мышления"
Семинар "Детский рисунок как средство мышления"
Павел АкимовДата: Пятница, 21.09.2012, 11:54 | Сообщение # 1
Полковник
Сообщений: 181
Первая часть:

Вторая часть:

Третья часть:

Четвертая часть:


Quote (alexkim)
Спасибо большое Валентине Васильевне за эти уникальные семинары. Не представляю, где бы мы ещё могли получить возможность увидеть и как-то понять весь этот сложный процесс - становление сознания у детей.
Разве раньше я могла предположить, что игра - это этап мышления?! Этап, связанный с формированием способности удерживать образ и воспроизводить его снова и снова путём моделирования прежнего опыта, моторного, зрительного и слухового. При этом для моделирования ребёнок пользуется всевозможными внешними средствами и игрушками, являющимися символами их прежнего опыта. На основе игры ребёнок имеет возможность производить обобщение полученных образов. А также вся деятельность сопровождается речью, которая устанавливает связи между словами и, опять же, прежним опытом.
Разве я могла предположить, что рисунок это также средство мыслительной деятельности, которое естественно возникает, когда какой-либо образ расширяется настолько, что его становится трудно удерживать в сознании и появляется необходимость зафиксировать этот образ на бумаге. Детский рисунок - это рассказ о прежнем опыте, предшественник письменной речи.
Многие вещи оказываются такими очевидными. Например что прежде, чем научиться понимать замысел другого человека, ребёнку необходимо научиться реализовывать собственные замыслы, проявлять волю, находить способы, как удовлетворять свои потребности. Что наступает этап, когда ребёнку становится интересен другой человек и рождаются совместные замыслы. Когда один человек, имея собственное представление, может воспринять представление другого человека, примерив его точку зрения и расширив тем самым свой взгляд. Как удивительно было осознать, что только имея продукт, отражающий моё представление и представленный вовне, я получаю возможность взаимодействия с другими людьми.
Что там говорить, для меня было открытием, что всё наше существование и развитие основано на взаимодействии с социумом. Что социум и культурная среда задают нам образцы поведения, внутреннюю направленность, допустимые способы преодоления препятствий.
Сколько людей полагают, что способности (или их отсутствие) либо даются свыше, либо передаются с генами. Но ведь по большому счёту, они закладываются родителями в процессе воспитания ребёнка. Родителями, непроизвольно действующими по шаблону, который был им передан дедами и прадедами. Если же уклад жизни был нарушен, если прежние эффективные шаблоны были выброшены - что же остаётся делать нам, людям? В большинстве своём мы не умеем ни реализовывать собственные замыслы, ни видеть замыслы других людей, ни взимодействовать, ни элементарно, видеть собственные потребности.
И как же это поразительно, увидеть суть происходящих процессов, понять, как и почему всё складывается именно так, а не иначе, какие механизмы (психологические и физиологические) стоят за всем, что мы видим вокруг. Это как открыть глаза и начать видеть. Не важно, сколько, главное, начать осознавать хоть что-то.
Сколько ошибок и шишек на свою голову (и что самое ужасное, на голову ребёнка) мы получили. И сколько получим ещё. Но глаза уже видят и могут выбирать, куда идти.
Не описать всего, что я открыла для себя за какой-то год (или приоткрыла). Спасибо ещё раз, Валентина Васильевна, за знания, за науку и за Вашу удивительную направленность на человека как ценность жизни.
 
Александра КимДата: Вторник, 25.09.2012, 00:39 | Сообщение # 2
Лейтенант
Сообщений: 56
Раз в форуме приветствуется рефлексия по поводу семинаров и всяческое их переосмысление, я хотела бы совершенно эгоистично воспользоваться этим. И зафиксировать biggrin следующую свою мысль (а также спросить, согласен ли кто-нибудь с нею).

После одного из предыдущих семинаров Валентины Васильевны я вдруг поняла, что эмоции есть не что иное, как инструмент обращения внутрь себя, с целью узнать, двигаемся ли мы в направлении удовлетворения потребности или же нет. А потребности небоходимо удовлетворять, не то они будут расти, расти и станут жизненно важными.
Конечно, я встречала и ранее идею о сосудах с потребностями, которые необходимо наполнять. Но мне было непонятно, как узнать, каковы мои настоящие потребности. Я не отношусь к счастливчикам, наделённым ярко выраженной субъектностью. Например, я давно заметила, что пью не потому, что чувствую жажду, а просто потому, что пора бы уже попить, ведь вода необходима для обмена веществ. :))) Так вот, как понять, куда идти и что делать, где затаились остальные потребности? Оказывается, всё, что нужно - просто делать то, что хочется. То есть, если мы испытываем радость от произведённого действия - значит дело это было нужное и полезное. Если захлёстывают отрицательные эмоции - потребность не была удовлетворена.

При обсуждении этой идеи с коллегой, тут же возникла проблема: если делать только то, что хочется, это может привести к ужасным вещам, эгоизму и т.д. и т.п. К этому я уже была подготовлена - всё дело в социуме! Мы делаем то, что хотим, причём как хотим, и если это идёт вразрез с культурными установками социума, то нам тут же от него прилетает по голове - больше в эту сторону уже не хочется.

Ладно, но вот например мне нужно прибрать в комнате. В одном случае я прибираюсь потому, что нужно, а в другом случае потому, что хочется. Результат один и тот же - комната одинаково хорошо прибрана. Однако есть существенная разница. Разница эта проявится через некоторое время. В первом случае я прибираюсь так хорошо, чтобы следующую приборку не пришлось делать ещё достаточно долго, отсрочить её. А во втором случае я прибираюсь и тут же получаю удовлетворение от чистоты. Соответственно, в следующий раз, как только понадобится, я с удовольствием приберусь снова. В первом же случае я буду оттягивать приборку. Всё это можно перенести и на любое другое дело, например, на написание диссертации. В конечном итоге должна получиться законченная диссертация, но в случае "надо" она будет писаться долго и долго, а в случае "хочется" - гораздо быстрее. То есть, эффективнее.

Если поспрашивать окружающих, то окажется, что кто-то руководствуется принципом "надо - значит надо", а кто-то "делаю только то, что хочется". Не знаю точно, к кому на самом деле отношусь сама, но я поступаю хитрее: "если делаю, то делаю то, что хочется" (мне не трудно захотеть то, что действительно нужно).

Видимо, это пример различия влияния внешней мотивации и внутренней - эффект проявляется в "следующий раз".
 
Павел АкимовДата: Вторник, 25.09.2012, 15:11 | Сообщение # 3
Полковник
Сообщений: 181
Добрый день, Александра. Поделюсь своими мыслями по этому поводу.
Quote (alexkim)
эмоции есть не что иное, как инструмент обращения внутрь себя, с целью узнать, двигаемся ли мы в направлении удовлетворения потребности или же нет.

Как Вы считаете, если эмоция происходит относительно события, которое не связано напрямую с нашими действиями - например досада, возникшая как реакция на новость о каком-то печальном событии в другой части нашей планеты - то это тоже следует считать как неудовлетворение собственной потребности или просто другой вид эмоции, который не связан с реакцией на неудовлетворение потребностей?

Quote (alexkim)
То есть, если мы испытываем радость от произведённого действия - значит дело это было нужное и полезное. Если захлёстывают отрицательные эмоции - потребность не была удовлетворена.

Здесь, по моему, более разнообразные варианты. Сам процесс действия может не приносить радость - а результат все равно приносит удовлетворение ну или наоборот. Идеальный вариант конечно когда и процесс и результат приносят только положительные эмоции.

Quote (alexkim)
Если поспрашивать окружающих, то окажется, что кто-то руководствуется принципом "надо - значит надо", а кто-то "делаю только то, что хочется".

У нас вся жизнь соткана из кусочков действий и событий. Очень значительная часть "надо - значит надо" находятся в привычке и эмоций не приносит - например утром почистить зубы. Получается что для сохранения баланса желательно наполнять другую часть осмысленными действиями в направлении потребности, либо изменять процессы "надо значит надо" под себя, находить в них интересные моменты. В качестве примера скажу про свои самые простые "надо значит надо" - еду на машине и пою песни, тренирую раскоординацию конечностей и пальцев рук, ну или просто рассуждаю о какой-либо из своих потребностей)))
 
Александра КимДата: Пятница, 28.09.2012, 00:38 | Сообщение # 4
Лейтенант
Сообщений: 56
Павел, спасибо за вопросы.
Мне потребовалось время, чтобы подумать. smile
Quote (akimovp)
Как Вы считаете, если эмоция происходит относительно события, которое не связано напрямую с нашими действиями - например досада, возникшая как реакция на новость о каком-то печальном событии в другой части нашей планеты - то это тоже следует считать как неудовлетворение собственной потребности или просто другой вид эмоции, который не связан с реакцией на неудовлетворение потребностей?

Скорее, у меня не возникнет досады, если событие меня никак не касается. Если же возникает, значит есть какая-то потребность, связанная с тем событием. Насчёт другого вида эмоции ничего не могу сказать. Возможно, эмоции являются индикатором только тогда, когда они связаны с моей деятельностью, а в случае просмотра новостей я не являюсь субъектом действий.

Quote (akimovp)
Здесь, по моему, более разнообразные варианты. Сам процесс действия может не приносить радость - а результат все равно приносит удовлетворение ну или наоборот. Идеальный вариант конечно когда и процесс и результат приносят только положительные эмоции.

На мой взгляд, удовлетворения одним результатом не достаточно. Результат - побочный эффект, как вышло, так вышло. Необходимо удовлетворение процессом.

Quote (akimovp)
У нас вся жизнь соткана из кусочков действий и событий. Очень значительная часть "надо - значит надо" находятся в привычке и эмоций не приносит - например утром почистить зубы. Получается что для сохранения баланса желательно наполнять другую часть осмысленными действиями в направлении потребности, либо изменять процессы "надо значит надо" под себя, находить в них интересные моменты. В качестве примера скажу про свои самые простые "надо значит надо" - еду на машине и пою песни, тренирую раскоординацию конечностей и пальцев рук, ну или просто рассуждаю о какой-либо из своих потребностей)))

Чистить зубы мне приятно. И приятно есть полезную пищу (неполезную, впрочем, иногда тоже)). Не знаю у себя полезной привычки, которую я бы делала из принципа "надо". Плохие привычки есть, и в момент их осознания они приносят отрицательные эмоции.

Но какие действия могут не приносить эмоций? возможно, это те действия, которые ещё не привели меня к непосредственному удовлетворению потребности, но потенциально с некоторой вероятностью туда ведут в контексте социума. В этом в некоторой степени проявляется наша зависимость от социума
.
Изменять процессы под себя, находить в них позитив - мне близка эта идея. Если находить что-то положительное, то мотив переносится извне вовнутрь, и я становлюсь субъектом действия.

Павел, что такое тренировка раскоординации?

Мне отчасти нравится ездить на машине, замечать обстановку , выбирать оптимальный путь. Но конечно, только если я еду по какому-то делу. Вообще, осознание смысла, почему "надо", автоматически рождает "хочется".
(но только не в пробке!!!) Тут наверное сложнее, наличие препятствия как-то влияет... надо подумать на эту тему...


Сообщение отредактировал alexkim - Пятница, 28.09.2012, 00:43
 
Дмитрий ЗоринДата: Пятница, 28.09.2012, 02:14 | Сообщение # 5
Полковник
Сообщений: 229
Quote (alexkim)
Но какие действия могут не приносить эмоций? возможно, это те действия, которые ещё не привели меня к непосредственному удовлетворению потребности, но потенциально с некоторой вероятностью туда ведут

Александра, если потребность есть, то как организм не ответит эмоцией, если он всё ещё жив, а действия наши к её удовлетворению ведут всего лишь и как назло - с некоторой вероятностью, а может быть даже ещё и отдаляют желанный предмет потребности на неопределённое время, сохраняя его в распоряжении этого социума?

Quote (alexkim)
Изменять процессы под себя, находить в них позитив - мне близка эта идея. Если находить что-то положительное, то мотив переносится извне вовнутрь, и я становлюсь субъектом действия.

Ну, не Вы первая это сказали. Это ведь кажется моя крылатая мысль, высказанная однажды на семинаре? Только я сказал куда более жёстко: всё это нужно опускать до своего уровня. :)) Шутка, Саша! Вы, конечно, другое имели ввиду...


Сообщение отредактировал dz0rin - Пятница, 28.09.2012, 02:14
 
Павел АкимовДата: Суббота, 29.09.2012, 10:07 | Сообщение # 6
Полковник
Сообщений: 181
Quote (alexkim)
Павел, что такое тренировка раскоординации?

Например - одна конечность набивает четвертые ноты в музыкальном произведении, а вторая восьмые, половинки или целые. Если еще сложнее - одна двойные доли(два удара за период), другая тройные(три удара).
 
Александра КимДата: Среда, 17.10.2012, 23:56 | Сообщение # 7
Лейтенант
Сообщений: 56
Самая потрясающая мысль пропитывает весь семинар, начиная с самого названия: рисунок - средство мышления. Сколько нас учили с детства, как рисовать, поощряли правильность, аккуратность. Но никто не обращал внимания на важность вопроса "что рисовать", на смысловое содержание рисунка. Рисунок - это рассказ, внешняя опора мышления. И этот инструмент следует использовать по назначению!
Рисунок появляется вместе с конструктивной индивидуальной игрой и служит средством выноса вовне и фиксации разросшегося представления. И как я думаю, в любом возрасте мы нуждаемся в этом средстве при решении сложных вопросов. Например, когда мы рисуем картинку к задаче по математике (стереометрии), по физике, рисуем план расположения грядок или план раскладки деталей выкройки, чтобы купить достаточно ткани, наконец, когда я на работе размышляю над взаимным расположением молекул растворителя вокруг растворённого вещества.
Затем, когда возникает коллективная конструктивная игра или сюжетно-ролевая, то нам становится необходимым выразить свою мысль так, чтобы собеседник смог её понять. В этом плане, как я полагаю, речь оказывается более гибким инструментом, и смысловой рисунок формально уходит на второстепенные роли. Но реально всё равно мы его активно используем, но описываем мысленный рисунок словами. Или используем в явном виде - например, когда делаем презентацию - в ней мы тоже располагаем картинки специальным образом, соответствующим ходу рассуждения.

Художники же могут передавать тонкие оттенки смысла при помощи разнообразных по выразительности приёмов: диагональ, фокус композиции; холодные-тёплые цвета, свет-тень, чёткость-размытость, статика-динамика и т.д..
К примеру, один знакомый всегда рисует своим друзьям на день рождения картинку вместо поздравления.
 
Александра КимДата: Четверг, 18.10.2012, 00:11 | Сообщение # 8
Лейтенант
Сообщений: 56
Можно определённо сказать, что с каждым семинаром моя картина мира дополняется всё новыми и новыми недостающими частями.
Интересный эффект: после семинара (особенно если прослушать его несколько раз) мне почему-то трудно выделить то, что было для меня открытием. Наверное, всё из-за того, что если в ходе семинара и последующего осмысления меняется мой понятийный аппарат, то меняется и вся картина в целом. И это удивительно. Если я не сделала пометок для себя по ходу семинара, то уже не смогу точно сказать, что вот именно эта мысль прозвучала для меня на этом семинаре. Да и, наверное, невозможно сказать, на каком из семинаров то или иное представление сложилось. Ведь прежде чем понять что-то, я должна обратить на это внимание (на каком-то из предыдущих семинаров).
Quote
Мы не видим ничего, пока оно для нас несущественно (В.В.)
А для этого я должна сперва услышать вопрос, затем переосмыслить свой опыт и сделать собственное обобщение. Тогда мысль становится моей (и тогда её тем более трудно увидеть отдельно).

А записываю я обычно то, что необходимо удержать, что у меня в то время ещё не уложилось в систему. Вот несколько таких моментов из цикла семинаров про рисунок:
1. Воля - непосредственное удовлетворение потребности, не требующее внешней мотивации.
2. Встраиваться в совместную деятельность = жить по своей воле.
3. Социальная мерка (сделать значимым).
4. Субдоминанты подтягиваются к доминанте и усиливают её.
 
Александра КимДата: Пятница, 19.10.2012, 11:35 | Сообщение # 9
Лейтенант
Сообщений: 56
А, самое главное! забыла написать: я, наконец, поняла, в чём заключается сила рисунка. ( поистине, семинары Валентины Васильевны бесценны!)
Всё просто: пока ребёнок рисует, ему приходится обращаться и обращаться к образу, чтобы точнее его отобразить - в этот момент "прорастает" нервная связь в головном мозге, обеспечивающая запоминание образа. Так же и мы, рисуя картинку, иллюстрирующую какое-то явление, одновременно с этим структурируем своё представление, перестраиваем конфигурацию нейронов. Или когда пишем статью, то в попытках преподнести её в более понятном виде, закрепляем и уточняем свою основную мысль, оформляем её, поворачиваем под разными углами. И то же самое в речи.

Что мотивирует нас рисовать? Думаю, общение и взаимодействие с социумом - оно даёт эмоциональную заинтересованность. Далее, раз уж хочется удержать новый образ, мы его "рисуем", в процессе рисования нам становятся интересны его детали, особенности, мы обращаем на них внимание и расширяем образ. А затем мы можем обмениваться представлениями с другими, теми, кто имел тот же опыт, что и мы. Складываем разные взгляды, обобщаем (получаем эндорфины)))
 
ЕкатеринаДата: Понедельник, 09.03.2015, 18:15 | Сообщение # 10
Рядовой
Сообщений: 8
С праздником Весны, Валентина Васильевна! Спасибо, благодаря Вам воспитание детей большая радость, понимаешь что идешь в нужном направлении. Этот сайт и вся информация здесь как большой подарок судьбы. Именно так я мечтала воспитывать своих детей и просто счастлива, что моя мечта осуществляется. Здоровья Вам!

На семинаре про рисунок Вы затрагиваете вопрос детской коммуникации и говорите, что нельзя вмешиваться и учить детей давать сдачу. А что делать если все наоборот? Дочка (3,5г) никогда не останется в стороне если кого то обижают, обидчику на дет. площадке не поздоровится! За себя всегда постоит. Но иногда бывает и инициатором драки, и тут проблемы начинаются у меня, я не знаю что делать в таких ситуациях. А делать вроде как что то надо, ведь другие мамы смотрят не одобрительно. научите?!
 
Владимир ЛипгартДата: Среда, 06.05.2015, 16:07 | Сообщение # 11
Лейтенант
Сообщений: 72
Здравствуйте все!
С интересом просмотрел все четыре части. Я восхищен глубиной понимания, которой делится Валентина Васильевна со слушателями.
Каждый человек на своем месте! Никого ни с кем нельзя сравнивать!
Увеличивается (растет) то, на что мы обращаем внимание! Обращаем внимание на проблемы, растут проблемы,обращаем внимание на успехи растут успехи!
Дети рисуют только то, что для них значимо!
Очень понравилось все, что говорилось о том, что такое рисунок для ребенка, да и для взрослого тоже. Я до недавнего времени не представлял себе беседу с другим человеком без карандаша и листка бумаги smile Сейчас научился чуть яснее выражать свои мысли словами, поэтому решаюсь обходиться без иллюстраций smile

Хочется обсудить некоторые аспекты, которые у меня вызывают несогласие.
Фраза "Любой человек должен вписаться в традицию, только тогда он развивается".
В моем понимании развитие - выход за пределы традиционного. Если можно, поясните тезис.

Фраза. "Потребность - то, что нам необходимо, чтобы остаться живым". Здесь снова хочется развития идеи. А именно, разделить те потребности, которые обеспечивают выживание тела, те потребности, которые обеспечивают самореализацию человека, и те потребности, которые обеспечивают прогресс сознания человека. Для меня сознание - это совокупность знания и понимания. Если рассматривать сознание, как со-знание, тогда со-знание с другими людьми - это одно сознание, а со-знание с разумом жизни - другое сознание. Я предпочитаю иметь со-знание с разумом жизни, а не с другими людьми. При этом, естественно, когда я вступаю во взаимодействие с другими людьми, я взаимодействую в со-знании с ними. Но к прогрессу это не приводит. К прогрессу приводит только переход из со-знания с людьми в со-знание с разумной жизнью, если сознание людей отличается от со-знания с жизнью..
В связи с этим возникает и тема "воли, как умение достигать предмет потребности". Нужна ли воля, чтобы пописать? скорее наоборот... Нужна ли воля чтобы поесть? - скорее наоборот. Я понимаю, что воля нужна, когда обозначена цель, которая выходит за пределы привычного. Воля нужна тогда, когда привычка (паттерн) приводит к тем результатам, которые не удовлетворяют человека, когда проблема в жизни человека возникает из раза в раз вне зависимости от того, какие действия он принимает. Когда предпринимаешь действия вопреки привычке, чтобы прийти по сути к удовлетворению потребности стать более счастливым, тогда приходиться прикладывать волю. И приходится ее прикладывать, поскольку все вокруг и сам организм человека истово сопротивляются тому, что непривычно. Чтобы "поверх" устоявшихся связей в мозгу, создать новые связи, и тем самым сформировать новую привычку, тогда и требуется прикладывать волю.

Добавлено (06.05.2015, 11:58)
---------------------------------------------

Цитата alexkim ()
Оказывается, всё, что нужно - просто делать то, что хочется. То есть, если мы испытываем радость от произведённого действия - значит дело это было нужное и полезное. Если захлёстывают отрицательные эмоции - потребность не была удовлетворена.

Цитата alexkim ()
На мой взгляд, удовлетворения одним результатом не достаточно. Результат - побочный эффект, как вышло, так вышло. Необходимо удовлетворение процессом.

Здравствуте, Александра!
Поскольку Вы призываете к обсуждению поднятых Вами вопросов, внесу свою лепту и я smile
У меня вызывает сомнение, что результат менее важен, чем процесс.
Доставляет ли женщине удовольствие процесс родов? Только при очень специальной подготовке smile
Но результат - имеет важное значение...
Если представить, что в природе процесс был бы важнее результата, вряд ли образовался бы человек. Вообще, вряд ли была бы эволюция. Ну, вращаются планеты в гармонии - и вращаются... Как хорошо!
Удовлетворение процессом - это способ выживания. Стремление к результату - источник прогресса.
Удовлетворенность результатом - необходима, поскольку неудовлетворенность результатом - поклеп на жизнь. Жизнь воспроизвела для нас в материи, как результат, наши мысли и действия, а мы не довольны - это спор с жизнью. Нужно быть удовлетворенным результатом, как отражением сознания. Но, глядя на результат, и понимая, что он и есть отражение моего сознания, можно увидеть свое сознание. И, если есть направления, в которых можно улучшить результат, то, значит, есть то, что можно улучшить в своем сознании.

Добавлено (06.05.2015, 12:12)
---------------------------------------------
Добавлю.
Бывает, что делаешь с очень большими отрицательными эмоциями. И не только эмоциями. Может и тошнить, и поносить, и давление может подниматься, и температура... А результат - новое, прежде непривычное и, казалось бы недостижимое, но такое желанное - окрыляет и поднимает под облака...

Добавлено (06.05.2015, 15:07)
---------------------------------------------
Продолжу обсуждение того, что вызывает у меня внутренний протест.
Фраза: "главное для человека социальное признание."
С моей точки зрения, это важно для человека, но не главное. А самое главное, что признание социомом, является следствием опрелеленного сознания, а не причиной. Стремление к признанию социумом это продолжение стремления быть принятым своими родителями. То, что окружает нас - для нас - материнская среда, в которой мы, как в утробе мамы по крови, растем и развиваемся. Тот человек, который осознает, что признан мамой, у которого с мамой идеальные отношения, очень легко взаимодействует с внешней средой (социумом) и легко адаптируется к ней на уровне действий. Тот, человек, который осознает, что признан папой, легко дает идеи, которые принимаются другими людьми.
Для того, кто в своем сознании имеет идею отверженности, для того признание средой кажется проблемой. Но это – иллюзия проблемы. Положительное в этом то, что это мотивирует человека предпринимать усилия, чтобы быть признанным. Реальной задачей для человека яляется принятие жизни в себе и источника этой жизни. После этого вопрос с выживанием в природных условиях или с принятием социумом перестает быть проблемой. Человек легко адаптируется в любой среде.
Идея отверженности, как и любая другая идея – генетически обусловлена и формируется в пренатальный период. Любые токсикации при беременности, желание абортирровать, желание плода другого пола, недовольство мамы (папы) поскольку ребенок будет ей (ему, им) помехой и т.д. и т.п...., все это порождает у ребенка, а в последствие у взрослого стремление быть признанным, в частности социумом.
Если за лозунгом «быть принятым социумом» стоит идея – принять жизнь в себе, как источника всех благ, то я полностью поддерживаю такой лозунг. Но я предпочитаю называть вещи своими именами. Каждый человек, а точнее те идеи, которые он считает истинными, являются причинами всего, что с ним происходит. Идея единственности жизни, которая присутствует в каждом члене команды и которая проявляется в каждом уникальным образом, устраняет все барьеры на пути взаимодействия. Каждый – часть целого. Надо только найти свое место в этом целом. Я думаю, что результатом командного взаимодействия и является то, что каждый находит свое место. С моей точки зрения важно осознание причины, которая есть единсвенность жизни, имеющая в каждом свое уникальное проявление и то, что эта любящая нас жизнь заботится о том, чтобы любая общность людей, которая собралась для реализации любого проекта, имела в себе достаточный набор генераторов идей и исполнителей, чтобы проект был реализован.

 
Cтепанова Валентина ВасильевнаДата: Четверг, 07.05.2015, 12:08 | Сообщение # 12
Подполковник
Сообщений: 148
Владимир, сегодня правда..., очень некогда... Спасибо за вопросы... Вечером или завтра утром постараюсь подробнее обо всем написать
 
Cтепанова Валентина ВасильевнаДата: Пятница, 08.05.2015, 12:27 | Сообщение # 13
Подполковник
Сообщений: 148
Добрый день Владимир и все слушатели.
Начнем разборы помолясь biggrin
"Хочется обсудить некоторые аспекты, которые у меня вызывают несогласие.
Фраза "Любой человек должен вписаться в традицию, только тогда он развивается".
В моем понимании развитие - выход за пределы традиционного. Если можно, поясните тезис."

Ой, Владимир, а как же без тадиции овладеть прямохождением, прикрытием наготы и ложкой на конец. Так вот, простое овладение культурой (или традицией) есть источник человеческого развития, и пока-а-а доковыляешь до её границ - спаришься... "Редкая птица долетит до середины Днепра...." Только тогда, когда перед тобой встают задачи, которые в рамках устоявшихся способов не удаётся решить, мозг включается в поиск совершенно новых способов решения задачи.

И если ты готов к решению, то тогда и можешь выйти за пределы культуры, порождая новые способы бытия или новые образцы культуры, то есть ту же самую традицию.
 
Владимир ЛипгартДата: Пятница, 08.05.2015, 12:32 | Сообщение # 14
Лейтенант
Сообщений: 72
Доброе утро, Валентина!
Я написал еще комментарий в теме "Против неба - на земле"
http://rostok54.ru/forum/14-47-1#1294
Если еще не начали отвечать здесь, посмотрите там. Темы перекликаются smile
 
Cтепанова Валентина ВасильевнаДата: Пятница, 08.05.2015, 12:44 | Сообщение # 15
Подполковник
Сообщений: 148
В развитии первого поста прокомментирую и вторую Вашу фразу ""Потребность - то, что нам необходимо, чтобы остаться живым". Здесь снова хочется развития идеи. А именно, разделить те потребности, которые обеспечивают выживание тела, те потребности, которые обеспечивают самореализацию человека, и те потребности, которые обеспечивают прогресс сознания человека. Для меня сознание - это совокупность знания и понимания. Если рассматривать сознание, как со-знание, тогда со-знание с другими людьми - это одно сознание, а со-знание с разумом жизни - другое сознание. Я предпочитаю иметь со-знание с разумом жизни, а не с другими людьми. При этом, естественно, когда я вступаю во взаимодействие с другими людьми, я взаимодействую в со-знании с ними. Но к прогрессу это не приводит. К прогрессу приводит только переход из со-знания с людьми в со-знание с разумной жизнью, если сознание людей отличается от со-знания с жизнью.. "

Почему всем хочется в Бонапарты??? Владимир, а для чего нам нужна эффективность, способность - не для того ли, чтобы быстрее реализовать всё те же витальные потребности в еде, воде, тепле и продолжении рода? Не для этого ли человек объединился в сообщества??? Не для этого ли он начал выделять закономерности мироздания???
Вы не первый говорите о необходимости разделить потребности человека на витальные и социальные, на высшие и низшие... А с какого это ...съесть бутерброд или дышать - эта низшая потребность, а заниматься бла-бла-бла - это высшая?

Человек целостен!!!! Он альфа и омега, и всё есть единый процесс жизни... А результат??? Поверьте все там будем...
 
Форум » Росток » Видеоматериалы » Семинар "Детский рисунок как средство мышления"
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

<
 
Форма входа
Логин:
Пароль: