Павел Акимов | Дата: Пятница, 25.05.2012, 14:29 | Сообщение # 1 |
Полковник
Сообщений: 181
| Известный эрудит, журналист, политолог Анатолий Вассерман в последнее время отметился несколькими высказываниями о состоянии образования в США, Европе и России. Смотрите фрагмент видеоинтервью каналу Альпари:
Также интересна статья Вассермана, вышедшая после назначения нового министра образования - "Хорошо забытое старое. Российской системе образования требуется советская" .
|
|
| |
Владимир Журович | Дата: Суббота, 25.08.2012, 09:35 | Сообщение # 2 |
Сержант
Сообщений: 20
| Павел, благодарю, очень интересное выступление!
И полностью соответствует Концепции Ростка: детей надо учить творчеству и свободомыслию, а остальное - приложится)
Со своей стороны хочу отметить, что к настоящему моменту времени назрела объективная необходимость перехода от фактологического подхода к обучению - к методологическому. Знание фактов не даёт человеку понимания сути происходящих явлений и процессов, а только лишь формируют КАШУ, "мозговой разжиж" в головах учащихся. Какой толк в знании тысяч фактов, если не уметь их со-отнести друг с другом своей собственной головой, сделать свои собственные выводы?
С другой стороны, знание метода, т.е. объективного (в какой-то мере) закона Жизни, позволяет не только объединить все известные человеку факты в одну общую картину мира (мозайку - отсюда берёт своё название мозаичный тип мировоззрения*), но и на основе уже известных явлений и процессов - создавать новые факты и моделировать новые процессы и явления. Качественно иной подход.
Не секрет, что некоторые учителя сегодня говорят о необходимости обучения 12-13 лет в общеобразовательных школах - факты-то ведь накапливаются, и требуется время на их "освоение". При этом есть исследования (пока, правда, я с ними не знакомился, но скоро буду искать их и изучать, изучать...), показывающие, что в случае перехода на методологическую основу срок обучения в школе можно сократить до 9 (!) лет, а в высшей школе - до 4 (!). При этом качество и общий уровень знания будет несоизмеримо выше того уровня, который имеют выпускники современных отечественных учебных заведений**.
Рабами повелевать легко, когда они тупые и ничего не соображают сами*** - об этом и сказал Анатолий Вассерман. Если же рабы смогут самостоятельно осваивать новые знания, поднимут собственную МЕРУ понимания - то они станут Человеками, и управлять ими (т.е. "стричь" - как баранов в сказке о Незнайке****) будет практически невозможно.
* - в противовес калейдоскопическому типу мировоззрения, когда человек знает огромное количество фактов (объективных и не очень), но они для него разрознены и не позволяют выявить общие закономерности Жизни; у такого человека обычно имеются "авторитеты" (вспоминаем понятие толпа из словаря Даля), которые не всегда выражены в явной форме, и не всегда представлены каким-либо конкретным человеком. "Тряхнёт" такой "авторитет" фактами, заложенными в голову человека современным образованием, и в голове его сложится новый рисунок калейдоскопа. "Тряхнёт" другой "авторитет" - картинка опять поменяется;
** - про "западную" "школу" говорить даже не приходится - эта "школа" античеловечна и, по сути своей, аморальна; об этом хорошо сказал Анатолий Вассерман в своём выступлении;
*** - управление, по сути своей, есть передача информации от одного субъекта какой-либо деятельности другому субъекту;
**** - примеры такой "стрижки" (когда "ведутся" на рекламу и сформированное "общественное мнение"), являющие собой перемолот ресурсов планеты Земля в безудержной гонке потребления: покупка нового сотового раз полгода, покупка новой машины раз в 1-3 года, покупка нового платья/джинсов раз в 1-2 месяца, покупка новой бытовой техники, когда старая прекрасно работает и т.д.
|
|
| |
Павел Акимов | Дата: Суббота, 25.08.2012, 12:09 | Сообщение # 3 |
Полковник
Сообщений: 181
| Quote (zhurovich) И полностью соответствует Концепции Ростка Здесь я бы не стал так утверждать. Вассерман утверждает что, что бы изменить ситуацию в образовании нужно во главу угла поставить освоение теории ( его фраза - "Как известно, нет ничего практичнее хорошей теории. "). То есть достаточно ребенку рассказать теоретические основы какой-либо науки, далее он сам способен наполнять картину мира с помощью этой теории. Взгляды ВВС, по моему здесь совсем другие. Она ставит во главу угла практическую деятельность ребенка, только в результате этой деятельности ребенок сам способен для себя открыть теоретическое обоснование.
|
|
| |
Владимир Журович | Дата: Суббота, 25.08.2012, 14:09 | Сообщение # 4 |
Сержант
Сообщений: 20
| Павел, не могу с вами согласиться. Про теорию и практику Вассерман говорил применительно к высшему образованию. При поступлении в ВУЗ считаю необходимым условием иметь развитые навыки самостоятельной работы, в том числе - при изучении различных теоретических основ. (Другое дело, что этому практически нигде и никого не учат, за редким исключением.)
В младшей школе совсем другая система должна быть. Ребёнок познаёт мир через Игру, чему и учит нас Валентина Васильевна. (В то время как в обычной системе оборазования как раз и дают сухую, безжизненную для сознания ребёнка теорию*.) А в Игре теория может передаваться только через практическую деятельность (непосредственно процесс Игры).
Своей фразой, что вы выделили, я хотел только обратить внимание на то, что для полноценной жизни (не люблю фальшивое слово "успешный") человеку необходимо развитое творческое, созидательное начало. Только тогда он сможет предложить обществу "нечто, востребованное другими" (слова Вассермана).
То есть Вассерман говорит, что без творчества полноценной жизни для человека нет, оно необходимо. А раз оно необходимо, следовательно, его надо развивать. А когда его надо развивать? С 18-ти лет?..Сомневаюсь. В 18 лет творчество, если ребёнка его постоянно лишали (что имеет место быть во всех массовых, в том числе элитарных, системах образования), уже не развить.
Конечно, для человека нет преград, он целенаправленно сможет взрастить в себе творческое начало. Но для этого придётся приложить титанические услилия на значительном промежутке времени (многие годы, а то и десятки лет), и уровень, который он сможет достигнуть, будет раз в 10, а то и в 20 ниже того уровня, который он мог бы достичь, если бы его творческий потенциал развивался с раннего детства, а точнее - с 6-ти лет (по моему глубокому внутреннему убеждению, это как раз тот возраст, когда пора начинать активные образовательные Игры; из этого ни в коем случае не следует, что до 6-ти лет на ребёнка можно не обращать внимание).
Соответственно, взращивать творческое начало надо с младших классов. Какие принципы здесь применимы? Не принципы ли Ростка? (Перечислять не буду, всё неплохо изложено в концепции школы.)
Вассерман напрямую не затрагивает тему развития дошколят и школьников младших классов, но то, о чём он говорит, в полной мере может быть достигнуто, на данный момент, только при обучении по технологии школы Росток. Другой столь же гармоничной, естественной и мудрой методики мне не известно.
Также, Вассерман говорит: "Мир един, и то, что он разделён на отдельные учебные предметы, - это для нашего удобства. Но надо помнить, что за этими предметами стоят разные взгляды на одну и ту же природу, на одно и то же общество".** Эта фраза имеет очень глубокий смысл, причём не один, а совокупность взаимовложенных смыслов. Причём родителям, отдавшим своих детей на обучение в Росток, не нужно объяснять реализацию иного, отличного от описанного Вассерманом, принципа на практике.
В Ростке нет деления на предметы. Более того, занятия, включая дополнительные (хореография, игра на флейте, пение и пр.), формируют единый образовательный процесс.
И обратите внимание, это очень важно: столь сокровенное знание не держится в методичке в сундуке у учителей Ростка. Напротив, все материалы, все методики открыты для всеобщего обозрения и применения, в том числе выложены на данном сайте. Пожалуйста, читайте, развивайтесь сами (без участия и саморазвития родителей невозможно обучение по системе Росток, что говорит о многом) и развивайте своих наследников! Двери Ростка открыты для всех: если у вас не хватает денег на обучение в классе, вы можете совершенно безплатно получить рекомендации для применения на практике из материалов, разработанных Валентиной Васильевной! Здесь Знание доступно каждому!Добавлено (25.08.2012, 13:09) --------------------------------------------- * - очень хорошо помню мою младшую школу, и хочу привести один пример (по математике). Мне были абсолютно непонятны дроби (и далеко не только они), причём учителем у меня была добрая и отзывчивая женщина, грамотный специалист. В начальной школе для меня обычными оценками были 3 и 4, и на многих уроках я предпочитал изрисовывать свою парту. Причём изрисовывал настолько быстро и капитально (у меня там разворачивались целые баталии), что мне очень скоро начали приносить из дома клеёнки. А на них было рисовать ещё интереснее!.. В данном случае налицо, на мой взгляд, поная неприспособленность той системы образования для целей развития и обучения ребёнка (а это было самое начало 90-х, и система была советской). Правда, это не помешало мне в 11-м классе набрать 100 баллов при централизованном тестировании (не первом, но одном из первых; не ЕГЭ), а обязательный выпускной экзамен по математике - проспать, опоздать на него, решить все задания первым и получить отличную оценку;
** - принцип "Разделяй, стравливай и властвуй" в действии: обучи физиков и лириков по отдельности, а потом столкни их лбами и пусть пободаются в песочнице, лишь бы не вышли на более высокую МЕРУ понимания происходящих вокруг них процессов. В Ростке же иной принцип, выраженный в своё время Константином Павловичем Петровым: "Соединяй и здравствуй!" Первый принцип по своей природе является античеловечным и сатанинским, а второй - человечным и Богодержавным.
|
|
| |