Образование без компьютеров - реальность?
|
|
Лариса Колмагорова | Дата: Вторник, 13.03.2012, 16:31 | Сообщение # 16 |
Подполковник
Сообщений: 143
| stepanowavalent Дата: Пятница, 09.03.2012, 16:31 | Сообщение # 12
Доброе утро мои дорогие!
Мы обсуждаем место компьютеризации в начальной школе. По большому счету компьютер гораздо больший вред, нежели польза. Он подобен мечте, которую не обязательно хотеть реализовать, главное ее думать. Компьютер в начальной школе не может стать средством реализации собственных замыслов ребенка, он является слишком сложным инструментом для него.
Но мы учимся в государственной школе и не можем нарушать государственный стандарт образования. Именно поэтому мы должны найти ему место в образовательном процессе. Это место должно облегчать работу педагога, но не влиять на ухудшения психического и физического здоровья учащихся. Одним из главных проблемных мест является зрительный аппарат ребенка. Человеческий глаз приспособлен для жизни в живой природе, он должен переключаться с одного объекта на другой, что способствует развитию глазных мышц. Глаз видя движущиеся объекты не устает. Монитор, каким бы совершенным он не был, данными характеристиками обладать не может по определению. Именно поэтому сан. нормами предусмотрено использование ИКТ не более 15 минут в день. Само это определяет механизм использования ИКТ: - нельзя давать компьютеры для индивидуального пользования, один компьютер должен даваться на пять-шесть человек, при постоянной сменяемости тех, кто находится перед монитором. - Материал предлагаемый детям должен носить сугубо информационный характер и не в коем случае не должен быть игровым. -Необходимо подумать о том, какой реально общий продукт могут производить дети с помощью компьютера в начальной школе. - Необходимо сохранить субъектность не только каждого ребенка, но и позаботиться о развитии групповых форм мыслительной деятельности.
Диана, а правила дети начинают удерживать в сюжетно ролевой игре - продавец не может не отпустить товар покупателю, даже если они перед этим поссорились. Игра вещь серьезная... Следующим этапом в удержании правил являются подвижные игры с правилами, и лишь позже настольные. У шахмат в нашей технологии другое предназначение - это умение видеть графическое поле (при чтении и письме необходимы такие же движения глаз), кроме шахмат мы используем игры:"морской бой", работу в большой и малой букварной таблице. Затем нам требуется умение ориентироваться на площади и удерживать процессуальность игры, то есть временную парадигму.
|
|
| |
Лариса Колмагорова | Дата: Вторник, 13.03.2012, 16:34 | Сообщение # 17 |
Подполковник
Сообщений: 143
| Гость Дата: Понедельник, Вчера, 14:05 | Сообщение # 13
Вот интересный пример уже имеющейся компьютерной системы для детства http://ngs42.ru/news/388977/view/. Валентина Васильевна, как специалист прокомментируйте на сколько реально, по Вашему мнению, можно с помощью этой системы вылечить заикание и дефекты речи? Какие последствия могут быть по Вашему мнению после этого курса?
|
|
| |
Лариса Колмагорова | Дата: Вторник, 13.03.2012, 16:35 | Сообщение # 18 |
Подполковник
Сообщений: 143
| stepanowavalent Дата: Понедельник, Вчера, 21:32 | Сообщение # 14
Добрый вечер!
Я участвовала в одной из научных конференций, где представлялась эта модель, но тогда она позиционировалась как устройство для управления регуляцией девиантного поведения. Оценка была резко отрицательной - это фашизм.
По поводу лечения астмы и логоневроза... Проблема лечения этих состояний выходит за рамки сознательной регуляции. Сбой происходит на уровне первичной ассоциативной системы - в основе которой пирамидальная кора, которая контролирует сенсо-моторное состояние психики, как принято говорить в быту, контролирует наше бессознательное. Так как сбой происходит в моторной сфере, то и восстановление должно идти в моторной сфере, то-есть через организацию движений. Начинать необходимо с восстановления функции крупных мышц, затем средних и лишь на последнем этапе задействуются мелкие мышцы. Заикание, как феномен возникает в основном в возрасте четырех лет, полгода в одну сторону, полгода в другую. Логоневроз и астма возникает в момент перехода устной речи с позиции отраженной, на позицию собственной речи. Как определить этот этап? Довольно просто. До тех пор пока ребенок спокойно слушает Ваши рассказы о том, как коровы по небу летают, галки огород копают - речь у ребенка отраженная, она не связана с удержанием образа описываемой ситуации. Но как только у ребенка возникает связь между тем что он говорит, и тем что он описывает в своей речи и происходит рождение его собственной речи.
В настоящее время только ленивый не слышал о том, что наши полушария коры головного мозга имеют различную функцию, одно из них смысловое, а другое знаковое. На уровне четверохолмия идет перекрестное переключение нервных связей, которые инервируют противоположные, относительно полушарий коры головного мозга, стороны тела. Извините за механистическую модель объяснения, но мне кажется, что это легче понять. В одном полушарии базируются словесные оболочки, а в другом образы, которые их обозначают, эмоции, которые возникали в момент взаимодействия с этими объектами. Это напоминает работу кинопроектора, На пленке две полосы: одна дает видеоряд, а другая звуковой, и если происходит сбой, запаздывание, у Вас возникает невроз. Если ребенок был включен в активную деятельность со взрослым, и взрослый проговаривал под действия ребенка, то проблем не бывает. Смысл и знак соединены в восприятии ребенка. Но если ребенку читали книги, учили стихи, и не давали ему мыть посуду, вытирать пыль, стирать свое белье, помогать отцу ремонтировать машину, подавая гаечные ключи, то у ребенка слова отдельно существуют, а образы отдельно. До того момента, пока речь носит отраженный характер, ребенок здоров. Но как только речь становится смысловой и самостоятельной эта нестыковка становится причиной заикания, астмы, косоглазия и пр.. Межреберные мышцы не синхронизированы, так как управляются из различных полушарий коры головного мозга. Одно полушарие дает команду на вдох, другое на выдох, а гортань одна - вот и астматический компонент, вот и заикание.
Для преодоления этого недуга необходимо восстановить синхронизацию двигательной коры, а возможно это сделать только через синхронные двигательные упражнения: прыжки на двух ногах со скакалкой, набивание мяча двумя руками, катание с гор на лыжах, качели, где ребенок раскачивается сам. А кроме этого стирка, мытье посуды, замешивание и раскатывание теста - все в синхронном движении двух рук и двух ног. На первом этапе важно, чтобы ребенок делал это не включая речь, и лишь после восстановления синхронности действия, необходимо включать ритмические проговаривания под действия ребенка вместе с ребенком. Кроме этого необходимо заниматься игровой дыхательной гимнастикой, как не покажется странным, но стрелять горохом их макаронины, выдувать большие мыльные пузыри, кукарекать и лаять, играть на различных монках и дудочках, запускать в корыте бумажные кораблики и играть в гонки на скорость, образуя ветер из дыхания.
Как в этом может помочь компьютер не понимаю! Но в жизни всегда есть место подвигу, а вдруг!!! Думайте сами...
|
|
| |
Лариса Колмагорова | Дата: Вторник, 13.03.2012, 16:35 | Сообщение # 19 |
Подполковник
Сообщений: 143
| Гость Дата: Понедельник, Вчера, 22:49 | Сообщение # 15
из статьи я понял, что ученые сделали ставку на дыхание. О дыхании Вы то же пишите, что необходимо заниматься дыхательной гимнастикой. Я верно понял Вас, что дыхательной гимнастики не достаточно для устранения проблем с речью ребенка?
|
|
| |
Cтепанова Валентина Васильевна | Дата: Среда, 14.03.2012, 14:50 | Сообщение # 20 |
Подполковник
Сообщений: 148
| Извините, произошел сбой в сети. Постараюсь набрать ответ по памяти еще раз.
" Правильно ли я понял, что работы над дыханием для развития речи не достаточно?"
Да Вы правильно меня поняли. Речь представляет из себя систему меток, которые накладываются на реальные переживания ребенка. Она становится только в том случае, если есть совместная деятельность ребенка и взрослого, при этом ребенок должен активно действовать рядом со взрослым, а взрослый сопровождать действия ребенка собственной речью. В этом случае происходит образование целостного "ядерного комплекса" речи, который представляет из себя сенсорно - нервно -мышечное образование, в котором словесные оболочки являются одним из элементов сложного комплекса. Словесные оболочки принято называть не специфическим раздражителем, так как слово запускает целостный образ переживаний вне реальной ситуации, Можно привести пример с сочным лимоном, который перед Вами положил в рот сосед по столу, и морщась заглатывает слюну. Вы просто прочли текст, но слова вызвали в Вас определенные переживания, которые были в Вашем опыте. Но представьте себе ситуацию при которой в Вашем опыте не было встречи с лимоном, и тогда не было бы и соответствующей реакции.
В настоящее время только ленивый не говорит о том, что наши полушария коры головного мозга несут в себе две различные функции : одно полушарие смысловое, а другое знаковое. При этом каждое полушарие контролирует свою часть тела - левое полушарие контролирует правую часть тела, а правое - левую. Это связано с тем, что в среднем отделе мозга, в районе четверохолмия происходит перекрест нервных путей. Ребенок включенный в осмысленную деятельность работает двумя руками, смотрит двумя глазами на постоянно движущийся объект, в этот момент у него работает весь сенсорный аппарат, он обоняет, ощупывает, слышит, формируя целостный образ ситуации. Любой из этих раздражителей способен запустить воспоминание о произошедшем, в том числе слово, движение. Если мы создаем у детей речевой образ отдельно от включенности ребенка в деятельность, читая книги, заучивая стихи, уча буквы, просматривая мультфильмы, то мы активизируем одно полушарие коры головного мозга, а другое остается заторможенным, Это и приводит к раскоординации мышц тела левой и правой стороны. Дыхание осуществляется через работу мышц спины, живота, даже ягодиц - они постепенно включаются в процесс дыхания, вначале крупные мышцы, затем средние, и только к пяти годам включаются мелкие мышцы позвоночника и межреберные. Дыхание связано прежде всего с деятельностью, с реальным движением, а не воображаемым, и запустить его можно только через физические упражнения, которые должны синхронизировать деятельность коры головного мозга. Ведь это понятно, если одно легкое да вдох, а другое на выдох - гортань одна, поэтому задыхаемся, и только судорожное движение диафрагмы способно восстановить дыхание.. В момент перехода от отраженной речи к речи осмысленной, а это возраст четырех лет, плюс минус полгода, и возникают логоневрозы, астма, косоглазие и даже эписиндром. Для восстановления необходимо убрать чтение, видеопросмотры тем более компьютерные формы восстановления речи, а заняться осмысленной совместной деятельностью с ребенком.
Заикание, астма, косоглазие, эписиндром связаны прежде всего с нарушениями в первичной ассоциативной зоне коры головного мозга, которая в основном состоит из пирамидальных нейронов, они в свою очередь контролируют двигательную сферу психики. Именно поэтому для коррекционной работы мы можем использовать обратную связь - действуя на мышцы, активизировать работу пирамидальной коры головного мозга. Наши бабушки ритмизовали детей играми "ладушки, ладушки"; "поехали, поехали за спелыми орехами"; придумывали развлечения: скакалки (одновременно на двух ногах), качели, прыжки в бассейне на двух ногах, катание на ледяных дорожках, на лыжах и санках с гор, набивание мяча двумя руками и осмысленная деятельность.
Извините, я не помню того, что писала в первом, а что во втором ответе. Если что-то не понятно, то можете задать еще вопросы.
|
|
| |
Крылов Евгений Васильевич | Дата: Воскресенье, 18.03.2012, 18:01 | Сообщение # 21 |
Рядовой
Сообщений: 12
| При изучении физики, математики компьютер мешает. Главное в школе не изучать науки, а развивать мозги. Для решения этой задачи компьютер скорее помеха. Полагая, что компьютер является полезным в двух последних классах. Раньше опасен и вреден.
|
|
| |
Лев Штернберг | Дата: Пятница, 23.03.2012, 22:21 | Сообщение # 22 |
Подполковник
Сообщений: 111
| Позвольте мне вставить свои пять копеек в Ваш ценный разговор. Я познакомился с идеями Вальдорфской школы и школы М.Мрнтессори лет двадцать назад, конечно же из наших отечественных источников. Мне, актеру по образованию, занимающемуся общим развитием детишек, идея такой педагогики показалась очень симпатична. И то, что я видел на российских площадках этих школ (и детсадов) мне очень нравилось. Однако по приезду в Германию мне привелось пообщаться и с Вальдорфской школой, и со школой Мантессори - я попробовал было предложить им свои собственные развивающие методики. И знаете, я был крайне удивлен тем, что увидел. По-настоящему обескуражен. Прежде всего тем, что обе эти педагогические системы оказались предназначены исключительно для детей с задержкой развития. Оказывается, сама Мария Монтессори работала с сиротами монастырских приютов, и задаей ее было не столько образование детей, сколько их "реабилитация. Некоторые из ее воспитанников не умели элементарно завязать шнурок на ботинке, и совсем не справлялись с ложкой, всё норовили хлебать суп из миски прямо губами. О культуре, о живописи, о музыке в школе Монтессори говорят лишь как о способе гармонизации и успокоения личности, как о блаженном соединении души с Богом, но - не более того, ни-ни. Рисовать можно только природу. Петь можно только о природе и о Боге. Танцевать нельзя ни в коем случае Так было при жизни Марии, так это направление сохранилось и поныне. То же самое с педагогикой Штайнера. На сегодняшний день и вальдорфские школы, и школы Монтессори раскиданы по всему миру, да, однако они очень редки и принадлежат исключительно христианским приходским общинам, то есть это школы вовсе не светского образования. Родители, отдающие детей в эти школы, во-первых как правило сами являются их воспитанниками, и во-вторых они заранее знают, что по окончании этой школы их ребенок не пойдет ни в гимназию, ни в институт, а будет заниматься прикладным ремеслом, типа пилить дрова или собирать мусор, рожать детишек в соответствии с наказом Господа "плодитесь и размножайтесь", и всячески беречь юные детские души от всяких диавольских соблазнов, вроде телевизора или компьютера.
По этой причине, когда я слышу чьи-то ссылки о том, что вот в вальдорфской школе обходятся без компьютеров, мне хочется сказать: А подите ка вы сами взгляните, без чего еще обходятся в вальдорфской школе. Очень сомнительно, чтобы после подробного посмотрения вам эта идея продолжила нравиться.
Да, и еще один момент. Не знаю как в других странах, но в Германии работать учителем в школе Монтессори могут только выпускники специальных училищ, принадлежащих содружеству школ Монтессори. И поступить в такое училище невозможно без рекомендации приходского священника.Добавлено (23.03.2012, 21:21) ---------------------------------------------
Quote (Крылов_kev) При изучении физики, математики компьютер мешает. У меня дома есть парочка компьютерных курсов по физике для 10-летних детей. Я Вам так скажу - это потрясающие игры, квэсты, которые я, уже взрослый человек, решал во-первых с с огромным интересом, а во-вторых большим трудом. При том, что я кандидат в мастера спорта по шахматам, моих мозгов явно не хватало на эти квэсты.
Сообщение отредактировал Лев_Штернберг - Пятница, 23.03.2012, 22:03 |
|
| |
Cтепанова Валентина Васильевна | Дата: Суббота, 24.03.2012, 01:37 | Сообщение # 23 |
Подполковник
Сообщений: 148
| Добрый вечер!
Несмотря на то, что мне категорически врачи запретили в течении недели подходить к компьютеру, я не удержалась. Спасибо огромное Лев за точную характеристику школ Монтессори и Штайнера. Моих слов было не достаточно, Наша система никаким боком не связана с данными направлениями. Мы занимаемся прежде всего развитием интеллектуальных и творческих способностей на материале естественно-научной парадигмы мироописания. Спасибо за дискуссию! Немного отдохну после приступа и включусь в обсуждение,
|
|
| |
Школдин Алексей | Дата: Воскресенье, 25.03.2012, 13:21 | Сообщение # 24 |
Рядовой
Сообщений: 15
| Лев, я повторю уже сказанное: Quote (elliz) Наверное, я зря не уточнил в самом начале темы: просьба рассматривать статью не как повод для рассмотрения Вальдорфской системы образования, а как повод для осмысления места вычислительной техники в образовательном процессе и жизни детей. Несколько моментов вынесенных мной из статьи: 1) многие авторитетные представители ИТ-индустрии сами предпочитают, что бы компьютер в жизни их детей появился как можно позже; 2) образование без компьютеров не только возможно, но и дает уровень знаний далеко не среднего уровня; 3) определенное противостояние между сторонниками и противниками введения вычислительной техники есть не только у нас, и все ссылки "на западные технологии в образовании" даже на основании данного материала можно назвать спорными. Без чего еще могут обойтись в той или иной системе? Не знаю. Во многом это зависит от культуры и окружения. Какие навыки надо развивать? На что делать упор? Для меня сложилась парадоксальная ситуация: я как руководитель ИТ-отдела считаю, что некоторым сотрудникам работа которых плотно завязана на информационных системах было бы крайне полезно поработать неделю-другую без компьютера. Они за программой не видят процесса: вся работа сводится к нажиманию кнопок без понимания того, что за этим стоит. И чем удобнее интерфейс, чем более красивая картинка на экране, тем тяжелее потери в сознании.
Quote (Лев_Штернберг) У меня дома есть парочка компьютерных курсов по физике для 10-летних детей. Я Вам так скажу - это потрясающие игры, квэсты, которые я, уже взрослый человек, решал во-первых с с огромным интересом, а во-вторых большим трудом. При том, что я кандидат в мастера спорта по шахматам, моих мозгов явно не хватало на эти квэсты. Можно и интегральному счислению в начальной школе учить, ведь суммирование это лишь частный случай интегрирования. Но смогут ли дети связать эти задачи с реальностью? Я сторонник крайне осторожного использования вычтехники в процессах обучения, да и быту тоже. Компьютер - это инструмент, а не среда обитания. Поэтому игры с погружением вызывают мою особую настороженность.
|
|
| |
Лев Штернберг | Дата: Воскресенье, 25.03.2012, 17:07 | Сообщение # 25 |
Подполковник
Сообщений: 111
| Quote (ashes) Компьютер - это инструмент, а не среда обитания. Понимаете, Алексей, палка ведь всегда о двух концах. Обязательно есть и позитив, и негатив. Однозначно - в компьютере можно утонуть с головой, забыть улицу, забыть живую компанию, даже сон и еду начать забывать. Нашему физическому телу - мускулатуре, сердцу, дыханию - общение с компьютером в принципе противопоказано, это без сомнения. Однако никак нельзя сказать, что человек за компьютером никак не социализируется. Посмотрите, сколь интенсивное общение идет в разных чатах и на форумах. Нынче уже не приходится многие часы тратить, чтобы добраться из деревни в городишко, и там поболтать в приятной компании за рюмочкой чая. Причем коммуникативные возможности интернета очень быстро развиваются - уже не просто чат, но скайп. Не просто форум, но видеоконференция.
Сегодня 25 марта, а в Берлине +21 градус по цельсию. Кто даст гарантию, что уже этим летом человечеству не придется закапываться в глубокие бункеры, дабы избежать полного вымирания? И что как не компьютер станет тогда каналом единения всех людей? Да, возможно и такое, что вот-вот начнут появляться какие-нибудь мутации - какие-нибудь зеленые человечки, дышащие хлорофосом, вырабатывающие хлорофилл и общающиеся телепатически. Может, их субтильные тельца будут слабы и немощны, но вовсе не это поможет им выживать в новом климате.
Скажете, я рисую футурологические картинки в стиле ужастиков - это болезненное следствие дурных фильмов и компьютерных игр, да? Но я так вижу, что подобное развитие событий вполне возможно. Когда в Мурманске под Новый Год нет снега, а в Берлине в середине марта пляжи битком забиты загорающими людьми - всякое можно предположить, увы. И не готовит ли природа новый человеческий вид -человек виртуальный - на смену человеку не сильно разумному?
Понимаю, такие разговоры могут Вам не нравиться. Но суть не в том, нравятся они или нет. Суть в том, что это одна из вероятностей. И очень вероятно, что при таком развитии событий рассуждения Валентины Васильевны в ближайшем завтра окажутся просто консервативным упрямством, мешающим человечеству выжить.
Шучу, конечно, но разве при этом я не прав?
Сообщение отредактировал Лев_Штернберг - Воскресенье, 25.03.2012, 17:15 |
|
| |
Школдин Алексей | Дата: Воскресенье, 25.03.2012, 20:07 | Сообщение # 26 |
Рядовой
Сообщений: 15
| Нда уж... Лев, давайте не будем подменять понятия. Какие бы климатические изменения не происходили, они не способны изменить выработанные эволюцией принципы становления сознания. Имеющихся коммуникативных возможностей интернета не хватит на развитие коммуникативных способностей ребенка по причине узости и бедности по сравнению с "оффлайновыми" способами коммуникации. тактильные, вкусовые и т.д. ощущения... да что там говорить про бункеры, если еще пару столетий назад смерть матери при родах зачастую означала неизбежную смерть дитя именно по причине отсутствия коммуникаций с внешним миром. Тут как ни запускай какие-нибудь программы и т.д. а порядок формирования головного мозга неизменен. А по поводу роли компьютера в социализации: на мой взгляд, тут мы имеем противоположные посылы: 1) перенося "на компьютер" социальные навыки общения (та же рюмочка чая в приятной компании со знакомым за 1000 км.) мы во многом опираемся на память об имеющемся опыте общения с данным человеком, аналогично телефону... 2) Вам не кажется странным, что с развитием технических коммуникационных средств, число молодых людей действительно желающих коммуницировать стало резко сокращаться. Среди коллег 23-28 лет обоих полов слышу постоянные жалобы на одиночество и то что общаться не с кем. Не с кем и негде познакомиться!!! При том, что возможностей у них реально много больше, чем было в 93-98 годах. Парадокс?
Нравятся или не нравятся мне такие разговоры - не важно... Но непосредственная коммуникация между людьми - суть краеугольный камень становления личности... и каковы будут последствия его подмены суррогатами?
|
|
| |
Cтепанова Валентина Васильевна | Дата: Вторник, 27.03.2012, 19:30 | Сообщение # 27 |
Подполковник
Сообщений: 148
| Лев Владимирович, еще раз добрый день!
Я вернулась после капельницы, и готова Вам сказать несколько слов по поводу "И не готовит ли природа новый человеческий вид- человек виртуальный - на смену человеку не слишком разумному?
Безусловно, угрозой человеческому виду может быть только сам человек, Вы правы, не совсем разумный. Природа предусмотрительна, наверное поэтому создала много уровневую защиту от нашего кретинизма.
Необходимо понимание того, что не может заменить компьютер реальное человеческое взаимодействие ни в дошкольном, ни в младшем школьном возрасте. Я думаю, что и подростковый возраст не далеко ушел по своим возможностям коммуникации от начальной школы. Подросток может легко брать информацию для последующей коммуникации в социальной среде, но полноценная коммуникация не возможна.
Так выстроена кора головного мозга представителей вида "человек разумный", что вне реального взаимодействия нейробласты не активизируются и психологические новообразования не образуются. Вне реального действия не развивается пирамидальная кора головного мозга, а это исключает развитие сенсорики и моторной сферы. Что это значит? Всего лишь то, что ребенок будет слабо видящим, вряд ли доживет до того, чтобы научиться читать, будет слабо слышащим, плохо ощущающим изменения окружающего мира. Слабо развитая моторика не позволит удерживать образы окружающей действительности, а это ведет к полному отсутствию образного мышления и воображения, соответственно и абстрактного мышления. Это Вам Лева, не зеленые человечки с хлорофилом, картинка пострашнее любых ужастиков. Есть вопросы? Спрашивайте!
|
|
| |
Лев Штернберг | Дата: Среда, 28.03.2012, 08:06 | Сообщение # 28 |
Подполковник
Сообщений: 111
| Спасибо, Валентина Васильевна, но по этой теме вопросов у меня нет. Меня больше интересует Ваш ответ насчет слогово-пиктографического письма. Жду этого ответа с нетерпением.
Сообщение отредактировал Лев_Штернберг - Четверг, 29.03.2012, 16:41 |
|
| |