На этой неделе почти у всех 6-леток прошли выпускные в садиках. И дело это, конечно, важное и умилительное. Но вот на празднике я в очередной раз испытывала чувство неловкости (помимо любви к сыну, гордости за него, своего волнения, что вот, мальчик к новому шагу в жизни подходит). За что неловко? за сценарии. За срежисированную радость, печаль, восторг детей. Они поют, как поют, а им педагог шепчет: "улыбайтесь". Кто-то слушает и улыбается, хоть и не хочет, но раз надо, то ладно,улыбнусь. Кто-то не слышит, потому что далеко стоит. А кто-то слышит, но не улыбается. Таким в жизни потом сложно будет. Быть собой, слушать свои реакции, а не шепот "педагога" в эпоху мейнстрима.
Откровенно ужаснула меня песня про российский флаг. В садиках (даже частных) видно тоже должно идти патриотическое воспитание. Под ним часто понимается атрибутика. И я не только про то, что надо знать как зовут президента РФ (хором назвали), знать цвета флага (какая-то ужасная песня про красный цвет рябин, белый цвет то ли снега и берез, синий цвет неба). Дети просто не понимают, о чем они поют. Они заучивают слова, поверхностно, раз требуют. Не вникая в смысл. А смысл то доносится не через песни казенные. Только через проживание. Как можно прожить смысл 3 цветов российского флага? я не могу своему ребенку помочь в этом, т.к. сама выросла с красным флагом, серпом и молотом и до сих считаю его флагом. Правда страны той нет и надеюсь не будет, т.к. в прошлое не возвращаются. Просто у меня нет эмоций к трехцветному, а к красному их не передать, т.к. нет реалии в жизни сына. Вырастет, конечно, сын как-то с этими цветами. Ладно. Просто это не есть момент, когда я ему могу передать свои ценности. Связь между поколениями в этом вопросе не сработает. С президентом проще, т.к.был шанс прожить момент, когда подписывался договор о вступлении Крыма в Россию. А мы в Крыму до этого 3 года отдыхали, для нас это не слово, а любимое обжитое место. Да, сыну 6 лет всего, но мы смотрели в обнимку прямой эфир. Мне было важно, чтобы сын прожил это со мной. Потому что я помню, как в 1980 плакала Роднина на Олимпиаде. Я была маленькая, чтобы что-то понять, но слезы запомнила. Потому что это было настоящее. А настоящее задевает всегда, независимо от возраста. С этим растешь потом. С такими зарубкам в памяти. Так и складывается любовь к родине (можно и к Родине), к-ю с собой носишь и не можешь, не имеешь права назвать свою страну "этой страной", "рашкой". (я вот еще мельче иду, я люблю Нск. Даже не Новосибирск. А именно Нск. В краткости еще больше любви.) Я не могу "свалить" из страны, где я прожила эти моменты. Мне просто не с кем их разделить заграницей. А если ты не можешь разделить сокровенное, то вообще зачем все? И как же я рада, что ребенок идет в школу, где не читают трескучих стихов про любовь к маме, стране, армии. Слава Богу, что будет возможность доносить смыслы через проживание. Это самое верное средство. Не такое эффектное, конечно, возможно. Но на всю жизнь. Так что "до свиданья, детский сад! Здравствуй школа!"
|