10:26
"Роль коллективной проектной деятельности в развитии мышления и речи."
Читайте новую статью Степановой Валентины Васильевны.
Просмотров: 1810 | Добавил: akimovp | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 28
24 alexkim  
Принцип единства сознания и деятельности... вот это мощь! (извиняюсь, за некоторую излишнюю эмоциональность)

"Преобразования окружающей среды человеком изменяют и его самого. На этих основаниях базируется принцип единства сознания и деятельности. В педагогической психологии особое значение имеют такие качества деятельности как субъектность и предметность.

Субъектность связана с избирательностью, направленностью деятельности, которая обусловлена потребностями, установками, прошлым опытом, целями, мотивами, способами достижения предмета потребности.

Категория предметности связана с тем, что объекты внешнего мира действуют на субъекта деятельности только опосредовано, через акт преобразования в ходе его деятельности, с этим связана полноценность их отражения в сознании субъекта."

"Таким образом, категория деятельности здесь используется как выражение неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту связь.

Деятельность является средством развития индивидуальности и личности человека.

Индивидуальность развивается в русле социальных взаимодействий, приобретая социальную компетентность, которую принято называть личностью."

Как я пытаюсь это всё понять:
Мы живём в среде, которая то и дело становится неблагоприятной. Чтобы выжить, нам приходится преобразовывать окружающую среду. Причём не в какую попало сторону, а в конкретном направлении удовлетворения самой важной в данный момент потребности. Эта избирательность деятельности и есть субъектность, способность опредметить потребность. Далее, преобразовывая среду, осваивая предмет потребности, мы совершаем моторные действия, которые запечатлеваются у нас в мозгу и отражаются в сознании. Эти опредмеченные действия меняют самого человека. То есть, мы совершаем действия по преобразованию среды, а при этом меняемся сами, меняется сознание.

Связь человека с миром - мы меняемся одновременно со своим действием по изменению мира. Опредмечивая потребности, мы запечатлеваем их у себя в сознании. Мы создаём модель мира у себя в голове, чтобы ориентироваться в окружающей среде, успевать изменять её и адаптироваться.
Можно ли утверждать, что познавая мир, мы познаём себя?
Ведь мы являемся частью мира, который познаём.

Человек может выжить только в социуме, который хранит набор эффективных способов в культуре. Эти знания человек приобретает, взаимодействуя с культурными людьми и продуктами культуры. И в этом процессе получает "социальную компетентность, которая называется личностью". Мы научаемся общаться, понимать, действовать вместе с другими людьми.

Мне очень импонирует теория деятельности, так как в ней все важные жизненные явления связаны очень красиво и непротиворечиво. Я как раз хотела про неё узнать поподробнее, с ссылками.
Но всё равно, какая-то сложная весчь. wacko

21 DmitrySib  
Валентина Васильевна, спасибо!
После ответов и лекции многое стало проясняться.
Продолжаю свои вопросы:
"Вхождение в культуру должно происходить не путем присвоения культурного знака"
- Не совсем понятно, как можно присвоить знак? Общекультурный знак исходит от индивидуального символа, наполненного индивидуальными образами и смыслами. Знак, как некое обобщение просто не сложится, если нет символа.

"Особую сложность проектная форма организации образовательного процесса имеет при работе над освоением систематических знаний."
- Это почему? Что за сложность?

"Главное для развития индивидуальности – не присвоить чужой опыт"
- Опять не понятно, как можно присвоить чужой опыт? В виде заученного алгоритма?

"Мы рассматриваем как разрушительные для становления индивидуальности и Я-концепции ребенка."
- Здесь логический пропуск: Вы не написали что рассматриваете как разрушительные... smile До этого в абзаце говорилось о принципах концепции.

22 alexkim  
Дима, можно я попробую ответить на некоторые вопросы?

"- как можно присвоить знак?"
Да, в том-то и дело, что культурный знак надо не присваивать, а порождать как обобщение индивидуальных символов.

"- Опять не понятно, как можно присвоить чужой опыт? В виде заученного алгоритма?"
- ну да, присвоить в виде заученной формулы, списанного ответа, без наполнения образами и без понимания смысла. Чем и грешит большинство школ, руководствующихся стандартной системой образования.

"Особую сложность проектная форма организации образовательного процесса имеет при работе над освоением систематических знаний."
- Далее в статье описывается, что для этого требуется последовательное погружение в набор тем, которые потом складываются в целостную картину. И такое долгосрочное масштабное планирование погружений в набор тем, мне кажется, как раз и представляет особую сложность.

"Мы рассматриваем как разрушительные для становления индивидуальности и Я-концепции ребенка."
Да, действительно, тут пропуск. Раньше у Валентины Васильевны следом шла фраза: "распространенные сегодня формы аудита и самоаудита в отношении младших школьников."
У меня была трудность с пониманием также и дополненного до конца предложения, но я утвердилась на следующем понимании:
"Мы рассматриваем распространенные сегодня формы аудита и самоаудита в отношении младших школьников как разрушительные для становления индивидуальности и Я-концепции ребенка."

26 stepanowavalent  
Марина, спасибо за редактуру,Нужно внести в текст. При копировании и пересылке часть текста вылетело, а я детально не проверила.

25 stepanowavalent  
Дима, ты меня умиляешь…Но ведь все хотят присвоить знак, поэтому учат таблицу сложения, падежные окончания, базовые формулы, не видя за ними ничего, никакого содержания. Это считается нормой. А все у кого есть за письменной речью смысл, считаются одаренными.
Проектная форма организации образовательного процесса при освоении системных знаний просто больше нигде не применялась.
И все остальное по тексту так же.

27 stepanowavalent  
Дима, это мы говорим, что ничего присваивать не хорошо, не можно!!! Есть два хода развития - один предполагает, что нужно запомнить правильные знаки вместе с приговариванием о том, что они означают - это и есть образование.
Мы считаем, что ребенок должен восходить от своего опыта, через становление образной моторики (см. Игра) к образному мышлению, а от него к порождению группового символа и соотнесение его с культурным знаком

28 stepanowavalent  
Систематические знания принято давать в виде устоявшихся речевых форм, именно их ребенок должен выучить и запомнить.
С этим связана традиция не выводить, а заучивать наизусть правила, формулы, теоремы.
Детям предлагается запомнить и присвоить опыт знаменитых ученых, в виде заученного алгоритма.
Но для детей ценным является только тот опыт, который вытекает из их экспериментирования, а затем обобщения, так как он наполнен эмоционально, субъектно.

15 Марина-Бун  
«Деятельность, направленная на коллективное создание модели требует от всех участников постоянного согласования действий, а это предопределяет развитие речи как средства согласования общих действий по созданию модели и удержания её в групповом сознании.»

Это самый тяжелый момент для родителей во всей методике. Приятие этого момента практически трудно достижимо в современном обществе, нацеленном на высокий результат. Каждый родитель думает, что его чадо способно показать результат. Главное, с ним побольше заниматься. Каждый думает, что вот его то ребенок получит хорошую, денежную профессию, а для этого надо много и упорно заниматься! Желательно как можно с более ранних лет, чтобы не упустить ни единой возможности стать ребенку успешным. А вы тут предлагаете не ребенка обучать, а какое-то коллективное сознание, которое вообще непонятно существует ли!? Родитель скажет: «Зачем мне приводить ребенка в класс, где он может спокойно выпасть из учебного процесса и никто его за это не накажет! Зато будет сделана коллективная работа! Какое мне дело до коллективной работы, если мой ребенок в ней участие не принимал?» По-моему именно это очень трудно понять родителям, особенно у детей которых есть проблемы.

Другое дело, если ребенок готов ко взаимодействию с товарищами по теме обучения. А для этого у них должно сначала возникнуть свое представление об изучаемом предмете, тогда может быть, он захочет потом узнать о представлении своих товарищей. В наше время таких детей встретишь редко. Если же взять среднестатистического ребенка из среднестатистической школы, то он, конечно, не будет участвовать в групповой работе. Потому что не эти проблемы его волнуют. Он еще даже не пришел к тому, чтобы сформировать свое представление (индивидуальный символ) об изучаемом предмете. Его больше всего волнует, как бы побыстрее закончились уроки и сбежать из-под постоянного контроля и надзора родителей и учителей и наконец заняться тем, что ему интересно. Потребности детей настолько не удовлетворены, что до групповой работы им идти как до луны пешком!

Конечно, не вдруг у ребенка возникает желание узнать о представлении своих одноклассников. Я легко могу представить такую ситуацию: ученик-отличник, прекрасно формирует свое представление по каждой изучаемой теме. И его совсем не интересует, что думают одноклассники по этой теме (например, что они понимают под частью речи «прилагательное») В изучаемом предмете он самодостаточен. Он вообще с одноклассниками может не взаимодействовать ни во внеурочное время, ни тем более в урочное время, когда каждый сидит за своей партой и разговаривать не разрешается. Вот и вырастают такие «отличники» -- не умеющие и два слова выдавить в реальной живой среде общения. Польза для общества от них близка к нулю, т.к. они ассоциальны.
Насколько я понимаю, чтобы ребенок в школе в конце концов пришел к желанию участвовать в групповой деятельности по теме проекта, нужно чтобы еще в детсадовском возрасте он играл со сверстниками в групповые игры по собственному желанию, а не потому что его мама пригласила на день рождения компашку сверстников (есть у меня один такой пример перед глазами) , и сама же мама (массовик затейник) развлекает детей бурной деятельностью. В остальное время (кроме дней рождения) девочка со сверстниками не общается. Но это совсем фатальный случай, наверное, таких детей процента 3. Большинство же детей в вечернее время проводят время либо перед компьютерными играми, либо за мультиками, либо за рекламой и сериалами, которые смотрят взрослые. А в саду…, не знаю, что в саду. Есть ли там групповая деятельность? Или это только «подготовка ко школе» и «детский сад присмотра»… Может быть где-то в промежутках между занятиями дети затевают свои спонтанные групповые игры?

Правильно ли я понимаю? Многие дети приходят в школу не готовые психологически к групповой деятельности? Они не умеют взаимодействовать друг с другом, потому что они вообще не умеют даже играть ни по отдельности, ни вместе?

23 alexkim  
Марина, ты имеешь в виду коллективную деятельность? :
"Это самый тяжелый момент для родителей во всей методике. Приятие этого момента практически трудно достижимо в современном обществе, нацеленном на высокий результат. Каждый родитель думает, что его чадо способно показать результат. Главное, с ним побольше заниматься."
- Почему ты думаешь, что другие родители так думают? Я не сталкивалась с противодействием со стороны родителей, когда речь заходила о коллективной деятельности. Наоборот, умение работать в команде как раз оказывается очень востребованным, когда человек выходит в большой мир, устраивается на работу.

"Родитель скажет: «Зачем мне приводить ребенка в класс, где он может спокойно выпасть из учебного процесса, и никто его за это не накажет! Зато будет сделана коллективная работа! Какое мне дело до коллективной работы, если мой ребенок в ней участие не принимал?»"
- Так как обычно у детей сильна социальная мотивация, то как раз то обстоятельство, что ребёнок не принимал участия в работе, был изолирован от общества и не принят,- именно это побудит его в другой раз включиться в работу. И так как это будет из внутреннего интереса, то и эффективность его действий будет гораздо выше, чем если бы его наказали и заставили работать.

«Деятельность, направленная на коллективное создание модели требует от всех участников постоянного согласования действий, а это предопределяет развитие речи как средства согласования общих действий по созданию модели и удержания её в групповом сознании.»
- Мне кажется, здесь речь идёт о том, что создание совместного продукта хоть и является задачей, но реальным продуктом (хоть и побочным, но всё же более важным) будет развитие речи (ведь нужно согласовать действия, чтобы получить требуемый результат).

"Другое дело, если ребенок готов ко взаимодействию с товарищами по теме обучения. А для этого у них должно сначала возникнуть свое представление об изучаемом предмете, тогда может быть, он захочет потом узнать о представлении своих товарищей."
- Мне кажется, проявлять активность в направлении понимания представлений сверстников ребёнок может только тогда, когда это попадает в пределы достижимого, то есть когда он сможет как бы дотянуться до этого рукой. Если дети находятся в общем смысловом контексте, то у каждого так или иначе складывается своё понимание,- но по поводу того же события, что и у остальных. И они могут угадать и воссоздать тот общий контекст, который имеет в виду другой ребёнок. Как раз общая событийность и является основанием для понимания представлений сверстников.

"Он вообще с одноклассниками может не взаимодействовать ни во внеурочное время, ни тем более в урочное время, когда каждый сидит за своей партой и разговаривать не разрешается."
- Это задача учителя задать такую ситуацию, чтобы результат было возможно получить только совместными усилиями. Тогда этому отличнику придётся повзаимодействовать с другими участниками, постараться объяснить понятным языком, встать на место другого ребёнка.

"Насколько я понимаю, чтобы ребенок в школе в конце концов пришел к желанию участвовать в групповой деятельности по теме проекта, нужно чтобы еще в детсадовском возрасте он играл со сверстниками в групповые игры по собственному желанию"
- Это да. Но неужели теперь ставить крест на тех, кто в детском саду не играл по собственному желанию? Для них же ещё не всё потеряно. smile
В Ростке каждый урок проходит одновременно и на уровне манипулирования предметами, и на образно-логическом. То есть, имеется возможность и восполнить недостаток опредмеченной моторики, и пооперировать образами, знаками и логическими отношениями.

"Многие дети приходят в школу не готовые психологически к групповой деятельности? Они не умеют взаимодействовать друг с другом, потому что они вообще не умеют даже играть ни по отдельности, ни вместе?"
- да, есть такое. Думаю, готовые дети - это те счастливые случаи, которые бывают очень редко. Мне кажется, я и сама не очень-то умею играть, общаться и работать в группе...

14 DmitrySib  
Валентина Васильевна, здравствуйте!
Мне показалось, что статья написана слишком сложным языком. По крайней мере, для человека, не привыкшего к сухим научным текстам, читаться будет тяжело. wacko
Некоторые вопросы:
"Системы образования разработанные для технократической цивилизации..."
Я не совсем понял противопоставления технократических систем и новой методики обучения. Ведь в системе, которую предлагаете Вы также есть и "унификация знаний" и "способы согласования". И она также применима для техн. цивилизации.

"Направленность потребности к своему предмету определяется как мотив деятельности."
как-то тяжело понимается фраза. Направленность потребности: потребность всегда направленна на предмет потребности, т.е. или я чего-то не понимаю, или получилось масло-масляное. Тогда при чем здесь мотив?
Далее: "Мотив - это сила..."
Тогда мотив является характеристикой потребности: сильная потребность (человек хочет пить в пустыне и ползет из последних сил к колодцу) = сильный мотив, слабая потребность (сижу на диване, хочу пить, но лень встать) = слабый мотив. Так можно сказать? Я правильно понимаю?

"Деятельность включает в себя: потребность субъекта, ..."
Сложный абзац-предложение. Его бы разбить на боле простые составляющие. Почему деят. вкл. представление об образе предмета и зачем это вообще нужно? Почему результат входит в действие? Логично их разделить.

продолжение следует...

16 stepanowavalent  
Дима, большое спасибо за вопросы. Пробую отвечать по порядку. Технократическая цивилизация предусматривает разноуровневое обучение. И только для верхних ступеней образования, которые связаны с творческой деятельностью, создающие общий (целый) продукт и технологов, разделяющих общий продукт на части, которые могут быть произведены людьми с меньшим уровнем понимания, образования и личностного развития.Человек, как субъект действия, как ценность не рассматривается кроме как трудовой ресурс для производства товара.
Мир становится сложным. человечество создало силы, с которыми уже не всегда способно справиться.
Сами по себе знания, без их увязывания с развитием личности и субъектности человека делают его уязвимым, не способным жить в постоянно меняющемся мире, удерживая свою направленность в общем социальном потоке движения, развития.

17 stepanowavalent  
Павел, посмотрите пожалуйста, можно ли в разделе добавить комментарии сделать шрифт хоть немного ярче. Писать вссепую очень трудно. Редактировать тоже.

20 akimovp  
Валентина Васильева! Насколько я знаю у Вас mac os - для увеличения шрифта нажимайте одновременно "Command-Option" и "+". Для Уменьшение соответственно "Command-Option" и "-".

18 stepanowavalent  
Потребность вызывает некоторое динамическое напряжение - тенденцию, стремление. Но одно дело - испытывать стремление, а другое - осознавать его.
Влечение не осознанно и беспредметно. До тех пор пока человек испытывает влечение, он не знает, чего он хочет, перед ним нет осознанной цели, на которую он должен направить свое действие.
В этой ситуации человек испытывающий потребность противостоит предметам, которые могут эту потребность удовлетворить.
Ощущение потребности должно стать для человека осознанным и опредмеченным, что означает переход влечения к желанию. Только тогда, когда потребность становится осознанным и предметным желанием, человек начинает понимать чего он хочет, и может на новой основе организовать свое действие.
Осознанная связь между потребностью и предметом потребности возникает только в результате реального практического опыта удовлетворения потребности.
Мотив - это установившаяся связь потребности и предмета, ее удовлетворяющего. Характеристика этой связи и есть характеристика мотива.
Поэтому, если потребность в питье завязана на колодец, то будет сильный мотив, а если на Кока-колу - то вовсе нет.

19 stepanowavalent  
Деятельность , Дима, - это сложный динамический процесс по преобразованию окружающей действительности с целью удовлетворения актуальной потребности. Но для того чтобы этот процесс запустился мало ощущать влечение, нужно определить его предмет, понять, а не снесут ли за него голову, учесть все за и против, и лишь после этого можно пуститься во все тяжкие. biggrin

10 Крылов_kev  
Я это делал на первом курсе, возможно, преждевременно.

9 Крылов_kev  
Программирование

3 Крылов_kev  
Пытался организовать коллективную деятельность на первом курсе ИАТЭ.
Результат интересный, но неоднозначный.
Резко повышается трудоёмкость с обеих сторон.
Требуется высокая квалификация учителя.

6 stepanowavalent  
А как же, потеть приходится всем, но ведь это справедливо!!!

8 Крылов_kev  
Справедливо!
Но возникают трудности при организации коллективных разработок в массовом масштабе.
Плохо идёт в массовом конвейере.
Нужны специальные методические разработки, а они трудоёмки.
Лично я сейчас занят работой с иностранцами.
На что-то ещё сил не хватает.
Хотя принципиальные пути я вижу.

2 stepanowavalent  
Леночка, добрый вечер. Вы задали такие прекрасные вопросы, жаль что не на сайте.
Какова мотивация детей 4-6 лет? Ну, разная.. В 4 года одна, в 5 другая, а в 6 совсем третья, но для всех периодов есть и общие моменты.
Первая, которая для всех - общение, ребенок хочет быть с Вами не рядом, а вместе. Этот момент почему то очень сложно понимается. Как это вместе стирать, чистить картошку, гладить белье. И это все?! А зачем мы роботов делаем? Роботы для взрослых, а у ребенка потребность, все что делает взрослый повторить и понять смысл действия, именно в этот момент возникает предметность и субъектность сознания. Как не покажется странным, но в этот момент складываются основы осмысленной связной речи и мышления, а воображение тоже там.
Именно моторная компонента, которая возникает в момент действия с предметами и придает в будущем времени основу для становления знаковой функции. Образная моторика порождает значение предмета заместителя, а потом смысл штриха, буквы.
Как только произошло накопление образной моторики, она самопроизвольно запускает и детскую игру, и детский рисунок. Как только этот механизм сработал, у ребенка возникает мотивационная потребность, я бы даже сказала физиологическая - зафиксировать собственные переживания - это прекрасно, он хочет это делать сам, но чтобы Вы были рядом, и задавали ему вопросы, помогали удерживать это состояние, не вмешиваясь в процесс детской самореализации.
Как не жаль, взрослый этого делать не может, ему не хватит просто сил. Вот поэтому так важно, чтобы рядом был сверстник, и не один, а целая группа, и чтобы изображали они близкие переживания, только в этой ситуации они начинают читать символ другого. А следующий этап - это желание совместной деятельности со сверстником, да, в этом мотив детской деятельности, но мы же хотим чтобы они нам сильно не мешали реализовываться, но были не хуже других.
А в шесть лет ребенок хочет понять смысл действий взрослого, хочет действовать как взрослый…
Но ведь я Вам говорю очень конспективно, а за каждым ребенком свои тянутся проблемы, родители думают, что мы их не видим. Видим. Но дети в этом не виноваты. Родители хотят спрятать проблемы ребенка, делают за него задания дома, как только ребенок не успешен, родитель пытается спрятаться, перестает жить интересами класса, т.е. своего ребенка. Круг замыкается. Вот поэтому нельзя родителей оповещать о неуспехах ребенка, затерроризируют и ребенка и учителя

4 Крылов_kev  
Валентина Васильевна!
Я хотел бы копировать на своём сайте некоторые Ваши высказывания.
Приглашать Вас опасаюсь, у нас встречается хамоватый народ.
Нельзя ли выдавать Ваши высказывания в кавычках, как цитаты, но без прямых ссылок?

5 stepanowavalent  
Евгений Васильевич, делайте так, как сочтете нужным. Мы делаем общее дело, просвещаем народ. Спасибо за Вашу активную позицию.С глубоким уважением к Вам

7 Крылов_kev  
Спасибо!
Я бы давал полные ссылки, но мне не нравится "вежливость" некоторых.

11 akimovp  
Я думаю что стоит разместить ссылку. Во первых аудитория дискуссии должна быть разносторонней, во-вторых - это будет полезно для сайта rostok54.ru. А особенно грубых мы скорректируем.

12 Крылов_kev  
Ссылки на Росток я делаю регулярно.
Но не хочу подставлять Валентину Васильевну.
Её идеи на нашем сайте некоторые восприняли в штыки.
В результате я потерял право приглашать её на наш сайт.

13 Крылов_kev  
Да и те, кого я упоминаю, на сайте будут не интересны.
Придираются к второстепенному и делают выводы из единичных случаев.
Из тех, что считают себя светочами воспитания.

1 Stern  
Валентина Васильевна, добрый день Вам,
спасибо за статью. Прочитала с огромным интересом. Главное, что все понятно:) И понятней, что делает Светлана Анатольевна с подготовишками.
Я сама преподаватель, но принципиально со взрослыми работаю, т.к. с ними я могу сработать на их мотивацию. Но я напрочь не понимаю мотивации детей.В этой связи у меня вопрос по этому предложению из статьи: "Деятельность инициируется потребностью субъекта, активизируя его на действия по достижению предмета потребности. Направленность потребности к своему предмету определяется как мотив деятельности". У маленького ребенка, 4-6 лет - какие есть мотивации узнавать новое? Какие потребности? У меня кусочки пазла не сходятся в одну картинку.
И почему родителям нельзя знать результаты тестов по темам? чтобы не снижали ребенку самооценку в случае плохих результатов?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Вход на сайт
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0