Приветствую всех! Семинар получился совершенно потрясающий. Кто-нибудь хочет поделиться своими впечатлениями, кому что отзвучало, что запомнилось? Я присутствовала не на всём семинаре, пришлось убежать ближе к концу. Вот кратко часть того, что я отметила для себя: Во-первых, что потребность может быть опредмечена разными предметами. То есть, самих потребностей - мало, а предметов, способных их удовлетворить - много. Опредмеченная потребность - не то же самое, что сама потребность.
Но прежде чем потребность опредметится, ребёнок сначала должен представить, что именно этот предмет способен удовлетворить его потребность. Человек понимает свою потребность только после её удовлетворения. Например, испытывая жажду, мы сначала чувствуем просто какой-то непонятный дискомфорт. Но как только мы случайно попьём воды, как сразу наступает приятно расслабление, и мы понимаем, что именно этого мы и хотели. При этом потребность в питье опредмечивается, например, данной кружкой. И в следующий раз, когда ребёнок снова будет испытывать жажду, он будет искать эту кружку. Если у нас наработано много связей с реальным миром, то мы способны удовлетворить потребность множеством способов и самым подходящим из них. Это и сеть способности.
Но сначала ребёнок противопоставляет себя предмету потребности, между ним и предметом ещё не установилась связь в виде последовательности действий. Локомоторное действие - это последовательность действий, ставшая ощущением, снимающим противопоставление, отделённость себя от предмета. Появляется предощущение процесса и способность совершить действие по удовлетворению этой потребности.
Локомоция связывает потребность(внутри ребёнка) с предметом потребности. Противостояние предмету имеет причиной социальное предназначение предмета. Ведь предмет выполняет свою определённую функцию в социуме, и с этими правилами надо мириться. Взрослый, обладающий культурными представлениями, даёт социальное обозначение предмета. Ребёнок будет относиться аккуратно к пирожкам, если взрослый относится к ним аккуратно. Предмет опосредован социальными отношениями, которые надо принять.
Когда ребёнок перестаёт противостоять социуму, а начинает учитывать социум и его правила, тогда он уже способен действовать.
Что было потом?!
|