Ответить на сокровенные вопросы мироздания – задача нового поколения!
Аккредитация в образовании | июнь 2010. ПреОбразование.
Мысль пригласить к разговору в нашем журнале людей высокого научного и творческого потенциала, авторов интересных методик и разработок, имеющих свой оригинальный взгляд на современную систему образования – зрела давно. Нам кажется, что новые идеи и размышления, основанные на собственном миропонимании наших респондентов, позволят читателям журнала взглянуть на действительность с необычного ракурса, акцентировать внимание на неожиданных деталях. Мы уверены, что именно это послужит толчком к переосмыслению существующих и поиску новых путей в решении проблем нашего образования. В рубрике «ПреОбразование» наш первый участник – Валентина Степанова.
– Валентина Васильевна, модернизация нашего образования на сегодняшний момент напоминает латание «тришкиного кафтана». Какое бы нововведение не внедрялось, оно обязательно приводит к появлению еще более глобальных проблем.Необходимость изменения всей системы образования назрела, но что будет основообразующим
фактором? Что могло бы послужить фундаментом для построения принципиально новой системы дошкольного, школьного, а в дальнейшем и высшего образования?
– Бесконечное латание дыр, да еще при этом ветхими заплатами, не украшает изрядно поношенной одежды, и она трещит не только по швам, но и на заплатах. Давно пора народу с великой культурой скроить себе одежду из добротной ткани по размеру и по фигуре.
Если мы понимаем, что система образования является жизненно важной функцией культуры, то должны понимать и то, что она должна быть соразмерна культуре! Конечно, культуру можно рассматривать с разных позиций.
Если смотреть на нее только с позиции ценности накопленного народом опыта, зафиксированного в артефактах, то она превращается в закрытую, неразвивающуюся систему, которая медленно, но верно затухает. И такая установка логично предопределяет выбор поведенческой стратегии – сохранить, пересчитать достояние, запомнить. Высшей ценностью в этом случае являются предметы (артефакты) культуры – им поклоняются, возводят в ранг абсолюта.
Ход понятен: от общего к частному, от далекого к близкому. Культура, развернутая в мир прошлых достижений, обесценивает и обесцвечивает жизнь человека в настоящем, с его устремлениями, ценностями, усилиями.
В этой ситуации человек рассматривается как страдательная позиция по отношению к культуре, а его ценность определяется по количеству освоенных артефактов, целью обучения становится тотальная личность, которую формируют в рамках культуры. Тотальная личность способна продуктивно действовать только в стабильные периоды общественного бытия, когда общество действует в рамках устоявшихся моделей поведения. При смене способов производства человек с данным типом
сознания оказывается неэффективен,не способен к самореализации как индивидуальность, что ведет к глубинной депрессии, к утрате смысла жизни. Понимание данной проблемы приобретает в настоящее время тем большее
значение, чем более взаимосвязанными становятся все элементы системы «природа – человек – общество – человечество». Но если посмотреть на культуру с позиции открытых (диссипативных) систем, то становится понятным, что она
может существовать только путем постоянного воспроизведения самое себя. Такое обновление осуществляется за счет творческого освоения ее предметов подрастающим поколением и внесения в нее новых точек видения.
Каждое новое поколение, осваивая опыт предшествующих, наполняет традиции и символы культуры собственным мироощущением. В этом случае целью и ценностью культуры, а значит и образования, становится ныне живущий
человек, а прошлое становится «питательной средой» для его эффективного развития.
Культурологическая ситуация ближайшего будущего состоит в том, что современный мир ставит перед человеком задачи быстрой адаптации к переменам и выработке эффективных способов деятельности в этих условиях.
Благополучие цивилизации все больше зависит от возрастающего числа людей. Это предопределяет нашу взаимозависимость и требует от человека способности к позитивной и эффективной коммуникации, что объясняет стремление всех развитых стран кардинально улучшить образование подрастающего поколения.
Обучение людей по укороченной схеме и ранняя специализация не дают широкой ориентировки в окружающей человека действительности. Отчуждение значительной части общества от смысла проистекающих процессов в мире привело к утрате человеком осознания своего места и роли в нем, а в связи с этим и ответственности за свои действия перед обществом и перед самим собой.
Осознание этого изменило направленность интересов общества на цели системы образования, так как вольно или невольно человечество ускоряет процесс роста производительных сил. Активное развитие СМИ приводит к повышению темпов информационного обмена, новому витку технического прогресса и дальнейшей межгосударственной экономической интеграции, которая требует от человека умения действовать в поле межнациональных и межконфессиональных объединений народов мира. В этих условиях индивидуальная самобытность человека будет ассоциироваться в общественном сознании как величайшая ценность. Только человек, который сможет обобщить свой опыт и сделать его единицей анализа проистекающих событий, будет способен активным действиям в постоянно меняющейся среде. Эффективное поведение в подобных ситуациях не может базироваться на использовании готовых решений присвоенного опыта, а должно опираться на принципиально иные механизмы врастания в культуру. Новая информация в этом случае наполняется субъектной позицией человека, который несет ответственность за ее интерпретацию перед собой и перед обществом, анализ данных ведет к порождению новых знаний.
Общество через обучение подрастающего поколения передает свои представления об устройстве окружающего мира. Но они не являются статичными и одномерными! Это некое динамичное, развивающееся, удерживающееся в большей степени общественным сознанием, функциональное образование, закрепленное в культуре.
Оно должно быть точно передано от поколения к поколению без искажения, иначе будет нарушено миропонимание целого народа. Однако при передаче необходимо избежать завершенности представлений о мироустройстве, что и задаст основу для активизации процессов познания.
Представления о мире заложены в культуре каждого народа. Но культура не только традиция, а еще и творчество! На фундаменте традиций в рамках общественного сознания идет постоянное обогащение системы ценностей, расширение представлений о мире. И каждое поколение должно занять свое место в культурной традиции народа, обогащая и развивая ее. Меняются ценностные ориентации общества – изменяется и система передачи этих ценностей. В ближайшем будущем человек с его самобытностью станет главной ценностью культурного сообщества. Характерным будет иное отношение к подрастающему поколению как к тем представителям рода человеческого, которым предстоит ответить на сокровенные вопросы, поставленные мирозданием перед человечеством.
Поэтому современные представления о мире – это всего лишь исходная точка движения к решению проблем человечества, а содержанием образования должны стать не только конкретные гипотезы нашего времени, но и открытие способов постижения закономерностей постоянно текущего и изменчивого мира.
А для этого необходимо максимально развивать систему как общих, так и творческих способностей каждого ребенка. Одним из радикальных средств решения данных проблем прогрессивные ученые всего мира видят в изменении образовательных систем. Они должны быть направлены на постижение законов развивающегося мира и задавать позитивную направленность индивидуально-личностному развитию каждого ребенка. Обучение должно быть основано на
проблемно-поисковых способах познания, порождающих способность к выдвижению собственных гипотез, их анализу и сопоставлению с нормативными представлениями культуры, их обоснованию и доказательству.
– На что необходимо обратить внимание при построении образовательной системы?
- Точка рассмотрения проблемы содержания образования должна лежать не внутри культуры, а находиться внутри процесса индивидуально-личностного развития, разворачивания и врастания человека в культуру. Творческая наработка способов деятельности посредством собственного опыта порождает новые культурные способности, которые приобретают уникальную, индивидуальную окраску.
Обучение должно способствовать психическому и индивидуально-личностному развитию каждого ребенка, что, в свою очередь, является условием и средством достижения психосоматического здоровья.
Поэтапное разворачивание перед ребенком аспектов окружающей действительности, соотносимое с уровнем его развития, и активное взаимодействие ребенка с данной средой, способствующее развитию подвижной функциональной системы взаимодействия с постоянно меняющимся средовым пространством, мы называем обучением в самом широком смысле слова.
Цели обучения переориентируются с овладения содержанием образования на нахождение индивидуального смысла в данном содержании и восхождение от порождения собственных способов решения учебной задачи к проникновению в замыслы другого лица: сверстника, близкого взрослого,учителя, ученого и т.д.
Ребенок, овладевая содержанием образования, должен не замещать им свое миропонимание, а принимать его как одну из рядоположных гипотез, как рефлексивную точку по отношению к своей модели мира, как средство взаимопонимания в пределах культуры, наполняя его опытом собственных переживаний и размышлений.
– Образовательное сообщество много говорит о том, что общество не может внятно сформулировать свои требования и пожелания к современному профессиональному образованию. На самом деле, нет ясности – чему и как учить своих детей, чего требовать от молодых специалистов в условиях неопределенной стратегии и тактики развития самого государства. Школа, соответственно, не имея четких целей, все больше «замыкается» в себе, стараясь не выходить за рамки положений и инструкций. Государство, хотя и предлагает разные пути решения проблемы, но они, в основном, оторваны от российской действительности. Что мешает всем заинтересованным сторонам вести конструктивный диалог? Чья инициатива могла бы помочь сдвинуть с места эту проблему?
– В настоящее время, как мне кажется, не только школа отгородилась от общества, но и общество сняло с себя ответственность за положение дел в образовании и воспитании подрастающего поколения. Российское общество похоже на страуса, зарывшего голову в песок, и надеющегося, что все как-то само собой образуется.
Если мы поймем, что культура – это единый организм, единая функциональная система (функция – стечение всех сил в точке реализации, А.А.Ухтомский), то станет понятна необходимость консолидации общественных сил на проблеме
самовоспроизводства культуры. Гибель культуры – это гибель народа, ее порождающего. Проблема образования – это проблема безопасности народа, общества и государства.
Поэтому, чтобы изменить подход к обсуждению этих проблем, необходимо: убрать кулуарность принятия решений – все должны понимать серьезность проблем, и наладить прямой диалог всех структур, которые обязаны по определению заниматься вопросами воспитания и образования.
Убрать, или, по крайней мере, поставить на равных со всеми участниками дискуссий всевозможные экспертные советы. Проблемы слишком серьезны для того, чтобы продолжать заниматься политическими играми. Экспертные советы в российском образовании стали камнем преткновения на пути его развития. Убрав честную и открытую конкуренцию образовательных программ, образовательных учреждений, заменив их лоббированием интересов небольшой группы ученых и издательств, они
ограничили школу в выборе педагогических и методических идей. Настойчиво рекомендовав направления детского развития, определенный набор учебных пособий, они поставили под удар школу, учителя, в конечном счете, и ученика,
который должен ответить за системную ошибку взрослых, сдавая ЕГЭ. Экспертные советы при этом не несут никакой ответственности за последствия своих действий ни перед обществом, ни перед государством.
Только прямая, открытая дискуссия без тени модерирования позволит вскрыть болевые точки системы образования и найти методы их лечения.
Родители должны стать активными участниками этой дискуссии, они как никто другой заинтересованы в благополучии своих детей. В настоящее время только родители могут изменить расстановку сил и реально помочь школе восстановить свой статус. Они могут и должны сформулировать запрос не только для образовательной системы, но и для СМИ, для научной интеллигенции. Вполне возможно, что решение данной проблемы послужит основанием для одного из способов народной консолидации и точки кристаллизации гражданского общества.
– Как вы считаете, поможет ли новое положение о правовом статусе бюджетных учреждений (широко обсуждаемое введение платного образования) оздоровлению нашей системы образования? Бывшая, якобы бесплатная система уже доказала свою несостоятельность. Возможно ли сочетание коммерциализации школы с массовым качественным образованием, с гуманизацией образовательного процесса?
– Я категорически не согласна со словом «коммерция» в отношении образовательного учреждения, так как считаю недопустимым получение им прибыли. А идея софинансирования школы государством и родительским сообществом
мне кажется продуктивной. Во-первых, это позволит родителям осознанно подходить к выбору образовательной концепции, которой руководствуется школа. Понимать, что цели обучения, поставленные школой – это не формальность,
они подкреплены методами и средствами для их достижения.
Во-вторых, вы абсолютно правы, употребляя выражение «якобы бесплатная система». Родители, стесняясь друг друга, украдкой нанимают репетиторов, начиная с первого класса школы. Таскают детей на перекладных в десятки
различных кружков и студий, в надежде на то, что это поможет ребенку в успешном освоении школьной программы. Постепенно устают родители, устают и начинают серьезно болеть дети. Все говорят о перегрузке, забывая о том, что
она носит совершенно иной характер, нежели учебный. Но если цель образования – это максимальное развитие творческих способностей каждого ученика, а способность – это способ достижения успеха в любом виде деятельности, то понятно
каждому, что для ребенка необходимо создать среду: это оборудованные кабинеты музыки, изо, физкультуры, труда, химии, физики; это материалы для моделирования понятий; это индивидуальные музыкальные инструменты и многое
другое, на что у государства нет денег.
Одним из важных факторов является культурный взрослый, который владеет этой способностью – организовать среду, порождающую эту способность у всех участников совместного взаимодействия. В настоящее время оплата за
такие услуги варьируется от 500 до 1000 рублей в час – столько платит и родитель при индивидуальной консультации. Но если разделить даже 2000 рублей в неделю на 26 человек, то за каждого ребенка придется заплатить менее 100 рублей в неделю! И педагогу не обязательно работать именно в этой школе, он может работать в музыкальном училище, художественной, лингвистической или математической школе. Главное, что нет необходимости к нему добираться через весь город, оплачивая услуги транспорта. Приглашением его в школу занимаются педагогическое и родительское сообщество, они подбирают соотносимые с возрастными потребностями детей деятельности, освоение которых поможет развитию тех или иных способностей. Мало того – способность начинает развиваться только в том случае, если она носит социально ценностный характер, то есть котируется в среде сверстников. Ведь ее необходимо демонстрировать, а самой подходящей аудиторией для этого является коллектив одноклассников.
Мой опыт показывает, что средняя оплата за месяц в классах с пребыванием детей в течение целого дня составляет от 5 до 6 тысяч рублей. Это не дешево, однако это позволяет родителям спокойно работать, не беспокоясь за жизнь, здоровье и развитие собственного ребенка. А также контролировать образовательный процесс и активно участвовать в нем. Раз в два месяца каждый педагог дополнительного образования дает открытый урок, концерт, устраивает выставку детских работ, что наполняет школу осмысленной событийностью, а родителей неплохим развлечением. Но доплачивать родитель должен только за действительно дополнительные, качественные услуги педагогического коллектива, а не за надуманные индивидуальные занятия по предметам творческого характера.
– Меняется общество, приоритеты и ценности – меняются и дети. Что нужно изменить в системе подготовки педагогических кадров? Как вы относитесь к возможному приходу в школы непрофессиональных педагогов?
– Не могу согласиться с тем, что вид Homo sapiens так стремительно стал развиваться последние 20 лет, что всенакопленные за пару миллионов лет приспособления к окружающей среде перестали действовать. Общество, по недомыслию своему, меняется, но так было всегда. Если общество выбирало неверные ценностные установки, то культура рушилась. Мы знаем о существовании иных цивилизаций по артефактам былых культур.
Культ «золотого тельца» всегда приводил народы к тяжелым последствиям, которые сказывались, прежде всего, на их детях.
Проблема решается легко – мы возвращаемся в лоно здоровых ценностных установок всех времен и народов. Это жизнь, здоровье, целостность человеческого сознания, способность к творческой реализации самого себя, полноценное общение, благополучие близких людей и мира. Чем шире человек – тем шире круг близких ему людей, тем бережнее он относится к окружающему миру.
Я могу вас заверить – дети совершенно не изменились, периодизация работает на все 100%. Другое дело, если мы хотим сдвинуть детство с его естественного хода развития и ищем точки опоры для того, чтобы перевернуть мир, а свернуть предохранительные системы человеческого сознания не удается, то тогда и возникают идеи о том, что прошлые закономерности человеческого развития не работают.
Нужно искать условия, при которых ребенок остается психически и физически здоровым, легко осваивает адекватное его возрасту содержание образования. Необходимо вернуть ребенка в русло ведущей деятельности в момент освоения нового материала.
О системе подготовки кадров. Главное и самое трудное – изменить ценностные установки в учреждениях, которые готовят педагогические кадры. Без изменения направленности общества с позиции: человек – как средство реализации чьих-то замыслов, к позиции: человек – цель и ценность культуры – невозможно изменить учительство.
В этой работе должно принимать участие все общество, творческая интеллигенция и СМИ в первую очередь, так как они имеют колоссальное влияние на население России. Ценностные установки принадлежат к структурам бессознательного, они обеспечивают выживание рода, удерживаются массовым сознанием, регулируют поведение индивида в отношении соплеменников. И если нам удастся опомниться и вернуться к естественным ценностям выживания вида, то все остальное начнет меняться достаточно быстро и позитивно.
Что касается прихода в школу не специалистов в области педагогики. Если они являются специалистами в другой сфере научной деятельности, позитивно направлены на человека, обладают коммуникативными способностями,
пластичны и обучаемы, то в течение 2-3 лет при полноценном сопровождении они смогут стать достойными педагогами. Но вы понимаете, что эти люди уже заняты в общественном производстве, и вряд ли согласятся поменять свою профессию, если только единицы. Необходимо серьезно менять систему подготовки и переподготовки педагогических кадров, вот здесь система дистанционного обучения может сработать.
– Вы писали о возвращении естественной среды в образование, методе естественной организации группы. Что нужно, чтобы такая среда вернулась в наше образование?
– Прежде всего, элементарно образованный педагог, который знает, как функционирует детское сознание на каждом возрастном этапе и организует образовательную среду соответствующим образом.
Вторым условием является освобождение учителя от бессмысленного, обусловленного формально-логическими представлениями методистов и менеджеров от образования вороха бумаг, который не имеет ничего общего с образовательным процессом.
Третье – возвращение на рядовой урок проблемно-поисковых способов обучения, реального экспериментирования, моделирования, что потребует изменения в расписании, сдвоенных и строенных уроков, сотрудничества учителей-предметников естественного, гуманитарного циклов, изменений в материальном обеспечении педагогического процесса. Вместо интерактивных досок, окончательно лишающих субъектности учителя и учащихся, необходимы материалы для моделирования и экспериментирования.
Продолжение беседы с Валентиной Степановой читайте в следующем номере «АО».