"Бесстрашному интеллекту" - по плечу любая задача!

Аккредитация в образовании | июль 2010


"…Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям, они заботятся сами о себе. Когда я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям, они сами ведут себя правильно. Если я удерживаюсь от проповедования людям, они сами улучшают себя. Если я ничего не навязываю людям, они становятся собой…"
Карл Рэнсом Роджерс


Мы продолжаем публиковать интервью с нашим первым автором в новой рубрике «Преобразование»: Валентиной Степановой, кандидатом психологических наук, ведущим специалистом НПЦ "Гармония” (г. Смоленск), автором здоровьесберегающей технологии. В прошлом номере мы беседовали о российской системе образования, о философии принципиально нового подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Тема инноваций во всех сферах жизнедеятельности 
человечества невозможна без новаторских, «прорывных» идей, которые, в конечном итоге, и определяют будущее страны, а может быть и цивилизации… Сегодня мы продолжаем разговор о раскрытии способностей и талантов учащихся.

– Валентина Васильевна, не секрет, что возможность движения общества вперед без неординарных решений, без личностей, способных их генерировать, ограничена. Значит, вопрос поиска талантливых и одаренных детей всегда будет актуален. И найти их выгоднее и проще для государства и общества, чем кропотливо выявлять и развивать зачатки способностей каждого ребенка…

– Ваши вопросы начинаются с двух замечательных слов: талантливость и одаренность. Для того, чтобы стать одаренным, необходимо, чтобы тебя одарили любовью. Любовь – это целостное и безоговорочное принятие человека, как величайшей ценности культуры, с искренним желанием благополучия его самореализации. Не человека, вообще, а каждого, конкретного, живого.

Вне общественной заинтересованности в успехах каждого ребенка, вне признания права каждого ребенка на развитие, невозможно длительное полноценное существование ни культуры, ни общества, ни, в конечном счете, государства. С древних времен известно, что таланты рождаются только в совместной деятельности.


Способность – это не мистическое качество сознания, а способ достижения успеха в любом виде деятельности. Есть совместная деятельность, есть любовь к ребенку и желание раскрыть для него окружающий мир – способность возникнет непременно!

Ребенок постоянно всматривается в мир человеческих отношений. Он плохо понимает смысл наших высказываний, но хорошо вычленяет нашу мотивационную направленность. Способность социальна по происхождению. Если в обществе нет интереса к процессам познания мира, к творчеству, самореализации, а интерес направлен на конкуренцию, капитализацию собственных усилий для достижения материального благополучия и статуса, то и дети будут овладевать направленностью на карьерный рост, агрессивным поведением – и это тоже способность, позволяющая полноценно конкурировать в данном сообществе.

Сейчас в России мы видим последствия разрушительной направленности 90-х годов. Но, если будут меняться ценностные приоритеты в общественном бытие, будет меняться и структура способностей у подрастающего поколения.
Таким образом, вместо поиска и отбора одаренных детей, и бесполезной траты средств на их дальнейшее развитие, необходимо вкладывать их на повышение интеллектуального потенциала всего народа. Долгое наблюдение за судьбами
детей, художественно и музыкально одаренных, отобранных для обучения в физико-математические школы показывает – эти дети, вырванные из среды, в которой они выросли и приобрели способность действовать, помещенные в искусственную среду, действующую по законам капитализации их жизненных сил в настоящее время, с целью приобретения успеха в будущем – в лучшем случае замедляют процессы развития способностей, в худшем – теряют всякий интерес к данному виду деятельности, а способность «рассасывается».


Как только мы начинаем относиться к человеку как к вещи и начинаем узурпировать его самость с целью быстрой, простой, выгодной капитализации его способности, то оказываемся несостоятельными нравственно, политически и экономически.
Не нужно тратить непомерные усилия и на выявления всяческих зачатков способностей, необходимо вернуться к правильной организации учебной деятельности, отказавшись от алгоритмизированного характера обучения.
Способность не формируется, она становится в результате погружения ребенка в соответствующую его потребностям и уровню развития деятельность. Естественный ход развития любой способности связан с открытием деятельности, которая бы потрясла воображение ребенка. И если культурному взрослому, владеющему ремеслом, становится интересен ребенок, он без труда, в совместной деятельности, раскрывает перед ребенком сущность ремесла, создавая условия для того, чтобы ребенок успешно овладел способами этой деятельности – стал способным.

Механизмы становления способности к математике, музыке, рисованию однотипны, изменяется только деятельность. Позвольте привести трактовку известных положений деятельностного подхода. Индивидуальность прирастает за счет овладения человеком общекультурными способностями, которые зарождаются и развиваются в процессе овладения базовыми видами деятельности. К базовым видам деятельности относятся: общение; манипулятивная, орудийная, игровая и особым образом развитые символически – знаковые виды деятельности (речь, изобразительное искусство, музыка, танец); учебная. И в каждой из них вызревают способности, позволяющие ребенку адаптироваться к жизни.
Полноценное развитие предполагает две линии развития – генотипическую и культурную. Наследуя генотип, человек наследует предпосылку развития способностей.
Способность возникает в виде психологического новообразования, в ответ на активные действия индивида в культурной среде. Она нарабатывается эмпирическим путем в процессе субъективного освоения базовых видов деятельности.

Получается, что индивид, совершая любые действия, направленные на удовлетворение собственных потребностей, самопроизвольно порождает способ достижения предмета, способного эту потребность удовлетворить. Способ, порожденный ребенком в деятельности, может быть эффективным и неэффективным. Эффективные способы вычленяются ребенком из остальных попыток, так как удовлетворение потребности подкрепляется положительными эмоциями. Неэффективные способы ведут к усилению потребности, а также ограничивают зону поиска решений и задают ей более точную направленность. И эффективные, и неэффективные способы действия равно необходимы для становления способности. Существуют периоды развития человеческого сознания, в которых приоритет в овладении отдается одной из базовых деятельностей являющейся ведущей на тот момент и неосвоение ее является фатальным для дальнейшего хода личностного развития человека.
Способность не передается по наследству, не транслируется как готовый способ освоения мира, она заново порождается каждым ребенком в процессе активного участия в деятельности. Наполнение символов и знаков культуры эмоциональной, субъектной сопричастностью подрастающего поколения и есть смысл школьного образования.

Волюнтаризм в дошкольном образовании лишает ребенка возможности прожить базовые этапы психического развития, замещая эмпирические формы познания окружающего мира на преждевременное освоение знаковой культуры, что далее
тяжело сказывается на здоровье и успешности в обучении детей.

– Реальный пример из жизни: распределение после 3-го класса по спецклассам. Выявлены способности к точным наукам – в математический класс, к языкам – в лингвистический и т.д. У кого нет предпочтений – в так называемый «обычный» класс, который негласно воспринимается как «отверженный» – обучение идет по остаточному принципу, все силы брошены на «рекламные» классы. Но и уравниловка, как известно, не приводит ни к чему хорошему?

– Мы, к сожалению, не до конца понимаем, что именно является условием дальнейшего развития способностей. Зачастую думаем, что образованный педагог, хорошо оборудованный компьютерный класс, направленные на будущие
достижения одноклассники – станут основой для развития способностей к математике, лингвистике. Однако достаточно посмотреть летние объявления о дополнительном наборе детей в гимназии и спецклассы. Куда деваются дети, которые были отобраны в 5 специальный класс? Откуда приходят дети по дополнительному набору в 6,7, 8 и даже 10 класс? Ответ: из обычных школ, в которых остались работать прекрасные педагоги, и сохранились педагогические и ученические коллективы.


А большинство гимназий, к сожалению, превратилось в «спорт высших достижений», где ребенок – это вещь, носитель, «флэшка», ценность которой определяется объемом записанных данных и усвоенных алгоритмов поиска и решения задач. Ребенок оказывается отчужденным не только от освоенных данных образовательной программы, но и от самого себя. Он перестает быть субъектом собственной деятельности и, попросту, не может быть внутренне успешным, так как содержание ЕГО деятельности определяется НЕ ИМ. Мотивация этой деятельности тоже принадлежит педагогу. Закономерно, что и результат педагоги считают своим достижением. От ребенка уже не требуют мыслить самостоятельно, требуют ориентировки в хорошо подготовленном учителем, и заученном ребенком учебном материале.

И чем престижнее педагог, тем страшнее последствия! С этим связана зашкаливающая тревожность в гимназических классах. Часто ребенок, вообще, не понимает смысла происходящего на уроке. Достаточно попасть на открытый урок и задать детям вопрос по сути беседы, и все станет понятно. Правильная оценка уровня детского развития позволяет учителю выбрать соответствующие методы и приемы обучения, направленные не только на овладение содержанием гипотез описания мира и решение программных задач, но и на дальнейшее развитие способности каждого ребенка. Одно и то же содержание урока может быть задано посредством различных видов базовой деятельности как предметной, так символической или знаковой.
Не важно, как называется класс, важно, чтобы учитель был образованным человеком, любящим своих учеников, и знающим, как развивается психика ребенка.

А способности так и устанавливаются: сначала невербальные формы интеллектуальной деятельности, затем вербальные, которые принято называть лингвистическими, и лишь затем развиваются абстрактные формы мышления. Это не связано с предопределенностью способностей человека – вспомните Уинстона Черчиля или Альберта Энштейна.

– Сталкивались ли вы на практике с тем, что необычным, оригинальным, возможно творчески более одаренным детям неуютно в обычной школе. Нужны ли им особые условия для развития творческих способностей? Нет ли опасности, что отрыв от действительности и замыкание в мире своих предпочтений будет разрушать, а не гармонизировать личность?

– Я поймала себя на мысли, что не знаю, что это такое – «обычная школа». Каждая школа, как и каждый человек, обладает собственной ментальностью, перед каждой стоят задачи, которые приходиться решать, исходя из собственных обстоятельств.
Что же касается моей практической работы с сообразительными детками, то основными претензиями к ним, со стороны педагогов традиционных взглядов, являются их чрезмерная речевая и моторная активность. Детям постоянно делают замечания, снижают отметки, что им, по праву, не нравится. Если ребенок включен в урок, он понял вопрос, он знает ответ, то его мозг автоматически включен на общение! Но если учитель не смог подхватить эту активность, то ребенок направляет ее в сторону близсидящего сверстника, и они начинают болтать на уроке. Но для ребенка это более безопасно, чем ощущать незаслуженное игнорирование своей активности учителем, ему невроз ни к чему. Если вы спрашиваете меня о детях-индиго, то моя практика встречи с ними всегда вызывала в моей душе удрученное состояние. Я подозреваю, что дети-индиго – это коммерческий проект школ раннего развития. Жаль, что родителей убеждают в особости их чад, рекомендуя домашнее обучение. Это,
как правило, закладывало тяжелейшие ошибки в воспитании, которые почти невозможно исправить.

Родители начинают догадываться о них, только перейдя в основную школу. Необходимо понимать, что мозг адаптируется к той среде, в которой он находится. И если мы не предполагаем, что наш ребенок будет жить на безлюдном острове, то ему необходимо жить и развиваться в адекватных культуре условиях. Чем богаче среда, тем тоньше приспособления, тем способнее человек.

– Вы автор успешной здоровьесберегающей технологии. Расскажите, пожалуйста, о ее принципах, и почему так важно применение таких технологий в образовательном процессе?

– Выше мы говорили о том, что способность развивается в русле интересной и желанной для ребенка деятельности. Мы полагаем, что высшие формы человеческой активности, направленной на реализацию собственных идей, то есть творчества и самоактуализации развиваются лишь в ситуации удовлетворения потребности в любви, безопасности, безусловном принятии. Для создания такой ситуации в условиях школьного обучения обязательны некоторые принципы:

Нет оценкам!
Безотметочное обучение, по крайней мере, в начальной школе. Запрещение какого-либо ранжирования учащихся на умных и глупых, способных и неспособных, перспективных и неперспективных и т.п. Безусловное принятие каждого ребенка, внимание к его высказываниям. Мы рассматриваем как разрушительные для становления индивидуальности Я концепции ребенка, распространенные сегодня формы аудита и самоаудита в отношении младших школьников.

Право на ошибку
Творчество, а детское – в особенности, требует такой мотивации, которая бы давал «гарантию эмоциональной безопасности» ребенку, порождающему новую идею, право на ошибку. Попадание в ситуацию незнания необходимо, с одной стороны, для задания проблемной ситуации, а с другой – внутренних оснований для познавательной активности. Ребенок не должен бояться выдвигать ошибочные гипотезы. Ведь, по сути дела, ни одна детская гипотеза не может быть полноценной с общекультурной точки зрения. Однако от этого детские гипотезы не становятся менее значимыми как для его развития, так и для развития его товарищей.

Класс для всех и каждого
Базовым принципом технологии является также комплектование классов по принципу случайного отбора. В каждом классе должны быть и сильные, и средние, и слабые ученики. Этот принцип продиктован не только морально-этическими
соображениями, но и их глубокой – и на данный момент уже доказанной на практике – убежденности в том, что именно такой состав класса оптимален для развития как слабых, так и сильных детей. Специально подчеркну, что для сильного
ребенка – слабый даже более важен, чем сильный для слабого, так как позволяет сильному ребенку в процессе учебной деятельности транслировать собственные гипотезы, обосновывать их, убеждать слабого в правильности выбранного
решения. А при проверке правильности выполнения задания сильный ученик должен увидеть неточность решения и восстановить ход размышления слабого ребенка. Без этого он не сможет объяснить ему в чем ошибка.

Работа в подгруппах.
Способы организации учебной деятельности в начальной и основной школе предполагают, что система взаимодействий и взаимоотношений между учениками и учителем строится на принципе работы учителя с подгруппами детей (класс разбит на 4 – 5 подгрупп, по 4-6 человек в каждой). Состав групп постоянно меняется, что требует от каждого ребенка, как минимум ежедневно, заново выстраивать отношения внутри группы для решения поставленных задач. Отметим, что в нашей технологии групповая форма организации занятий не является ни «бригадным» методом, ни коллективно-распределенным способом деятельности, а строится по законам синергии (взаимоподдержки). Последнее предполагает функциональную самоорганизацию и самостоятельное порождение группой средств регулирования совместной деятельности, внешне детерминируемой лишь конечным продуктом (задаваемым учителем через проблемную ситуацию).
Взаимоподдержка задает необходимость создания единого ритма деятельности в группе и классе, который ничем не заменим, для синхронизации работы коры головного мозга и гармонизации работы всего организма ребенка. Это один из
факторов, дающих оздоровительный эффект. Единый ритм способствует созданию единого поля поиска решения, что на порядок повышает интенсивность информационного обмена. Последовательная реализация вышеперечисленных принципов приводит к тому, что уже в детском возрасте:

• развивается воля (как способность самому вызывать и удерживать собственное психическое состояние), а не произвольность (как организация собственного поведения, послушного чужим, внешним целям, правилам и контролю). Воля может стать генетически исходной для развития произвольности, но из послушного ребенка не вырастает внутренне свободный и ответственный человек.
• возникает истинная познавательная потребность и мотивация взаимопомощи. А не любой ценой быть первым – самым умным, самым сильным и т.п.
• развивается принципиально новый тип самооценки и переживания самого себя, зависимый не от оценок учителя или группы, а только от личного, индивидуального переживания границ своего знания и умения и принципиальной возможности их безграничного развития.
• устанавливается «бесстрашный интеллект», который не боится новых задач, но жаждет и умееет их решать. Естественно, что базовый образовательный компонент в виде грамотного письма, чтения, вычислительных навыков, решения математических задач и примеров осваивается каждым ребенком. При этом дети не только сохраняют свое здоровье, но и значительно улучшают его показатели.

– По данным Института возрастной физиологии РАН, 20% детей приходят в школу с нарушениями психического развития, а уже к выпускным классам у 70% старшеклассников можно диагностировать пограничные нервно-психические расстройства. Влияют ли на здоровье детей все увеличивающиеся нагрузки в школе? Или все возрастающие требования к умениям школьников являются условием стремительно развивающейся цивилизации, а поэтому неизбежны…

– Эти цифры, я бы сказала, смягчают ситуацию – реальность тяжелее. С чем связано такое состояние дел? Прежде всего, с отчужденной позицией ученика от образовательного процесса. Ребенок, по сути, в образовательном процессе
выполняет функцию вещи, которой необходимо придать товарный вид, увеличить ее рыночную стоимость. Об этом, не стесняясь, говорят. Все заняты поиском одаренных детей, разработкой методик их отбора по определенным параметрам, чтобы эффективнее формировать по заданному образцу – убрав субъектную позицию ученика, превратить его в послушное запоминающее устройство чужих мыслей, чужих способов, которые даны сверху и поэтому не могут быть истинно понятны ребенку! Если человек не понимает сути процессов, если его знания не пропитаны эмоциональной и деятельной сопричастностью, то он не в состоянии их дополнять, соотносить с изменяющейся ситуацией. Это порождает страх (как бы не
забыть, не перепутать) перед полученными знаниями как перед божеством. Если гипотезы мироустройства не ваши, средства оперирования вам дали заучить наизусть, способы деятельности выучены по алгоритму – где ВЫ, на что ВЫ можете опереться в этом динамичном мире? А если тебя еще оценивают и близкие, и далекие, которые отчуждены от твоей жизни? И по результатам ответов определяется твоя дальнейшая судьба?! Вот и причина тревожности. И такое положение вещей устраивает не только педагогов, но и родителей. Ребенок не устает от мотивированной, доступной его пониманию, осмысленной деятельности. Школе пора вспомнить «золотое правило дидактики», разработанное Яном Коменским – «От простого к сложному, от близкого к далекому, от понятного к непонятному». И проблемы тревожности уйдут - проверено на практике.

– Вы противник массовой компьютеризации в младшем школьном возрасте. Однако оградить детей от общества, пронизанного компьютерными технологиями, вряд ли возможно. Что можно предложить детям взамен такого притягательного виртуального
пространства?

– Всякая деятельность носит социальный характер. Ребенок одновременно направлен на взрослого и на предмет, которым ему позволит овладеть взрослый. Он интуитивно вычленяет направленность взрослого и стремиться двигаться в этом же направлении, получая от взрослого поддержку. Устанавливается только та способность, которая зафиксирована вниманием взрослого. Время, отведенное на каждый вид базовой деятельности не велико. Используя его на деятельность, которая не адекватна возрастным особенностям психического развития ребенка, мы не просто тормозим его развитие, но часто препятствуем сохранению здоровых психических реакций ребенка.


Если творчество – это реализация собственных представлений вовне, то компьютерные игры – это действие по чужим правилам, в чужом содержании, с неясной ценностной установкой автора. К развитию творческого потенциала в дошкольном и младшем школьном возрасте компьютерные игры не причастны. А овладеть компьютером как средством самореализации ребенок в этом возрасте не способен. Если взрослый осознает последствия отказа от полноценного общения с собственным ребенком, то он, безусловно, предпочтет рыбалку с сыном, ремонт машины в гараже, совместное приготовление ужина и т.п. Лишь бы ему был интересен ребенок, размышляющий об устройстве мира. Ребенку нужен деятельный взрослый, который будет направлен не только на предмет своей деятельности, но и на ребенка, чтобы ребенок стал целью и ценностью семьи, преподавательского коллектива.

– Дмитрий Медведев подчеркивал в своих выступлениях, что кроме развития талантов нужно развивать в детях и конкурентоспособность. Но что значит быть конкурентоспособным в детском коллективе? Каковы должны быть тогда критерии оценок?

В культуре существуют две конкурирующие позиции. Первая связана с идеями сотворчества, и рассматривает процессы порождения общего продукта. Она определяет человека как ценность, пропагандирует миролюбие, человеколюбие, взаимоподдержку, коллективизм (ныне соборность). Вторая связана с идеями силы, конкуренции, могущества, власти, управления другими людьми. Их девиз: пришел, увидел, победил! Это два взаимоисключающих хода в развитии. Необходи-
мо определиться – мы созидатели или герои-воины! Без этой определенности невозможно искать новые ходы в образовательной политике государства.




Меню сайта
Вход на сайт
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0