Размышления в связи с семинарским занятием в подготовительной группе 21 марта 2014 года


Евгения Григорьевна Пивченко

На этом занятии мы опять увидели филигранную работу Валентины Васильевны с детьми. Началом разговора с детьми, взаимодействия с ними может стать любой подходящий повод, а основополагающий подход  принципиален – дать возможность ребенку проявиться таким, каков он есть сегодня, не подтягивая его ни в малой степени к ожиданиям и иллюзиям взрослых. И от этой реальной точки начать работу с ребенком, исходя из его представлений и сегодняшних возможностей психики, создавая условия движения в направлении развития. При этом в каждое мгновение работы с ребенком бережно сохраняется, я бы даже сказала - охраняется возможность проявления его субъектности.
 
По большому счету, на этом же принципе строится и работа с учителями, которые приняли осознанное решение  осваивать эту технологию.
 
Возвращаюсь к занятию с дошкольниками. Реальность оказалось, как часто это бывает, вовсе не зрелищна, а как-то совсем прозаична. Картина мира детей отражала среднестатистическую картину мира современных детей, то есть весьма неширокую и с достаточным вкраплением ирреальности. Но начинать работу можно только с этой неустойчивой опоры в виде детских представлений о реальности, которые им все-таки удалось приобрести в дошкольной жизни. При этом необходимо выметать мусор и чепуху фантасмагорий.
 
Разрыв между иллюзиями взрослых в отношении того, что кто-то эффектными пассами ловко выровняет некоторые «шероховатости» их детей, и реальностью, выразился в тревожном выражении лиц родителей и особенно в одной родительской реплике. В драматургии её назвали бы реплика-апарт. Она не предназначалась для участников процесса, но для ушей наблюдателей, ожидающих зрелищ. Она заключала мнение, что - де то, что происходило на этом занятии, не так интересно, как можно было ожидать от мэтра.
 
И это проблема современной жизни – антураж оказывается нередко достаточной заменой отсутствующему содержанию. Наверное, не случайно словосочетание «как бы», обозначающее приблизительное подобие, используясь сегодня в гипертрофированных масштабах и в большинстве случаев не по смыслу, превратилось в выражение – паразит. Наверное, в этом явлении отразилось тенденция сегодняшней жизни к мимикрированию, к ряжению в маскировочные халаты  во всех областях жизни, включая образование. Здесь же не было никаких реверансов в сторону занимательности для зрителей, антураж был полностью исключен. Работа шла с той реальностью, какова она есть, с опорой на закономерности развития ребенка.
 
На мой взгляд, важное высказывание сделала одна из мам на этом занятии. Она услышала от более «опытных» родителей (дети которых несколько лет учатся в «Ростке») и отнеслась к этому всерьез, что очень существенна роль родителей в успехе учебного процесса класса в целом, а значит, каждого ребенка в отдельности. И этот посыл о роли родителей – не расхожая фраза.
Ведь эта технология была создана лет 30 назад не благодаря, а вопреки официальным взглядам на образование. И сейчас, несмотря на то, что технология «Росток» эффективно работает на развитие детей, что подтверждается систематическими научными исследованиями детей в Институте физиологии СО РАМН, обеспечение функционирования центра по-прежнему лежит на плечах автора технологии, энтузиазме  пед. состава центра и беззаветном участии родителей.
 
Центр «Росток» – штучное явление. Он образовался 11 лет назад не по директивному указанию, а в результате счастливо совпавших объективных условий, добровольного объединения разных людей, готовых двигаться в общем направлении. Наш золотой родительский фонд понимает уникальность этого явления на образовательном пространстве Новосибирска и относится к этому соответственно. В этих родителях проявился зреющий в обществе запрос к новому, современному, другому по сути образованию.
 
Я бы посоветовала родителям создающегося сегодня будущего первого класса обратить внимание на родительское сообщество нынешнего 1 В класса (классный руководитель – Татьяна Ивановна, воспитатель – Наталья Валерьевна). В этом классе учится несколько младших братьев и сестер более старших учеников «Ростка». Мне кажется, что здесь родителями найдена наиболее гармоничная позиция, что не замедлило сказаться на детском коллективе самым благотворных образом. Родители не противопоставляют детей: тот нерадивый мешает моему отличнику, тот несуразный – не под стать моей «звезде», тот «плохиш» – обидел моего «идеального». Не пытаются улучшить на свой лад работу учителя. Не пытаются откорректировать его взгляды на учебный процесс и социальную жизнь класса. Но готовы задать нелицеприятные вопросы тем взрослым, кто пытается занять равнодушно-иждивенческую позицию, потому что это сразу ухудшает качество учебного процесса. Но готовы расширять свою информированность в технологии, закономерностях развития ребенка. Они активны, ответственны, безотказны в деле организации тех или иных событий в жизни класса. Они высоко ценят качество школьной жизни, развития, образования, которое дает «Росток», его оздоравливающее воздействие.  
 
Всё это трудоёмко, хлопотно, времени требуется немало. Вечно тут, с точки зрения постороннего, какое-то броуновское движение. И никогда – разлинованной красоты плаца. Правда, позже оказывается, что дети дружны, сплоченны, активны, общительны, учатся хорошо, танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, рисуют, эффективно осваивают английский, играют в шахматы, мастерят, ткут. Всё это они делают всем классом тут же в школе в рамках «Ростка». Между делом участвуют в олимпиадах и конкурсах, занимая первые места.                                                   
 
В среднем  звене «Ростка» в рамках проблемно-поискового подхода в рабочих группах -лабораториях   дети на факультативных занятиях в «Школе юного физика», «Школе экспериментатора» занимаются физикой, химией, математикой. Здесь занятия ведут учёные соответствующих специальностей, которые «по совместительству» являются  и родителями наших учеников  или привлечёнными коллегами первых, разделяющие соответствующие взгляды на образование. Так же в среднем звене в аналогичном режиме, помимо школьного расписания, проходят занятия по русскому языку, литературе, истории.
 
Как показывает опыт, на скудной почве не приходится ждать пышного цветения. Но можно почву оздоровить и восстановить её плодородные свойства. Кто готов – засучивайте рукава.  

Категория: Общая | Добавил: evgenia14 (15.04.2014)
Просмотров: 2202 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 4
Пользователей: 3
Bogdanwba, Bogdangkn, Bogdanlbg